Проект концепции создания электронной библиотеки в колледже

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 19:45, курсовая работа

Описание работы

Электронная библиотека - информационная система, обеспечивающая создание и хранение документов в электронном виде, с возможностью доступа к ним через средства вычислительной техники, в том числе, в информационных сетях (как локальных, так и глобальных).
Электронное издание - печатное издание, переведенное в электронную форму или электронный ресурс, не имеющий печатного варианта.

Содержание

Введение……………………………………………………………………… 3
I История библиотеки НТК…………………………………………………. 5
II Библиотека сегодня……………………………………………………….. 6
III Социологическое исследование…………………………………………. 8
IV Библиотека будущего……………………………………………………. 15
4.1 Помещение обслуживания читателей……………………………...... 15
4.2 Помещение хранения фондов………………………………………... 16
4.3 Общие требования к помещению библиотеки……………………… 17
4.4 Интерьер современной библиотеки………………………………….. 18
4.5 Технические средства обеспечения деятельности библиотеки……. 20
Заключение…………………………………………………………………... 22
Литература…………

Работа содержит 1 файл

Проект Концепции электронной библиотеки ГПИБ.docx

— 542.21 Кб (Скачать)

     2 Временные рамки хранения информации

     Время хранения информации зависит от возможностей физических носителей информации и определяется соответствующими регламентирующими документами. По мере появления новых носителей, необходимо производить конвертирование и перезапись данных. Необходима разработка специального программного обеспечения (роботов), позволяющего проводить тестирование информации в ЭБ в автоматизированном режиме.

     3 Вопросы размещения  и связности хранилищ  информационных массивов. Файл-серверы основного хранилища ЭБ, а также резервные CD, DVD-ROMы размещаются в специально оборудованном помещении, с определенным климатическим режимом и не имеют доступа из локальной сети колледжа. Возможно хранение архивной копии в удаленных, специально созданных для этой цели государственных хранилищах. Файл-серверы вспомогательного хранилища расположены в отдельном помещении, связаны с локальной сетью библиотеки. CD, DVD-ROMы для общего пользования хранятся в подсобных фондах научных залов библиотеки.

     4 Сохранность электронных  носителей и массивов  данных. Для обеспечения сохранности информации в ЭБ необходимо предусмотреть программные средства защиты массивов данных (несанкционированный доступ, копирование и др.), визуальный контроль электронных носителей и проверка информации при выдаче и возврате CD, DVD-ROMов.

     Особое  внимание следует уделять преемственности  носителей информации при появлении новых видов технических и программных средств, своевременно обновлять парк вычислительной техники, конвертировать данные.

 

V ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ДОСТУПА К ИНФОРМАЦИИ 

     Одной из наиболее важных задач, встающих при  создании электронной библиотеки, впрочем, как и традиционной, является задача предоставления пользователям доступа  к информации.

     Эта задача включает в себя ряд аспектов, таких как:

     1. Выбор формы предоставления  доступа к информации. Доступ к основному хранилищу электронной библиотеки для пользователей закрыт. Только сотрудники специальных подразделений имеют право административного доступа. Обслуживание пользователей осуществляется только из вспомогательного хранилища электронной библиотеки.

     Предоставление  ресурсов электронной библиотеки для  посетителей библиотеки осуществляется из локальной сети библиотеки, так  и посредством выдачи CD, DVD-ROMов в читальных залах (для просмотра на оборудованных рабочих местах), через индивидуальный абонемент. Для удаленных пользователей доступ к информации предоставляется через глобальную сеть Интернет к определенной части информационного массива (например, редким изданиям), пересылкой CD, DVD-ROMов при обслуживании через межбиблиотечный абонемент, через службу электронной доставки копий документов.

     2 Разработка поискового  механизма. Так как каталогизация электронных изданий производится в электронном каталоге библиотеки, то основные функции поиска будут обеспечены возможностями автоматизированной информационно-библиотечной системой, используемой в колледже.

     Для обеспечения полнотекстового поиска информации необходима разработка (или приобретение) соответствующего программного обеспечения, позволяющего производить поиск по всему информационному массиву, в зависимости от типа и формата хранимых данных. Поисковый механизм должен реализовывать различные возможности поиска, сохраняя, тем не менее, единую точку и образ ввода запроса.

