Эпоха великих географических открытий

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 12:59, реферат

Описание работы

Периоду разложения феодализма и возникновению капиталистических отношений в странах Западной Европы предшествовали Великие географические открытия, сыгравшие важную роль в переходе к буржуазному способу производства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Предпосылки эпохи Великих Географических Открытий………………..5
1.Предпосылки разложения феодализма в XIV-XV вв.……………………5
2.Зарождение капиталистического способа производства в Европейских странах в XVI в……………………………………………………………..7
3.Причины Великих Географических Открытий…………………………..9
2. Важнейшие географические открытия……………………………………13
1.Открытие морского пути из Европы в Индию и на Дальний Восток…13
2.Открытие Америки и испанские завоевания……………………………16
3.Русские географические открытия ХVI — XVII вв…………………….18
3. Последствия Великих Географических Открытий………………………21
3.1 Перемещение основных торговых путей………………………………..21
2.Колониальная система зарождающегося капитализма………………....23
3.«Революция цен» и зарождение буржуазии…………………………….26
Заключение…………………………………………………………………….29
Список использованных источников………………………………………...31

Работа содержит 1 файл

Реферат по истории экономики.doc

— 199.50 Кб (Скачать)

    Определенные  изменения в состоянии производительных сил Западной Европы свидетельствуют  о том, что в XVI в. мелкое хозяйство  основных производителей общества –  ремесленника и крестьянина –  исчерпало свои возможности и  стало неспособным к дальнейшему самостоятельному развитию. Экономическое положение мелкого производителя менялось, так как он был вынужден тратить все больше и больше средств на приобретение необходимых орудий труда. Это облегчило становление экономической зависимости ремесленника от купца или другого владельца капитала, содействовало разложению мелкого производства, его подчинение капиталу, заставляло в конечном итоге мелкую промышленность уступить свое место более производительным капиталистическим  формам производства.

    Так путем постепенного экономического подчинения мелких производителей товарному или ростовщическому капиталу происходила организация капиталистической промышленности. Степень и конкретные формы этого подчинения были разными. Сначала ремесленник, сохраняя еще личную собственность на свое хозяйство, приобретал или брал у купца в долг сырье. При этом ремесленник был обязан предоставить купцу свою продукцию по договорной цене. На практике это означало, что мелкий производитель попадал в зависимость от купца, получал от него сырье и изготовлял для купца продукцию на условиях вперед обусловленной оплаты. В результате в деревне возникали целые районы мелкого, но по своей сущности капиталистического производства тканей из шерсти, льна, многих видов металлических изделий и т.д.

    В отдельных отраслях промышленности степень развития капиталистического производства и его формы были разными. Наиболее интенсивно развитие капитализма происходило в тех  отраслях, где наблюдалось значительное подорожание и усложнение средств  производства. К числу таких отраслей относились добывающая промышленность, металлообработка, особенно производство оружия, судостроение, производство бумаги, пороха, шелковых тканей, печатное дело. Более медленными темпами развивался капитализм в тех отраслях, в которых почти целиком сохранялась ремесленная техника. К этой сфере промышленного производства в странах Западной Европы относились производство тканей из шерсти, хлопка, льна, предметов роскоши, изделий из кожи. В сельском хозяйстве капитализм укоренялся более медленно, чем в промышленности. Процесс развития капитализма в сельском хозяйстве в Западной Европе не получил большого распространения, и только в Англии он принял широкие масштабы и привел к значительным переменам в аграрном секторе.

    В общем степень развития капитализма в странах Западной Европы была неодинаковой, хотя капитализм в той или иной форме активно укоренялся в хозяйственную жизнь данного региона. И зависело это от  конкретных условий, которые сложились в разных странах.

    Подытоживая сказанное, следует подчеркнуть, что развитие  капиталистического способа производства в Западной Европе XVI в. еще не означало быстрого и полного вытеснения им докапиталистических форм хозяйствования. Капиталистическое производство в рассматриваемый период представляло собой только уклад, который развивался в недрах феодализма. Процесс же дальнейшего развития капиталистических отношений был ускорен великими географическими открытиями. 
 
 
 
 

1.3   Причины Великих Географических  Открытий 
 

    Итак, процесс разложения феодализма и возникновения капиталистических отношений в Европе был ускорен открытиями новых торговых путей и новых стран в XV — XVI вв., положившими начало колониальной эксплуатации народов Африки, Азии и Америки.

    К XVI в. в Западной Европе заметно выросли крупные города, товарное производство и торговля сделали значительные успехи, и потребность в деньгах, являвшихся всеобщим средством обмена, резко возросла. «Открытие Америки, — говорит Энгельс по поводу причин географических Открытий, — было вызвано жаждой золота, которая еще до этого гнала португальцев в Африку... потому что столь могуче развившаяся в XIV и XV вв. европейская промышленность и соответствовавшая ей торговля требовали больше средств обмена, чего Германия — великая страна серебра в 1450—1550 гг. — дать не могла». ( Письмо Энгельса — К. Шмидту, 27 октября 1890 г., К. Маркс, Ф. Энгельс, Избранные письма, 1953, стр. 426. ) К этому времени сильно увеличилось также стремление к роскоши и накоплению сокровищ в среде высших классов европейского общества. В таких условиях страсть к обогащению, или, по словам Маркса, «всеобщая жажда денег» ( «Архив Маркса и Энгельса», т. IV, стр. 225. ) охватила в Европе и дворян, и горожан, и духовенство, и королей.

