Шпаргалка финансовый менеджмет

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 19:07, шпаргалка

Описание работы

ФМ базируется на ряде взаимосвязанных фундаментальн. концепций:
1) концепция денеж. потока – в ее основе лежит утверждение, что реальными являются только деньги и их движение, при этом предпр-ие рассматривается как система вход. и исход. ден. потоков.

Работа содержит 1 файл

шпора фин менеджмент.doc

— 276.50 Кб (Скачать)

40. Сущность финансового планирования на предприятии.

Планирование – это  процесс разработки и принятия целевых  установок количествен. и качествен.характера  и определение путей наиболее эффективного их достижения. В основе фин.планирования лежат стратегич. и производствен.планы. Стратегич.план подразумевает формулирование цели, задач, масштабов и сферы деятель-ти компании. Производствен.планы составл-ся на основе стратегич.плана и предусматривают определение производствен., маркетингов., научно-исследоват. и инвестицион.политики. В рамках стратегич.планиров-я целев.установки могут упорядочиваться различн.способами. Выделяют 4 типа целей: 1)рыночная – какой сегмент рынка товаров и услуг планируется охватить, каковы приоритеты в основн. производственно-хозяйствен. деят-ти предприятия; 2)производственные – какие структура произв-ва и технология обеспечат выпуск продукции, необходимого объема и качества; 3)финансово-экономиические – каковы основные источники финансиров-я и прогнозируемые финансов.результаты выбираемой стратегии; 4)социальные – в какой мере деят-ть предприятия обеспечит удовлетворение определен.соц.потребностей общества в целом или отдельных его слоев. Основное предназначение подобн.плана – обоснование того, какой товар должен производиться и где он может быть реализован. Стратегич.план не ограничивается лишь констатацией целей, он также включает их обоснование, в т.ч. и ресурсное. Именно поэтому составн.частью любого стратегич.плана яв-ся фин.план. Стратегич.план может иметь следующ.структуру: Раздел1 Содержание и целев.установки деятель-ти фирмы (излагаются предназначение и стратегич.цель деятель-ти фирмы, масштабы и сфера деятель-ти, тактическ. цели и задачи). Раздел 2 Прогнозы и ориентиры(проводится прогноз экономич.ситуации на рынке капиталов, продукции и труда, намечаются перспективн.ориентиры по основн.показателям). Раздел 3 Специализирован.планы и прогнозы (произв-во, маркетинг, финансы, кадров.политика, инновацион.политика, новая продукция и рынки сбыта). Финансов. план – это документ, характеризующий способ достижения фин.целей компании и увязывающий ее доходы и расходыВ общем виде фин.план представл.собой документ, содержащий следующ.разделы:

 

41. Управление дебиторской задолженностью.

Дебиторская задолженность  является одной из разновидностей активов  организации, который может быть реализован, передан, вменен на имущество, продукцию, результаты выполнения работ или оказания услуг. В зависимости от размера дебиторской задолженности, а также от того, какова вероятность непогашения задолженности, можно сделать вывод о состоянии оборотных средств организации и тенденциях ее развития. Дебит. задолжность – это сумма требований, предъявленных предприятием к своим дебиторам на определенную дату. Дебиторы – физ. и юр. лица, имеющие задолжность перед данным предприятием. Управление ДЗ предполагает контроль за ее оборачиваемостью. Коэффициент оборачиваемости ДЗ=Выручка от продажи/Среднюю годовую величину ДЗ. Рост этого показателя означает сокращение продажи в кредит. Снижение означает увеличение. Оборачиваемость ДЗ рассчитывается в днях. Формула: Оборачиваемость ДЗ=Средняя величина ДЗ*число дней в периоде/Выручка от продажи. Положительным считается снижение срока погашения ДЗ. Периоды ДЗ: краткосрочный (до 12 месяцев) и долгосрочный (после 12 месяцев). Факторы, влияющие на уровень ДЗ: 1. Платежеспособность, объем закупок и вид продукта, закупаемого покупателем. 2. Реальное состояние ДЗ и ее контроль менеджментом. 3. Состояние денежных потоков. При управлении дебиторской задолжностью важно минимизировать сомнительную ДЗ

42. Управление денежными средствами и ликвидностью.

