Развитие письменной речи учащихся на уроках английского языка

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 16:16, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования заключается в выявлении сущности речевой деятельности, раскрытии основных принципов ее развития на старшем этапе обучения английскому языку в средней школе.
Поставленная цель требует решения следующих задач:
Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
Охарактеризовать методы развития письменной речи на уроках английского языка.
Выявить основные виды контроля обученности иноязычной письменной речи на старшем этапе обучения английскому языку.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….3
Глава I. Развитие письменной речи учащихся на уроках английского языка……………….5
Понятия письма и письменной речевой деятельности………………………………..5
Развитие умений иноязычной письменной речи……………………………………..10
Развитие письменной речи на старшей ступени обучения английскому языку…...18
Заключение……………………………………………………………………………………..24
Библиографический список…………………………………………………………………....26

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 205.00 Кб (Скачать)
gn="justify">    – по морфологическому принципу, когда  та или иная морфема на письме в  родственных словах или формах сохраняет  единый графический образ независимо от фонетических условий, например: рыбка  – рыба;

    – по историческому или традиционному принципу, при котором написания отражают исчезнувшие нормы произношения, различные орфографические приемы, либо вообще являются случайными написаниями, традиционно закрепившимися, например, «кого, синего».

    Г.В.Рогова выделяет пять групп слов, орфографией которых учащимся нужно овладеть [11]. К группе I относят слова, подчиняющиеся фонетическому принципу написания, например, англ.: bed, not, sit. В этих словах число звуков и букв совпадает, что и обеспечивает быстрое установление устойчивых графемно-фонемных соответствий. К этой группе относятся односложные и двусложные слова, в которых один согласный звук передается устойчивым буквосочетанием согласных: bench, shut, sock.

    Группа II включает слова, в которых буква  пишется, но не имеет звукового эквивалента. Например, англ.: слова с открытым, условно-открытым слогом: nine, lake, rose.

    В группу III входят слова, содержащие буквосочетания, которые передают один звук, но сами состоят из разных букв. Например, англ. [э:] передается сочетаниями ir, er, ur.

    К группе IV относят слова, содержащие типичные буквосочетания гласных, согласных, гласных и согласных. Сложность  написания слов этой группы состоит  в том, что в них нет однозначных  звуко-буквенных соответствий. В  английском.: ee, ea, oo, ou, oy, ay, ei, oi, ai, wh, wr, aw, ow, ew, al, ild. Так, например, буквосочетание ea может читаться как [i:] – clean, [e] – head, [ei] – break. В то же время буквосочетания ai, ay, ei, ey читаются одинаково [ei], и все же эти буквосочетания поддаются упорядочению: ei, ai пишутся в начале или середине слова: main, eight; ay, ey – в конце слова: May, grey. Можно выделить целый ряд слов, в которых прослеживается определенная закономерность, например, в англ.: out, house, mouse, blouse, trousers; eat, meat, team; green, three.

    Группа V включает так называемую трудную  группу слов, орфография которых подчинена  историческому принципу написания. Например, в англ.: one, two, busy, daughter. Овладение  орфографией подобных слов возможно только на основе зрительных представлений  при многократном повторении действий в установлении звукобуквенных соответствий.

    Следует заметить, что анализ школьного лексического минимума с точки зрения выделенных групп показывает, что в английском языке самую многочисленную группу составляют слова IV, V групп. Так, от всего объема изучаемых слов в 5-8 классах 65% – трудных слов.

    Усвоение  написания даже несложных слов вызывает у школьников на первых порах большие  трудности. Для преодоления трудностей учащимся нужна длительная тренировка в чтении и письме, чтобы прочно усвоить графемно-фонемные соответствия. В целях облегчения овладения чтением и письмом в самом начале учащиеся пишут печатными буквами, а затем переходят на пропись. При обучении английскому языку, который отличается сложностью графемно-фонемных соотношений, в школе используют print script, в котором печатные и прописные шрифты практически совпадают. Школьники пишут полупечатным шрифтом.

