Государственная программа инновационного развития РБ на 2011-2015 г

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 15:07, реферат

Описание работы

За счет создания новых и модернизации действующих производств в 2015 году вклад секторов, производящих наукоемкую продукцию, в экономику Республики Беларусь должен стать сопоставимым со вкладом традиционных секторов.

Работа содержит 1 файл

ГЛАВА 1.docx

— 106.02 Кб (Скачать)

 

организация сотрудничества в области венчурного финансирования;

 

создание эффективной  системы по привлечению ученых-соотечественников, проживающих или работающих за рубежом, к участию в реализации совместных научно-технических исследований и  масштабных инновационных проектов.

 

Для решения поставленных задач необходимо создание в министерствах, концернах, высших учебных заведениях, ведущих центрах страны структур, осуществляющих международное сотрудничество в научной и инновационной  сферах.

 

Координацию работы по выполнению настоящего раздела осуществляют Председатель ГКНТ, Председатель Президиума НАН  Беларуси, Министр иностранных дел.

 

Подготовка и переподготовка специалистов в области инновационной  деятельности. Совершенствование системы  образования

 

Высшее и послевузовское образование развиваются в соответствии со стратегией перехода страны к инновационной  экономике, являются основным источником обеспечения ее кадрового потенциала и направлены на дальнейшее повышение  качества подготовки высококвалифицированных  специалистов на основе новейших достижений науки и техники.

 

Важнейшим средством реализации эффективной кадровой политики в  национальной системе образования  должна стать система среднесрочного и долгосрочного прогнозирования  потребности в специалистах для  сферы инновационной деятельности в целом по стране и в разрезе отдельных направлений экономики с учетом создания на базе отечественных разработок новых и высоких технологий и перспектив их внедрения в реальный сектор экономики.

 

В рамках Государственной  программы развития высшего образования  на 2011–2015 годы для инновационной  сферы Республики Беларусь в государственных  высших учебных заведениях в соответствии с заявками организаций запланирована  подготовка более 110 тыс. специалистов с высшим образованием.

 

В системе послевузовского  образования ежегодно планируется  принимать в аспирантуру около 1300 человек. В целом в 2015 году прием  аспирантов для подготовки по приоритетным специальностям составит 86,2 процента от общей численности приема.

 

По сравнению с 2010 годом  в 2015 году планируется увеличение приема докторантов на 86,1 процента, причем более 60 процентов приема будет осуществляться по высокотехнологичным специальностям.

 

В 2011–2015 годах будут открыты  новые специальности по подготовке научных работников высшей квалификации по таким направлениям, как математическая биология, биоинформатика, биологические ресурсы, нанотехнологии и наноматериалы, геотектоника и геодинамика, поиски и разведка нефтяных и газовых месторождений, энергетические системы и комплексы, радиотехника, в том числе системы и устройства телевидения.

 

Государственной программой предусмотрена стажировка не менее 70 специалистов в год в ведущих  научных мировых центрах, крупных  международных компаниях, иностранных  университетах.

 

Координацию работы по выполнению настоящего раздела осуществляют Министр  образования, Председатель ГКНТ, Министр  экономики.

 

Развитие системы информационного  обеспечения

 

Основные цели – объективное  освещение инновационных процессов  в стране, пропаганда активного участия  организаций в инновационном  развитии.

 

Механизмы реализации:

 

информационное обеспечение  через средства массовой информации (подготовка телевизионных тематических передач, проведение круглых столов с обсуждением актуальных проблем  развития научно-технической деятельности, использование «прорывных» технологий в экономике страны, разработка и  обеспечение функционирования республиканской  сетевой информационной системы  об инновациях в Республике Беларусь и другое);

 

организация и проведение научно-технических выставок, конференций, симпозиумов и семинаров;

 

издательская деятельность по вопросам развития научно-технического прогресса.

 

Координацию работы по выполнению настоящего раздела осуществляют Председатель ГКНТ, Председатель Президиума НАН  Беларуси, Министр иностранных дел, Министр информации.

 

ГЛАВА 4

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

 

Основные показатели инновационного развития устанавливаются заказчикам Государственной программы ежегодно в соответствии с утверждаемыми  показателями прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь.

