Государственная программа инновационного развития РБ на 2011-2015 г

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 15:07, реферат

Описание работы

За счет создания новых и модернизации действующих производств в 2015 году вклад секторов, производящих наукоемкую продукцию, в экономику Республики Беларусь должен стать сопоставимым со вкладом традиционных секторов.

Работа содержит 1 файл

ГЛАВА 1.docx

— 106.02 Кб (Скачать)

ГЛАВА 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Государственная программа  разработана в соответствии с  Положением о порядке формирования, финансирования и контроля за выполнением  государственных, региональных и отраслевых программ, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 марта 2009 г. № 404 «Об утверждении  Положения о порядке формирования, финансирования и контроля за выполнением  государственных, региональных и отраслевых программ и признании утратившими  силу отдельных постановлений Совета Министров Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 93, 5/29550), с учетом основных положений Концепции национальной безопасности Республики Беларусь, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 9 ноября 2010 г. № 575 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 276, 1/12080), Концепции Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы, одобренной Президиумом Совета Министров Республики Беларусь (протокол от 21 апреля 2010 г. № 11), а также Программы деятельности Правительства Республики Беларусь на 2011–2015 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18 февраля 2011 г. № 216 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 29, 5/33370), Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 11 апреля 2011 г. № 136 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 43, 1/12462), государственных программ развития экспорта и импортозамещения, других программных документов.

 

Государственная программа  направлена на перевод национальной экономики в режим интенсивного развития и должна обеспечить решение  важнейших для Республики Беларусь задач по сбалансированности экономики, значительному росту экспорта (в 2,2 раза), не менее чем трехкратному росту доли экспорта наукоемкой и  высокотехнологичной продукции  в общем объеме белорусского экспорта, обеспечению положительного торгового  баланса, а также решение вопросов импортозамещения, повышение позиции страны в международных рейтингах в части рейтинга глобальной конкурентоспособности по показателям «Оснащенность новыми технологиями» и «Инновационный потенциал», индекса экономической свободы по показателю «Права интеллектуальной собственности».

 

ГЛАВА 2

ПРИОРИТЕТНЫЕ ЗАДАЧИ И  НАПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ

 

Главным направлением преобразований производственного потенциала Республики Беларусь в 2011–2015 годах должно стать  внедрение новых и высоких  технологий, обладающих наибольшей добавленной  стоимостью, низкой энерго- и материалоемкостью, способствующих созданию новых видов товаров и услуг, новейших экологически безопасных (чистых) материалов и продуктов, а также обеспечивающих производство традиционных товаров и услуг с новыми свойствами и параметрами, недостижимыми в рамках предыдущих технологических укладов.

 

За счет создания новых  и модернизации действующих производств  в 2015 году вклад секторов, производящих наукоемкую продукцию, в экономику  Республики Беларусь должен стать сопоставимым со вкладом традиционных секторов.

 

Формирование и развитие высокотехнологичного сектора национальной экономики

 

Целью инновационного развития национальной экономики Республики Беларусь в 2011–2015 годах является формирование новой технологической базы, обеспечивающей высокий уровень конкурентоспособности  национальной экономики Республики Беларусь на внешних рынках.

 

 

К 2015 году в стране получат  развитие следующие высокотехнологичные  направления, базирующиеся на технологиях V и VI технологических укладов:

 

индустрия информационных технологий;

 

авиакосмическая промышленность;

 

фармацевтическая промышленность;

 

микробиологическая промышленность и индустрия биотехнологий;

 

приборостроение и электронная  промышленность;

 

наноиндустрия;

 

ядерная энергетика.

 

Достижение этой цели предусматривается  обеспечить за счет реализации комплекса  мероприятий по следующим направлениям:

 

организационно-структурное  развитие новых высокотехнологичных  направлений национальной экономики;

 

формирование институциональной  среды, благоприятной для ускоренного  инновационного и технологического развития;

 

привлечение инвестиций и  реализация высокотехнологичных проектов;

 

обучение и подготовка кадров, владеющих современными организационно-управленческими  и производственными технологиями.

 

Организационно-структурное  развитие новых высокотехнологичных  производств национальной экономики  включает:

 

разработку концепции  формирования и развития нового направления  с обязательным отражением вопросов организации управления;

 

прогнозирование объема инвестиций, необходимого для развития направления  в течение пятилетнего периода, а также предполагаемые источники  финансирования;

 

определение количества специалистов с высшим образованием по профильным специальностям, которых планируется  подготовить в течение пятилетнего  периода.

