«Особые отношения» США и Японии в конце XX- начале XXI вв.

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 12:57, научная работа

Описание работы

Многие аспекты и проблемы сегодняшнего дня Японии и США уходят корнями именно в период становления японо-американского союза. Поражение Японии во второй мировой войне, как результат ослабление её позиций в АТР, полный разгром японской армии и неспособность защитить свой суверенитет, заставило Японию, под нажимом Вашингтона, пойти на зависимый союз с США. Зависимость Японии от США в вопросах безопасности, обусловило отсутствие в Токио четкой собственной внешнеполитической концепции и дает возможность Вашингтону направлять её в нужное для себя русло. Сегодняшние проблемы в Корее, Тайване, активизация на международной арене Китая, представляют, по мнению Пентагона, угрозу для безопасности американцев, поэтому присутствие американских войск в Японии так необходимо Соединенным Штатам.

Содержание

Введение………………………………………………………………….....................3

Глава I. Японо-американские отношения после окончания «холодной войны»
1. Смена приоритетов внешней политики Японии в 90-х гг. ХХ в………………...5
2. Японо-американские отношения на рубеже XX – XXI вв………………………11
Глава II. Япония и США: особенности сотрудничества в XXI веке
1.Новые аспекты японо-американского сотрудничества в военно-политической сфере…………………………………………………………………………………...21
2. Влияние треугольника «США-Китай-Япония» на японо-американские отношения……………………………………………………………………………..29
Заключение…………………………………………………………………..............32
Список используемых источников и литературы……………………………...34

Работа содержит 1 файл

Научная работа.doc

— 345.00 Кб (Скачать)

Японо-американские экономические отношения уже давно находятся в тяжелом положении. Интересный факт, в 1954 г. тогдашний американский советник госдепартамента Дж. Даллес заявил: «Япония не может претендовать на американский рынок, так как она не производит продукцию, востребованную в США». [15, с.508] Между тем в конце 50-х – начале 60-х японская экономика переживала бурный рост, основная доля экспортируемой продукции при этом шла в США. В 1965 г. впервые японский экспорт в США превысил импорт. Тогда это было расценено как временное явление, однако положительное сальдо продолжило свой рост. С 1966-1967 гг. до 1971-1972 гг. дефицит США в торговле с Японией увеличивался в среднем с 0,5 млрд. долл. до более чем 3,5 млрд. долл. в год. 1976-78 гг. он поднялся в среднем до 8 млрд. долл. а в 1978 г. уже достиг 12 млрд долл. К 1996 г. дефицит достиг астрономической суммы в 50 млрд. долл. и продолжал расти. 

К середине 90-х годов переговоры Токио с Вашингтоном по вопросам внешней торговли зашли в тупик: 11 февраля 1994 г. Хосокава и Клинтон  публично и откровенно заявили о невозможности достижения на данном этапе соглашения или даже компромисса в этой области. Однако как показали дальнейшие события, это не означало наличие в двухсторонних отношениях фатально неразрешимых проблем, но в тот момент ситуация казалась исключительно серьезной. Последующие переговоры министра торговли М. Кантора и министра финансов Ц. Хаты немного смягчили напряженность, но накопившиеся проблемы, прежде всего связанные с внешнеторговым балансом, решить так и не удалось. [18, с.171]

Помимо экономических противоречий, на ухудшение японо-американских отношений  оказывало влияние общественное мнение, которое выражало сомнение по поводу целесообразности сохранения союза. Дискуссии на эту тему велись по обе стороны Тихого океана, в частности, известный американский политический деятель З. Бжезинский в своей работе пишет: «Если бы пришлось оценивать состояние американо-японских связей на основании общественного диалога, то был бы справедливым вывод о том, что к середине 90-х годов отношения между двумя странами вступили в критическую стадию». [1, с.213]

Если экономические проблемы и  брожения в японском и американском обществах относительно необходимости  союза имелись уже давно, то напряжение такого уровня в политических кругах еще не было. Вашингтон давно не устраивала пассивность Токио во внешней политике, но позиция Японии на события в Персидском заливе 1991 г. окончательно возмутила американцев.

