Государственная программа инновационного развития РБ на 2011-2015 г

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 15:07, реферат

Описание работы

За счет создания новых и модернизации действующих производств в 2015 году вклад секторов, производящих наукоемкую продукцию, в экономику Республики Беларусь должен стать сопоставимым со вкладом традиционных секторов.

Работа содержит 1 файл

ГЛАВА 1.docx

— 106.02 Кб (Скачать)

 

предоставление государственных  гарантий по привлеченным в инновационную  сферу кредитам (срок – 2011–2015 годы);

 

формирование механизмов взаимодействия государства и бизнеса (государственно-частное партнерство), направленных, в частности, на консолидацию финансовых ресурсов государственного и частного секторов экономики для  реализации научно-технических и  инновационных приоритетов (срок – 2011–2013 годы);

 

расширение механизмов предоставления дотаций, субсидий и субвенций для  инновационно активных организаций при реализации «прорывных» технологий (срок – 2012–2013 годы);

 

закрепление на законодательном  уровне механизма, позволяющего осуществлять взносы в уставные фонды организаций  в виде результатов научно-технических  работ (в виде нематериальных активов) и обеспечивающего право гарантированного получения их авторами части прибыли (дивидендов) таких организаций (срок – 2012 год);

 

создание условий для  использования средств внебюджетной образовательной деятельности высших учебных заведений на НИОК(Т)Р.

 

Координацию работы по выполнению настоящего раздела осуществляют Министр  экономики, Министр финансов, Председатель Президиума НАН Беларуси, Министр  образования, Председатель ГКНТ.

 

Развитие системы стимулирования научно-технической и инновационной  деятельности

 

Цель – создание эффективной  системы стимулов для развития высокотехнологичных  производств, активизация процессов  коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности, увеличение спроса на эти  результаты в реальном секторе экономики, создание в Республике Беларусь благоприятного инвестиционного климата.

 

Задачи:

 

оптимизация налоговой системы, развитие системы прямого и косвенного налогового стимулирования деятельности организаций по созданию и использованию  результатов интеллектуальной деятельности как важного фактора повышения  технологического уровня производства и конкурентоспособности выпускаемой  продукции;

 

обеспечение сочетания налоговых, финансовых и других механизмов мотивации  инновационного развития, стимулирование участия частного бизнеса, привлечения  инвестиций, в том числе зарубежных, в сферу создания объектов интеллектуальной собственности.

 

Механизмы реализации:

 

применение гибких условий  оплаты труда работников научных (включая  бюджетные) и инновационно активных организаций, максимально учитывающих их результативность;

 

расширение прав бюджетных  научных организаций по самостоятельному использованию средств от приносящей доходы деятельности;

 

освобождение организаций  в течение пяти лет (с 1 января 2012 г. по 31 декабря 2016 г.) от уплаты налога на прибыль при реализации (передаче) прав на объекты промышленной собственности  путем принятия Указа Президента Республики Беларусь «О мерах по повышению  эффективности охраны и использования  объектов интеллектуальной собственности»;

 

сокращение размеров налогов, взимаемых с фонда оплаты труда  организаций, выполняющих научные  исследования и разработки;

 

предоставление ряда налоговых  льгот организациям путем внесения изменений и дополнений в Налоговый  кодекс Республики Беларусь (срок – 2012 год), предусматривающих:

 

освобождение от налога на прибыль прибыли:

 

организаций, полученной от реализации инновационных товаров  собственного производства, включенных в перечень инновационных товаров;

 

направленной на приобретение (создание) объектов нематериальных активов, предназначенных для использования  в предпринимательской деятельности, в виде имущественных прав на объекты  промышленной собственности и НИОК(Т)Р, зарегистрированных в государственном реестре в установленном порядке;

 

организаций в случае, если доля выручки, полученной от реализации высокотехнологичных товаров собственного производства, составляет более 50 процентов  выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, включая доходы от предоставления в  аренду (лизинг) имущества;

 

освобождение до 1 января 2016 г. от налога на недвижимость и земельного налога научных организаций, технопарков, центров трансфера технологий;

 

установление ставки налога на прибыль в размере 10 процентов:

 

для технопарков и их резидентов, центров трансфера технологий;

 

в отношении прибыли организаций, полученной от реализации товаров собственного производства, являющихся высокотехнологичными в соответствии с перечнем, определяемым Советом Министров Республики Беларусь.