 

При формировании институциональной  среды, благоприятной для инновационного и технологического развития, предусматривается:

 

изменение модели государственного управления промышленностью и переход  к формированию государственной  структурной и промышленной политики на основе кластерного подхода;

 

формирование в Республике Беларусь нового кластера в области  нано-, биотехнологий и фармацевтической промышленности посредством создания научно-технологического парка, имеющего статус и правовой режим, аналогичный Парку высоких технологий (далее – ПВТ). В составе научно-технологического парка будут сконцентрированы научные организации НАН Беларуси и исследовательские подразделения учреждений высшей школы, осуществляющие исследования и разработки в сфере нано- и биотехнологий, организации фармацевтической и микробиологической промышленности. Предусматривается создание Республиканского центра генно-инженерных исследований, Республиканского центра трансфера и коммерциализации нано- и биотехнологий, учебного центра по переподготовке и повышению квалификации кадров в сфере биотехнологий, инкубатора малого и среднего бизнеса в сфере биотехнологий. Развитие научно-технологического парка предполагает организацию стратегического альянса с рядом крупных международных (транснациональных) компаний России, Индии, КНР, Кубы в целях последующей организации совместных предприятий по производству фармацевтической, нано- и биотехнологической продукции на территории Республики Беларусь, а также приглашение на постоянное место жительства перспективных исследователей из государств – участников Содружества Независимых Государств и стран Европейского союза, формирование на этой основе новых научных школ и направлений в сфере нано- и биотехнологий;

 

содействие формированию в Республике Беларусь инновационно-промышленных кластеров на базе предприятий, организаций и учреждений государственного сектора, включая:

 

химический кластер в  г. Гродно (ядро – ОАО «Гродно  Азот», ОАО «ГродноХимволокно», УО «Гродненский государственный университет», БГУ, УО «Белорусский государственный технологический университет»);

 

нефтехимический кластер  в г. Новополоцке (ядро – ОАО «Нафтан» и УО «Полоцкий государственный университет», Научно-исследовательский институт физико-химических проблем БГУ);

 

агромашиностроительный кластер в г. Гомеле (ядро – РУП «Гомсельмаш» и УО «Гомельский государственный технический университет имени П.П.Сухого»);

 

автотракторостроительный кластер в г. Минске (ядро – РУП «Минский тракторный завод», РУП «Минский автомобильный завод», РУП «Минский моторный завод», БНТУ, ГУВПО «Белорусско-Российский университет», УО «Белорусский государственный технологический университет»);

 

химико-текстильный кластер  в г. Могилеве (ядро – ОАО «Могилевхимволокно», ОАО «Моготекс», УО «Могилевский государственный университет продовольствия», УО «Белорусский государственный технологический университет»);

 

ИТ-кластер в г. Минске (ядро – резиденты ПВТ, ГНУ «Объединенный  институт проблем информатики НАН  Беларуси», БГУ, УО «БГУИР», БНТУ).

 

Привлечение инвестиций и  реализация высокотехнологичных проектов включает установление ежегодных заданий  заказчикам по:

 

привлечению прямых иностранных  инвестиций;

 

установлению долгосрочных партнерских отношений с международными (транснациональными) компаниями, работающими  в сфере новых и высоких  технологий, в целях реализации масштабных инновационных проектов;

 

объему экспорта высокотехнологичной  продукции.

 

При обучении и подготовке кадров, владеющих современными организационно-управленческими  и производственными технологиями, устанавливаются контрольные цифры  приема студентов в государственные  учреждения образования, обеспечивающие получение высшего образования, на 2012–2015 годы:

 

в области информационных технологий – 12,5 тыс. человек;

 

в области биотехнологий  – 3,2 тыс. человек;

 

в области нанотехнологий – 1,65 тыс. человек.

 

Для реализации комплекса  указанных мероприятий предусматривается  принятие:

 

нормативных правовых актов  Президента Республики Беларусь и Правительства  Республики Беларусь по развитию новых  высокотехнологичных направлений  и стимулированию развития кластеров;

 

Государственной программы  развития высшего образования на 2011–2015 годы.

