Зарубежная и российская практика государственного регулирования инновационной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 09:20, курсовая работа

Описание работы

Цель позволяют сформулировать основные задачи работы:
определение понятия инновационной деятельности;
изучение развития концепции инновационного менеджмента;
рассмотрение роли инновационного менеджмента в деятельности организации;
определение влияния инновационного менеджмента на эффективность деятельности предприятия;
сравнение российской и зарубежной практики государственного регулирования и поддержки инновационной деятельности;
рассмотрение реализации государственной поддержки инновационной деятельности на примере технопарка «Зеленоград».

Содержание

Введение 2
1 Теоретические аспекты инновационного менеджмента 4
1.1 Понятие инновационной деятельности 4
1.2 Инновационный менеджмент: понятие, принципы, значение 10
1.3 Роль инновационного менеджмента в повышении эффективности деятельности организации 16
2 Зарубежная и российская практика государственного регулирования инновационной деятельности 25
2.1 Зарубежный опыт государственного регулирования инновационной деятельности 25
2.2 Государственное регулирование инновационной деятельности в России 34
2.3 Государственная поддержка инновационной деятельности на примере технопарка «Зеленоград» 42
Заключение 50
Список использованных источников 52

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 69.43 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение 2

1 Теоретические  аспекты инновационного менеджмента 4

1.1 Понятие инновационной  деятельности 4

1.2 Инновационный  менеджмент: понятие, принципы, значение 10

1.3 Роль инновационного  менеджмента в повышении эффективности  деятельности организации 16

2 Зарубежная  и российская практика государственного  регулирования инновационной деятельности 25

2.1 Зарубежный  опыт государственного регулирования  инновационной деятельности 25

2.2 Государственное  регулирование инновационной деятельности  в России 34

2.3 Государственная  поддержка инновационной деятельности  на примере технопарка «Зеленоград» 42

Заключение 50

Список использованных источников 52 

 

Введение 

В современных  условиях инновационная деятельность в той или иной степени присуща  любому производственному предприятию. Даже если предприятие не является лидером на рынке инноваций, то рано или поздно оно непременно столкнется с необходимостью производить замену морально устаревших технологий и продуктов.

Таким образом, вопросы управления инновационной  деятельностью являются весьма актуальными. Тем более что такая деятельность является очень сложной, сочетающей в себе разнообразные научные, технические, экономические, социальные, психологические  проблемы.

Целью данной курсовой работы являются: изучение зарубежной практики государственной поддержки  инновационной деятельности и рассмотрение российского опыта в данной области  на примере технопарка «Зеленоград».

Цель позволяют  сформулировать основные задачи работы:

определение понятия  инновационной деятельности;

изучение развития концепции инновационного менеджмента;

рассмотрение  роли инновационного менеджмента в  деятельности организации;

определение влияния  инновационного менеджмента на эффективность  деятельности предприятия;

сравнение российской и зарубежной практики государственного регулирования и поддержки инновационной  деятельности;

рассмотрение  реализации государственной поддержки  инновационной деятельности на примере  технопарка «Зеленоград».

Объектом исследования выступает технопарк «Зеленоград».

Предмет исследования: вопросы государственного регулирования  инновационной деятельности и государственной  поддержки инновационных проектов.

Информационной  базой данной работы выступают:

- труды российских  и зарубежных исследователей;

- статистические  данные;

- тексты федеральных  законов;

- учебно-методическое  пособие для бакалавров и специалистов  дневного и вечернего отделений,  обучающихся по направлению 080500 «Менеджмент» и специальности  080507 «Менеджмент организации»;

- источники сети  Internet.

Решение всех вышеуказанных  задач, на наш взгляд, позволит сделать  выводы о значимости инновационной  деятельности в современной экономической  ситуации, а также, выявить основные направления развития инноваций  и способы поддержки их развития. 

 

1 Теоретические  аспекты инновационного менеджмента 

1.1 Понятие инновационной  деятельности 

Содержание инновационной  деятельности, ее характерные черты  и особенности находят отражение  в таком фундаментальном понятии, как понятие инновации. Необходимо отметить, что это понятие и  в российской, и в зарубежной литературе часто определяется по-разному.

Нужно иметь  в виду, что широко употребляемый  в научном обороте термин "инновация" происходит от латинского слова “innovus” (in - в и novus - новый), по содержанию термины "инновация" и "нововведения" могут рассматриваться как синонимы. Термин “нововведение” тесно связан и с понятием "новшество", и нередко эти термины отождествляются. Объединяющим началом этих понятий является рассмотрение инновации (нововведения) в двух значениях, т. е. как новшества (новое изделие, процессы, услуги) и как процесса его осуществления.

Существует несколько  подходов к определению сущности инноваций:

1.Инновация –  это процесс (в технике, технологии, организации, производстве и т.д.) внедрения в практику каких-либо  новых элементов, получающих общественное  признание в виде рыночного  (коммерческого) успеха.

2.Нововведение (инновация) – это результат  творческого процесса в виде  нового продукта (техники, технологии, метода).

Именно этого  подхода придерживаются основные международные  статистические стандарты в области  науки и инноваций (руководство  ЮНЕСКО, и руководство Фраскатти).

Согласно этому  стандарту, инновация – это конечный результат деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе  к социальным услугам.

Установленные формы государственной статистической отчетности организации об инновационной  деятельности РФ свидетельствуют об аналогичной трактовке инноваций  и в российской практике, а именно: инновация – это внедренные на рынке новые, или значительно  усовершенствованные продукты, услуги или методы их производства (передачи), внедренные в практике новые или  усовершенствованные производственные процессы.

