Государственное регулирование инновационных процессов

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 23:47, реферат

Описание работы

В рыночных условиях хозяйствования основной движущей силой экономического роста являются инновации, внедряемые как на производстве, так и в эксплуатации и при потреблении. С их помощью постоянно увеличиваются объемы производства продукции, работ, услуг и их разнообразие. При этом используется огромное количество первичных ресурсов и энергии, растет отрицательное воздействие современного производства и потребления на окружающую среду, увеличиваются затраты на утилизацию завершивших свой жизненный цикл производств. Технологии новых поколений ориентированы на наращивание их прогрессивных преимуществ и удержание в заданных границах влияния отрицательных факторов социально-экономического развития.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Понятие инновации и инновационного процесса……………………………4
Механизм государственного регулирования инновационных процессов в РФ………………………………………………………………………………6
Заключение……………………………………………………………………….14
Список использованной литературы……

Работа содержит 1 файл

реферат готовый.docx

— 30.65 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки РФ

ГОУ ВПО  «БРЯНСКАЯ ГОСУДАРТСВЕННАЯ 

ИНЖЕРЕНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ  АКАДЕМИЯ» 

Кафедра  Экономики  и управления на предприятиях химико-лесного  и 

                                                                        (полное название кафедры)              природопользования 

Механизм государственного регулирования  инновационных процессов в РФ в настоящее время                            (полное название темы реферата)

Реферат

по дисциплине:

Инновационный менеджмент

(полное  название учебной дисциплины) 

Вариант №    13

Автор работы:          И.В. Кононенко

          (подпись)          (И.О.Фамилия студента)

Группа:                            ЭУП – 501           № зачетной книжки   07.-2.030

                                         (шифр группы)

Преподаватель:                       Лямцева И.Н.

                                     (учен. степ., учен. звание)                (И.О.Фамилия)  
 

Брянск 2011 

     Содержание 

Введение…………………………………………………………………………...3

  1. Понятие инновации и инновационного процесса……………………………4
  2. Механизм государственного регулирования инновационных процессов в РФ………………………………………………………………………………6

Заключение……………………………………………………………………….14

Список  использованной литературы…………………………………………...15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     В рыночных условиях хозяйствования основной движущей силой экономического роста  являются инновации, внедряемые как  на производстве, так и в эксплуатации и при потреблении. С их помощью  постоянно увеличиваются объемы производства продукции, работ, услуг  и их разнообразие. При этом используется огромное количество первичных ресурсов и энергии, растет отрицательное  воздействие современного производства и потребления на окружающую среду, увеличиваются затраты на утилизацию завершивших свой жизненный цикл производств. Технологии новых поколений  ориентированы на наращивание их прогрессивных преимуществ и  удержание в заданных границах влияния  отрицательных факторов социально-экономического развития.

     Значение  инновационного подхода в повышении  эффективности общественной деятельности подчеркивают многие отечественные  и зарубежные экономисты - ведь известно, что на долю новых и усовершенствованных  продукций и технологий в ведущих  странах мира приходится от 70 до 85% прироста валового внутреннего продукта (ВВП).

     На  макро же уровне инновации обеспечивают не только увеличение ВВП, но и его  качественное, прогрессивное изменение. Не вызывает сомнения, что рост экономики  в Российской Федерации во многом зависит от активизации инвестиционной деятельности в сфере новых технологий и выработки механизма ее реализации. 
 
 
 
 
 
 

     1 Понятие инновации и инновационного  процесса 

     В мировой литературе «инновация»  объясняется как переведение  научно-технического процесса в реальный, выраженный в новых продуктах  и технологиях. С переходом России от командно-административной к рыночной экономике «инновация» стала более распространенным понятием. Появились и стали использоваться такие понятия, тесно связанные с инновацией, как «инновационная деятельность», «интеллектуальная собственность», «патент», «изобретение», «полезная модель», «промышленный образец», «товарный знак», «инновационное решение», «лицензирование», «инновационный процесс».

     Согласно  Ф. Котлеру инновация (innovation) – идея, товар или технология, запущенные в производство и представленные на рынке, которые потребитель воспринимает как совершенно новые или обладающие некоторыми уникальными свойствами. Это новые качества, впервые реализованные в некотором товаре или технологии и представленные на рынке.

     Насчитывается более 100 различных определений инновации  как отечественных, так и зарубежных специалистов. Например, в зависимости  от масштаба, инновации бывают локальными, масштабными. Инновации делятся  по стадиям жизненного цикла, по признаку внутренней структуры (экономические, управленческие, производственные и  т. д.).

     Инновационный процесс – совокупность последовательно  осуществляемых действий по внедрению  и применению научных исследований, изобретений, разработок, проектов и иного в производственный процесс, в результате которого образуются новые товары, услуги, новая технология, навыки, организационно-управленческие приемы.

     Инновационный процесс преобразует нововведения из теоретической части (разработки) в практическую (применение в конкретных условиях).

     Инновационный процесс – это последовательность действий по инициации инновации, при  которой происходят создание новых  продуктов и операций, а также  их успешная реализация на рынке. В  дальнейшем принимаются меры по более  широкому распространению полученных результатов.

     Обычно  выделяют шесть элементов инновационного процесса. К этим элементам относятся:

     1) зарождение идеи инновации;

     2) маркетинг инновации;

     3) оценка экономической эффективности инновации;

     4) освоение инновации;

     5) коммерческая реализация инновации;

     6) продвижение инновации.

     Для того чтобы инновации были использованы в производстве, необходима четкая организация инновационного процесса.