     3 Определение границ  возможностей пользователя  по работе с  данными. Возможность работы пользователя с информацией в электронной библиотеке определяются нормативно-правовыми документами руководящих органов РФ (защита авторских прав) и внутренней организационно - распорядительной документацией (обеспечение сохранности массивов данных и электронных носителей).

 

VI ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЭЛЕКТРОННОЙ

БИБЛИОТЕКИ 

      Обеспечение информационной безопасности – одна из важнейших задач создания электронной библиотеки. Задача защиты информации ото всех типов угроз включает в себя обеспечение следующих параметров:

     – целостность информации, обрабатываемой, передаваемой, хранимой в электронной библиотеке;

     – доступность всех открытых для пользователей ресурсов;

     – конфиденциальность доступа.

     Для решения данной задачи необходимо разработать  комплекс организационных и программно-технических мер, включающих в себя следующие работы:

     – выработка концепции построения информационной безопасности ресурсов электронной библиотеки;

     – разработка пакета организационно - распрядительной документации, регламентирующей реализацию концепции;

     – проектирование системы защиты информации;

     – разработка и внедрение программных средств;

     – приобретение и установка технических средств.

 

 

VII ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ 

     Для формирования электронной библиотеки колледжа не предусматривается создание специального подразделения. При необходимости, возможно привлечение сторонних организаций.

     Для каждой категории печатного издания, в соответствии с выбранными критериями разрабатывается технология перевода в цифровой вид и записи на носители информации.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Важнейшей задачей любой библиотеки является хранение и предоставление читателю интересующих его документов. Развитие вычислительной техники, информационных технологий создали предпосылки для развития принципиально новых подходов к решению этой задачи, а именно, перевод информации в цифровой вид, создание новых видов документов, обеспечение принципиально новых форм хранения и передачи информации. Создание электронной библиотеки в колледже позволит повысить уровень и оперативность обслуживания пользователей документами, а также, создать депозитарный фонд электронных копий печатных оригиналов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

ЛИТЕРАТУРА 

  1. Вислый  А. И. Вступаем в электронную эру // Мир библиографии. – 2000.
  2. Глухов В. А., Лаврик О.Л. Электронная доставка документов. – М.:ИНИОН РАН, 1999.
  3. Сюнтюренко О. В Электронные информационные ресурсы: проблемы создания и использования // Научный сервис в сети Интернет: Тезисы докладов Всерос. Науч. Конф. 20-25 сент. 1999г., Новороссийск.- М.: Изд-во МГУ , 1999.
  4. Земсков А. И. К проекту программы «Российские электронные библиотеки» // НТБ. – 2000.
  5. Фонотов А. Роль электронных библиотек в передаче технологий // Инф.Ресурсы России. – 1999.
  6. Хякли Э. Национальная электронная библиотека// Библиотековедение. – 1998.
 
 
 
 
 
 

 

Приложение 1 

ПЯТЬ  ШАГОВ ПО СОЗДАНИЮ ЭЛЕКТРОННОЙ КНИГИ 

Последнее несколько  лет на просторах всемирной паутины появляется всё большее количество интернет-библиотек и небольших сервисов, с которых бесплатно (что не всегда законно) или же платно можно скачать практически любую книгу, журнал или газету. Чтение электронных книг стало для многих естественным, поэтому не удивительно, что сканирование книг набирает обороты и в библиотечном секторе. Многие библиотеки отдают оцифровку своих фондов сторонним компаниям, однако есть и те, кто приобретает книжный сканер и занимается этим самостоятельно. Давайте разберемся, насколько это легко и какие сложности могут встретиться на пути сканировщика книг.

     Первый  вопрос, который приходит в голову - с чего начать?

     Шаг 1. Какую книгу создаем?

     Хотим ли мы создать свою книгу или же только электронную копию уже  существующей бумажной книги (наш случай)?

     Шаг 2. Какой сканер выбрать?

      Здесь возникают первые сложности, поскольку выбор - широк, а возможности - зачастую ограничены как денежными  средствами, так и пространством для установки сканера.

     планшетный сканер - доступен (от 100$), есть практически в каждом доме. Сканировать одну-две книги уже проблематично, а оцифровывать им огромный библиотечный массив - просто мучение: каждый раз снова и снова поднимать крышку сканера, перелистывать страницу и закрывать крышку; а так как сканер рассчитан на сканирование расшитых документов и, как правило, не превышающих формат А4, появляется целый ряд проблем с книгами большего формата, а также с искажениями и затемнениями вблизи корешка.

