«Особые отношения» США и Японии в конце XX- начале XXI вв.

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 12:57, научная работа

Описание работы

Многие аспекты и проблемы сегодняшнего дня Японии и США уходят корнями именно в период становления японо-американского союза. Поражение Японии во второй мировой войне, как результат ослабление её позиций в АТР, полный разгром японской армии и неспособность защитить свой суверенитет, заставило Японию, под нажимом Вашингтона, пойти на зависимый союз с США. Зависимость Японии от США в вопросах безопасности, обусловило отсутствие в Токио четкой собственной внешнеполитической концепции и дает возможность Вашингтону направлять её в нужное для себя русло. Сегодняшние проблемы в Корее, Тайване, активизация на международной арене Китая, представляют, по мнению Пентагона, угрозу для безопасности американцев, поэтому присутствие американских войск в Японии так необходимо Соединенным Штатам.

Содержание

Введение………………………………………………………………….....................3

Глава I. Японо-американские отношения после окончания «холодной войны»
1. Смена приоритетов внешней политики Японии в 90-х гг. ХХ в………………...5
2. Японо-американские отношения на рубеже XX – XXI вв………………………11
Глава II. Япония и США: особенности сотрудничества в XXI веке
1.Новые аспекты японо-американского сотрудничества в военно-политической сфере…………………………………………………………………………………...21
2. Влияние треугольника «США-Китай-Япония» на японо-американские отношения……………………………………………………………………………..29
Заключение…………………………………………………………………..............32
Список используемых источников и литературы……………………………...34

Работа содержит 1 файл

Научная работа.doc

— 345.00 Кб (Скачать)

В отличие от «Направлений 1976 г.»  новая программа предусматривала сокращение численности личного состава на 20% (с 300 тыс. до 245 тыс. человек) это делалось и с тем расчетом, что по прогнозам специалистов к 2010 г. численность молодежи призывного возраста сократится. Предусматривалось так же уменьшение количества пехотных дивизий с 12 до 8. Сокращение боевой техники и вооружений на 10—15%, в частности танки - на 300 единиц, эсминцы - на 10, боевые самолеты противолодочной авиации – на 50, боевые самолеты ВВС – на 30; создание Центрального разведывательного управления численностью в 1700 человек; принятие на вооружение новых истребителей непосредственной поддержки F-2; создание мобильных подразделений, оснащенных высокотехнологичным оружием; изучение вопроса о создании совместно с США противоракетной обороны театра военных действий. [2, с.86]

Вновь вводилось 1% (от ВНП) ограничение  военных расходов, однако делалась оговорка «если не произойдут непредвиденные изменения в международной обстановке». Программой намечалось расширение функций  Сил самообороны, переключение их с чисто оборонительных задач по защите территории Японии на участие в миротворческих операциях ООН, международных спасательных операциях по ликвидации последствий стихийных бедствий в любом районе земного шара, обеспечение мира, стабильности, безопасности и процветания АТР.

Заметное место в программе  уделено японо-американским мероприятиям в сфере безопасности, которые  были выделены в специальный пункт. Отмечено, что мероприятия по безопасности с США как неразрывная часть  безопасности Японии по-прежнему продолжают играть ключевую роль в достижении мира и стабильности  в районе Японии.

Для укрепления японо-американского  сотрудничества решено прилагать усилия для налаживания обмена информацией  и проведения политических консультации, создание наиболее приемлемых условий сотрудничества в таких сферах, как совместное обучение, маневры и тренировки, проведение совместных разработок в военно-технической области. Сохранение американских войск на японской территории.

При этом подчеркивалось, что Япония при проведении военной политики остается приверженной оборонительному курсу и трем безъядерным принципам и что комплексность является обязательным условием проводимых совместно с США мероприятий.

Отличительная черта новой схемы  обороны – условия, относящиеся  к реагированию на агрессию. В соответствии с прежними «Направлениями» Япония должна была отражать ограниченную, маломасштабную агрессию самостоятельно. Согласно же новой схеме, в случае чрезвычайного положения, вызванного прямой агрессией, Япония должна отражать её во взаимодействии с Соединенными Штатами. [13, с. 85]

Документы, провозгласившие пересмотр  японской оборонной политики, вызвали  негативные отклики, как в самой  Японии, так и в ряде азиатских  государств, в первую очередь в  КНР и КНДР. Критики обвиняли Японию в военной экспансии и сговоре с США, высказывали предположения о неизбежном вовлечении Токио в военные операции Пентагона в случае возникновения в АТР серьезного конфликта. Обозреватели высказывали даже мысль о возможном нарушении Японией конституционного запрета на участие Сил самообороны в коллективной обороне.

2. Японо-американские отношения на рубеже XX – XXI вв.

 

17 апреля 1996 г. в Токио между  президентом США Б. Клинтоном  и премьер-министром Японии Р.  Хасимото были подписаны два  документа: Совместная декларация по безопасности и обращение лидеров двух государств к народам Японии и Соединенным Штатам.

