Фазы инновационного процесса

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 21:06, контрольная работа

Описание работы

Инновация – это по сути комплекс действий и его практический результат по использованию достижений научной и научно-технической деятельности в конкретной области науки, техники, технологии, организации в целях совершенствования характеристик объекта управления. Таким образом, инновации отражают процессы получения, накопления и использования новых знаний и новой информации.

Содержание

Введение……………………………….
1. Понятие "инновация" и ее признаки……………………………
2.Инновационный менеджмент…………………………………………..
3.Рамочные условия, стимулирующие инновации
4.Фазы инновационного процесса
Заключение………………………………………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

инновац менеджмент контрольная.docx

— 31.32 Кб (Скачать)

   Содержание

  Введение……………………………….

               1. Понятие "инновация" и ее  признаки……………………………

                2.Инновационный менеджмент…………………………………………..

3.Рамочные условия, стимулирующие  инновации

4.Фазы инновационного процесса

Заключение………………………………………………………………………………..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Прежде всего, необходимо ответить на вопрос: Что  такое инновация?  «Нововведение  – инновация» в широком смысле означает обновление какого-либо объекта, иначе – проведение в нем какого-либо изменения. Любые реально проведенные  изменения всегда приводят к одному результату – характеристики (свойства) объекта изменяются. Другими словами, нововведение (инновация) переводит  объект из одного качественного или  количественного состояния в  другое. Правомочно задать вопрос: «В какое?»  Правильным будет ответ: «В любое  и не обязательно лучшее».

            Инновация – это по сути  комплекс действий и его практический  результат по использованию достижений  научной и научно-технической  деятельности в конкретной области  науки, техники, технологии, организации  в целях совершенствования характеристик  объекта управления. Таким образом,  инновации отражают процессы  получения, накопления и использования  новых знаний и новой информации.

             Информационная основа инноваций  проявляется в возможности распространения  (тиражирования, диффузии) новшества  на любой из стадий его реализации. Распространяться могут исходная  идея новшества, изобретение как  результат научно-исследовательских  работ, результат проектирования (разработки) новшества, результат  изготовления (внедрения) новшества.

            Инновационный менеджмент – это  система управления разработкой  и освоением каких-либо новшеств, направленных на совершенствование  и развитие объекта управления  и увеличение его капитала. Новшествами  могут быть: выпускаемая продукция  (товары, изделия, турпродукты), выполняемые  производственные и бытовые услуги, технологические процессы изготовления, методы и способы организации,  выполнения, испытаний, контроля, оценки, стимулирования и т.п. Процессы  управления инновациями в мировой  практике получили название инновационных  процессов. Инновации имеют свой жизненный цикл, начинающийся с возникновения новой идеи и завершающийся внедрением и утверждением нового продукта на рынке.этот цикл состоит из шести фаз.

В этой контрольной  работе будут подробно рассмотрены фазы инновационных процессов с характерными для каждой видами деятельности, ситуациями принятия решений и результатами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Понятие "инновация" и  ее признаки 

 

К инновациям относятся все  изменения (новшества), которые впервые  нашли применение на предприятии  и приносят ему конкретную экономическую  и/или социальную пользу. Поэтому  под инновацией понимается не только внедрение нового продукта на рынок, но и целый ряд других нововведений:

 

новые или улучшенные виды продукции (продуктовые инновации);

 

новые или улучшенные услуги (инновации услуг);

 

новые или улучшенные производственные процессы и технологии (процессные и технологические инновации);

 

измененные социальные отношения  на предприятии (социальные или кадровые инновации);

 

новые или улучшенные производственные системы.

 

Эти виды инноваций в практике предприятия переплетаются между  собой. В условиях современных технологий технические, хозяйственные, организационные  и социальные изменения в производственных процессах вообще неотделимы друг от друга.

