Зарубежная и российская практика государственного регулирования инновационной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 09:20, курсовая работа

Описание работы

Цель позволяют сформулировать основные задачи работы:
определение понятия инновационной деятельности;
изучение развития концепции инновационного менеджмента;
рассмотрение роли инновационного менеджмента в деятельности организации;
определение влияния инновационного менеджмента на эффективность деятельности предприятия;
сравнение российской и зарубежной практики государственного регулирования и поддержки инновационной деятельности;
рассмотрение реализации государственной поддержки инновационной деятельности на примере технопарка «Зеленоград».

Содержание

Введение 2
1 Теоретические аспекты инновационного менеджмента 4
1.1 Понятие инновационной деятельности 4
1.2 Инновационный менеджмент: понятие, принципы, значение 10
1.3 Роль инновационного менеджмента в повышении эффективности деятельности организации 16
2 Зарубежная и российская практика государственного регулирования инновационной деятельности 25
2.1 Зарубежный опыт государственного регулирования инновационной деятельности 25
2.2 Государственное регулирование инновационной деятельности в России 34
2.3 Государственная поддержка инновационной деятельности на примере технопарка «Зеленоград» 42
Заключение 50
Список использованных источников 52

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 69.43 Кб (Скачать)

льготное налогообложение  НИОКР

поощрение малого наукоемкого бизнеса

прямое финансирование организаций для поощрения инноваций  в области новейшей технологии

стимулирование  сотрудничества университетской науки  и организаций, производящих наукоемкую продукцию.

Основой инновационной  политики Евросоюза является «План  развития международной инфраструктуры инноваций и передачи технологий», принятый в 1985 году. Главная цель данного документа - ускорение и упрощение процессов воплощения результатов научных исследований в готовых продуктах на национальном и наднациональном уровнях, а также содействие распространению инноваций в Евросоюзе.

С 1988 года действует  программа «ВЭЛЬЮ» по распространению  в Евросоюзе результатов НИОКР.

В ответ на падение  доли европейских компаний на рынках высоких технологий были приняты:

ЭСПРИТ - Европейская  стратегическая программа научных  исследований в сфере технологии информационных систем

РАСЕ - исследование передовых способов связи в Европе (цель - проведение совместных НИР в  области интегрированной широкополосной связи)

ЭВРИКА - комплексная  программа, направленная на стимулирование появления путем альянсов между  европейскими группами мощных промышленных компаний, способных противостоять  конкуренции, особенно со стороны американских и японских корпораций и организовать скоординированные европейские  НИОКР в шести областях: оптроника, новые материалы, большие ЭВМ, мощные лазеры, ускорители частиц, искусственный интеллект.

Стимулирование  инновационной деятельности в Евросоюзе  осуществляется примерно на тех же принципах, которые приняты в  мировой практике.

Таким образом, можно сделать вывод, что за рубежом  государство уделяет достаточно много внимания развитию инновационной  деятельности, ее поддержке. Данное направление  является для них одним из приоритетных, поскольку напрямую связано с  развитием этих стран в целом  и с повышением их конкурентоспособности  на международной арене. 

2.2 Государственное  регулирование инновационной деятельности  в России 

Государственная инновационная политика в России представляет собой совокупность мероприятий, направленных на активизацию инновационной  деятельности, повышение ее эффективности и широкое использование результатов в целях ускоренного социально-экономического развития страны и наиболее полного удовлетворения общественных потребностей. Она включает три этапа:

- разработку  научно обоснованных концепций  (системы взглядов) развития инновационной  деятельности - осуществляется на  основе анализа состояния инновационного  потенциала;

- определение  основных направлений государственной  поддержки инноваций;

- осуществление  практических действий по реализации  поставленных целей, направленных  на повышение инновационной активности.

В России в области  государственной поддержки инновационной  деятельности положение сложилось  не лучшим образом по следующим причинам:

- провал политики  конверсии военного производства  привел к значительному сокращению  военной инновационной деятельности  при отсутствии значительного  наращивания на оборонных предприятиях  инновационной деятельности по  продуктам гражданского назначения;

- невозможность  найти применения своим изобретениям  и “ноу-хау”, низкий уровень жизни  привел к массовому явлению  “утечки мозгов” за границу.

- невыделение государством средств на патентование изобретений, приводит к снижению поданых заявок на патенты. В то же время в СССР доходы от продажи лицензий составляли порядка 500 млн долл., при затратах государства на патентование в размере 4 –5 млн долл.;

- отсутствие  продуманной налоговой политики, стимулирующей инновационную деятельность  предприятий, является причиной  низкой инновационной активности  предприятий;

- постепенное  снижение активности фундаментальной  и прикладной науки.

Тем не менее, государство  в тяжелых условиях затянувшегося  экономического спада предпринимает  меры для поддержки научно- технической  и инновационной деятельности. 

В состав государственных  органов, занимающихся наукой, входят:

- Министерство  образования и науки Российской  Федерации;

- Федеральная  служба по интеллектуальной собственности,  патентам и товарным знакам (Роспатент);

- Федеральная  служба по надзору в сфере  образования и науки (Рособрнадзор).