3.Рыночный подход.

Нововведение (А.С. Коротаев) – это новое приложение научных и технических знаний, приводящее к рыночному успеху.

А.А. Кутейников не разграничивает понятия «нововведение» и «инновация» и определяет их как новый способ удовлетворения сложившихся общественных потребностей, дающий прирост полезного эффекта  и, как правило, основанный на достижениях  науки и техники.

4.Финансовый  подход.

С точки зрения данного подхода инновация –  это процесс инвестирования в  новации, вложение средств в новой  техники, технологии и научных институтов.

Существуют различные  виды классификации инноваций. В  зависимости от используемых критериев  различают:

- по видам  работ - научные, технические (конструкторские  и технологические), опытно-экспериментальные  и производственные инновации;

- по конкретным  результатам процесса нововведений (инноваций) - патенты, изобретения,  новые или модифицированные изделия,  прогрессивные технологические  процессы, услуги, стандарты, новые  методы управления и организации  производства;

- по степени  новизны - принципиально новые,  новые, модификационные (модифицирующие) и псевдоинновации (псевдонововведения);

- по предметному  (вещественному) содержанию - продуктовые,  технологические, социальн0-экономические,  экологические, информационные, организационные  и управленческие инновации;

- по виду эффекта  - научно-технические, экономические,  социальные, экологические, информационные  и политические инновации;.

- по охвату  основных сфер деятельности - производственно-технологические,  организационно-управленческие, социально-политические  и финансово-экономические инновации. 

Кроме того существует и обобщенная классификация инноваций  по ряду признаков (см. Приложение А).

Понятие «инновация»  тесно связано с понятием «инновационный процесс».

Инновационный процесс представляет собой процесс  создания и распространения нововведений (инноваций).

Понятие «инновационного  процесса» шире понятия «инновации», т.к. собственно инновация (нововведение) является одним из компонентов инновационного процесса.

В общем виде схема инновационного процесса представлена в Приложении Б. Первый компонент  инновационного процесса – новации, т.е. новые идеи, знания – это результат  законченных научных исследований (фундаментальных и прикладных), опытно-конструкторских разработок, иные научно-технические результаты. Вторым компонентом инновационного процесса является внедрение, введение новации в практическую деятельность, т.е. нововведение или инновация. Третьим  компонентом инновационного процесса является диффузия инноваций, под которой  подразумевается распространение  уже однажды освоенной, реализованной  инновации, т.е. применение инновационных  продуктов, услуг или технологий в новых местах и условиях.

Деятельность  по организации и осуществлению  инновационного процесса называется инновационной  деятельностью. Следовательно, инновационная  деятельность – это использование  результатов законченных научных  исследований, опытно-конструкторских  разработок либо иных научно-технических  достижений для создания нового или  усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого  в практической деятельности, их распространение, а также связанные с этим дополнительные научные исследования, разработки и  опытно-конструкторские работы.

Иначе говоря, инновационная  деятельность представляет собой взаимосвязанную  совокупность видов работ по созданию и распространению инноваций. Основными видами инновационной деятельности являются научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР); технологические работы, подготовка производства и проведение промышленных испытаний; приобретение патентов, лицензий и ноу-хау; инвестиционная деятельность, необходимая для реализации инновационных проектов; сертификация и стандартизация инновационных продуктов и изделий, необходимых для их изготовления; маркетинг и организация рынков сбыта инновационной продукции; подготовка и переподготовка кадров для инновационной деятельности и др.

Основными элементами структуры инновационной деятельности являются инновационные проекты  и программы и выполняющие  их организации.

Инновационная деятельность – это совместная деятельность множества участников рынка в  едином инновационном процессе с  целью создания и реализации инновации.

В основе инновационной  деятельности лежит научно-техническая  деятельность. Понятие научно-технической  деятельности разработано ЮНЕСКО и  охватывает:

1) научные исследования  и разработки;

2) научно-техническое  образование и подготовку кадров;

3) научно-технические  услуги.

Инновационная деятельность переводит научно-техническую  деятельность в экономическое «русло», обеспечивая производственную и  коммерческую реализацию научно-технических  достижений.

В инновационной  деятельности выделяют следующие категории  основных участников, классифицируя  их по первоочередности:

1) новаторы;

2) ранние реципиенты (пионеры, лидеры);

3) имитаторы,  которые в свою очередь делятся  на:

a) ранее большинство;

б) отстающие.

Новаторы являются генераторами научно-технических знаний. Это могут быть индивидуальные изобретатели, научные и исследовательские  организации, малые научные предприятия. Они заинтересованы в получении  дохода от продажи разработанного ими  интеллектуального продукта, который  со временем может стать инновацией.

Ранние реципиенты (пионеры, лидеры) − это производственные фирмы, первыми освоившие новшество, используя интеллектуальный продукт  новаторов. Они стремятся к получению  сверхприбыли путем скорейшего продвижения  инновации на рынок. К фирмам-пионерам, прежде всего, относятся венчурные  фирмы, работающие в малом бизнесе. В эту категорию попадают также  и крупные корпорации, являющиеся лидерами в своих отраслях. Если такие фирмы имеют в своей  структуре научные, научно- исследовательские, проектные подразделения, то они  являются также и новаторами. Хотя и в этом случае они могут воспользоваться  услугами чисто научных или проектных  организаций, заключив с ними договор  или купив патент (лицензию). Раннее большинство представлено фирмами-имитаторами, которые вслед за "пионерами" внедрили новшество в производство, что также обеспечивает им дополнительную прибыль.

Информация о работе Зарубежная и российская практика государственного регулирования инновационной деятельности