«Особые отношения» США и Японии в конце XX- начале XXI вв.

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 12:57, научная работа

Описание работы

Многие аспекты и проблемы сегодняшнего дня Японии и США уходят корнями именно в период становления японо-американского союза. Поражение Японии во второй мировой войне, как результат ослабление её позиций в АТР, полный разгром японской армии и неспособность защитить свой суверенитет, заставило Японию, под нажимом Вашингтона, пойти на зависимый союз с США. Зависимость Японии от США в вопросах безопасности, обусловило отсутствие в Токио четкой собственной внешнеполитической концепции и дает возможность Вашингтону направлять её в нужное для себя русло. Сегодняшние проблемы в Корее, Тайване, активизация на международной арене Китая, представляют, по мнению Пентагона, угрозу для безопасности американцев, поэтому присутствие американских войск в Японии так необходимо Соединенным Штатам.

Содержание

Введение………………………………………………………………….....................3

Глава I. Японо-американские отношения после окончания «холодной войны»
1. Смена приоритетов внешней политики Японии в 90-х гг. ХХ в………………...5
2. Японо-американские отношения на рубеже XX – XXI вв………………………11
Глава II. Япония и США: особенности сотрудничества в XXI веке
1.Новые аспекты японо-американского сотрудничества в военно-политической сфере…………………………………………………………………………………...21
2. Влияние треугольника «США-Китай-Япония» на японо-американские отношения……………………………………………………………………………..29
Заключение…………………………………………………………………..............32
Список используемых источников и литературы……………………………...34

Работа содержит 1 файл

Научная работа.doc

— 345.00 Кб (Скачать)

Большой интерес представляет также  третий, заключительный раздел документа, который фактически является проектом соглашения о значительном изменении  структуры американского военного присутствия в Японии. [25, с. 225] На октябрьском заседании Комитета стороны достигли принципиальной договорённости о значительном сокращении американского контингента в Японии. Так, семь тысяч морских пехотинцев предполагалось вывести из Окинавы на Гуам (хотя  первоначально предполагалось уменьшение их числа на 4-5 тысяч). По заявлению  директора Управления национальной обороны Ёсинори Оно, количество американских морских пехотинцев, находящихся на острове, таким образом, сокращалось до одиннадцати тысяч человек. Предлагалось передислоцировать штаб Первого американского корпуса из Форт Льюиса на территорию Японии (в лагерь «Дзамма» префектуры Канагава). Представители американской стороны заявили о готовности провести передислокацию в течение шести лет. Кроме того, стороны приняли решение о создании японо-американского центра ВВС по руководству совместными операциями. Центр создаётся на американской базе Йокота в рамках договорённости о совместном использовании американских военных объектов. Таким образом, речь идёт о сокращении численности американских солдат при одновременном создании инфраструктуры для совместного планирования боевых и гуманитарных операций, а также для сбора информации об оперативной обстановке и её обработки. Очевидна тенденция к более активному подключению представителей японской стороны к управлению возможными совместными операциями. Можно предположить, что вышеуказанные планы могут привести к существенному перераспределению обязательств в рамках альянса. Наряду с этим, они могут способствовать повышению уровня транспарентности планов и намерений американских военных для их японских коллег. [24, с.292]

Расположенную на Окинаве вертолётную  базу «Футэмма» предлагалось перевести  в лагерь морской пехоты «Шваб», где японская сторона построит новую взлётно-посадочную полосу на насыпной территории прибрежного мелководья. Штаб воздушных Сил самообороны планировалось перевести на американскую базу «Йокота». Тренировочные полёты американских истребителей с расположенной на Окинаве базы «Кадэна» переводились на четыре северные базы воздушных Сил самообороны.

Япония, в свою очередь, согласилась  активизировать своё участие в разработке совместной ПРО, при этом, американская сторона получила согласие на размещение в Японии специальных Х-диапазонных радаров раннего обнаружения. Эти радары будут использоваться совместно с японскими противоракетными радарами последнего поколения FPS-XX для создания системы раннего предупреждения о возможных ракетных атаках. Информация, полученная с этих радаров, будет использоваться для   наведения ракет-перехватчиков, размещённых на американских эсминцах, оснащённых системами Иджис.

28 октября 2005 г. японская сторона впервые дала согласие на постоянное базирование в японском военном порту американского атомного авианосца. Стороны договорились о том, что на японской военно-морской базе Йокосука будет постоянно базироваться американский атомный авианосец класса «Нимиц». Он сменит американский авианосец «Китти Хок», который планируется вывести из боевого состава в 2008 г. Ранее атомные авианосцы ВМС США заходили в японские порты, но никогда не размещались в них на постоянной основе. Муниципальные власти города Йокусука и представители общественности выступили с возражениями против планов военных. Пентагон был вынужден гарантировать, что на время стоянки в порту реактор авианосца будет заглушен.