США и ООН оперативно отреагировали  на Иракское вторжение в Кувейт в  августе 1991 г. Япония как страна, которая пыталась представить себя в качестве мировой державы, так же не могла оставаться в стороне. Однако, «мирная» конституция запрещала вывоз японских войск за границу. Встал вопрос, каким образом Япония может оказать помощь союзникам. Эта помощь могла выразиться либо просто в денежной помощи, к счастью, «мирная» конституция не запрещала вывоз японских финансов за границу, либо это высылка японских «сил самообороны» в зону военных действий, плюс та же финансовая помощь. Насчет первого варианта понятно, благодаря развивающейся экономике Япония могла выделить средства для дела мира в мире, а вот на счет второго существовали некоторые затруднения, касающиеся все той же 9-й статьи.

 К последнему варианту, не  смотря на запрет, склонялось  большинство руководства ЛДП, включая Накасонэ и молодых лидеров во главе с Хасимото и Одзавой (именно он, а не министр иностранных дел, вел во время конфликта наиболее ответственные переговоры с представителями США), но вариант этот не получил поддержки у общественного мнения. Играя на пацифизме общественного настроения, некоторые силы призывали ограничиться только экономическим участием и не подвергать опасности жизнь японских военнослужащих. Опасаясь обострения политических страстей внутри страны, японские правящие круги решили все же склониться к первому варианту. Возможно также, что в Токио просто испугались той ответственности, которая могла оказаться на плечах правительства.

Пока японцы размышляли, война в  Персидском заливе шла полным ходом. Медлительность Японии вызвала недовольство со стороны союзников, а решение ограничиться финансовой помощью не прибавило симпатий к Японии со стороны США и Европы, по мнению которых японцы снова решили «откупиться» от решения общей проблемы. Чтобы хоть как-то отреагировать на резкую критику, 30 ноября премьер-министр Кайфу объявил о поддержке Японией резолюции ООН о применении силы против Ирака. Однако было поздно.  

Говорить о том, на сколько правильно  поступило японское правительство, отказавшись от посылки своих  войск в Ирак очень сложно. С одной стороны Япония, как уже говорилось ранее, претендуя на роль мировой державы, была обязана включиться в войну, возможно, после этого по-другому решался бы вопрос о легитимности японских «сил самообороны» в мире и вхождении Японии в СБ ООН. С другой стороны, это могло привести к массовым протестам среди населения Японии и которые возможно привели бы к смене правительства и явно негативно повлияли бы на последующие выборы для ЛДП. Если пойти еще дальше, то необходимо сказать, что именно на ЛДП делали ставку Соединенные Штаты, именно представители ЛДП больше всех склонялись к военно-политическому сотрудничеству с США. Здесь так же необходимо учитывать метод принятия  решений японским правительством на основе консенсусов, то есть принятие решения, которое устраивало бы всех, это порождает некоторую медлительность и осторожность.

Однако говорить о том, что Япония осталась совсем уж в стороне, так  же было бы не правильным. Япония  выделила 13 млрд. долл. для оплаты расходов многонациональных сил и предложила свои военные самолеты для перевозки беженцев из района военных действий. Однако решение о направлении самолетов так и не было одобрено парламентом. Если подвести итог, то можно сказать, что решение ограничиться финансовой помощью в духе всей послевоенной внешней политики Японии. Здесь справедливо выражение: «Нация - купец хочет, чтобы молчали чужие пушки». [3, с.70]

Однако, как говорилось ранее, неразрешимых проблем нет. Именно в середине 90-х  годов происходят некоторые изменения  в АТР, которые повлияли на сближение Токио и Вашингтона.