 

Определяющими для инноваций  являются следующие признаки:

 

они всегда связаны с хозяйственным (практическим) использованием оригинальных решений. В этом заключается их отличие  от технических изобретений;

 

дают конкретную хозяйственную  и/или социальную выгоду для пользователя. Эта выгода предопределяет проникновение  и распространение инновации  на рынке;

 

означают первое использование  новшества на предприятии независимо от того, применялось ли оно где-либо ранее. Иначе говоря, с точки зрения отдельной компании даже имитация может  иметь характер инновации;

 

нуждаются в творческом подходе  и связаны с рисками. Инновации  не могут создаваться и внедряться в ходе рутинных процессов, а требуют  от всех участников (руководителей  и сотрудников) ясного понимания  необходимости в них и творческих способностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Инновационный менеджмент 

 

Когда владелец малого или  среднего предприятия начинает знакомиться  с еще неизвестными ему товарами, услугами, производственными методами и т.п., то он не всегда осознает, сможет ли стать инновацией в дальнейшем то, что кажется ему новым сейчас. Инновационность чего-либо часто  можно установить лишь задним числом. Именно в этом скрываются шансы и  таятся опасности. Если бы предприниматель  сразу воспринимал идею как инновационную, то поступал бы совсем по-иному, чем  в случае отсутствия у него подобного  инновационного чутья. В истоке сознательного  инновационного менеджмента стоит, таким образом, умение распознавать инновации, ибо только при таком  условии ресурсы могут использоваться для стимулирования инновационного процесса.

 

Инновационный менеджмент охватывает все стратегические и оперативные  задачи управления, планирования, организации  и контроля инновационных процессов  на предприятии. В широком смысле он должен пониматься как менеджмент, ориентированный на изменения. Такой  менеджмент отличается по своей сути от процессов принятия решений в  других производственных областях, поскольку  инновационные решения не являются рутинными, а предполагают наличие  широкого понимания проблем предприятия  и творческих способностей работников.

 

 

В последнее время разрабатываются  соответствующая систематика и  инструментарий методов. Главным элементом  этой систематики является разбивка инновационного процесса на фазы, а  также использование техники  повышения его эффективности. В  принципе малые и средние предприятия  для успешного осуществления  инновационных проектов могут воспользоваться  двумя альтернативами.

 

1. Предприятия сами разрабатывают  инновационно-технические предпосылки  и реализуют на рынке полученные  результаты. Такой подход связан  с большими и постоянно растущими  финансовыми затратами, обусловленными  научно-техническим прогрессом, и  тем самым с огромными экономическими  рисками. Это касается прежде  всего продукции высокого технического  уровня и большой сложности.  Все это по силам в основном  только крупным предприятиям.

 

2. В рамках кооперационной  стратегии малые и средние  предприятия сотрудничают с другими  компаниями. При этом кооперация  может осуществляться на всех  этапах инновационного процесса. Кооперация малых и средних  предприятий в целях повышения  конкурентоспособности и снижения  рисков находит все более широкое  применение при крупномасштабных  инновациях. Сотрудничество может  проходить в самых разных формах, например в форме стратегического альянса, кооперационных исследований, кооперационного производства или кооперационного маркетинга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Рамочные условия,стимулирующие  инновации 

 

Успех инновационного менеджмента  решающим образом зависит от того, удастся ли предприятию наряду с  осуществлением, управлением и контролем  инновационного замысла создать  стимулирующие внутренние и внешние  рамочные условия.

 

Внутренние рамочные условия:

позиция, поведение руководителей (высшего) уровня;

кадровая политика;

организация;

информация и коммуникация;

финансирование.

 

Внешние рамочные условия:

консультации;

финансовое стимулирование;

стимулирование трансфера;

инфраструктурные услуги;

кредиты и кредитная помощь.