 

В Государственной программе  определены прогнозируемые показатели объемов экспорта наукоемкой и высокотехнологичной  продукции (товаров, работ, услуг) согласно приложению 3 по годам в разрезе  органов государственного управления.

 

В целях реализации Государственной  программы предусматривается выполнение:

 

мероприятий по формированию эффективной НИС, указанных в  главе 3;

 

важнейших проектов по созданию новых предприятий и производств, имеющих определяющее значение для  инновационного развития Республики Беларусь, указанных в приложении 1 к Государственной  программе (намечено выполнение 238 таких  проектов);

 

инновационных проектов по созданию новых и модернизации действующих  предприятий и производств на основе внедрения инновационных  технологий, технологическому переоснащению  производств в целях освоения и выпуска новой продукции, включенных в планы (программы) развития видов  экономической деятельности и планы (программы) развития областей и г. Минска, и проектов, включенных в мероприятия  государственных комплексных целевых  научно-технических программ и государственных  научно-технических программ. Государственной программой намечено выполнение более 900 таких проектов.

 

Объем финансирования проектов по созданию новых предприятий и  производств, имеющих определяющее значение для инновационного развития Республики Беларусь, согласно приложению 4 составит 77 498,23 млрд. рублей. Для этого планируется привлечение кредитов банков, заемных средств организаций в размере 14 877,34 млрд. рублей, собственных средств организаций – 8068,56 млрд. рублей, иностранных инвестиций – 51 364,25 млрд. рублей, средств местных бюджетов – 293,56 млрд. рублей, средств республиканского бюджета – 2894,52 млрд. рублей.

 

Расходы на реализацию инновационных  проектов, включенных в планы (программы) развития видов экономической деятельности и планы (программы) развития областей и г. Минска, за счет средств инновационных  фондов осуществляются в соответствии с утвержденными перечнями проектов. Прогнозируемые объемы средств инновационных  фондов, направляемые на реализацию мероприятий  Государственной программы, приведены  согласно приложению 5.

 

Финансирование мероприятий  Государственной программы за счет республиканского бюджета, включая  средства государственных целевых  бюджетных фондов и Белорусского инновационного фонда, будет осуществляться в пределах, предусмотренных на эти  цели законом о республиканском  бюджете на очередной финансовый год.

 

Для проектов, претендующих на оказание государственной поддержки, необходимо наличие положительного заключения государственной комплексной  экспертизы.

 

Включение проектов в Государственную  программу предусматривается в  соответствии:

 

с приоритетными направлениями  научно-технической деятельности в  Республике Беларусь на 2011–2015 годы, утвержденными  Указом Президента Республики Беларусь от 22 июля 2010 г. № 378;

 

с требованиями постановления  Совета Министров Республики Беларусь от 18 октября 2010 г. № 1498 «О совершенствовании  порядка формирования государственных, региональных и отраслевых программ и внесении дополнения и изменения  в постановление Совета Министров  Республики Беларусь от 31 марта 2009 г. № 404» (Национальный реестр правовых актов  Республики Беларусь, 2010 г., № 252, 5/32655) в  части обоснования необходимости  использования импортных товаров, разработки мероприятий по снижению импортоемкости инновационных проектов, замещению импортных товаров отечественными, соответствия параметрам основных положений Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы;

 

с критериями, утвержденными  постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 7 июня 2004 г. № 677 «Об утверждении  критериев оценки новых и высоких  технологий, в том числе приобретаемых  за рубежом, и их факторных показателей» (Национальный реестр правовых актов  Республики Беларусь, 2004 г., № 91, 5/14360);

 

с методическими рекомендациями по отнесению производств к высокотехнологичным (в том числе к производствам V и VI технологических укладов), разработанными и утвержденными ГКНТ, Минэкономики, Госстандартом и НАН Беларуси 14 сентября 2010 г.;

 

с Инструкцией о порядке  выдачи заключений об отнесении товаров (работ, услуг) к высокотехнологичным  и организации работы научно-технических  экспертных советов, утвержденной постановлением Государственного комитета по науке  и технологиям Республики Беларусь от 18 декабря 2008 г. № 12 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 27, 8/20213).