 

Координацию работы по выполнению настоящего раздела осуществляют Председатель ГКНТ, Министр по налогам и сборам, Министр финансов.

 

Поддержка малого и среднего инновационного предпринимательства, развитие государственно-частного партнерства  в инновационной сфере

 

Цель – создание условий  для развития бизнеса в сфере  производства и услуг, выпуска конкурентоспособной  на мировом рынке высокотехнологичной  продукции.

 

Задачи:

 

стимулирование деятельности субъектов предпринимательства  по приоритетным направлениям в наиболее проблемных городах и поселках городского типа, регионах;

 

создание благоприятной  институциональной среды для  развития малого и среднего инновационного предпринимательства, создание и развитие инновационной инфраструктуры;

 

формирование региональной инфраструктуры поддержки и развития предпринимательства;

 

формирование механизмов участия общественных объединений  предпринимателей в выработке и  реализации инновационной политики на принципах государственно-частного партнерства;

 

создание условий для  привлечения финансовых средств  частных организаций, банков.

 

Механизм реализации:

 

формирование государственного заказа субъектам инновационной  инфраструктуры на инкубирование и развитие созданных субъектов малого и среднего инновационного предпринимательства (срок – 2012 год);

 

предоставление физическим и юридическим лицам, являющимся патентообладателями, инновационных  ваучеров и грантов для коммерциализации перспективных объектов интеллектуальной собственности (срок – 2013 год);

 

расширение доступа к  кредитным ресурсам, упрощение их выдачи субъектам малого предпринимательства, создание программ start-up и других;

 

широкое использование механизмов косвенной финансовой помощи (частичное  субсидирование разработки бизнес-планов), компенсация части процентных ставок по кредитованию предпринимательства, применение упрощенного механизма  гарантирования краткосрочных кредитов, формирование на региональном уровне гарантийных (залоговых) фондов, расширение доступа малого предпринимательства  к финансовым ресурсам путем использования  механизмов лизинга и франчайзинга.

 

Планируется, что к 2016 году численность субъектов малого и  среднего инновационного предпринимательства  возрастет в 6 раз к уровню 2010 года.

 

Развитие государственно-частного партнерства в научно-технической  и инновационной сферах предусматривает организацию взаимодействия между органами государственного управления всех уровней, некоммерческими объединениями предпринимателей и субъектами инновационной инфраструктуры.

 

Площадкой для диалога  должен стать Общественно-консультативный  совет по созданию новых предприятий, производств и технологий, который  создан при ГКНТ для координации  деятельности субъектов инновационной  инфраструктуры, решения проблем  по вопросам развития инновационной  инфраструктуры, членами которого должны стать руководители субъектов инновационной  инфраструктуры, частного бизнеса, реализующего инновационные проекты, компаний –  резидентов технопарков, представители  заинтересованных республиканских  органов государственного управления, облисполкомов и Минского горисполкома.

 

В 2011–2012 годах в практику взаимодействия органов государственного управления и предпринимательского сектора должны быть внедрены такие  инструменты государственно-частного партнерства, как:

 

государственный заказ субъектам  инновационной инфраструктуры на инкубирование и развитие созданных субъектов малого и среднего инновационного предпринимательства;

 

концессия на использование  субъектами инновационной инфраструктуры объектов государственной собственности.

 

Более активно будут использоваться возможности Белорусского инновационного фонда по созданию благоприятных  условий для малого и среднего бизнеса, развития инновационной деятельности и эффективного функционирования организаций  различных форм собственности, производящих наукоемкую высокотехнологичную продукцию.

 

Развитие деятельности Белорусского инновационного фонда планируется  путем:

 

расширения его функций  и полномочий в части повышения  уровня самостоятельности в управлении (например, реорганизация Белорусского инновационного фонда в акционерное  общество с преимущественной долей  государства);

 

внесения изменений в  Указ Президента Республики Беларусь от 25 марта 2008 г. № 174 «О совершенствовании  деятельности Белорусского инновационного фонда» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 79, 1/9570) в части наделения Белорусского инновационного фонда дополнительной функцией по созданию венчурных фондов;

 

принятия Указа Президента Республики Беларусь «О некоторых мерах  по содействию изобретательской деятельности и коммерциализации перспективных  научно-технических разработок», предусматривающего внедрение новых инструментов государственной  поддержки изобретательства и малого инновационного предпринимательства  – инновационных ваучеров и целевых  грантов патентообладателям для  коммерциализации объектов интеллектуальной собственности.