      Одним из самых заманчивых  средств быстрого обогащения в Европе XV в. была торговля с Азией, значение которой после крестовых походов всё более возрастало. Также странами, богатыми золотом и драгоценными камнями считались Индия, Китай, Япония. Воображение европейских искателей наживы поражали рассказы путешественников о сказочных богатствах этих далёких стран; особенно популярными были записки венецианского купца Марко Поло, побывавшего в XIII в. в Китае и во многих других странах Востока. В своих записках Марко Поло сообщил такие фантастические сведения о неизвестной европейцам Японии: «Золота, скажу вам, у них великое обилие; чрезвычайно много его тут, и не вывозят его отсюда...».

    Однако  страны Западной Европы (за исключением  Италии) не имели непосредственных торговых сношений с восточными странами и не получали выгод от восточной торговли. Торговый баланс Европы в её торговле с Востоком был пассивным. Поэтому в XV в. происходил отлив металлических денег из европейских стран на Восток, что ещё более увеличивало недостаток в Европе благородных металлов. Кроме того, в XV в. в торговле Европы с азиатскими странами появились новые обстоятельства, способствовавшие баснословному повышению цен на восточные товары. Распад монгольской державы имел своим результатом прекращение караванной торговли Европы с Китаем и Индией через Среднюю Азию и Монголию, а падение Константинополя и турецкие завоевания в Передней Азии и на Балканском полуострове в XV в. почти полностью закрыли торговый путь на Восток через Малую Азию и Сирию. Третий торговый путь на Восток — через Красное море — был монополией египетских султанов, которые в XV в. стали взимать со всех провозимых этим путём товаров чрезвычайно высокие пошлины. В связи с этим начался упадок средиземноморской торговли, центрами которой были итальянские города.

    К тому же европейцев в XV в. привлекали богатства не только Азии, но и Африки. В это время страны Южной Европы через Средиземное море вели торговлю со странами Северной Африки, главным образом с Египтом и с богатыми и культурными государствами Магриба — Марокко, Алжиром и Тунисом. Однако до конца XV в. большая часть африканского континента была неизвестна европейцам; не было прямых связей Европы с Западным Суданом, изолированным от стран Средиземноморья труднопроходимой пустыней Сахарой и неизвестной европейцам частью Атлантического океана.

      В то же время города побережья  Северной Африки торговали с  племенами внутренних областей  Судана и Тропической Африки, у которых выменивались слоновая  кость и рабы. По караванным  путям через Сахару золото, рабы  и другие товары из Западного Судана и с гвинейского побережья доставлялись в города Магриба и попадали в руки европейцев, возбуждая у них стремление добраться морем до этих неведомых богатых областей Африки.

    К поиску новых  торговых путей и  золота стремилось и дворянство. Тяга феодалов к путешествиям в поисках золота по своей природе не совместима с феодализмом. Стремление феодалов к денежному, а не земельному богатству свидетельствовало о перерождении дворянского сословия. «До какой степени, — говорит Энгельс, — в конце XV века деньги подточили и разъели изнутри феодальную систему, ясно видно по той жажде золота, которая в эту эпоху овладела Западной Европой; золото искали португальцы на африканском берегу, в Индии, на всем Дальнем Востоке; золото было тем магическим словом, которое гнало испанцев через Атлантический океан в Америку; золото — вот чего первым делом требовал белый, как только он ступал на вновь открытый берег». ( Ф. Энгельс, Крестьянская война в Германии, М. 1953,, стр. 155. ) Таким образом, в Западной Европе в XV в. возникла необходимость поисков новых морских путей из Европы в Африку, Индию и Восточную Азию.

    Далёкие и опасные морские путешествия, предпринятые с конца XV в. с целью  открытия новых путей в Африку и на Восток и для завоевания новых  стран, стали возможны потому, что к этому времени вследствие развития производительных сил были введены важные усовершенствования в области мореплавания и военного дела.

    В течение XV в. португальцы во время  своих плаваний вдоль западного  берега Африки, использовав генуэзский тип трёхмачтового морского судна, создали новый быстроходный и лёгкий парусник, годный для дальних плаваний, — каравеллу. В отличие от судов каботажного (прибрежного) плавания каравелла имела три мачты и была оснащена большим количеством прямых и косых парусов, благодаря чему она могла двигаться и при неблагоприятном направлении ветра. Она имела очень вместительный трюм, что позволяло совершать большие морские переходы; экипаж каравеллы был невелик. Значительно возросла безопасность плавания благодаря тому, что были улучшены компас и морские карты — портуланы; в Португалии была усовершенствована заимствованная у арабов астролябия — угломерный инструмент, при помощи которого вычислялись положения светил и широта; в конце XV в. были изданы таблицы движения планет, облегчавшие вычисление широты в море.