В процессе кругооборота оборотные средства неизбежно меняют свою функциональную форму и в  сфере обращения в результате реализации готовой продукции превращаются в денежные средства. Денежные средства в основном хранятся на расчетном счете предприятия в банке, так как подавляющая часть расчетов между хозяйствующими субъектами осуществляется в безналичном порядке. В небольших суммах денежные средства находятся в кассе предприятия и в форме

аккредитивов. В состав денежных средств включаются: касса, расчетный счет, валютный счет, прочие денежные средства и краткосрочные финансовые вложения. Денежные средства - наиболее ликвидные активы и долго не задерживаются на данной стадии кругооборота. Однако в определенном размере они постоянно должны присутствовать в составе оборотных средств, иначе предприятие может быть признано неплатежеспособным. Управление денежными средствами осуществляется с помощью прогнозирования денежного потока, т. е. поступления (притока) и использования (оттока) денежных средств. Рассчитывается величина предполагаемых поступлений денежных средств от реализации продукции с учетом среднего срока оплаты счетов и продажи в кредит. Учитывается изменение дебиторской задолженности за избранный период, что может увеличить или уменьшить приток денежных средств. Параллельно прогнозируется отток денежных средств, т. е. предполагаемая оплата счетов за поступившие товары (услуги), а главным образом погашение кредиторской задолженности. В итоге определяется разница между притоком и оттоком денежных средств - чистый денежный поток со знаком плюс или минус. На основании величины чистых денежных потоков принимаются необходимые меры по оптимизации управления денежными средствами.

43. Управление оборотным капиталом.

Можно выделить три основные модели управления оборотными средствами: 1. Агрессивная модель. Предприятие не ставит ограничений в наращивании текущих активов, имеет значительные денежные средства, запасы сырья и готовой продукции, существенную дебиторскую задолженность - в этом случае удельный вес текущих активов в составе всех активов высок, а период оборачиваемости оборотных средств длителен. Такая политика управления текущими активами не может обеспечить повышенную экономическую рентабельность активов, но практически исключает вопрос возрастания риска технической неплатежеспособности. Затраты предприятия на выплату процентов по кредитам растут, что снижает рентабельность и создает риск потери ликвидности. 2. Консервативная модель. Предприятие сдерживает рост текущих активов - и тогда удельный вес текущих активов в общей сумме активов низок, а период оборачиваемости оборотных средств краток. Такую политику ведут предприятия, когда объем продаж, сроки поступлений и платежей известны заранее, либо при необходимости строгой экономии. Такая политика обеспечивает высокую экономическую рентабельность активов, но несет в себе повышенный риск возникновения технической неплатежеспособности в случае непредвиденных ситуаций. Все активы финансируются за счет постоянных пассивов (собственных средств и долгосрочных кредитов и займов). 3. Умеренная модель. Предприятие занимает промежуточную позицию - при этом текущие активы составляют примерно половину всех активов предприятия, период оборачиваемости оборотных средств имеет усредненную длительность. В этом случае и экономическая рентабельность активов, и риск технической неплатежеспособности находятся на среднем уровне. Для умеренной политики управления текущими пассивами характерен средний уровень краткосрочного кредита в общей сумме пассивов предприятия. Умеренная политика управления оборотными средствами представляет собой компромисс между агрессивной и консервативной моделью. Выбор политики определяет соотношение между уровнем эффективности использования капитала и уровнем риска финансовой устойчивости.

44. Управление товарными запасами.

