«Особые отношения» США и Японии в конце XX- начале XXI вв.

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 12:57, научная работа

Описание работы

Многие аспекты и проблемы сегодняшнего дня Японии и США уходят корнями именно в период становления японо-американского союза. Поражение Японии во второй мировой войне, как результат ослабление её позиций в АТР, полный разгром японской армии и неспособность защитить свой суверенитет, заставило Японию, под нажимом Вашингтона, пойти на зависимый союз с США. Зависимость Японии от США в вопросах безопасности, обусловило отсутствие в Токио четкой собственной внешнеполитической концепции и дает возможность Вашингтону направлять её в нужное для себя русло. Сегодняшние проблемы в Корее, Тайване, активизация на международной арене Китая, представляют, по мнению Пентагона, угрозу для безопасности американцев, поэтому присутствие американских войск в Японии так необходимо Соединенным Штатам.

Содержание

Введение………………………………………………………………….....................3

Глава I. Японо-американские отношения после окончания «холодной войны»
1. Смена приоритетов внешней политики Японии в 90-х гг. ХХ в………………...5
2. Японо-американские отношения на рубеже XX – XXI вв………………………11
Глава II. Япония и США: особенности сотрудничества в XXI веке
1.Новые аспекты японо-американского сотрудничества в военно-политической сфере…………………………………………………………………………………...21
2. Влияние треугольника «США-Китай-Япония» на японо-американские отношения……………………………………………………………………………..29
Заключение…………………………………………………………………..............32
Список используемых источников и литературы……………………………...34

Работа содержит 1 файл

Научная работа.doc

— 345.00 Кб (Скачать)

Работа над пересмотром Руководящих принципов, проводилась и в Токио, и в Вашингтоне в течение шестнадцати месяцев.

В июне 1996 г. возобновил свою работу японо-американский Подкомитет оборонного сотрудничества, созданный ранее в интересах  пересмотра Руководящих принципов на основе Основных направлений программы национальной обороны Японии, принятой в ноябре 1995 г. и американо-японской Совместной декларации.

В июле 1997 г. Подкомитет подготовил промежуточный  отчет о проделанной работе, в  котором были изложены основные положения пересматриваемых Руководящих принципов. Затем японский и американский представители Подкомитета посетили Китай и Южную Корею, чтобы детально разъяснить позицию государств-союзников. Визиты эти были вызваны в первую очередь серьезной озабоченностью Пекина значительным расширением совместных функций Японии и США в рамках оборонного сотрудничества, которое, в отличие от своего аналога, зафиксированного Руководящими принципами 1978 г., распространялось на весь регион Восточной Азии. Оба эмиссара пытались убедить китайскую сторону в том, что новые Руководящие принципы не нацелены против каких-либо стран.

23 сентября 1997 г. пересмотренный  вариант Руководящих принципов  японо-американского сотрудничества  в области обороны был одобрен  в Нью-Йорке японо-американским Консультативным комитетом по безопасности, в состав которого входили министр иностранных дел Японии К.Обути, начальник Управления национальной обороны Ф.Кюма, государственный секретарь США М.Олбрайт и министр обороны США У.Коэн.

Японо-американские руководящие принципы состоят из 7 разделов:

  1. Цели Руководящих принципов определены следующим образом:

«…Создание солидного фундамента для более эффективного и надежного  американо-японского сотрудничества в нормальных условиях обстановки, на случай внезапного вооруженного нападения на Японию, а также резкого изменения обстановки в районах, окружающих Японию. Руководящие принципы определяют общие рамки и концепцию ролей миссий обеих государств, равно как и пути сотрудничества и координации, как в нормальных условиях обстановки, так и в период её обострения».

  1. Основные предпосылки и принципы.

Выделим наиболее важные принципы:

«Права и обязанности по Договору о взаимном сотрудничестве и безопасности между США и Японией остаются неизменными».

Япония осуществляет все свои действия в рамках Конституции, а так же ориентируясь исключительно на оборону и три неядерных принципа.

Все действия подписантов должны соответствовать  международному праву и Уставу ООН.

  1. Сотрудничество в нормальных условиях.

В нормальных условиях каждое правительство обязывалось поддерживать собственный оборонный потенциал, Япония – в соответствии с «Основными направлениями»(1995 г.), а Соединенные Штаты поддерживать потенциал ядерного сдерживания и силы передового базирования в АТР. «Оба правительства, в соответствии со своими курсами, в нормальных обстоятельствах поддерживают тесное сотрудничество по обороне Японии, а так же в создании более стабильной международной окружающей атмосферы». 