 

Создание внутри фирмы  климата, в котором могут зарождаться  и осуществляться новые идеи, намного  важнее пунктуального вмешательства  в инновационный процесс. Благоприятная  для инноваций организация должна поддерживать творческие процессы и  обеспечивать возможности для реализации позитивно оцененных идей вплоть до успешного внедрения на рынок  новой продукции. Именно поле напряженности "генерация - реализация идей" порождает  разнобой в требованиях к организационной  области. Общей для всех инновационных  процессов организационной формы  не существует. Той или иной фазе инновационного процесса должен соответствовать  определенный подбор организационных  условий. Самым благоприятным образом  на развитие инновационных проектов сказываются отсутствие бюрократических  барьеров в организации и низкая степень централизации, а также  отсутствие слишком узкой специализации. И, наоборот, на этапе реализации идеи вплоть до рыночной стадии считается  целесообразным более жесткое управление.

 

Наряду с организационными мероприятиями как существенным фактором внутрифирменных рамочных условий, для инновационного процесса необходимы подходящие люди. Подбор способных  и склонных к новаторской деятельности людей является важной задачей инновационного менеджмента. Помимо способностей этим людям нужна также соответствующая  внутриорганизационная обстановка.

 

Содействовать развитию инновационных  способностей предприятия может  фирменная культура, которая поощряет инновационное поведение, придавая большое значение таким ценностям, как новаторство и творчество или терпимое отношение к неизбежным неудачам. Признаками фирменной культуры, благоприятной для инновационной  деятельности, являются наличие систем стимулирования, открытых коммуникационных сетей, поощрение командной работы. В этой связи надо ясно понимать, что благоприятный для инноваций  климат не создается по распоряжению сверху, для этого требуется целенаправленное поведение, которого придерживается сам  предприниматель и которое обеспечивается соответствующим применением ресурсов.

 

К внешним рамочным условиям относят главным образом использование  внешнего потенциала знаний в форме  технологического трансфера и консультаций. Это дает малым и средним предприятиям особые шансы более широко применять  свои весьма ограниченные по объему исследования и разработки и дефицитные кадровые ресурсы. Существует несколько форм трансферных услуг:

выдача и получение  заказов по линии самостоятельных  и независимых научно-исследовательских  организаций, институтов при университетах  и т.п.;

коллективные исследования и научно- исследовательская кооперация;

использование технологических  банков данных и услуг государственных  консультационных учреждений;

специальная литература.

 

Богатый выбор вариантов  поддержки инновационных проектов специально для малых и средних  предприятий предлагается в рамках государственных программ развития, например:

программы поддержки малых  и средних предприятий в области  технологического трансфера;

предоставление помощи при  внешних инновационных консультациях (материального и нематериального  характера);

косвенные мероприятия по стимулированию исследований и разработок (например, снижение налогов);

прямая помощь по определенным технологическим направлениям;

помощь при создании инновационных  предприятий.

 

В рамках целенаправленного  инновационного менеджмента необходимо оценивать различные программы  помощи и отбирать те, которые заслуживают  внимания и могут подойти для  условий конкретного предприятия. Малые и средние предприятия  не должны смущаться, столкнувшись с  бюрократическими барьерами и большим  числом разных программ, а относиться к ним как к очередному, не очень  сложному этапу на пути к успешному  осуществлению своего инновационного проекта.

 

Больной вопрос для малых  и средних предприятий в рамках реализации инновационных проектов - слабость финансовой базы - может быть разрешен благодаря целевому планированию, которое находит отражение в  соответствующей концепции финансирования. Такие предприятия могут воспользоваться  государственной помощью или  прибегнуть к формам финансирования долевого участия. Решающее значение имеет  заблаговременное финансовое планирование с определением потребностей в финансовых средствах по всем фазам инновационного процесса, чтобы гарантировать их обеспечение в нужные сроки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Фазы инновационного процесса

 

Инновации являются результатом  творческой предпринимательской деятельности, в которой обычно участвуют многие подразделения фирмы и на которую  оказывают все большее воздействие  и внешние факторы (государственное  влияние, экологические требования, кооперация с другими институтами  и пр.). Инновации имеют свой жизненный  цикл, начинающийся с возникновения  новой идеи и завершающийся внедрением и утверждением нового продукта на рынке. В этом цикле можно выделить шесть типичных фаз с характерными для каждой видами деятельности, ситуациями принятия решений и результатами.

Информация о работе Фазы инновационного процесса