Инновационные процессы на предприятии. Основы НИОКР

Автор: m*********@bk.ru, 28 Ноября 2011 в 00:06, курс лекций

Описание работы

Инновация – конечный результат инновационной деятельности в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке. (или технологического процесса).
Цель НИОКР: создание новых товаров, услуг, которые впоследствии будут базой производительной деятельности инновационного предприятия в перспективе.

Содержание

1.Понятие и виды инноваций.
2.Жизненный цикл инноваций.
3.Предмет дисциплины и её роль в подготовке менеджера.

1.Цель, задачи и этапы НИОКР.
2.Содержание и виды НИР (научно-исследовательских работ).
3.Прогнозирование обеспечения инноваций.
4.Методы экспертных оценок в организации НИОКР.
5.Государственное регулирование и финансирование ИП.

Работа содержит 1 файл

Инновационные процессы.doc

— 92.00 Кб (Скачать)

    2.

    I. Исследовательская фаза (пункты 1-4): формируя концепцию продукта производится комплексный анализ экономической и научно-технической информации о возможном спросе на новую продукцию, ситуации на рынках, конкурентных позициях других производителей, научных и технических возможностях и ограничениях в развитии продукта, экономическом и научно-техническом потенциале предприятия.

    Основной  инструмент при этом – инструменты  и методы инновационного маркетинга в сочетании с методами научно-технического прогнозирования.

    Результатом I-ой фазы должен быть вывод об экономической целесообразности, технической возможности и основных параметрах нового продукта. Совокупность этих выводов называется концепцией продукта.

    II. Проектирование нового продукта (пункты 5-8).

    Основная  задача фазы: детальная инженерная проработка нового изделия. Включает проведение необходимых исследований, выполнение опытно-конструкторских разработок, изготовление и испытание опытных  образцов новой продукции и разработку детальных чертежей для изготовления новой продукции. Закладывается уровень конкурентоспособности продукции и длительность ЖЦП. Определяется экономическим и организационным параметрами будущего производства.

    III. Фаза освоения и продвижения нового продукта на рынок (9-11).

    - Проведение  комплекса работ по проектированию  нового производства, организационному  проектированию производственных  процессов;

    - Наращивание  производства;

    - Достижение  проектной мощности и заданной  себестоимости.

    ИП  завершают работу по продвижению  нового продукта на рынках и дистрибьюторскую деятельность.

    Для предприятия важно максимально  возможное сокращение деятельности ИП.

    Для обеспечения эффективности ИП необходимо: 

  1. уменьшение  периода времени на НИОКР;
  2. выбор даты выпуска новой продукции на рынок;
  3. обеспечить эффективность созданного продукта (конкурентоспособность).

    В отличии  от НТП, ИП не заканчивается внедрением. Этот процесс не прерывается и  после внедрения, т. к. по мере диффузии новшества оно совершенствуется, становится более эффективным, приобретает ранее неизвестные потребительские свойства. Это открывает для него новые области применения и новые рынки, и, следовательно,   новых потребителей.

    3. Специфика ИП:

  1. комплексный характер процесса, предусматривающий необходимость восполнения большого числа взаимосвязанных разнообразных работ от проведения исследования до продвижения новшества на рынок.
  2. низкий уровень технологической регламентации процесса вследствие его однократности и неповторяемости.
  3. неопределённый вероятностный характер процесса и связанные с этим большие риски его участников.
  4. персонифицированный характер творческого труда участников процесса, определяющий высокую степень зависимости конечных результатов от индивидуальных условий и потенциальных способностей исполнителей.
  5. высокие темпы морального устаревания научно-технической информации, полученной в результате творческого процесса.
  6. нематериальный характер конечных и промежуточных результатов труда, выражающихся в новой научно-технической информации сложность возникающих в ИП отношений собственности.

    В общем  виде ИП состоит в получении и  коммерциализации нововведений, решений  производственного, финансового, административного  или иного характера и других результатов инновационной деятельности.

    4. Роль Роевелл – автор статьи изменения характера ИП.  Он выделяет несколько поколений моделей ИП:

    1-ое 1950-60 г.

    Фундаментальные исследования

    Прикладные  исследования

     

    Опытный образец

            Маркетинг

     

    Промышленный  образец

     

         Производство              

     

              Сбыт 

    Промышленный  образец. Модель характеризуется линейным подходом к определению ИП, который  подталкивается технологиями. Это процесс  с упором на НИОКР. Отношения к  рынку лишь как к потребителю.

    2-ое  конец 1960- начало 1970 г.

    -||-  (модель первого поколения)

    Но  упор на важность рынка, на потребности  которого реагируют НИОКР.

    3-е  начало 1970 – середина 1980 г.

    Сопряжённая модель – комбинация моделей 1-го и 2-го поколений с акцентом на связи  технологических способностей и возможностей с потребностями рынка.

    4-е  середина 1980 – настоящее время.

    Японская  модель передового опыта: акцент внимания на производственную деятельность интегрированных  групп и на внешние горизонтальные и вертикальные связи.

    !!! Одновременная  работа над идеей нескольких групп специалистов, действующих в нескольких направлениях.

    5-е настоящее время – будущее.