Официальные лица дали высокую оценку новым соглашениям. Директор УНО  Ёсинори Оно, в частности, заявил на совместной с министром обороны  США пресс-конференции: «Фактически мы открываем новую эру в развитии наших связей, выходя за первоначально узкие рамки обороны Японии и переходя к действиям в регионах, омываемых Тихим океаном». И далее: «Сейчас мы говорим о совместных действиях в различных районах на пространстве между США и Японией ради обеспечения мира и безопасности во всём мире». Представители американского военного ведомства, в свою очередь, назвали заключение новых соглашений одним из важнейших изменений в отношениях между двумя странами с конца Второй мировой войны. Дональд Рамсфельд заявил: «Перемены всегда были тяжёлым делом. Нашей задачей  сейчас является поиск формы их осуществления, приемлемой для обеих сторон». [25, с.225]

Обобщая вышеизложенное, можно заметить тенденцию появления у японо-американского альянса признаков «наднационального» субъекта, под чем подразумевается снижение зависимости отношений в области безопасности от внутриполитической конъюнктуры. Речь, безусловно, не может идти  о возможности каких либо, даже незначительных, изъятий из принципа национального суверенитета. В качестве основной задачи можно попытаться рассмотреть создание двухстороннего конструкта, способного по своей стабилизирующей роли не только конкурировать с популярными в настоящее время многосторонними схемами, но и в чём-то превзойти их. Дело в том, что предназначаясь для решения совместных задач по обеспечению безопасности, японо-американский союз, тем не менее, не является полностью оформленным военным альянсом, готовым к немедленному функционированию. Его законодательная база, организация и принципы построения позволяют считать его скорее фундаментом, на котором в течение определённого времени может быть создана полноценная военно-политическая структура, способная эффективно решать поставленные задачи. Например, в структуре японо-американского договора безопасности, в отличие от НАТО или американо-южнокорейской системы безопасности, отсутствует объединённое командование. За более чем полувековой период своей истории японо-американский союз не стал полноценной военной организацией, какой является, например, НАТО.

Так, например, обязательства сторон, зафиксированные в двухсторонних  документах, выглядят не в полной мере обязательными к выполнению. В  частности, Япония обещает рассматривать  в каждом конкретном случае возможность оказания помощи американским силам в их тыловом обеспечении вне зоны непосредственных боевых действий.

Однако, в истории японо-американского  союза безопасности всё же   прослеживается тенденция перехода на более гибкий уровень стратегического планирования и управления. Договорённости 1960 г. были по своей форме традиционным международным договором, требующим процедуры одобрения парламентом. Документ, конкретизирующий военные обязательства сторон, был принят через восемнадцать лет. Совместная декларация, принятая в 1996 году, также была документом, подписанным на уровне глав государств, но уже не требовала парламентской ратификации. Новые Руководящие принципы были приняты уже в следующем году. В обоих случаях разработку новых Руководящих принципов курировал японо-американский Консультативный комитет по безопасности (SCC). [6, с.146]

В 2005 г. разработка и принятие новых программных документов, сопоставимых по своему значению, по мнению ряда японских и американских экспертов, с Декларацией Клинтон-Хасимото, уже полностью передаются в ведение Комитета. Дело в том, что в 21-м веке стороны приходят к выводу о том, что для дальнейшего развития союзнических отношений необходимо выделить отношения в области безопасности из общего спектра двухсторонних отношений. Это необходимо для того, чтобы имеющие место серьёзные разногласия по отношениям в экономической сфере не могли оказывать негативное влияние на развитие двухсторонних отношений в области безопасности. В случае США и Японии экономические связи и политические отношения сильно переплетены и сторонам не удаётся переломить эту тенденцию и в 21-м веке, спустя более четверти века после «автомобильных войн». Так, проблема запрета импорта американской говядины из-за вспышки коровьего бешенства очень быстро начала переходить в политическое измерение и обсуждалась в ходе первого азиатского турне госсекретаря США Кондолизы Райс. Из этого можно сделать вывод, что внешнеторговые проблемы неизбежны и в будущем, так как обусловлены самой сутью японо-американских отношений в сфере экономики и торговли. Следовательно, задача автономизации двухсторонних отношений в области безопасности является жизненно важной для развития альянса.

Что касается экспертных оценок деятельности Комитета за 2005 г., то, например, Сигэру Аояма, японский эксперт по вопросам международной безопасности, полагает, что две встречи Комитета, состоявшиеся в 2005 году (февральская и октябрьская), имели огромное историческое значение. Конкретным результатом встречи 29 октября 2005 г. стало принятие программного документа «Американо-японский альянс. Трансформация и реорганизация для будущего». Большинство положений данного документа, также, как и принятого 19 февраля 2005 г. «Совместного заявления», основывается, по мнению С. Аоямы, на новой американской стратегии обороны и трансформации вооруженных сил. [12, с.12]

В процессе работы Комитета также  рассматривались усилия, направленные на улучшение международной среды  безопасности, например,  участие в международных акциях по поддержанию мира. Стороны подтвердили, что двухстороннее сотрудничество в деле улучшения международной среды безопасности для достижения региональных и глобальных стратегических целей стало важным элементом альянса. Причём США и Япония действуют в этом направлении, исходя из собственных возможностей.