Во-первых, в связи с экономическим  ростом, все большую роль в регионе  начинает играть Китай. Опасения американцев  и японцев относительно гегемонистских проявлений Пекина, еще более усилились  после проведения Китаем в 1995 г. ядерных испытаний. Увеличение Пекином ассигнований на военные нужды, также не радовало союзников. В 1997 г. Китай на военные нужды истратил около 36,6 млрд. долл. не намного уступая Японии 40,9 млрд. долл., хотя, по мнению японцев, истинные расходы Пекина на оборону гораздо больше. [7, с.277]

Между Китаем и Японией существует также давно волнующая территориальная  проблема, связанная с островами  Дяоюй (по-японски – острова Сэнкаку) которые фактически находятся в  руках Японии. Ситуация обострилась в конце сентября 1995 г. – группа гонконгцев и тайваньцев (18 человек) решила высадиться на одном из этих островов, желая сорвать на одном из сооружений японский флаг и тем самым продемонстрировать свое несогласие с принадлежностью этих островов Японии. Эта акция вновь вынудила всех, т. е. Японию, КНР, Тайвань и Гонконг, объявить о том, что эти острова «часть их территории». Более остро стояла проблема отношений по линии Китай-Тайвань, тема присоединения Тайваня к Китаю до сих пор волнует как Токио, так и Вашингтон. Инцидент в Тайваньском проливе 1996 г. связанный с проведением крупномасштабных учений военными Китая, вызвал огромное беспокойство во всем мире. Тогдашний министр обороны США У. Пери в своей работе описывает этот инцидент так: «Ситуация была сложная. В тот день китайцы провели, как они назвали, «ракетные испытания» в Тайваньском проливе. Три ракеты были взорваны всего в восемнадцати милях от портового города на севере Тайваня и в двадцати милях от портового города на юге острова. В то же самое время Народно-освободительная армия (НОА) проводила передислокацию 150-ти тысячного воинского контингента вдоль побережья Китая напротив Тайваня и планировала проведение военных учений с реальными целями в Тайваньском проливе, намеченное на две следующие недели. Эти провокационные военные действия вызвали международный кризис и были предприняты непосредственно перед первыми демократическими президентскими выборами в Тайване, которые должны были пройти через две недели». [5, с.103] В ответ на происшедшее американские власти отправили к Тайваньскому проливу две боевые авианосные группы. Хотя  к концу 1996 г Тайваньский кризис был улажен, о полном доверии к Китаю не могло быть и речи.

Во-вторых, это осложнившаяся ситуация на Корейском полуострове. В 1994 г. японская Белая книга по обороне, впервые назвала главной угрозой безопасности в регионе не Россию, а КНДР, указав в качестве дестабилизирующих факторов сохранение напряженности на Корейском полуострове. Особо остро стоял вопрос возможного распространения ядерного оружия и оружия массового поражения в Северной Корее. В Южной Корее расположены крупные американские базы, по мнению Токио, Вашингтона и Сеула это единственная возможность избежать прямого столкновения двух Корей.  Скрытность, не желание работать с международными организациями Пхеньяном, порождает недоверие к нему всего мира. Экономика КНДР уже давно находиться в кризисном состоянии. Чтобы не допустить обострение обстановки внутри страны, которое может негативно повлиять на отношения с богатеющим Югом, Япония в рамках Официальной помощи развития проводит продовольственную программу помощи Северной Кореи. Правительственные круги в Японии и США постоянно ведут переговоры по поводу налаживания дипотношений с КНДР и возможного объединения двух Корей.

Необходимо так же учитывать, что, несмотря на некоторое ухудшение  отношений двух стран, правящие круги  в Токио и Вашингтоне понимали необходимость сохранения союза. Для  США потеря Японии означала бы потерю опорного пункта и ослабление своих  позиций в АТР. Вашингтону пришлось бы пересматривать всю свою политику в данном регионе. Важность Японии для США: во-первых, это удобное, в стратегическом отношении, месторасположение Японии, а во-вторых, Япония на 70% оплачивает расходы на содержание американских баз, кто из союзников США еще способен на это. Конечно, Соединенные Штаты в случае распада японо-американского союза, нашли бы нового союзника, возможно, им бы стала Южная Корея, возможно Австралия или даже Китай. Однако, во-первых, это потребовало бы огромных финансовых затрат, а во-вторых, не было бы уже той зависимости внешней политики от США которая была у Японии, сложившаяся за последние 50 лет. Да и это могло дестабилизировать ситуацию в АТР, что ни как не входило в планы США.

