Экономико-географическая характеристика Швейцарии

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 22:43, курсовая работа

Описание работы

Эта страна как будто бы знакома всем нам и одновременно мало знакома. Швейцария относит себя к родоначальникам туристического бизнеса. Первые прибыли от посещения туристов она начала получать еще в прошлом столетии. Вышедший в свет в 1902 году русский путеводитель по Европе назвал ее “единственной во всем мире страной, которая никогда ни одним путешественником не пропускается” . Страну издавна посещали люди из России, в том числе многие видные деятели русской культуры и искусства. Здесь были Карамзин, Гоголь, Достоевский, Герцен, Лев Толстой, Тургенев, Чайковский. Вплоть до 1917 г. в Швейцарии подолгу жили многие видные революционеры России.

Содержание

Введение 2
Глава 1: Природные условия и государственное устройство Швейцарии 4
1.1. Географическое положение 4
1.2. Природные ресурсы 4
1.3. Административно-политическое устройство 7
Глава 2: Демографическая ситуация 10
2.1. Население 10
2.2. Рынок труда 14
Глава 3: Хозяйство страны 19
3.1. Экономика страны – общая характеристика 19
3.2. Промышленность 20
3.3. Сельское хозяйство 23
3.4. Внешнеэкономическая деятельность 25
3.5. Транспорт 28
Заключение 31
Список литературы 33

Работа содержит 1 файл

к.р. на тему Швейцария Игнатова.doc

— 193.50 Кб (Скачать)

На сегодняшний день более 2/3 фермерских и крестьянских хозяйств существуют за счет доходов от несельскохозяйственного труда, потому что сейчас невозможно прожить только на доходы от сельского хозяйства.

Большинство фермером получают от 50 до 90% прибыли от сельского хозяйства, но около одной пятой всех фермеров извлекают более половины своего заработка из других источников. Некоторые пытаются повысить рентабельность своего предприятия за счет выращивания экзотических культур или животных, например, страусов, яков, бизонов или дикого рогатого скота. Другие фермеры получают доходы, предлагая «экзотические» услуги (сельский туризм или езда в запряженной ламой повозке).
Количество фермерств, существующих только на доходы от сельского хозяйства, постепенно сокращается.

В Швейцарии цены на продукты намного выше, чем в любой соседней стране. Это, в частности, связано с высокими расходами на реализацию. Согласно статистическим данным Союза швейцарских фермеров, только 24 раппена от общей стоимости продукта идет в казну фермера. Остальная сумма распределяется между поставщиками, перерабатывающими предприятиями и посредниками.

Следующей проблемой является высокая оплата труда в Швейцарии. Многие фермеры жалуются на то, что не могут позволить нанять местных и западноевропейских работников на время сбора урожая, и вынуждены нелегально приглашать людей из Восточной Европы, согласных работать за минимальную плату.

3.4. Внешнеэкономическая деятельность

Швейцария – очень маленькая, густо населенная страна. Она бедна природными ресурсами, а общей площади пахотных земель и сельскохозугодий недостаточно, чтобы полностью удовлетворить потребность страны в сельскохозяйственной продукции. В силу этого, экономика страны в значительной мере ориентирована на внешний рынок.

          Швейцария импортирует, в первую очередь, сырье, полуфабрикаты и потребительские товары. Относительно небольшой объем ее внутреннего рынка заставляет отечественных производителей выходить на европейский и международный рынки. Чтобы выдерживать конкуренцию с иностранными фирмами, они должны быть ориентированы на выпуск высококачественных товаров, поскольку маленькие размеры страны ограничивает количество производимых товаров. Итак, импортируя относительно дешевое сырье, страна специализируется на производстве высокотехнологичной продукции. (Ср.: в 2003 г. стоимость 1 тонны экспортируемого товара превышала в 2,25 раза стоимость того же объема импортируемого сырья).

На мировом рынке швейцарские компании и фирмы обладают высокой конкурентной способностью. Благодаря этому более 90% продукции экспортируются за рубеж, в первую очередь часы, шоколад и сыр. Однако важнейшими экспортными поставками являются продукты машиностроения, электронной и химической промышленности. Именно на их долю приходится около половины всех экспортных доходов страны. Швейцария – ведущий поставщик следующей продукции: ткацкие станки, бумага и печатные станки, штамповочные машины для обработки металлов, эскалаторы и лифты, упаковочный материал, железнодорожные зубчатые рельсы. Стоит отметить, что на сегодняшний день некоторые из вышеперечисленных продуктов частично производятся за рубежом.