  1. Действия на случай вооруженного нападения на Японию. [2, с.290-308]

«Когда вооруженное нападение  на Японию считается неизбежным, оба  правительства предпринимают шаги для предотвращения дальнейшего  обострения ситуации и делают необходимые  приготовления к обороне Японии. В случае свершения вооруженного нападения на Японию, оба правительства предпринимают соответствующие взаимные действия для его отражения на возможно ранней стадии». Далее предусматривается два варианта:

а) При неотвратимости вооруженного нападения на Японию.

Оба правительства будут вести интенсивный обмен информацией, проводить консультации, совместно наращивать сбор разведывательных данных, проводить наблюдения, предпринимать попытки, включая дипломатические усилия, для недопущения дальнейшего обострения обстановки, готовиться к обороне и разрабатывать меры противостояния.

б) Когда вооруженное нападение  на Японию свершилось.

В этом случае на Японию возлагается  прямая ответственность за реализацию всех необходимых мер с целью  скорейшего отражения вооруженного нападения. На США – предоставление соответствующей помощи Японии. Такое сотрудничество может варьироваться в зависимости от масштабов, типа, фазы и других факторов вооруженного нападения. При проведении совместных операций, войска США и силы самообороны Японии должны действовать скоординировано, своевременно и эффективно. Соединенные Штаты своевременно направляют войска усиления, а Япония создает базу и готовит условия для их приема и размещения.

Далее излагаются концепции операций:

- по отражению воздушного нападения  на Японию;

- по отражению вторжения на территорию Японии морских и воздушно-десантных сил;

-ответственность за нейтрализацию  других видов угроз.

Подробно излагаются требования к  операциям по линиям:

- управление командования и  контроля;

- двустороннего координационного  механизма;

- связи и РЭБ;

- разведывательной деятельности;

- мероприятий по тыловому обеспечению,  включающие все виды снабжения  войск США, транспорт, ремонт  и эксплуатацию, предоставление  медицинского обслуживания и  других услуг.

  1. Сотрудничество в период возникновения таких ситуаций в районе, окружающем Японию, которые могут оказать серьезное влияние на мир и безопасность Японии (ситуации в районах, окружающих Японию). Предполагаются два варианта:
    1. Когда ожидается возникновение напряженной обстановки в районах, окружающих Японию. В данной ситуации оба правительства проводят совместные консультации, обмен информацией, ведут разведку, прилагают усилия для предотвращения дальнейшего обострения обстановки.
    2. Реагирование на напряженную ситуацию в районах, окружающих Японию. Действия в данной ситуации подробно излагаются в специальном приложении к Руководящим принципам «Функции, области и объекты сотрудничества в напряженных ситуациях вокруг Японии».
  2. Двусторонние программы для повышения эффективного сотрудничества в соответствии с Руководящими принципами.

Для повышения эффективности взаимного  сотрудничества, предполагалось создать  два механизма:

     - двусторонняя работа по планированию и созданию общих стандартов и процедур.

     - двустороннее оборонное  планирование и взаимное кооперативное планирование;

     - разработка общих  стандартов для подготовительной  работы;

     - создание общих процедур;

     - двусторонний координационный механизм.

  1. Своевременный и соответствующий пересмотр руководящих принципов.

В данном разделе говорится: «Оба правительства своевременно и надлежащим образом будут пересматривать Руководящие принципы в случаях, когда произойдет изменение  ситуаций, которые могут оказать влияние на американо-японские отношения безопасности и когда это будет признанно необходимым в связи с определенными обстоятельствами будущего».

Как и все предыдущие документы, Руководящие принципы получили негативную оценку со стороны Китая, КНДР которые  видели в них угрозу своей безопасности.

Таким образом, можно сказать, что  все подписанные между Токио и Вашингтоном документы имели цель - укрепить японо-американский союз, сделать его более приспособленным к новым международным условиям. США преследовали также цель не допустить преобладающего влияния Китая в регионе. Это вызвало неоднозначные реакции в соседних странах, прежде всего Китае и КНДР, но были и те, кто по достоинству оценил японо-американскую систему безопасности, к их числу можно отнести и Россию. Однако укрепление дипотношений между Японией и  США не решило их внутренних проблем, прежде всего внешнеторговых и социальных, которые продолжают беспокоить обе стороны и по сей день.

Еще одну давно назревшую проблему, которую попытались решить политики Японии и США - это вопрос с Окинавой.

