«Особые отношения» США и Японии в конце XX- начале XXI вв.

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 12:57, научная работа

Описание работы

Многие аспекты и проблемы сегодняшнего дня Японии и США уходят корнями именно в период становления японо-американского союза. Поражение Японии во второй мировой войне, как результат ослабление её позиций в АТР, полный разгром японской армии и неспособность защитить свой суверенитет, заставило Японию, под нажимом Вашингтона, пойти на зависимый союз с США. Зависимость Японии от США в вопросах безопасности, обусловило отсутствие в Токио четкой собственной внешнеполитической концепции и дает возможность Вашингтону направлять её в нужное для себя русло. Сегодняшние проблемы в Корее, Тайване, активизация на международной арене Китая, представляют, по мнению Пентагона, угрозу для безопасности американцев, поэтому присутствие американских войск в Японии так необходимо Соединенным Штатам.

Содержание

Введение………………………………………………………………….....................3

Глава I. Японо-американские отношения после окончания «холодной войны»
1. Смена приоритетов внешней политики Японии в 90-х гг. ХХ в………………...5
2. Японо-американские отношения на рубеже XX – XXI вв………………………11
Глава II. Япония и США: особенности сотрудничества в XXI веке
1.Новые аспекты японо-американского сотрудничества в военно-политической сфере…………………………………………………………………………………...21
2. Влияние треугольника «США-Китай-Япония» на японо-американские отношения……………………………………………………………………………..29
Заключение…………………………………………………………………..............32
Список используемых источников и литературы……………………………...34

Работа содержит 1 файл

Научная работа.doc

— 345.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Особые отношения» США и Японии в конце XX- начале XXI вв.

 

 

 

 

 

Оглавление.

 

 

 

Введение………………………………………………………………….....................3

 

Глава I. Японо-американские отношения после окончания «холодной войны»

1. Смена приоритетов внешней  политики Японии в 90-х гг. ХХ в………………...5

2. Японо-американские отношения на рубеже XX – XXI вв………………………11

 

Глава II. Япония и США: особенности сотрудничества в XXI веке

1.Новые аспекты японо-американского  сотрудничества в военно-политической  сфере…………………………………………………………………………………...21

2. Влияние треугольника «США-Китай-Япония» на японо-американские отношения……………………………………………………………………………..29

 

Заключение…………………………………………………………………..............32

 

Список используемых источников и  литературы……………………………...34

 

Введение.

 

Формирование Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) в качестве политической целостной системы межгосударственных отношений началось после второй мировой войны и продолжалось вплоть до конца 60-х годов. Разумеется, этот процесс был подготовлен  всем предшествовавшим ходом исторического развития. Сегодня АТР это один из самых развитых регионов мира. На берегах Тихого океана живет половина человечества. Несмотря на активизацию своей политики в данном регионе, в последнее десятилетие, Китая и России, ведущую роль здесь по-прежнему играют США и Япония. От характера взаимоотношений этих двух стран во многом зависит будущее АТР. АТР очень важен с геополитической и экономической точки зрения и представляет особый интерес: во-первых, в военно-политическом аспекте (здесь имеются бурно развивающиеся страны, имеются нестабильные районы, которые могут привести  к конфликтам и ухудшить ситуацию в регионе, прежде всего, Корейский полуостров, Китай и Тайвань, проблема «северных территорий»). Во-вторых, с экономической точки зрения, сегодня АТР это регион с бурно развивающимися экономическими отношениями. Таким образом, японо-американские отношения являются актуальнейшей темой для современных исследователей. 

Отсчет японо-американских отношений можно начать еще с середины XIX в., а если точнее с 1854 г., когда был подписан первый договор Японии с Соединенными Штатами, который разрушил стену изоляции Японии от внешнего мира. До начала войны на Тихом океане, отношения двух государств проходили с переменным успехом от дружеских до конфронтационных. Проблемы, возникающие между США и Японией, чаще всего сводились к чисто экономическим и иммиграционным. Капитуляция Японии в 1945 г. и её оккупация де-юре союзническими, а де-факто американскими войсками, ознаменовало начало новых отношений между Соединенными Штатами и Японией.

Как в советской историографии, так и в современной, японо-американские отношения принято называть эволюционными. Отношения Японии и США на протяжении всей второй половины 20 века действительно  изменились, это отношения, начавшиеся как вассально-зависимые переросли в действительно партнерские, союзнические. Однако эти отношения имеют свой специфический оттенок, отличающий их от остальных.

Многие аспекты и проблемы сегодняшнего дня Японии и США уходят корнями  именно в период становления японо-американского союза. Поражение Японии во второй мировой войне, как результат ослабление её позиций в АТР, полный разгром японской армии и неспособность защитить свой суверенитет, заставило Японию, под нажимом Вашингтона, пойти на зависимый союз с США. Зависимость Японии от США в вопросах безопасности, обусловило отсутствие в Токио четкой собственной внешнеполитической концепции и дает возможность Вашингтону направлять её в нужное для себя русло. Сегодняшние проблемы в Корее, Тайване, активизация на международной арене Китая, представляют, по мнению Пентагона, угрозу для безопасности американцев, поэтому присутствие американских войск в Японии так необходимо Соединенным Штатам.