         Наряду с этими "ощутимыми" поставками важными экспортными сферами экономики государства являются также предоставление консультантских услуг, страхование и туризм.        

Туризм является существенным источником увеличения доходов и роста национальной экономики. В 2008 г. прибыль от иностранного туризма составила 15,6 млрд. франков. В списке стран по уровню доходов от туризма, опубликованном в 2008 г. Всемирной Торговой Организацией (ВТО), Швейцария занимала 19-е место. По количеству приезжающих туристов, а их число равнялось 8,4 млн., Швейцария стояла на 27-ом месте.
          В туристическом секторе задействовано 4,4% трудоспособного населения страны, а в горных регионах этот показатель еще выше.
         Важные деловые партнеры Швейцарии – страны ЕС. Наиболее интенсивные торговые отношения она поддерживает с Германией, Францией, Италией и Великобританией. В 2008 г. 60.9% общего экспорта Швейцарии приходилось на страны ЕС, в то время, как общий импорт продукции из этих же стран составил 78.8%.

Торгово-экономическая политика Швейцарии направлена на развитие свободной торговли, словом на уменьшение таможенных пошлин на ввозимые товары и на снижение ограничений на импорт (за исключением сельскохозяйственной продукции). Так или иначе, в рамках двустороннего соглашения со странами ЕС даже эти ограничения будут постепенно сняты.

"Каждая третья компьютерная мышь, проданная в мире, произведена швейцарской фирмой Logitech. Одна треть высокотехнологичных текстильных машин, реализуемых на мировом рынке, выпущена Швейцарией. Девять из десяти шариков для шариковых ручек произведены на швейцарском оборудовании. Microcut, другая швейцарская компания, является революционером в области машиностроения. Именно ей принадлежит изобретение новой системы автоматизации. Производство часов и часовых механизмов находится на острие технологического прогресса. И, наконец, швейцарская высокая технология позволила долететь до Марса. Электрический микродвигатель американского исследовательского зонда Pathfinder был изготовлен швейцарской компанией Maxon в Зарнене". Паскаль Кушпен, министр экономики и народного хозяйства, 2001

Как известно, экспорт товаров играет ведущую роль в экономике Швейцарии. На сегодняшний день каждый второй заработанный франк поступает из-за границы. В то же время все больше людей за рубежом работают на швейцарских предприятиях. Если в 1988 г. общее количество работников, нанятых швейцарскими фирмами за рубежом, составило 890 тысяч человек, то к 1998 г. это число увеличилось вдвое (1,61 миллионов).
         В Швейцарии сосредоточено большое количество зарубежных фирм, работающих в таких отраслях, как химическая, машиностроительная, пищевая, фармацевтическая промышленность, банковское дело и страхование.
         В рейтинге глобализации, составляемом экспертами американского журнала Foreign Policy, Швейцария в 2004 г. заняла 3-е место среди наиболее глобализированных стран мира. При составлении рейтинга, наряду с другими факторами учитывался объем международной торговли и инвестиций, оказываемых швейцарскими фирмами за границей и зарубежными фирмами в Швейцарии, а также уровень технологии (количество пользователей интернета, число интернет-серверов, и т.д.). Наиболее глобализованной страной вновь стала Ирландия. На 2-месте месте Сингапур.

3.5. Транспорт

Как это не парадоксально звучит, Швейцария, не имеющая открытого выхода в море, обладает торговым морским флотом. Более 20 швейцарских кораблей транспортируют товары из всех стран мира для своих деловых партнеров – все, кроме оружия.

Швейцарский торговый флот оснащен самой современной техникой, что позволяет ему выполнять большое количество грузоперевозок, составляющих 0,1% от общего тоннажа мирового флота. На территории страны действуют несколько крупных пароходств и многочисленные судоходные компании, корабли которых плавают под швейцарским флагом. Центральным портом страны является Базель.