 

При этом учитываются показатели, отраженные в разделе «Инвестиционный  и инновационный план» прогнозов  развития коммерческих организаций  на пять лет и бизнес-планов развития коммерческих организаций на год  в соответствии с Рекомендациями по разработке прогнозов развития коммерческих организаций на пять лет и Рекомендациями по разработке бизнес-планов развития коммерческих организаций на год, утвержденными  постановлением Министерства экономики  Республики Беларусь от 30 октября 2006 г. № 186, а также следующие критерии:

 

производство товаров, аналогичных  или превосходящих по качественным и потребительским характеристикам  зарубежные аналоги;

 

обеспечение положительной  динамики удельного веса инновационной  продукции в объеме промышленного  производства;

 

организация производства продукции, востребованной в Республике Беларусь и обладающей высоким экспортным и импортозамещающим потенциалом, энерго- и ресурсосберегающим эффектом, высокой добавленной стоимостью с окупаемостью затрат, как правило, не более пяти лет;

 

создание новых рабочих  мест.

 

Предложения организаций-исполнителей рассматриваются на научно-технических  советах и коллегиях. Проводится научно-техническая экспертиза представленных проектов на соответствие требованиям  по уровню инновационности и высокотехнологичности.

 

Из одобренных на научно-технических  советах (коллегиях) проектов заказчики  формируют соответствующие перечни  проектов для включения в Государственную  программу.

 

Планы-графики проектов, изменения и дополнения к ним  утверждаются руководителем республиканского органа государственного управления или  председателем облисполкома, Минского горисполкома по согласованию с курирующими  заместителями Премьер-министра Республики Беларусь.

 

В ходе реализации Государственной  программы в нее могут вноситься  изменения и дополнения, предусматривающие  обеспечение достижения ее целей  и задач.

 

Реализация мероприятий  Государственной программы направлена на достижение в 2015 году следующих прогнозных показателей Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы:

 

увеличение удельного  веса отгруженной инновационной  продукции организациями, основным видом экономической деятельности которых является производство промышленной продукции, в общем объеме отгруженной  продукции до 20–21 процента;

 

увеличение доли инновационно активных организаций в общем количестве организаций, основным видом экономической деятельности которых является производство промышленной продукции, – не менее 40 процентов;

 

рост внутренних затрат на научные исследования и разработки до 2,5–2,9 процента от ВВП;

 

рост объема экспорта наукоемкой и высокотехнологичной продукции (товаров, работ, услуг) – не менее 7950 млн. долларов США;

 

увеличение объема промышленного  производства в 2015 году по сравнению  с 2010 годом в 1,54–1,60 раза;

 

снижение импортоемкости промышленного производства до 30 процентов (2010 год – 34,5 процента);

 

снижение материалоемкости произведенной в 2015 году продукции  в организациях промышленности и  сельского хозяйства на 5–7 процентов  по сравнению с 2010 годом;

 

снижение энергоемкости  ВВП в 2015 году не менее чем на 29–32 процента по сравнению с 2010 годом.

 

Контроль за ходом реализации важнейших проектов Государственной программы осуществляется:

 

заказчиками в установленном  порядке;

 

заказчиком – координатором  Государственной программы на основе сводной статистической информации по Республике Беларусь, публикуемой  Белстатом, а также по итогам разработки ведомственных форм государственной статистической отчетности и подготовки аналитической информации об инновационной деятельности, представляемой заказчиками.

 

Для подготовки отчетных материалов в Совет Министров Республики Беларусь заказчиками Государственной  программы ежеквартально до 20-го числа месяца, следующего за отчетным, представляется в ГКНТ информация о  ходе выполнения важнейших проектов по созданию новых предприятий и  производств, имеющих определяющее значение для инновационного развития Республики Беларусь, мероприятий по формированию НИС, инновационных проектов в рамках планов развития закрепленных за ними видов экономической деятельности и планов развития областей и г. Минска.

 

Отчеты о ходе выполнения Государственной программы представляются в Совет Министров Республики Беларусь заказчиком-координатором  два раза в год.


Информация о работе Государственная программа инновационного развития РБ на 2011-2015 г