     В условиях современного рынка компаниям  нужно постоянно внедрять инновационные  разработки. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2 Механизм государственного регулирования инновационных процессов в РФ 

     Регулирование инновационных процессов осуществляется в рамках государственной инновационной политики, создающей социально-экономические, организационно-экономические и технико-технологические предпосылки для их эффективной реализации.

     Федеральные округа Российской Федерации, являясь  мезоуровневым звеном в территориальном  устройстве системы государственного регулирования, обладают рядом преимуществ:

  • в отличие от экономических районов и ассоциаций экономического взаимодействия регионов, федеральные округа наделены полномочиями реализации функций координирования, коррекции и стимулирования развития;
  • будучи мезоуровневым звеном в системе государственного управления инновационным развитием, федеральные округа обладают качеством согласованной трансформации прямых и обратных связей между федеральным центром и регионами;
  • целенаправленный процесс становления единого территориального комплекса в пределах федеральных округов открывает широкие возможности для интенсификации процессов конвергенции - интеграции регионов, создающей базу для повышения связанности экономического пространства Российской Федерации и, тем самым, обеспечения ее экономической целостности, а, в конечном счете, сокращения разрыва в экономическом развитии регионов.

     Учет  специфики административно-хозяйственной  системы Российской Федерации при  разработке инновационной политики, представляющей собой вид деятельности на федеральном, региональном и муниципальном  уровнях по прямому и косвенному формированию и регулированию исполнения базисных установок государства  в отношении статуса, принципов, целей, задач, приоритетов, ресурсов, механизмов и результатов инновационной деятельности, обусловливает необходимость выделения макрорегионального уровня регулирования при реализации функций координирования, коррекции и стимулирования развития инновационных процессов в национальной экономике.

     Стратегически выстроенная инновационная политика Российской Федерации должна быть направлена на достижение поставленных научно-технических  целей развития страны, с одной  стороны, а с другой - допускать  определенную гибкость.

     Последнее десятилетие ХХ века стало периодом кардинальной трансформации инновационной  деятельности в Российской Федерации  с выраженным и, по целому ряду позиций, далеко не позитивным структурно-инновационным  сдвигом. В настоящее время она  характеризуется значительным технологическим  отставанием от мирового уровня (при  этом, в России сосредоточено 12% всех ученых мира, а ее доля на мировом  рынке высоких технологий составляет всего 0,3%, тогда как, например, доля США - 32%). Существенным представляется то, что неблагоприятные тенденции  проявились именно в структурной  сфере. Произошла «структурная перестройка» наоборот - ключевую позицию в настоящее  время занимает востребованный на мировом  рынке энергосырьевой сектор, тогда  как в наукоемких отраслях промышленности уровень производства упал более  чем в 10 раз. В целом, кризисные  явления в экономике повлекли за собой существенное падение уровня инновационной активности - с 60-70% в 1980-е годы до 5-20% в послереформенные годы.

     Развитие  современных инновационных процессов  в РФ требует государственного регулирования, что связано с невозможностью рынка обеспечить их максимальную комплексную  эффективность. При осуществлении  такого регулирования необходимо найти  рациональное соотношение между  факторами рыночного и государственного влияния.

     Государственная инновационная политика предполагает осуществление ряда нормативно-правовых, экономических, организационных и  финансовых мер, комплексное применение которых может способствовать усилению положительных тенденций развития в инновационной сфере России.

     Формирование  механизма государственного регулирования  инновационных процессов в РФ окажет положительное воздействие  на преодоление ряда неблагоприятных  тенденций, которые появились в  экономике России в последние  годы.

     Структурно-функциональная модель механизма государственного регулирования инновационных процессов  формирует кластерную логику организации  экономического пространства в Российской Федерации с точки зрения сочетания  региональных и отраслевых интересов  развития хозяйственной системы. Данная модель включает в себя цель, задачи, субъекты, объекты, методы преобразования, блоки инструментов и оценки эффективности  функционирования объекта. Субъекты регулирования, оценив объект воздействия, формируют цель и задачи, выбирают методы, инструменты преобразования и реализуют их в объекте, получая новое состояние, организацию, модификацию или трансформацию исходного отношения, соотносимые с поставленной субъектами целью.

     Механизм  государственного регулирования инновационных  процессов в РФ - это координирующая, корректирующая, контролирующая и направляющая развитие экономической деятельности система целенаправленного воздействия  государства на процесс, охватывающий все этапы научно-исследовательских, опытно-конструкторских и внедренческих  работ, непосредственно связанных  с созданием, освоением, запуском в  серийное и / или массовое производство, сбытом, распространением и использованием нововведения.

     Для достижения поставленной цели государственного регулирования инновационных процессов  необходимо решить следующие дифференциальные задачи:

  • выработка государственной стратегии развития инновационных процессов и их ресурсного обеспечения;
  • обоснование ключевых направлений развития инновационных процессов на кратко-, средне- и долгосрочную перспективу;
  • правовое обеспечение государственной поддержки децентрализованной инновационной деятельности;
  • создание и поддержка инфраструктуры инновационной деятельности на различных уровнях;
  • дифференцированная финансовая поддержка приоритетных направлений научно-технического развития национальной экономики;
  • разработка комплекса мероприятий по обеспечению финансирования сферы высшего образования и фундаментальных научных исследований;
  • осуществление контроля и анализа производственной и непроизводственной сфер национальной экономики, достижений в науке и технике, технологии и материаловедении, мирового рынка товаров, услуг и нововведений.

Информация о работе Государственное регулирование инновационных процессов