Окинава - наиболее крупный  остров в группе островов того же названия, входящих в состав одноименной префектуры Японии. Площадь острова – более 1200 квадратных километров, а всей префектуры- 2276 квадратных километров. Главный город острова и префектуры – Наха, от Токио его отделяет 1600 км. После поражения Японии во второй мировой войне острова Окинава с 1945 г. вплоть до момента их возвращения под японскую юрисдикцию в 1972 г. находились под административным контролем США. Сегодня Окинава – самая бедная и экономически слаборазвитая префектура Японии.

На территории этого  острова находится более половины американских войск и баз. Присутствие  американских войск приносит местным  жителям массу неудобств, во-первых, это  рёв самолетов, 11 населенных пунктов находятся в непосредственной близости с американскими аэродромами, при полетах американских самолетов происходит много катастроф. Так, со времени возвращения островов Японии в 1972 г. по декабрь 1997 г. произошло 36 падений самолетов, одно столкновение в воздухе, 25 случаев падения деталей, 49 незапланированных посадок, один случай совершения ошибки при сбросе бомбы и др. – всего 130 авиапроисшествий. [19, с.53] При тренировочных прыжках с парашютом бывали случаи приземления американских солдат на возделываемые земли и жилые дома. Жителей не устраивали периодические боевые учения, проходящие на острове. Нельзя не упомянуть также проблему загрязнения моря, рек и земельных участков из-за последствий военных учений и строительных работ на базах. Но больше всего японцев возмущает поведение американских военнослужащих, их преступления. Так их число, по официальным данным, составило за период с 1972-го по 1996 год 4823 случая. Из них 514 тяжких преступлений, в которых было замешано 652 человека. Наибольшее возмущение среди общественности, вылившееся в массовые протесты, вызвал инцидент с изнасилованием тремя американскими офицерами 12-летней девочки-школьницы. Подозреваемые были задержаны полицией префектуры, но дело не дошло ни до возбуждения уголовного дела, ни до лишения свободы. В соответствии с «Соглашением о статусе американских войск на территории Японии» даже если преступление кого-то из них выходит за рамки административного, японская сторона имеет право только возбудить уголовное дело, а затем подозреваемый передается в руки американской военной администрации.

Инцидент произошел как  раз накануне принятия «Основных  направлений» и приезда Б. Клинтона в Токио для подписания «Совместной  декларации», это внесло значительное осложнение в японо-американские отношения  и чрезвычайно остро поставило  вопрос о статусе американских войск в Японии. Правительства обеих стран были вынуждены создать специальный совместный комитет для решения сложившейся проблемы (SACO). Комитету предстояло решить две проблемы: первая касалась шумов и других положений Соглашения о статусе войск, другая – уплотнения, реконструкции и сокращения баз на Окинаве.

Для решения первой проблемы необходимо было определить допустимый уровень шумов самолетов, отрегулировать вопрос о бесконтрольном поведении  морских пехотинцев и упорядочить  номерные знаки на автотранспорте американской армии. Что касается сокращения баз, то одним из положений заложенных в Соглашении о статусе войск и договоре безопасности, предусматривается их возвращение по истечении в них необходимости. Главная задача - правильно определить важность той или иной базы.[2, с.164]

Наибольшие проблемы возникли вокруг американской авиабазы Футэмма. С одной стороны базу необходимо ликвидировать, так как она находиться в центре города Гинован, занимая  25% его территории, это наносит ущерб инфраструктуре города и окружающим территориям, вдобавок рядом находятся школьные учреждения. С другой стороны, база является стратегически важной.

Комитетом было принято  компромиссное решение – ликвидировать  базу, но для приема военных вертолетов соорудить насыпную площадку в море, о чем говорилось в частности в заключительном отчете SACO. Вскоре было решено пристроить к аэродрому ВПП длиной 1300 метров для самолетов. Однако это решение не устроило жителей Окинавы. В декабре 1997 г. был проведен референдум, против строительства проголосовало 52,4% в том числе и тогдашний губернатор Масахидэ Оота. Несмотря на это, МИД Японии заявил американским коллегам, что аэродром будет построен, несмотря на несогласие окинавцев.

Помимо возвращения Японии базы Футэма SACO наметил также осуществление следующих мер:

- Возвратить Японии большую  часть используемой военными  США учебной зоны «Северная», «Аха» и «Кинбал», запасной аэродром  Ёмитан, базу Кэмп Куваэ и др;

- перенести место артиллерийских  стрельб из района 104-го префектурального шоссе на основные острова Японии;

- перенести парашютные  учения с аэродрома Ёмитан  в Иэдзима;

- прекратить маршевые  передвижения американской армии  по муниципальным дорогам;

Информация о работе «Особые отношения» США и Японии в конце XX- начале XXI вв.