     – планетарный сканер - пожалуй, самый затратный вариант. Здесь, в силу того, что сканирующая головка расположена сверху и на значительном удалении от сканируемого документа, затемнений не будет, да и скорость намного выше. Основной проблемой считается большое количество искажений. Их количество минимизируется, но не устраняется полностью за счет прижимного стекла, используемого в некоторых моделях. Существует и возможность повредить корешок книги (особенно если речь идет о ветхом издании), так как она должна быть развёрнута на 180 градусов.

     – книжный сканер на основе ЦФК (цифровых фотокамер), выглядящий достаточно экзотично, стоит на порядок меньше планетарного. Книга закреплена в колыбели и раскрыта на 90 градусов, что полностью исключает повреждение корешка, камеры закреплены над книгой, объективы направлены каждый на одну из страниц книги, благодаря чему сканирование происходит без искажений. Плюсом является равномерность освещения книги и скорость сканирования (листаем страницу, снимаем, и снова листаем). Единственный недостаток, так называемый эффект «Margin crawl», обусловленный толщиной бумаги издания, заставляет изображения по мере сканирования немного продвигаться по горизонтали. Он устраняется изменением настроек кадрирования каждые 100-200 страниц при пост-обработке изображений менять настройки кадрирования. Можно попробовать «отснять» книгу вручную, но качество этой самодеятельности, особенности учитывая отсутствия навыков, будет очень сомнительным.

     Итак, мы выбрали книгу, оцифровали ее и  теперь у нас есть набор изображений, чаще всего - в формате JPG.

     Шаг 3. Каков должен быть формат книги?

     На  этом этапе необходимо принять решение - хотим ли мы оставить книгу в  виде изображений - наиболее легкий пусть, или создать файл книги в текстовом формате (DOC, RTF, TXT) с возможностью редактирования.

Если книгу надо создать в текстовом  формате, не обойтись без программ для  распознавания текста, таких как ABBYY FineReader или его бесплатный аналог CuneiForm. Но нужно учесть, что точность распознавания в современных программах хоть и высока, но не идеальна, и тем меньше (точность распознавания), чем хуже качество картинки так что придётся после распознавания проверять весь полученный текст.

     Процесс распознавания текста организован  достаточно просто.

     а) Выбираем программу для распознавания  текста:

     ABBYY FineReader - наиболее популярная программа с множеством функций, имеет высокую надёжность (1-2 ошибки на страницу при хорошем качестве картинки (с разрешением 300 dpi, в сером или цветном режиме)). Стоимость программы составляет около 10000 р., в зависимости от количества лицензий и версии Corporate Edition (с поддержкой сетевых возможностей и без нее). Согласно официальному сайту программы (http://www.abbyy.ru), качество распознавания зависит от сложности исходного документа, правильности определения блоков, а также от настроек программы. Если оформление документа сложное, следует внимательно проверить, и, возможно, подкорректировать границы блоков, чтобы в обрабатываемую область попали все нужные символы. Большое влияние на качество распознавания оказывает режим, в котором был отсканирован исходный документ. Рекомендуется сканировать с разрешением 300 dpi, в сером или цветном режиме, в зависимости от того, нужно ли сохранить цвет в итоговом документе. Если сканирование ведётся с меньшим разрешением, системе может не хватить информации для правильного распознавания символов. Если в тексте встречаются специальные термины, программа может «не узнать» их. Тогда для повышения качества распознавания нужно будет добавить эти термины в словарь. Изменение настроек программы (Сервис/Опции/Распознавание) также может помочь повысить качество. В первую очередь, следует правильно выбрать один или несколько языков распознавания.  
Скорость распознавания зависит как от сложности исходного документа, так и от свободных ресурсов компьютера. Задача распознавания требует проведения сложных вычислений (например, для распознавания одного только слова требуется совершить порядка 100 миллионов операций) Следовательно, чем больше свободных ресурсов сможет предоставить программе компьютер, тем скорее будет получен результат. Поэтому на время распознавания рекомендуется уменьшить количество программ, запускаемых одновременно с FineReader. Обратите внимание: PDF-файл может распознаваться несколько дольше, чем аналогичный отсканированный документ.

Информация о работе Проект концепции создания электронной библиотеки в колледже