Управление прибылью и рентабельностью на примере ООО "Ваксойл"

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 19:35, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – проанализировать прибыль и рентабельность предприятия и разработать предложения по их увеличению
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
Определить сущность, виды и функции прибыли и рентабельности;
Исследовать методы планирования прибыли и рентабельности;
Изучить процессы распределения и использования прибыли предприятия;
Проанализировать факторы, влияющие на прибыль и рентабельность предприятия;
Выявить резервы и способы увеличения суммы прибыли;
Определить уровень рентабельности на предприятии;
Рассчитать несколько видов рентабельности.

Работа содержит 1 файл

Курсовой фин.менедж.doc

— 523.00 Кб (Скачать)

      Развитие  торгового предприятия возможно при следующих необходимых условиях:

      П > Т > И > Ф >Р, где

      П – темп роста прибыли,

      Т – темп роста товарооборота,

      И – темп роста издержек обращения,

      Ф – темп роста фондовооруженности работников,

      Р – темп роста численности работников.

      Коэффициенты  роста того или иного показателя исчисляются путем их последовательного соотношения. Интенсивное развитие торгового предприятия может характеризоваться не только ростом  товарооборота и прибыли, но и повышением производительности труда торговых работников, увеличением капитала.

      Снижение  издержек обращения в розничной  торговле зависит от сокращения затрат на оплату труда и связанных с  ним отчислений на социальные нужды. Предполагается, что отдача от увеличения затрат на оплату труда должна расти быстрее, чем размер его оплаты.

      Величина  прибыли в торговле зависит от объемов спроса на товары и их предложением. Трудности, возникающие при продаже товаров в виде снижения спроса на них, могут привести к уменьшению как валового дохода от реализации товаров, так и валовой прибыли. Результатом соотношения спроса и предложения на рынке выступают розничные цены.

     Конечным  положительным финансовым результатом  хозяйственной деятельности предприятия (фирмы) является прибыль. Она представляет собой реализованную часть чистого дохода, созданного прибавочным трудом. Значение прибыли обусловлено тем, что, с одной стороны, она зависит в основном от качества работы предприятия, повышает экономическую заинтересованность его работников в наиболее эффективном использовании ресурсов, так как прибыль - основной источник производственного и социального развития предприятия, а с другой - она служит важнейшим источником формирования государственного бюджета. Таким образом, в росте суммы прибыли заинтересованы как предприятие, так и государство.

     Прирост прибыли может быть достигнут  не только благодаря увеличению трудового  вклада коллектива предприятия, но и  за счет других факторов. Поэтому на каждом предприятии необходимо проводить  систематический анализ формирования, распределения и использования прибыли. Этот анализ имеет важное значение и для внешних субъектов (государственных органов, банков и др.) [12, с. 143].

     Прибыль - это денежное выражение основной части денежных накоплений, создаваемых  предприятиями. Прибыль является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Вместе с тем прибыль оказывает стимулирующее воздействие на укрепление расчета, интенсификацию производства.

     Прибыль - один из основных финансовых показателей  плана и оценки хозяйственной  деятельности предприятий. Она является не только источником обеспечения внутрихозяйственных  потребностей предприятий, но приобретает  все большее значение в формировании бюджетных ресурсов, внебюджетных и благотворительных фондов.

     Прибыль как конечный финансовый результат  деятельности предприятий представляет собой разницу между общей  суммой доходов и затратами на производство и реализацию продукции  с учетом убытков от различных хозяйственных операций. Таким образом, прибыль формируется в результате взаимодействия многих компонентов, как с положительным, так и отрицательным знаком.

     Задачи  анализа и его последовательность:

     - оценка плана (прогноза) прибыли  и выбор наилучшего варианта; изучение выполнения плана и динамики;

     - выявление и количественное измерение  влияния факторов формирования  показателей прибыли и оценка  ее качества;

     - изучение направлений, пропорций  и тенденций распределения прибыли;

     - выявление резервов увеличения суммы прибыли и рентабельности;

     - разработка рекомендаций по наиболее  эффективному использованию прибыли  с учетом перспектив развития  предприятия.

     Анализ  должен показать также влияние на прибыль нарушений договорной, технологической  и финансовой дисциплины. [25, с. 543].

     Для реальной оценки уровня прибыльности предприятия можно воспользоваться  методами комплексного анализа прибыли  по технико-экономическим факторам. Эти методы могут быть на вооружении налоговой инспекции, кредитных  и финансовых учреждений, органов контроля, т.е. тех звеньев, которые взаимодействуют с данным хозяйствующим субъектом.

     Комплексный анализ прибыли рекомендуется проводить  в определенной последовательности. Прежде всего валовую прибыль  анализируют по ее составным элементам, главным из которых является прибыль от реализации товарной продукции. Затем анализируются укрупненные факторы изменения прибыли от выпуска товарной продукции. Важным в этой системе будет анализ технико - экономических факторов снижения (повышения) затрат на денежную единицу товарной продукции. Кроме того, анализируются изменение объема и структуры реализации, изменение уровня цен на реализованную продукцию, а также на приобретенное сырье, материалы, топливо, энергию и другие затраты. Сопоставляется уровень материальных затрат и затрат на оплату труда.

     Определяется  также изменение прибыли вследствие нарушения хозяйственной дисциплины. Наряду с этим проводится анализ изменения  прибыли в остатках готовой продукции  от прочей реализации и внереализационных  операций.

     Если  применить структурный анализ балансовой прибыли, то оно показывает, что основным источником ее формирования является прибыль (убыток) от реализации работ  и услуг.

     Данный  показатель определяют по форме № 2, как разность строк 010, 020, 030, 040. 

     П (У) РП = ВР - с/с - К - У, где(6) 

     ВР- выручка от реализации работ и  услуг;

     с/с - себестоимость;

     К- коммерческие расходы;

     У- управленческие расходы.