За более чем полувековую  историю существования японо-американских отношений, на эту тему было написано огромное количество работ. Историография четко разделилась на два периода: советский и постсоветский. После распада Советского Союза тема японо-американских отношений не потеряла своей актуальности, особого внимания заслуживает работа В. Н. Бунина «Японо-американский союз» М. 2000 г., которая посвящена юбилею союза в 2001 г. За последнее десятилетие вышло в свет огромное количество коллективных монографий по Японии, в которых очень подробно затрагивается тема японо-американских отношений. Это такие сборники как «Япония: пол века обновления» М. 1995 г., особое внимание в данном сборнике заслуживает работа М. Г. Носова «Пол века японской внешней политики», в которой автор подробно показывает специфику японо-американского союза с самого его становления, смотря на него свободным взглядом не обремененным идеологическими рамками. Развитие японских «сил самообороны» в новых, современных условиях детально раскрывается в работе М. Я. Корнилова «Вооруженные силы и военное производство в современной Японии» в сборнике «Япония: мифы и реальность» М. 1999 г. Взгляды современных исследователей на социально-экономические и психологические взаимоотношения японцев и американцев в современных условиях отразились в сборниках  «Япония и современное общество» М. 1994 г., «Япония и современный мировой порядок» М. 2002 г. и др.

Особое внимание заслуживают монографии политических деятелей, такие как  «Государственная стратегия Японии в 21 веке» известного японского политического  деятеля, бывшего премьер-министра Японии Ясухиро Накасонэ, работа Г. Киссинджера «Нужна ли Америке внешняя политика?», бывшего министра обороны США У. Перри «Превентивная оборона: новая стратегия безопасности США», монография З. Бжезинского «Великая шахматная доска» и др.

Несмотря на продолжительность  японо-американских отношений, между  Соединенными Штатами и Японией  огромная культурная пропасть. Америка  – это страна, жители которой  полностью освободились от традиций, гражданин Соединенных Штатов это  свободный человек – индивид, живущий для себя. Недаром именно в Америке появилось такое философское течение как прагматизм. Япония же это страна, которая, не смотря на активное участие в интернационализации, процессе, где размываются национальные особенности, смогла сохранить свою традиционную культуру. При этом надо отметить, что в Японии, в отличие от других, особенно европейских стран, которые «хранят свою культуру в музеях», традиции играют огромную роль во всех сферах жизни. Политика не является исключением. Манера вести переговоры и принимать политические решения у японцев очень своеобразная, склонная к осторожности и медлительности. В основе процедуры принятия решений лежит традиционная система «ринги» (или «хинги» - приблизительный перевод: получение согласия на принятие решений путем опроса без созыва совещаний). Экономические отношения в США и Японии также разнятся. Американский внутренний рынок – это открытый рынок с равными возможностями для всех, японский же, официально считающийся открытым, фактически остается закрытым. Виной этому так называемые нетарифные барьеры, во-первых, это огромное количество регламентаций и ограничений, зачастую неформальных, тысячи инструкций и правил регламентируют самые разнообразные стороны хозяйственной деятельности, многие из которых давно устарели и превратились в тормоз, сдерживающий развитие частной инициативы. [11, с. 87] Во-вторых, наличие таких традиционных японских экономических структур, как устоявшиеся иерархические межфирменные связи и сложная система внутренней торговли. Специфичная система распределения товаров, осложняет проникновение импорта на внутренний рынок. На пути к потребителю товар проходит через посредников, число которых в 2 раза больше чем в США, что не может не сказаться на стоимости импортного товара и объеме его продаж.

Как такие две разные страны, уже на протяжении более 50 лет  сохраняют свой союз, который постепенно из чисто военного, по сути дела одностороннего, превратился в союз двух государств имеющий общие цели и интересы? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо проследить всю историю взаимоотношений, для этого мы поставим перед собой задачу исследовать ключевые аспекты темы: во-первых, определить отношения Токио и Вашингтона в новых условиях, после распада биполярной системы, во-вторых, изучить смену приоритетов в японо-американских отношениях на рубеже XX – XXI вв.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Японо-американские отношения после окончания «холодной войны»

1. Смена приоритетов внешней политики Японии в 90-х гг. ХХ в.