Подписание «Совместной декларации»  явилось одним из наиболее важных событий в отношениях двух стран  произошедших после окончания холодной войны. «Совместная декларация» по сути дела явилась дополнением к договору безопасности 1960 г., определившая отношения союзников в новых, современных условиях. Именно «Совместная декларация» показала наличие действительно партнерских отношений.

«Совместная декларация» состоит из 7 разделов поделенных на 8 пунктов.

В первой части декларации главы  государств выразили важность подписания данного документа. Признали, что  союз двух стран помог обеспечить мир и безопасность в АТР во время холодной войны, союз способствует так же динамичному экономическому росту этого региона.

Объявлена благодарность, как японскому  народу, так и американским солдатам, находящимся на японской территории за внесение огромного вклада в существование  данного союза.

Региональная обстановка оценена  следующим образом: «с окончанием холодной войны возможность широкомасштабного конфликта отступила. Однако существует нестабильность на Корейском полуострове. В АТР находятся крупные группы войск, включая ядерные арсеналы, имеются территориальные споры, существует проблема распространения оружия массового уничтожения и средств его доставки». По мнению подписантов все это представляет собой источники нестабильности. [2, с.276-282]

Главы обеих государств высоко оценили  японо-американский союз как гарант стабильности в регионе. Принято решение и дальше способствовать развитию данного союза.

Премьер-министр и президент  признали необходимость американского  военного присутствия в регионе. В АТР должны сохраняться американские войска в количестве 100 тыс. чел., при  этом в Японии их число не должно сокращаться.

Премьер-министр приветствовал  решение американского президента сохранять военное присутствие  и пообещал продолжить предоставлять  территории и средства для американских войск на японской территории. Клинтон  в свою очередь поблагодарил Японию за финансирование американских войск.

Б. Клинтон и Хасимото согласились  с необходимостью продолжить тесные консультации и обмен информацией  между государствами.

Стороны согласились инициировать пересмотр Руководящих принципов  японо-американского сотрудничества по вопросам обороны 1978 г., развивая более тесные рабочие отношения, уже установленные между США и Японией. Решено продолжить заниматься двухсторонними исследованиями (НИОКР) в области создания новых типов вооружения и военной техники, подобно истребителю F-2.

Премьер-министр и президент  признали, что широкая поддержка  и взаимопонимание со стороны  японского народа необходимы для  обеспечения цивилизованного не осложненного инцидентами пребывания американских войск в Японии. Стороны согласились, что их правительства предпримут усилия для разрешения всех вопросов относящихся к присутствию и статусу американских войск.

Что касается Окинавы, где расположено  большое количество объектов и баз, то главы государств подтвердили  свою решимость предпринимать шаги по их уплотнению, перепрофилированию и сокращению.

Обе стороны будут стремиться  к достижению более мирной и стабильной атмосферы в АТР. Отмечено, что  чрезвычайно важно, чтобы Китай  играл позитивную и конструктивную роль, необходимо укреплять отношения с Китаем, продолжать сотрудничество с Россией и прилагать все усилия для стабильности на Корейском полуострове. Необходимо развивать сотрудничество со всеми странами региона.

Решено укреплять двухстороннее  сотрудничество на глобальном уровне, поддерживать ООН и другие международные организации путем участия в миротворческих операций, а так же акциях по оказанию гуманитарной помощи.

Осуществлять контроль над вооружениями и разоружением, стремиться к запрещению ядерных испытаний и распространению оружия массового уничтожения.

В заключении лидеры подтвердили свое решение на кануне 21 столетия продолжать историю успешных отношений безопасности и работать рука об руку для обеспечения  мира и процветания для будущих  поколений.

Сразу же после официальной процедуры подписания документов состоялась совместная пресс-конференция двух лидеров, на которой они еще раз подчеркнули важность подписанных официальных бумаг. Так премьер-министр Хасимото отметил: «Только что я и президент Клинтон подписали два документа: первый – Послание народам Японии и Соединенных Штатов, которое определяет направления вступления обеих стран в 21 столетие. Второй – Японо-американская совместная декларация безопасности. Послание народам Японии и США в общем итоге акцентирует важность японо-американских отношений безопасности для наших народов. Японо-американская совместная декларация безопасности еще раз подтверждает, что созданный японо-американский союз безопасности будет продолжать играть важную роль, как и в прошлом, в обеспечении безопасности, мира и стабильности в АТР и служить точкой опоры на будущее. Наша встреча решила широкий круг коренных проблем: военные, экономические и другие вопросы двухсторонних отношений, а так же различных аспектов международного сообщества». [2, с.124]

Президент США Бил Клинтон в  свою очередь заявил: «Основная цель моего пребывания в Японии заключается  в том, чтобы расширить партнерство  между нашими странами сложившееся  за последние 50 лет, и укрепить наш  союз с тем, чтобы он отвечал новым требованиям. Наш союз – ключ к установлению стабильности в зоне Тихого океана, особенно во время кардинальных изменений в регионе. Декларация безопасности, которую премьер-министр и я только что подписали, является результатом более чем тяжелого годового труда и тщательных исследований. Этот труд укрепил наш союз на 21 столетие. Соединенные Штаты сохранят свой контингент войск в Японии примерно на нынешнем уровне. Мы углубим наше сотрудничество с японскими силами самообороны».