     Важными условиями роста данного показателя являются:

  • увеличение объема;
  • обеспечение ритмичности производства и отгрузки продукции;
  • снижение себестоимости продукции или издержек;
  • увеличение качества продукции и ее конкурентоспособности;
  • применение прогрессивных форм расчетов за продукцию (факторный и т.д.).

     Непосредственному анализу прибыли от реализации должна предшествовать проверка согласованности плана по прибыли с планом по себестоимости (если они не согласованы, то анализ прибыли дает противоречивые результаты).

     Увязка  плана по прибыли с планом по себестоимости  проверяется сопоставлением затрат на 1 рубль товарной продукции (по выпуску и остатку на начало года) с затратами на 1 рубль товарной продукции.

     При правильно составленном плане эти  затраты должны быть близкими, хотя допускаются расхождения из - за остатков нереализованной продукции  на конец года.

     После проверки увязок плановых показателей  переходят к факторному анализу  прибыли от реализации продукции, работ, услуг.

     На  изменения фактической суммы  прибыли по сравнению с планом

     ( или прошлым годом) оказывают  влияние следующие факторы:

  • изменение полной себестоимости;
  • изменение объема реализации продукции;
  • изменение структуры и ассортимента реализованной продукции.

     Влияние данных факторов определяют при помощи способа цепных подстановок. Данный способ применяется, когда необходимо количественно измерить действие различных факторов на изменение обобщающих показателей.

     Для обеспечения системного подхода  при изучении факторов изменения  прибыли и прогнозирования ее величины используют маржинальный анализ, в основе которого лежит маржинальный доход.

     Маржинальный доход (МД) - это прибыль в сумме с постоянными затратами предприятия (Н). 

     МД = П + Н, откуда П = МД – Н. (7) 

     С помощью этой формулы можно рассчитать сумму прибыли, если известны величины маржинального дохода и постоянных затрат. Иногда при определении суммы прибыли вместо маржинального дохода используется выручка (ВР) и удельный все маржинального дохода в ней (Ду). 

     Поскольку МД = ВР х Ду, то П = ВР х Ду - Н. (8) 

     Это формула, применяется тогда, когда  необходимо проанализировать прибыль  от реализации предприятием нескольких видов продукции.

     При анализе прибыли от реализации одного вида продукции можно применять  модифицированную формулу определения  прибыли; если известны количество проданной  продукции и ставка маржинального  дохода (Дс) в цене за единицу продукции: 

     П = К х Дс - Н, Дс = Ц - V,(9) 

     где Ц - цена реализации, V - удельные переменные затраты на единицу продукции. 

     П = К (Ц-V) - Н. (10)

     Эта формула позволяет определить изменение  суммы прибыли за счет количества реализованной продукции, цены и уровня переменных и постоянных затрат.

      Рассмотренная методика позволяет более правильно  исчислить влияние факторов на изменение  суммы прибыли, так как она  учитывает взаимосвязь объема производства (продаж), себестоимости и прибыли

Прибыль – это конечный финансовый результат деятельности предприятия. При  рыночной экономике результаты деятельности оцениваются системой показателей, основным среди которых является рентабельность, определяемая как отношение прибыли к одному из показателей функционирования торгового предприятия. При расчете рентабельности могут быть использованы разные показатели прибыли. Это позволяет выявить не только общую экономическую эффективность работы предприятия, но и оценить другие стороны его деятельности.

Для принятия управленческих решений обычно используется структурированная система показателей, ориентированная на определенную цель. Система показателей позволяет избежать опасности одностороннего и неполного отражения деятельности предприятия, поскольку отдельные показатели обладают ограниченной информационной ценностью, что может привести к неадекватной их интерпретации. Система показателей особенно важна в тех случаях, когда необходимо учесть несколько целей и установить взаимосвязи между элементами системы. При этом необходимо подчеркнуть, что неоправданно большое число показателей перегружает материалы аналитического исследования и, более того, уводит в сторону от цели анализа.

Состав  системы показателей в определенной степени зависит от вида проводимого  анализа. Принято выделять два вида финансового анализа: внутренний и внешний. Внешний финансовый анализ производится независимыми аналитиками и в основном базируется на общедоступной информации, поэтому он менее детализирован и более формализован. Информационная база внутреннего анализа гораздо шире, соответственно расширяются и возможности самого анализа.

Независимо  от вида проводимого анализа система  показателей не может быть раз  и навсегда жестоко заданной, более  того, она должна постоянно корректироваться как по форме, так и по существу.

Показатель  рентабельности отражает соотношение  прибыли предприятия и факторов, которые являются, по сути, предпосылками  ее возникновения. Бухгалтерская отчетность позволяет рассчитать большое количество показателей рентабельности, поэтому  их необходимо систематизировать в аналитические группы с целью упорядочения и обеспечения оптимальности при выполнении аналитических процедур (рис. 5).

Возможные сочетания прибыли с влияющими  на нее факторами дают в итоге  множество показателей рентабельности, различных не только по решаемым задачам и содержанию, но и по использованным при ее расчете показателям прибыли. В качестве последних в отечественной практике традиционно используются показатели балансовой прибыли, прибыли от реализации товаров и чистой прибыли.

Выбор необходимых показателей рентабельности определяется тем, насколько они  в совокупности представляют собой  не просто набор, а систему, построенную  на определенных принципах: отдельные  показатели не дублируют друг друга, но и не оставляют «белых пятен»; не противоречат друг другу, а взаимно дополняют и другие. А для этого важно правильно оценить аналитические возможности каждого показателя рентабельности и определить его значение в системе.

Информация о работе Управление прибылью и рентабельностью на примере ООО "Ваксойл"