Большая часть финансовых средств торговой организации представлена в товарных запасах. Товарные запасы относятся к текущим материальным активам, образуя оборотные средства торговой организации. По степени ликвидности – это медленно реализуемые активы. Товарные запасы необходимы для бесперебойного обеспечения спроса покупателей – потребителей.  По видам запасы бывают: 1. текущие – это товары на стадии реализации. Они обеспечивают непрерывность производственного и торгового процесса между очередными поставками. 2. подготовительные – это товары на стадии предпродажной подготовки. 3. гарантийные (страховые) -  необходимый резерв товарных запасов с целью обеспечения непрерывного процесса на случай срыва запланированных сроков поставок товаров. 4. сезонные - это необходимы резерв товарных запасов с целью обеспечения непрерывного процесса в период сезонного колебания покупательского спроса. Планирование сроков поставок осуществляется в зависимости от норм запасов в днях на всех стадиях товародвижения: оформление товаросопроводительных и таможенных документов, нахождение товара в пути, страховой запас в днях при транспортировки товаров, погрузо-разгрузочные работы, транспортировка товаров до магазина, предпродажная подготовка, страховой запас в днях на случай непредвиденных задержек в пути, запас в днях на возврат забракованных товаров. Поставка товаров осуществляется заблаговременно, чтобы до начала прогнозируемого периода реализации товар успел пройти все предпродажные стадии подготовки и транспортировки. От эффективности управления товарными запасами напрямую зависят результаты торговой деятельности, показатели товарооборота и рентабельности. Задача управления запасами заключается в том, чтобы найти оптимальное решение по объему и срокам запасов, чтобы своевременно и в необходимом размере удовлетворить имеющиеся потребности и при этом обеспечить минимальные издержки на хранение и поставку ресурсов.

45. Финансовая политика и рост фирмы.

Финансовая политика характеризуется целенаправленным формирование и использованием финансовых ресурсов для реализации предприятием стратегических и тактических задач, определенных учредительными документами.

Для принятия управленческих решений в области финансовой политики используют информацию бухгалтерской статистической и налоговой отчетности, кот. Служит источниками данных для финансового анализа, планирования и контроля.

В рамках финансовой политики решаются задачи, связанные с ростом фирмы: 1. усиление позиций на рынке  товаров и услуг;2.достижение планированного объема продаж, прибыли, рентабельности; 3. обновление производственного потенциала, 4. рост благосостояния собственников. Финансовая политика включает в себя: 1. разработку оптимальной концепции управления денеж. Потоками, 2. определение основных направлений использования финанс. Ресурсов на текущ. И долгосрочную перспективу. 3. учет возможностей развития производственно – торгового процесса за счет собственных средств

46. Финансовые риски. Виды, сущность и способы снижения.

Риск – вероятность  возникновения убытков или недополучения  прибыли по сравнению с прогнозируемым вариантом. Финансовый риск возникает  в процессе взаимоотношений с  финансовыми структурами и подразделяется на налоговый (изменение налоговых  ставок), кредитный, инвестиционный, %-ный (снижение %-ной ставки на фин. рынке), валютный и риск упущенной выгоды. Для предприятий, чья деятельность не связана с фин риском, фин риск подразделяется на имущественный и риск, связанный с обязательствами. Способы снижения: 1. диверсификация – распределение рисков между различными объектами вложений (в инвестиционном портфеле находится много видов ценных бумаг с различной степенью риска). 2. страхование. 3. самострахование. 4. хеджирование – страхование валютных рисков. 5. приобретение дополнительной информации. Более полная информация позволяет сделать более точный прогноз при принятии решений. Полная инфо = ожидаемая стоимость какого-либо приобретения, когда имеется полная инфо – ожидаемая стоимость когда имеется не полная инфо.

47. Финансовый менеджмент как научная дисциплина.