Если раньше в отечественном торговом флоте были задействованы сотни швейцарских моряков, то в настоящее время состав команд по большей части интернациональный и лишь немногие из их членов являются швейцарскими подданными.

Через Швейцарию пролегают важнейшие железнодорожные и автомобильные магистрали, связывающие Северную Европу с Южной.

Через преграждающие дорогу Альпы были проложены туннели. Длина железнодорожного Сен-Готардского туннеля, построенного более века назад, составляет 15 км. Построенный в 1980 г. автомобильный Сен-Готардский тоннель протяженностью 17 км считался самым длинным в мире, до тех пор пока в Норвегии в ноябре 2000 г. не был открыт туннель Лэрдаль длиной 24,5 км.

            Швейцария, обеспечивая транзит международных грузоперевозок, не в состоянии справиться с большим грузопотоком. Постоянно растущая загруженность автомобильных дорог и образование пробок - особенно в районе Сен-Готардского туннеля - стали серьезными проблемами для Швейцарии. Еще более напряженная ситуация возникает во время отпусков, когда автодороги наполняются не только грузовыми машинами, но и автомобилями туристов.

Несмотря на горный ландшафт, Швейцария имеет очень развитую сеть автомобильных дорог. Через горы были проложены тоннели, над ущельями возведены мосты. На поддержание и улучшение дорожного сообщения ежегодно расходуется значительная часть бюджета страны.
В 2009 г. общая протяженность магистральных автодорог равнялась 1 789 км, плотность сети составила 43,3 км на 1000 кв.км. Наибольшая в Европе плотность сети магистральных автодорог была в Нидерландах (ср. 57.5 км на 1000 кв.км).

Количество легковых автомобилей на душу населения постоянно увеличивается. Так, в 2006 г. на каждые 1000 человек приходилось 516 автомобилей, что намного выше, чем в среднем по Европе (ср.: в США эта цифра превышает 800). По данным 2006 г. на долю частных автомобилей приходится 2/3 пассажирокилометров.

По Швейцарии можно отлично перемещаться даже без автомобиля. Наряду с железной дорогой стабильно функционирует автобусно-пассажирский транспорт. Графики движения скоординированы между собой таким образом, что прибывшие на вокзал пассажиры без промедления могут продолжать свой путь на автобусе к месту назначения. Так называемые «почтовые автобусы» (Postautos) обеспечивают сообщение между самыми отдаленными населенными пунктами. Курсируя строго по расписанию, они иногда перевозят только одного пассажира.

В каждом швейцарском городе очень хорошо отлажена сеть общественного транспорта. Система наземного городского транспорта в Цюрихе признана одной из лучших в Европе.

В Швейцарии самая густая в Европе сеть железных дорог. В среднем, на 1000 кв.км приходится 122 км ж.-д. линий (ср.: в Европе около 46 км на те же кв.км). Швейцарцы – самые активные пользователи услуг железных дорог в Европе. Общая протяженность линий SBB равна 3 163 км. Наряду с государственной компанией SBB в Швейцарии до сих пор существуют частные железные дороги, общая протяженность которых составляет около 2000 км. В 2003 г. ими было перевезено 169 млн. пассажиров. Около 150 км составляет протяженность зубчатых рельсовых железных дорог и канатных дорог.

Несмотря на горы и ущелья, железная дорога – это образец пунктуальности. Графики движения поездов хорошо скоординированы с работой других автобусного и речного видов транспорта.

Главный аэропорт Швейцарии (Kloten) расположен у местечка Клотен в нескольких километрах от Цюриха. Он является частной собственностью компании Unique. Вторыми по величине считаются аэропорты Женевы (Cointrin) и Базеля (Euroairport). Оба аэропорта частично расположены на территории Франции. Euroairport относится также к французскому городу Мюлюз и немецкому городу Фрайбург. Аэропорты Берна и Лугано намного меньше по размерам и принимают рейсы только из городов Европы. Наряду с этим имеется большое количество маленьких аэропортов гражданской авиации. Аэропорт Самедан близ Санкт-Морица в кантоне Граубюнден считается одним из самых высокорасположенных в Европе (1707 м над у.м.).

Аэропорт Kloten является не только самым большим пассажирским аэропортом, ему принадлежит 3/4 авиафрахта страны.