 

В 1991 г. Советский Союз распался, окончилась эпоха «холодной войны». Распалась биполярная система, определявшая международные отношения с окончания второй мировой войны. В отличие от США, которые не скрывали своего удовлетворения, Япония оказалась, пожалуй, единственной страной в капиталистическом мире, которая не только ничего не выиграла от этого, но кое в чем проиграла. Геостратегическая ситуация вокруг Японии усложнилась, привычные за последние тридцать лет внешнеполитические представления надо вновь перестраивать. На этот факт очень часто указывают японские газеты, одна из которых как-то писала: «Ирония состоит в том, что окончание «холодной войны» усилило степень нестабильности в АТР». [2, с. 86]  

Изменения на международном уровне не могли не сказаться и на японо-американских отношениях. После завершения холодной войны американская администрация несколько умерила свою активность в АТР, полагая, что ситуация в регионе стабилизировалась, закрепив выгодное для США положение и ничего менять не надо. Однако именно в это время в регионе разворачивается общественное движение за формирование в этом регионе новых форм безопасности и ликвидации двусторонней системы. В самой Японии такие высказывания получили наибольшее распространение. За ликвидацию японо-американского союза безопасности, вывод американских войск из страны высказывались как в правительстве, партиях, так и среди японского народа. О целесообразности договора безопасности в современных условиях рассуждали и в Соединенных Штатах.

На взгляд одного из американских политических деятелей З. Бжезинского, в постсоветский период японо-американский союз является анахронизмом и не может полезно функционировать в XXI веке: «Япония не должна быть непотопляемым авианосцем Америки на Дальнем Востоке и главным военным партнером Америки в Азии. Усилия, направленные на то, чтобы Япония играла подобную роль, могут отгородить Америку от Азиатского континента, осложнить путь к достижению стратегического согласия с Китаем и негативно сказаться на попытках Америки укрепить стабильность в Евразии».[16]

Наличие антиамериканских выступлений в Японии и появление оппозиции в самих Штатах относительно союза с Японией, беспокоило Вашингтон, для которого потеря Японии означала бы утрату опорного пункта для защиты своих стратегических интересов на Дальнем Востоке и во всем АТР. Особенно сильно эти беспокойства проявились в середине 90-х, когда в АТР стали происходить значительные изменения в геополитическом плане.   

Известный японский политический деятель, бывший премьер-министр Японии Ясухиро  Накасонэ, так описывает современную ситуацию в АТР: «Конец «холодной войны» не привел к драматическим переменам в регионе, подобным тем, которые наблюдались в Европе. Здесь по прежнему ощущается наличие элементов нестабильности, взаимоотношения между странами в вопросах обеспечения безопасности сохраняют «многополярный» характер. …Здесь не произошло значительных и видимых перемен. В регионе и сейчас сохраняется её структурное наследие. На Корейском полуострове отсутствует прогресс в процессе перехода переговоров между двумя разделенными государствами от стадии диалога к непосредственному объединению. Китай по-прежнему разделен на два государства. На Тайване имеются как противники создания единого государства, так и противники объявления независимости, во взаимоотношениях между ними сохраняются серьезные проблемы. Имеющаяся во взаимоотношениях между Японией и Россией проблема северных территорий не была решена ни в процессе «холодной войны», ни после её завершения». [14, с. 39-40]

В официальных японских документах типа «Голубой книги» МИД или «Белой книге по обороне» УНО иерархия угроз в начале 90-х годов выстраивалась в следующей последовательности: Россия, «корейский узел», Китай и ЮВА (раньше имелась в виду нестабильность в Индокитае, теперь территориальные «споры» в Южно-Китайском море).

Как видно из официальных документов в начале 90-х годов, Япония по-прежнему усматривала Россию, как приемника  Советского Союза, в качестве основной угрозы. В частности Токио указывал на следующие моменты: во-первых, это  все та же территориальная проблема; во-вторых, наличие на Российском Дальнем Востоке мощного вооружения, которое, по мнению Японии, модернизировалось и увеличивалось. В-третьих, Токио волновало отсутствие в России сильного правительства и четкой военной стратегии, не согласованность политики Центра с командованием в Хабаровске и Владивостоке, слабый контроль над вооружениями, низкий моральный климат в армии. В-четвертых, распространение российского оружия в страны Восточной Азии и в-пятых, Токио в целом не устраивала политика Б. Ельцина.

Вашингтон, в свою очередь видел  угрозу в возможном усилении Китая  и Южной Кореи, стремлении этих стран  к региональному господству. Россию естественно, Соединенные Штаты  не сбрасывали со счетов, но в отличие  от Японии, не ставили её в качестве первостепенной угрозы, к тому же в начале 90-х годов между США и Россией наладились положительные отношения, в первую очередь из-за конструктивного диалога по разоружению.

Несмотря на схожесть внешнеполитических позиций Токио и Вашингтона, в  начале 90-х годов в японо-американских отношениях наметились кризисные явления. Причин охлаждения отношений несколько. Как уже говорилось ранее, в связи с исчезновением «угрозы с севера», основной причины создания японо-американского союза, политические отношения между Токио и Вашингтоном ослабли, их ослабление привело к усилению уже давно зревших экономических противоречий, которые в начале 90-х достигли открытой борьбы. Дело все в том же огромном положительном сальдо в торговле Японии с США.

Информация о работе «Особые отношения» США и Японии в конце XX- начале XXI вв.