 

Координацию работы по выполнению настоящего раздела осуществляют заместители  Премьер-министра Республики Беларусь по курируемым направлениям. Ответственность  за реализацию настоящего раздела возлагается  на Министра экономики, руководителей  республиканских органов государственного управления, председателей облисполкомов  и Минского горисполкома.

 

Формирование институциональной  среды, благоприятной для интенсивного инновационного развития

 

При формировании институциональной  среды предусматривается реализация в 2011–2015 годах комплекса мероприятий, направленных на создание необходимых  организационно-правовых и экономических  условий для интенсивного инновационного развития Республики Беларусь. В их числе:

 

создание эффективной  и дееспособной инновационной инфраструктуры;

 

формирование многочисленного  слоя инновационных предпринимателей;

 

развитие государственно-частного партнерства в научно-технической  и инновационной сферах, вовлечение субъектов предпринимательской  деятельности в состав исполнителей государственных научно-технических  программ и Государственной программы, отраслевых и региональных научно-технических  и инновационных программ;

 

стимулирование расходов на исследования и разработки предприятий  государственного и частного секторов национальной экономики;

 

содействие развитию изобретательства и повышение качества результатов  научно-технической деятельности, переориентация научно-исследовательских, опытно-конструкторских  и опытно-технологических работ (далее – НИОК(Т)Р) на создание научно-технических разработок, пользующихся спросом на рынке.

 

В этих целях предусматривается:

 

создать в каждом областном  центре Республики Беларусь не менее  одной индустриальной зоны – промышленной площадки, оборудованной инженерными  коммуникациями, необходимыми для размещения предприятий по производству высокотехнологичной  продукции, созданных субъектами предпринимательской  деятельности – резидентами и  нерезидентами Республики Беларусь. Для реализации данной нормы необходимо внести соответствующие изменения и дополнения в Указ Президента Республики Беларусь от 3 января 2007 г. № 1 «Об утверждении Положения о порядке создания субъектов инновационной инфраструктуры и внесении изменения и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 30 сентября 2002 г. № 495» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 5, 1/8230);

 

установить ежегодные  задания облисполкомам и Минскому горисполкому по созданию субъектов  малого и среднего инновационного предпринимательства;

 

обеспечить подготовку и  реализацию мероприятий по организации  в регионах сети startup-школ и проведению регулярных интерактивных конкурсов инновационных бизнес-проектов для начинающих предпринимателей с обязательным участием частных инвесторов;

 

подготовить Закон Республики Беларусь «О государственно-частном  партнерстве» и иные нормативные  правовые акты Республики Беларусь, регламентирующие порядок осуществления государственно-частного партнерства в научно-технической  и инновационной деятельности;

 

обеспечить участие представителей общественных объединений предпринимателей Республики Беларусь в составах научно-технических  советов по государственным, региональным и отраслевым научно-техническим  программам, а также обязательное размещение информации о проводимых конкурсах проектов для участия  в указанных программах в средствах  массовой информации. Для реализации этой нормы будут внесены соответствующие изменения и дополнения в постановление Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь от 30 ноября 2005 г. № 18 «Об утверждении Положения о научно-технических советах по государственным, региональным и отраслевым научно-техническим программам и проводимом ими конкурсе проектов заданий указанных программ и признании утратившим силу приказа Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь от 4 января 1999 г. № 1» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 19, 8/13712);

 

внести изменения в  действующие нормативные правовые акты Республики Беларусь, регулирующие вопросы научной, научно-технической, инновационной и предпринимательской  деятельности, предусматривающие норму  об обязательной квоте в размере 10 процентов общего объема бюджетного финансирования для субъектов предпринимательской деятельности, которые являются исполнителями и (или) соисполнителями государственных научно-технических программ и Государственной программы, отраслевых и региональных научно-технических и инновационных программ;

 

обеспечить внесение дополнений в Закон Республики Беларусь от 21 октября 1996 года «О научной деятельности» (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1996 г., № 34, ст. 608; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., № 171, 2/1143) и другие нормативные правовые акты Республики Беларусь, регулирующие вопросы научной, научно-технической, инновационной и предпринимательской деятельности, предусматривающие возможность создания и развития субъектами предпринимательской деятельности структурных подразделений (научно-исследовательских лабораторий и научно-технических центров);

Информация о работе Государственная программа инновационного развития РБ на 2011-2015 г