Фин.менедж-т – наука эффективн. управления денеж. фондами и финанс. ресурсами предприятия для достижения стратегич.целей и решения тактическ.задач. ФМ – представл. собой сис-му принципов и методов разработки и реализации управленческ.решений, связанных с формированием, распределением,  и использованием финанс.ресурсов предприятий и организацией оборота и его денеж. средств. Гл. целью ФМ яв-ся обеспеч-е maxi-ции благосостояния собствен-ков предприятия в текущ. и перспективн. периоде, к-рое выражается в обеспечении max-ции рыночн.сто-ти предприятия,  что реализует конечн. финанс.интерес его владельцев. Цели ФМ: 1. выживание фирмы в условиях конкурент. борьбы. 2. избежание банкротства и крупн. финанс. неудач 3. лидерство в борьбе с конкурентами 4. устойчив.темпы роста эконом. потенциала фирмы 5. рост объемов произв-ва и реализации  6. max-ция прибыли 7. min-ция расходов  8. обеспечение рентабельн. деятель-ти. Для реализации поставлен.целей ФМ направлен на решение следующ. задач: 1. обеспеч-е формирования достаточн. объема финанс. ресурсов в соответствии с задачами развития предприятия в предстоящ.периоде 2. обеспечение наиболее эффективн. использования сформирован.объема финанс. ресурсов в разрезе основн.направлений деятель-ти предприятий  3. оптимизация ден. оборота 4. обеспечение maxi-ции прибыли предприятия при предусматриваемом уровне финанс. риска. 5. обеспечение min-ции уровня финанс. риска при предусматр. уровне прибыли 6. обеспечение постоян. финанс. равновесия предприятия в процессе его развития.

49. Функции и задачи финансового менеджмента.

Выделяют функции: 1)ф. субъектов управления, 2)объектов управления, 3)специальные.

Субъект – финансовый директор, служба, менеджер и др.

Функции субъектов: анализ организации, мотивация и контроль.

Функции объектов в целом  совпадают с функциями финансов: 1) распределительная, заключается в  том, что финансовые ресурсы являются ограниченными и поэтому должны распределяться максимально эффективно, т.е. помещаться в те виды деятельности и активы, которые обеспечивают максимальную отдачу; 2)воспроизводственная, заключается в том, что финансовые ресурсы должны не только производиться, но и воспроизводиться, причем в больших объемах, т.е. предприятие должно получать прибыль; 3) контрольная, в процессе движения финансовых ресурсов необходимо обеспечивать финансовый контроль над эффективностью их использования; 4) специальная функция, как различное направление функции по управлению капиталом, инвестициями, финансовыми потоками, рисками т.д.

Задачи: 1) разработка фин. программы развития предприятия;

2) привлечение финансовых  ресурсов на наиболее выгодных  условиях;

3)планирование движение  фин. ресурсами;

4)разработка финансовых  нормативов;

5)разработка кредитной  политики:

6)разработка инвестиционной  политики;

7)разработка валютной  политики;

8)налоговое планирование;

9)управление финансовыми  рисками;

10)анализ фин.-хоз. деятельности;

11)составление финансовой  отчетности.

50. Цели финансового менеджмента.

Цели: максимизация прибыли, максимизация рыночной стоимости, поддержка фин устойчивости, поддержка темпов роста, избежание банкротства и т.д.

Первым считалось –  максимизация прибыли, это доступный  и понятный всем критерий, его легко  определить по отчетности и т.д., но как мы знаем отчетность наживное, поэтому главная цель максимизация рыночной стоимости, поскольку она  охватывает весь комплекс целей, в том числе максимизация прибыли, учитывая фактор времени риска, имеет долгосрочную ориентацию и позволяет согласовать интересы всех участников хоз. деятельности. Финансовый менеджер увеличивает рыночную стоимость предприятия путем принятия трех решений:

    1. инвестиционные решения, определение видов активов и деятельности, в которые вкладываются средства;
    2. финансовые решения, т.е. определение, из каких источников фин.-хоз. деятельности.
    3. операционные решения, текущие решения по управлению финансами – финансовая работа.

Информация о работе Шпаргалка финансовый менеджмет