Здесь также хотелось бы дать оценки текущего состояния японо-американского  сотрудничества в рамках союза безопасности, данные представителями экспертного  сообщества США и Японии. Так, Я. Окуси, полагает, что «Япония, извлекая безусловную  выгоду из реорганизации американского военного присутствия на своей территории, должна при этом пересмотреть собственную политику в области безопасности, чтобы лучше соответствовать различным конфигурациям новых вызовов и угроз. Исходя из того, что Япония и США имеют общие национальные интересы, связанные со стабильностью в АТР, обе страны должны повышать практическую эффективность сотрудничества в области безопасности для защиты мира и спокойствия в регионе. Выработав скоординированную политику реорганизации американского контингента в Японии и японских Сил самообороны, стороны продемонстрировали общее видение ситуации и приступили к выработке двухсторонней стратегии. В ходе реализации Cовместной инициативы по пересмотру оборонной политики (DPRI) должны быть выявлены слабые места общей оборонной стратегии, в первую очередь с учётом их соответствия угрозам со стороны Китая и Северной Кореи» .[24, с.137]

Американское военное присутствие  в Японии будет сокращаться не только в целях уменьшения неудобств, причиняемых принимающей стороне, но прежде всего, ради сохранения союза безопасности. Американские военные и дипломаты понимают, что, например, практика ночных учений с высадкой десант в Ацуги является тяжёлым бременем для местного населения и поэтому должна быть прекращена. Использование передовых достижений в военной и военно-технических сферах, поиск оптимального баланса между обязанностями американской и японской сторон в мирной обстановке, достижение большей степени тактического взаимодействия, совместное использование военных объектов, – подобные меры смогут компенсировать уменьшение численности американского военного контингента в Японии.

Но и для Японии это также  станет своеобразным испытанием. Японская сторона должна будет взять на себя большую долю ответственности  и быть готовой к принятию не всегда лёгких  политических решений. Также придётся создать необходимый потенциал для противодействия новым видам угроз, например, деятельности террористических сетей, а также для участия в сдерживании враждебно настроенных «коммунистических» государств. Необходимо, чтобы Япония, при поддержке США, разработала и предложила собственный взгляд на проблемы региональной и глобальной безопасности.

Пока ещё не совсем понятно, станут ли новые договорённости всего лишь обновлённой версией Декларации Клинтон-Хасимото, или же они сигнализируют о более глубоком изменении взглядов и подходов. С точки зрения национальных интересов Японии, оптимальным вариантом было бы второе, но движение в данном направлении скорее всего не будет слишком быстрым и американской стороне стоит запастись необходимым терпением.

Принятие отдельного соглашения по вопросам передислокации американских военных баз на территории Японии, а также по другим мерам, связанным  с оптимизацией американского военного присутствия в Японии, планировалось, как было указано выше, на первую декаду 2006 г. Переговоры проходили с большим трудом и сопровождались демонстрациями протеста жителей Окинавы. Основная дискуссия развернулась вокруг финансового вклада Японии в процесс перевода  американского контингента на Гуам. Тем не менее, 1 мая 2006 г. Директор Управления национальной обороны Японии Фукусиро Нукага, министр иностранных дел Японии Таро Асо, министр обороны США Дональд Рамсфельд и госсекретарь США Кондолиза Райс провели заседание Консультативного комитета безопасности, в ходе которого было достигнуто соглашение о передислокации американских военных баз в период до 2014 г., а также было заявлено о повышении роли японских военных в операциях по поддержанию мира в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Количество американских военнослужащих, которое планируется вывести на Гуам, достигло восьми тысяч человек вместо согласованных в октябре2006 г. семи тысяч. Также были подтверждены планы строительства взлётно-посадочной полосы на расположенной вдали от населённых пунктов Окинавы базе «Шваб», размещения штаба Первого корпуса сухопутных войск США в лагере «Дзамма», а также другие вопросы передислокации.[19, с.67]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Влияние треугольника «США-Китай-Япония» на японо-американские отношения

 

В своем выступлении в австралийском  парламенте в ноябре 2011 г. президент  США Б.Обама подчеркнул: «Наш новый  акцент на этом регионе (АТР) отражает фундаментальную истину: Соединенные  Штаты были и всегда будут тихоокеанской  державой». Представляя в январе 2012 г. новую стратегию обороны США, он заявил: «Мы будем усиливать наше присутствие в Азиатско-Тихоокеанском регионе, бюджетные сокращения не будут производиться за счет этого критически важного региона». И это при том, что новая стратегия не предусматривает ведение одновременно «двух региональных войн». Для этого просто нет ресурсов: военный бюджет страны предусматривается в ближайшие 10 лет сократить почти на $500 млрд. Но после ухода США из Ирака и Афганистана центр внимания Пентагона перемещается на Китай. [17]

Информация о работе «Особые отношения» США и Японии в конце XX- начале XXI вв.