    Серьёзным препятствием для организации морских  путешествий были основанные на учении греческого географа Птолемея географические представления, которые господствовали в средневековой Европе. Птолемей допускал мысль о шарообразной форме Земли, но при этом утверждал, что где-то на юге Юго-Восточная Азия соединяется с Восточной Африкой, поэтому Индийский океан замкнут со всех сторон сушей, а следовательно, попасть из Атлантического океана в Индийский и морским путём достигнуть берегов Восточной Азии якобы невозможно. В XV в. с успехами культуры Возрождения в Европе эти представления стали всё больше подвергаться сомнениям. Ещё в XIII в. Марко Поло и другие путешественники доказали, что в действительности восточный берег Азии не простирается бесконечно на восток, как думал Птолемей, а омывается морем. Гипотеза о шарообразной форме Земли и едином океане, омывающем сушу, высказанная ещё античными учёными, находила в XV в. всё большее число сторонников. На основании этой гипотезы в Европе стали высказывать мысль о возможности достигнуть морским путём восточного побережья Азии, плывя из Европы на запад, через Атлантический океан.

    Кроме того,  важное значение для географических открытий европейцев в Азии и Африке и их экспансии на территории этих материков имели  значительные успехи народов Азии — индийцев, китайцев, малайцев и арабов - в области географических знаний, развития мореплавания в Индийском и Тихом океанах и искусстве судовождения. Эти народы задолго до появления европейцев в Индийском океане открыли и освоили великий южно-азиатский морской путь, связывавший между собой страны древнейшей культуры на Востоке, от Красного моря и Персидского залива до Южно-Китайского моря. По западному участку этого пути, от малабарского побережья Индии до Восточной Африки, Аравии и Египта, плавали индийские корабли ещё в древности; их кормчие умело пользовались муссонами — сезонными ветрами в южных морях. В первые века нашей эры китайские, индийские и малайские купцы и моряки проложили маршруты в восточной части Индийского океана, Южно-Китайского и Яванского морей, установив торговые связи между странами Юго-Восточной Азии. К XV в. в Китае уже имелась обширная географическая литература, содержавшая описания заморских стран с подробными сведениями о товарах, привозимых из них в Китай. Морская мощь Китая особенно ярко проявилась в успешном осуществлении крупнейших военно-морских экспедиций в Индийский океан. И в то время как португальцы только начали своё продвижение в южную часть Атлантического океана, китайский флот в составе от 60 до 100 различных кораблей с общим экипажем до 25—30 тыс. человек совершил семь плаваний на запад, посетив Индокитай, Яву, Цейлон, малабарское побережье в Индии, Аден, Ормуз в Аравии.

    Высокого  развития достигло морское дело и у малайцев, населявших острова Малайского архипелага, в состав которого входили Молуккские острова — родина пряностей, вывозимых отсюда во все страны Востока. Города Явы и Суматры и Малакка были в XIV—XV вв. крупнейшими центрами торговли, мореплавания и географической науки на Востоке; яванские кормчие были известны как опытные моряки, а карты, составленные малайцами, высоко ценились в портах Азии за точность и обстоятельность содержавшихся в них сведений. Арабские же моряки хорошо знали морские пути от стран Красного моря до Дальнего Востока. Более того, имеются сведения о том, что в 1420г, один арабский мореход прошёл из Индийского океана в Атлантический, обогнув южную оконечность Африки. Во второй половине XV в. одним из наиболее опытных арабских лоцманов в западной части Индийского океана был Ахмед ибн Маджид. Он был автором многих сочинений по морскому делу, широко известных у моряков Азии; крупнейшим из них была «Книга полезных данных об основах морской науки и её правилах». В ней подробно описывались приёмы вождения кораблей как при каботажном плавании, так и в открытом море, указания о пользовании компасом и румбах, об астрономических наблюдениях, о морских берегах, рифах, муссонах и течениях. Ибн Маджид особенно хорошо знал морские пути между Африкой и малабарским побережьем Индии, чем позднее и воспользовались португальцы во время своего первого плавания в Индию.

    Подводя итог всему вышесказанному, можно  выделить основные причины великих  географических открытий:

    • кризис торговли итальянских городов; 
    • турецкие завоевания в Малой Азии и на Балканах, завершившиеся разгромом Византийской империи и падением Константинополя
    • нехватка драгоценных металлов для экономической и политической деятельности развитых государств, получившая форму пресловутой "жажды золота" 
    • поиск новых рынков сбыта для расширяющегося производства
    • поиск южных морских путей
    • успехи европейской науки и техники в кораблестроении и мореплавании
    • успехи народов Азии в дальнейшем использованные европейцами

Таким образом, великие географические открытия были подготовлены всем ходом экономического развития Европы и историческим развитием стран Азии.  
 

  1. Важнейшие географические открытия

Информация о работе Эпоха великих географических открытий