    Психологическое содержание обучения письму заключается  в формировании графических и  орфографических навыков и умений для выполнения письменных заданий. Школьники выполняют задания разной степени сложности в соответствии с логикой учебного процесса и этапом обучения.

    На  начальном этапе – это написание  букв алфавита, перевод звуков речи в графические символы – буквы  и буквосочетания, орфографически правильное написание слов, словосочетаний и предложений, способствующих лучшему усвоению учебного материала, необходимого для формирования и развития навыков устной речи и чтения на изучаемом языке. Письмо на этом этапе помогает овладевать самой графикой языка и орфографией изучаемых слов и грамматических явлений. Оно позволяет учащемуся фиксировать в памяти графические комплексы, графические знаки, в силу того, что при письме активно работают зрительный, слуховой, речедвигательный и моторный анализаторы. На начальном этапе следует заложить прочные основы графических и орфографических навыков, чтобы обеспечить школьникам возможность пользоваться письмом на последующих этапах.

    На  среднем этапе продолжается работа по формированию орфографических навыков. Широко используется запись. Используются письменные задания типа:

    – Перепишите предложения и подчеркните  выделенные слова красной чертой, если они являются существительными, зеленой – глаголами, синей –  прилагательными.

    – Образуйте от прилагательных наречия и запишите их.

    – Выпишите слова, относящиеся к теме «Путешествие», и прочитайте написанное.

    – Напишите 6 вопросов своему другу о  его поездке во время каникул.

    – Напишите по одной фразе, что бы вы сказали в подобных ситуациях (даны 5 вербальных ситуаций).

    На  старшем этапе письмо используется как средство для лучшего усвоения лексико-грамматического материала. Предлагаются задания на списывание, преобразования с опорой на справочный аппарат (грамматический справочник, словарь  иностранных слов, список нестандартных глаголов, двуязычные словари). Предлагаемые для письменного выполнения задания нацеливают на углубленное понимание читаемого, на поиск нужного ответа, на выражение собственного отношения к прочитанному. На старшем этапе при работе с иноязычным текстом следует обучать школьников составлению реферата и аннотации. Реферат – это текст, который передает основную информацию подлинника в свернутом виде и составленный в результате ее смысловой переработки. Аннотация – предельно краткое изложение главного смысла текста, передающее тематику оригинала.

    Методическое  содержание обучения письму составляет овладение учащимися рациональными  приемами усвоения графики, орфографии изучаемого языка, овладение записью, реферированием, аннотированием на ИЯ. Для облегчения запоминания орфографически трудных слов используются различные специальные приемы, одним из которых является побуквенное прочтение слов. Существуют также приемы записи словосочетаний, предложений и выписывания предложений, несущих главные мысли в абзаце, тексте; приемы составления плана устного высказывания, написания реферата, аннотации, письма в соответствии с этикетом.

    Основная  задача начального этапа обучения –  заложить основы техники письма (т.е. сформировать каллиграфические, графические и орфографические навыки) через ознакомление учащихся с написанием букв, тренировку написания, усвоение орфографии слов, отработанных устно, написание предложений, содержащих усвоенное. В комплексе упражнений по развитию графических навыков особое место занимает работа над теми явлениями (буквами, буквосочетаниями), которые отсутствуют в родном языке обучаемых или элементы которых совпадают с элементами букв в родном языке. В остальных случаях имеет место перенос навыков письма, сформированных на базе родного языка. Знакомя учащихся с написанием буквы, учитель должен показать на доске, как она пишется, или использовать специальное пособие, где подробно показано стрелками и точками, обозначающими, в какой последовательности и в каком направлении должна двигаться рука, чтобы образ буквы получился правильным. Учащиеся должны овладеть полупечатно-полурукописным шрифтом, поскольку введение рукописного шрифта помешает формированию графемно-фонемных соответствий.