При всем красноречии лидеров обеих стран, существовали более объективные причины подписания Совместной декларации, о которых говорилось ранее. Среди них можно выделить: обострение ситуации в АТР, брожение в японском обществе относительно сохранения союза, подогреваемое антиамериканскими выступлениями жителей Окинавы, стремление обоих правительств укрепить союз.

Однако оценка новых японо-американских документов в самой Японии и в  мире, особенно в странах СВА имела  неоднозначный характер. Так в  ряде государств, например в КНР, КНДР, Вьетнаме, Республике Корея они были охарактеризованы как представляющие потенциальную угрозу их безопасности. В самой Японии оппоненты новых документов, в частности КПЯ, СДПЯ, указывают на то, что декларация разрушает конституционное вето по «коллективной обороне».

Один из российских исследователей Б. Славинский утверждает, что Декларация носит чисто антикитайскую направленность, она показывает стремление США усилить  собственные позиции в АТР, взять  руководство над развитием событий  в мире. В своей статье он пишет: «Мне кажется, что совместная декларация вызвала к жизни реакцию, не содействующую в конечном итоге делу обеспечения безопасности. Достаточно, в частности, напомнить о подписании Б. Н. Ельциным и Цзян Цзэминем Декларации о своем видении нового мирового порядка и о «стратегическом партнерстве» России и КНР. При этом президент России – продолжает Славинский, - сделал следующее многозначительное заявление: «Некоторые стремятся сделать мир однополярным, но мы оба хотим,  чтобы он был многополярным с несколькими центрами силы, образующими фундамент нового мирового порядка». [16] Пожалуй, с данным высказыванием трудно не согласиться.

Китайское правительство рассматривало  подписание Декларации как стремление США и Японии изолировать страну. Взгляды китайцев были вызваны временем проведения подписания – всего через месяц после Тайваньского кризиса, хотя на самом деле дата совпала случайно, по крайней мере, так заявляет тогдашний министр обороны США У. Перри. [5, с.110]

В подписанной Совместной декларации особо подчеркивалась важность «сотрудничества обеих стран в поддержке ООН и других международных организаций путем участия в операциях по поддержанию мира и оказанию гуманитарной помощи». Одновременно было отмечено, что «оба правительства провели интенсивный обмен мнениями по проблемам развития ситуации в сфере политики и безопасности в Азиатско-тихоокеанском регионе и по различным аспектам отношений между США и Японией в сфере безопасности». Было также подчеркнуто, что «японо-американские отношения в сфере безопасности, основанные на Договоре безопасности между двумя странами, остаются основой для достижения общих целей обеспечения безопасности и сохранения стабильности и процветания в АТР накануне XXI века».

Хотя японское правительство неоднократно заявляло, что военное взаимодействие Японии с США будет ограничиваться территорией страны, упоминание АТР в контексте военно-политических отношений между двумя странами можно расценить как явный отход от данной позиции. Это было подтверждено заявлением генерального секретаря кабинета министров Японии С.Кадзиямы, который в августе 1997 г. указал, что «сфера действия японо-американского Договора безопасности распространяется на Дальний Восток, имея в виду район к северу от Филиппин, куда входят и Тайвань, и Корейский полуостров». [15, с.78]

Это и подобные ему заявления  японских официальных лиц о возможности  расширения сферы военной ответственности  Японии на Корейский полуостров и  Тайваньский пролив вызывали весьма резкую реакцию со стороны Китая, который обвиняет Японию в возрождении милитаризма и проведении политики «двух Китаев». Как отметил заместитель директора китайского Института международных отношений У. Цин, «распространение военной роли Японии на АТР неизбежно вызовет рост серьезной озабоченности у соседей Японии, особенно у тех, кто был жертвой японской агрессии в прошлом. Некоторые считают, что усилия США направлены на сдерживание Японии. Но зачем сдерживать Японию с помощью изменения оборонительного характера японо-американского военного союза и расширения сферы военного влияния Японии? Вряд ли это можно оправдать».

Настороженно к планам УНО отнеслись  и южнокорейские средства массовой информации, расценившие американо-японскую Декларацию 1996 г. как документ, способный  стать основанием для «еще одной  японской оккупации Китая и Кореи».

Совместная декларация представляла собой соглашение о намерениях, она  не определяла конкретного комплекса  вопросов, которые должны решать вооруженные  силы обеих сторон в ходе боевых действий, для этого нужен был  специальный механизм. Именно таким механизмом должны были стать новые «Руководящие принципы японо-американского сотрудничества в вопросах обороны», которые заменили бы уже устаревшие «Руководящие принципы 1978 г.». Об этом, кстати, и было оговорено в Совместной декларации.

Информация о работе «Особые отношения» США и Японии в конце XX- начале XXI вв.