 

Координацию работы по выполнению настоящего раздела осуществляют Председатель ГКНТ, Министр экономики.

 

Содействие привлечению  инвестиций в научно-техническую  и инновационную сферы

 

Цель – создание благоприятной  среды для развития инновационной  и инвестиционной деятельности.

 

Основная задача – диверсификация источников инвестирования в инновационные  проекты.

 

Механизмы реализации:

 

разработка новой редакции Инвестиционного кодекса Республики Беларусь (срок внесения – 2012 год), предусматривающей  приведение положений о правовом режиме и защите инвестиций в соответствие с общепринятыми международными стандартами, конкретизацию мер  справедливого отношения к инвесторам, расширение диапазона гарантированного инвесторам свободного перевода средств (инвестиции, доход от них, компенсации, выплаты по инвестиционным спорам, контрактам или кредитным договорам, дополнительные взносы в капитал  и другое), обеспечение дальнейшего развития системы страхования и создание благоприятных условий для привлечения в нее иностранных инвестиций путем разрешения частным страховым компаниям, в том числе с иностранным капиталом, предоставлять услуги по всем видам обязательного страхования и перестрахования, принятие мер по ускорению развития инвестиционных фондов, управляющих компаний и других небанковских финансовых организаций для обеспечения расширения источников привлечения внутренних и внешних инвестиционных ресурсов;

 

организация новых биржевых площадок для торговли ценными бумагами предприятий высокотехнологичных  направлений, включая определение  особого правового режима их функционирования (свободный доступ на рынок венчурных  фондов, иностранных инвесторов и  посредников, допуск к обращению  ценных бумаг иностранных эмитентов);

 

формирование инвестиционных проектов по технологическому переоснащению  бирж, банков, сети телекоммуникаций, авиа- и железнодорожного транспорта, логистической системы и привлечение ведущих специализированных иностранных компаний, в том числе в качестве стратегических инвесторов;

 

расширение прав инвесторов по рассмотрению споров в местных  судах, международном арбитраже  или иных компетентных органах;

 

создание с привлечением международных экспертов качественно  новой республиканской базы данных об инвестиционных проектах, объектах промышленной недвижимости, инвестиционных площадках, земельных участках для  продажи или аренды и другом;

 

совершенствование механизма  кредитования проектов Государственной  программы под гарантии Правительства  Республики Беларусь;

 

формирование системы  стимулирования руководителей и  работников предприятий, успешно реализующих  проекты Государственной программы.

 

Координацию работы по выполнению настоящего раздела осуществляют Министр  экономики, Министр иностранных  дел, Председатель ГКНТ.

 

Совершенствование механизмов государственного содействия коммерциализации результатов научно-технической деятельности

 

Цель – повышение эффективности  коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности, прежде всего созданных  с привлечением бюджетных средств, развитие трансфера технологий.

 

Задачи:

 

обеспечение эффективного управления результатами интеллектуальной деятельности, созданными с использованием бюджетных  средств;

 

интенсификация передачи результатов интеллектуальной деятельности в реальный сектор экономики, обеспечение  эффективных связей науки и промышленности;

 

обеспечение сбалансированности прав и законных интересов субъектов  правоотношений, включая государство, в области создания, правовой охраны и использования результатов  интеллектуальной деятельности.

 

Механизмы реализации:

 

оптимизация порядка использования  результатов научно-технической  деятельности, распоряжения имущественными правами на эти результаты посредством  внесения изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 31 августа 2009 г. № 432;

 

совершенствование инфраструктуры, обеспечивающей коммерциализацию результатов  интеллектуальной деятельности, включая  расширение возможностей учреждений науки  и образования по созданию коммерческих организаций, осуществляющих коммерциализацию перспективных научно-технических  разработок, в том числе путем  внесения изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 9 марта 2009 г. № 123 «О некоторых мерах по стимулированию инновационной деятельности в Республике Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 66, 1/10522);

Информация о работе Государственная программа инновационного развития РБ на 2011-2015 г