    Обучение  графике проводится в следующей последовательности:

    • Показ буквы: прописной и строчной;
    • Медленное изображение буквы учителем на доске или изображение на пленке при использовании кодоскопа с необходимыми пояснениями в целях осознания учащимися выполнения нужных действий при ее написании;
    • Вторичное написание буквы с заданием воспроизводить требуемые движения ручкой в воздухе за учителем;
    • Написание буквы в тетрадях.

    Чтобы сформировать правильный навык начертания иноязычных букв, целесообразно учить  детей определенной логике действий, последовательности их выполнения:

      1. сначала внимательно посмотреть, как пишется (написана) буква;
      2. затем повторить написание буквы несколько раз в воздухе;
      3. записать букву в тетрадь;
      4. сверить свою запись буквы с образцом;
      5. выполнить таким образом все задание.

    В ходе формирования графических навыков возможны и игровые приемы, например, игра «Отгадайка». Учитель или ученик в воздухе пишет букву, учащиеся отгадывают, какую букву он написал. Чтобы не было зеркального отображения, пишущий стоит в полуоборот к классу.

    При обучении орфографии широко используется списывание. При списывании слов следует вырабатывать у учащегося привычку не срисовывать слово буква за буквой, что наблюдается, когда ребенок поднимает глаза после каждой буквы, чтобы посмотреть, какую надо писать дальше, а внимательно посмотреть на слово, запомнить его буквенный состав и писать по памяти. Этот прием дает возможность развивать зрительную (орфографическую) память, без чего практически нельзя научиться грамотно писать, ускоряет темп письма.

    Письмо  как самостоятельный вид речевой деятельности используют лишь на старшем, завершающем этапе. Но путь к письменной речи довольно длителен и далеко не прост. Успех завершающего этапа во многом зависит от того, насколько хорошо были сформированы базовые навыки письма как такового. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    
    1. Развитие  письменной речи на старшей ступени  обучения английскому  языку

    Цель  старшего этапа (обучение действиям, обеспечивающим использование письма в коммуникативных  целях), который реализуется упражнениями речевого характера, - сформировать действия, обеспечивающие выражение мыслей в письменной форме. Главная особенность упражнений этого типа состоит в переключении произвольного внимания учащихся с формальной на смысловую сторону высказывания. Этому способствует определенный уровень автоматизации действий с языковым материалом.

Надо  отметить, что письменных упражнений в целом немного. Следовательно, проблема разработки письменных упражнений, создание целостной системы таких  упражнений взаимодействующих с  теми или иными устными упражнениями, является в настоящее время весьма важной и актуальной.

В целом, обучение письму строится на трех сериях упражнений:

1. Упражнения, направленные на формирование  графических и орфографических  навыков, ориентирующих в письме  как деятельности:

списывание  прописей букв, буквосочетаний, слов и их печатных эквивалентов;

списывание  или выписывание слов, на основе их группировки по выделенному графическому или орфографическому признаку.

2. Упражнения, направленные на формирование  лексических и грамматических  знаний и навыков и осуществляемые с помощью письма (письмо здесь средство обучения);

письменное  выполнение лексических и грамматических тренировочных упражнений на подстановку, на завершение предложений и т.д.;

постановка  вопросов с использованием определенного  лексического и грамматического материала.

3. Письменные  упражнения, служащие средством  развития других видов речевой  деятельности.

выписывание цитат из текста к данным или самостоятельно составленным тезисам;

краткая письменная передача содержания текста, например: в виде развернутого ответа на данный вопрос и т.д.

Для обучения письму используются также упражнения двух видов: неспециальные и специальные.

Если  целью специальных упражнений является развития умений писать или формирование любого навыка письма, то неспециальные упражнения предполагают выполнение задания с какой-либо другой целью в письменной форме и поэтому совершенствуют навыки письма попутно. К последним относится большинство домашних заданий, выполняемых письменно и последующим устным воспроизведением.

Информация о работе Развитие письменной речи учащихся на уроках английского языка