Как и для США, в японских правящих кругах так же не мыслили будущего без японо-американского союза. Несмотря на все высказывания по поводу необходимого увеличения самостоятельности Японии на международной арене, Токио, избрав курс 50 лет назад, остается верным ему и по сей день. Представить Японию без США очень сложно, как во внешнеполитическом аспекте, так и экономическом. Япония в силу своей «мирной» конституции не может иметь крупные военные структуры, да и «три неядерных принципа» не позволяют иметь ей ядерное оружие. Между тем, ситуация в АТР остается достаточно напряженной, о чем в частности говориться в Совместной декларации, подписанной в 1995 г. США же могут гарантировать Японии безопасность. Кроме того, Соединенные Штаты являются крупнейшим рынком сбыта японской продукции, потеря этого рынка негативно скажется на экономике Японии.

С середины 90-х начинается новый  виток в отношениях Токио и  Вашингтона, характерной чертой которого стало взаимное стремление к укреплению союза. Это выразилось, прежде всего, в появлении на свет новых совместных документов, которые были направлены на то чтобы, сохранить и упрочнить японо-американский союз, сделать его более жизнеспособным в 21 веке.

Первым документом, положившим начало реформирования всей японо-американской системы, стало принятие в 1995 г. новых «Основных направлений программы национальной обороны на период с 1996 г.», наиболее важным событием стало подписание 17 апреля 1996 г. президентом США Б. Клинтоном и премьер-министром Японии Р.Хасимото «Совместной декларации по безопасности». Следующим шагом в реформировании союза стало утверждение 23 сентября 1996 г. - «Руководящих принципов японо-американского сотрудничества в области обороны»

До 1996 г. оборонная политика Японии осуществлялась на основе специальной  программы - «Основные направления в области безопасности» принятой в 1976 г., которая была рассчитана на 20 лет и заканчивалась в 1996 г. В связи со сменой международной обстановки японское правительство, при поддержке американских военных, выработало новую оборонную концепцию.

Предложение частично пересмотреть «Основные  направления» 1976 г. появились еще  в середине 80-х, при премьер-министре Я. Накасонэ. Тогда он предлагал пересмотреть 1% ограничение расходов на военные  нужды, которое было определено именно в этом документе. Конечно о полном изменении «направлений» в то время никто не говорил, да и не было необходимости, на тот момент положения программы  как нельзя лучше подходили для Японии. Вопрос о пересмотре оборонного курса впервые встал при премьер-министре М.Хосокава. В феврале 1994 г. он образовал при кабинете министров Консультативный комитет по вопросам обороны с задачей привести оборонную политику страны в соответствие с радикально изменившейся обстановкой. Японская инициатива явно пришлась не по вкусу американской администрации, опасавшейся ослабления уз, связывающих ее с важнейшим азиатским союзником. Опасения Вашингтона еще более усилились после того, как пришедший на смену М. Хосокава социал-демократ Т. Мураяма создал при правительстве «Дискуссионный совет по проблемам безопасности», подготовивший специальный доклад, настороживший администрацию Б. Клинтона. В докладе делался призыв расширить участие Японии в Асеановском региональном форуме и других региональных структурах, проводилась идея того, что Японии необходимо налаживать связи с региональными партнерами, не надеясь всецело на американскую помощь. В качестве своеобразной реакции на действия Японии Пентагон подготовил в феврале 1995 г. доклад «О стратегии США в Восточной Азии». В нем были высказаны соображения о необходимости пересмотра японо-американской системы безопасности и продолжения американского военного присутствия в АТР. Авторы доклада особо подчеркивали чрезвычайную важность японо-американского союза для обеспечения мира и стабильности в АТР и выражали готовность оказать Токио помощь в пересмотре оборонной политики.

В результате взаимной договоренности появилась совместная рабочая группа, которая работала в течение 10 месяцев  и занималась разработкой новой  японской оборонной программы. В  результате с помощью американских советников Консультативный комитет по вопросам обороны завершил к ноябрю 1995 г. пересмотр «Основных направлений» 1976 г. и 28 ноября 1995 г. Совет безопасности и Кабинет министров Японии приняли «Основные направления программы национальной обороны на период с 1996 г». Программа была рассчитана на 15 лет, на её основе 5 декабря 1995 г. был принят очередной Среднесрочный план оборонного строительства Японии с 1996 по 2000 г.

Информация о работе «Особые отношения» США и Японии в конце XX- начале XXI вв.