Заключение

 

Итак, Швейцария одна из самых развитых и богатых стран мира. Швейцария — высокоразвитая индустриальная страна с интенсивным высокопродуктивным сельским хозяйством и почти полным отсутствием каких-либо полезных ископаемых. По подсчётам западных экономистов, она входит в первую десятку стран мира по уровню конкурентоспособности экономики. Швейцарская экономика тесно связана с внешним миром, прежде всего со странами ЕС, тысячами нитей производственной кооперации и внешнеторговых сделок. Ок. 80-85 % товарооборота Швейцарии приходится на государства ЕС. Через Швейцарию транзитом проходит более 50 % всех грузов из северной части Западной Европы на юг и в обратном направлении. После заметного роста в 1998—2000 гг. экономика страны вступила в полосу спада. В 2002 г. ВВП вырос на 0,5 % и составил 417 млрд шв. фр. Инфляция была на отметке 0,6 %. Уровень безработицы достиг 3,3 %. В экономике занято ок. 4 млн человек (57 % населения), из них: в промышленности — 25,8 %, в том числе в машиностроении — 2,7 %, в химической промышленности — 1,7 %, в сельском и лесном хозяйстве — 4,1 %, в сфере услуг — 70,1 %, в том числе в торговле — 16,4 %, в банковском и страховом деле — 5,5 %, в гостинично-ресторанном бизнесе — 6,0 %. Политика нейтралитета позволила избежать разрухи двух мировых войн.

Так же Швейцария - один из важнейших банковских и финансовых центров мира (Цюрих — третий после Нью-Йорка и Лондона мировой валютный рынок). Несколько десятков лет Швейцарская Конфедерация входила в список офшорных зон. В стране функционирует около 4 тыс. финансовых институтов, в том числе множество филиалов иностранных банков. На швейцарские банки приходится 35-40 % мирового управления собственностью и имуществом частных и юридических лиц. Они пользуются хорошей репутацией у клиентов благодаря стабильной внутриполитической обстановке, твёрдой швейцарской валюте, соблюдению принципа «банковской тайны». Швейцария, являясь крупным экспортёром капитала, занимает четвёртое место в мире после США, Японии, ФРГ. Прямые инвестиции за границей составляют 29 % швейцарского ВВП (средний показатель в мире — ок. 8 %). 75 % всех швейцарских инвестиций направляется на развитые промышленности, среди развивающихся стран наиболее привлекают швейцарские капиталы Латинская Америка и Юго-Восточная Азия. Доля Восточной Европы в общем объёме инвестиций пока что незначительна.

Говоря о Швейцарии нельзя не упомянуть о туризме, который играет важную роль в экономике страны. Являясь традиционной страной туризма, Швейцария удерживает в этой сфере прочные позиции в Европе. Наличие развитой туристической инфраструктуры, сети железных и автомобильных дорог в сочетании с живописной природой и выгодным географическим положением обеспечивает приток в страну значительного количества туристов, прежде всего немцев, американцев, японцев, а в последние годы также русских, индийцев, китайцев. 15 % национального дохода поступает за счёт туризма. Пожалуй, самыми известными курортами в Швейцарии являются Давос, Санкт-Мориц, Церматт и Интерлакен.


Список литературы

 

1.      Алисов Н.В., Хорев Б.С. Экономическая и социальная география мира (общий обзор): Учебник. — М.: Изд. Гардарики, 2000.

2.      Комаров М.П. Инфраструктура регионов мира. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2000.

 

3.      Социально-экономическая география зарубежного мира /Под ред. В.В. Вольского. - М., Изд. Дрофа, 2001.

 

4.      Хмелев И.Б. Мировая экономика: Учебно-методический комплекс. - М.: Изд. центр ЕАОИ, 2009.

5.      Экономическая,   социальная   и   политическая   география   мира. Регионы и страны. Учебник / Под ред. С.Б. Лаврова, Н.В. Каледина. - М.: Изд. Гардарики, 2003.

 

6.      Экономика зарубежных стран / Под ред. Колесова В.П., Осьмовой М.Н. - М.: Изд. Флинта, 2000.

7.      www.swissworld.org

8.      www.vokrugsveta.ru

 

1

 



Информация о работе Экономико-географическая характеристика Швейцарии