    Модель  стратегических сетей – интеграции и установления связей.

    Ко 2 процессу добавляются новые функции. Это процесс видения НИОКР  с использованием вычислительной техники и информатики, с помощью которых устанавливаются стратегические связи.

    5.

    Характер  ИП цикличен и закономерен.

    Экономическое и технологическое воздействие  ИП лишь частично воплощается в новых  продуктах или технологиях. Больше оно проявляется в увеличении экономического и научно-технического потенциала как предпосылки возникновения новой техники, т. е. повышается технологический уровень инновационной системы предприятия и её элементов, тем самым увеличивается восприимчивость к инновациям.

    В работе Кондратьева «Большие циклы конъюнктуры» (1925) циклы деятельности делятся  на:

    - короткие (3-3,5 г);

    - средние,  или торгово-промышленные (7-11 лет);

    - большие  (48-55 лет).

    Австралийский экономист Шумпетер (родоначальник  инноваций)  «Экономические циклы» (1936) подчеркнул роль предпринимателя в ИП.

    В условиях экономической жизни общества происходят координальные изменения и проявляются  они до начала и в начале повышающей волны каждого длинного экономического цикла инноваций, заключающийся  в глобальных изменениях технической оснащенности, привлечение в мировой экономике связи новых стран, изменении добычи золота и денежного обращения.

    Главная роль в цикличности и закономерности ИП принадлежит научно-техническим  инновациям.

    Инновации переводят хозяйственную конъюнктуру с понижающей на повышающую тенденцию.

    Инновации распространяются по отрезкам времени  неравномерно, возникая группами (кластерами).

    Часто объяснение экономических колебаний  сводят к техническим новшествам, внедрению в эксплуатацию новых ресурсов.

    Периоды повышенной экономической активности является отрезками времени, в течении  которых развитие техники и открытие новых ресурсов даёт возможность  для роста инноваций и инвестиций. В эти периоды времени темп технического прогресса увеличивается по сравнению с ожидаемым результатом.

    В периоды  экспансии вводится в действие новая техника, создающая основу для увеличения капитала и роста инвестиций.

    Когда новый процесс успешно реализован, другие могут попросту имитировать  его, что приводит к возникновению бума. В период кризиса экономическая система переходит в новое состояние равновесия и стабильности, которое следует за нарушениями, вызванными бумом.

    Период  депрессии определяется как период времени, на протяжении которого заканчивается  приспособление и адаптация к новой промышленной обстановке, которая была создана в предыдущий период внедрения инноваций.

    Тема 3. Основы НИОКР.

  1. Цель, задачи и этапы НИОКР.
  2. Содержание и виды НИР (научно-исследовательских работ).
  3. Прогнозирование обеспечения инноваций.
  4. Методы экспертных оценок в организации НИОКР.
  5. Государственное регулирование и финансирование ИП.
  6. Цель НИОКР: создание новых товаров, услуг, которые впоследствии будут базой производительной деятельности инновационного предприятия в перспективе.

    Задачи  НИОКР:

    - получение  новых знаний в области развития  природы и общества, новых областей  их применения;

    - теоретическая и экспериментальная проверка возможности материализации в сфере производства разработанных на стадии стратегического маркетинга нормативов конкурентоспособности товаров;

    - реализация  на практике портфеля инноваций  (комплексно обоснованный перечень  новшеств, подлежащих внедрению  в организации).

    Принцип НИОКР: направленность инновационной деятельности на увеличение человеческого капитала.

    Этапы НИОКР:

  1. НИР;
  2. Опытно-конструкторские разработки;
  3. Работы, выполняемые на любом предшествующем этапе и включающие опыты и эксперименты.

    При выполнении НИОКР надо учитывать:

    - инфраструктуру;

    - технический  уровень предприятия;

    - традиции  организации;

    - производственную культуру;

    - кадровый  потенциал.

    НИОКР связаны  со стратегическим планированием.

  1. Научно-исследовательские работы (НИР)  - целенаправленная деятельность, имеющая своей задачей создание новой информации об объектах, явлениях, процессах, происходящих в природе, обществе или технике.

    В зависимости  от целей, содержания, характера результатов  различают следующие НИР:

    - фундаментальные  исследования (ФИ);

    - поисковые;

    - прикладные (ПИ).

    Прикладные  исследования имеют общий и абстрактный характер. Они направлены на расширение знание и понимание общих закономерностей без проникновения в области конкретного применения. На основе результатов ФИ определяются научно-технические проблемы поискового и прикладного характера. ФИ имеют ярко выраженный индивидуальный характер и отличаются наибольшей неопределенностью содержания и структуры ИП.

    ФИ практически  не поддаются управленческому регулированию. В них важен индивидуальный подход, учитывающий высокую степень  зависимости результатов исследований от индивидуальных склонностей и способностей исследователей.

    ФИ способны обеспечить результаты, имеющие огромное общенаучное и государственное  значение.

    ФИ выполняется  в государственном секторе науки. Академия наук осуществляет организацию  и координацию ФИ и ПИ, выполненных  всеми субъектами научной деятельности; проведение государственной научной экспертизы.

Информация о работе Инновационные процессы на предприятии. Основы НИОКР