Управление научно-технической  деятельностью государство осуществляет через государственные и федеральные  научно-технические программы. Например, на ближайшие годы запланированы  следующие федеральные программы:

- Федеральная  целевая программа "Развитие  инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008 - 2010 годы" (Принята постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2007 г. N 498);

- Федеральная  целевая программа "Национальная  технологическая база" на 2007 - 2011 годы (Утверждена постановлением  Правительства Российской Федерации  от 29 января 2007 г. N 54);

- Федеральная  целевая программа "Развитие  атомного энергопромышленного комплекса  России на 2007 - 2010 годы и на перспективу  до 2015 года" (Утверждена постановлением  Правительства Российской Федерации  от 6 октября 2006 г. N 605);

- Федеральная  целевая программа "Исследования  и разработки по приоритетным  направлениям развития научно-технологического  комплекса России на 2007 - 2012 годы" (Утверждена Правительством Российской  Федерации от 17 октября 2006 г. N 613);

- Федеральная  целевая программа "Электронная  Россия (2002 - 2010 годы)" (Утверждена  постановлением Правительства РФ  от 28 января 2002 г. N 65 Изменена постановлением  Правительства РФ от 15 августа  2006 г. N 502);

- Концепция Федеральной  целевой программы "Исследования  и разработки по приоритетным  направлениям развития научно-технологического  комплекса России на 2007 - 2012 годы" (Утверждена распоряжением Правительства  РФ от 6 июля 2006 года N 977-р).

Общая законодательная  база правового регулирования инновационной  деятельности включает:

- Конституцию  Российской Федерации;

- Гражданский  кодекс РФ;

- Уголовный кодекс  РФ (в части уголовной ответственности  за нарушение прав интеллектуальной  собственности);

- Федеральный  закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ  «О науке и государственной  научно-технической политике»;

- Федеральный  закон от 4 июля 1996 г. № 85-ФЗ  «Об участии в международном  информационном обмене»;

- Федеральный  закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ  «О техническом регулировании»;

- Патентный закон  от 23 сентября № 3517-1 (в ред.  от 7 февраля 2003 г.);

- Закон РФ  от 2 3 сентября № 35 20-1 «О товарных  знаках, знаках обслуживания и  наименованиях мест происхождения  товаров» (в ред. от 24 декабря 2002 г.);

- Закон РФ  от 23 сентября 2002 г. № 3523-1 <О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных»;

- Закон РФ  от 23 сентября 1992 г. № 3526-1 <-О  правовой охране топологий интегральных  микросхем» (в ред. от 9 июля 2002 г.);

- Закон РФ  от 6 августа 1993 г. № 5605-1 <-О  селекционных достижениях».

Специальная законодательная  база об инновациях включает следующие  виды актов:

а) документы  декларативного характера (указы, концепции, законы, постановления, соглашения и  др.);

б) постановления  и распоряжения, определяющие функции  органов исполнительной власти и  аппарата в части инновационной  деятельности;

в) программные  документы, а также документы, определяющие облик и порядок формирования инфраструктуры поддержки, виды прямой поддержки инноваций, льготы и иные механизмы поддержки. Документы  этой группы по своему содержанию охватывают такие аспекты, как программы  развития и поддержки инноваций, формирование инфраструктуры поддержки  инновационной деятельности;

г) инструкции о  порядке предоставления статистической отчетности и другие документы частного характера.

Проблема выделения  приоритетных направлений науки  и технологий в России приобрела  особую актуальность в связи с  сокращением бюджетного финансирования этой сферы. С тех пор данной проблеме уделяется постоянное внимание на самых  различных уровнях управления 

В настоящее  время можно говорить о первых итогах проделанной работы, определяющей направления научно-технологического развития России на ближайшее десятилетие. В марте 2002 г. в Кремле состоялось совместное заседание Совета Безопасности, президиума Госсовета и Совета по науке и технике при Президенте РФ, на котором обсуждались "Основы политики Российской Федерации в  области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу". Целью государственной политики в этом документе, подписанном Президентом Российской Федерации В.В. Путиным, назван "переход к инновационному пути развития на основе выбранных приоритетов".

Здесь же определены важнейшие направления государственной  политики в области развития науки  и технологий, цель, задачи и пути их реализации, а также система  экономических и иных мер, стимулирующих  научную и научно-техническую  деятельность. Их реализация направлена на обеспечение стратегических национальных приоритетов Российской Федерации, к которым относятся повышение  качества жизни населения, достижение экономического роста, развитие фундаментальной  науки, образования, культуры, обеспечение  обороны и безопасности страны. Основы политики в рассматриваемой сфере  формируются и реализуются с  учетом обеспечения федеральных  интересов и интересов субъектов  Российской Федерации. Развитие науки  и технологий должно служить решению  задач социально-экономического прогресса  страны и относится к числу  высших приоритетов Российской Федерации. Базой развития науки и технологий в Российской Федерации являются:

1) научно-технический  комплекс, представляющий собой  совокупность организаций различной  организационно-правовой формы и  формы собственности, осуществляющих  научную, научно-техническую деятельность  и подготовку научных работников, в том числе кадров высшей  квалификации;

2) Фундаментальная  наука, имеющая признанные научные  школы, достижения мирового уровня, а также развитая система высшего  образования;

3) Важнейшие  прикладные исследования и разработки, производственный потенциал, уникальные  производственные и иные технологии, научно-технический задел;

4) высококвалифицированные  кадры научных работников и  специалистов, информационная инфраструктура, материально-техническая и опытно-экспериментальная  база;

5) опыт концентрации  усилий на решении сложных  научно-технических и технологических  проблем национального масштаба;

6) богатые природные  сырьевые ресурсы, развитая транспортная  и коммуникационная инфраструктура.

Для перехода к  инновационному пути развития страны на основе избранных приоритетов  должны быть решены следующие задачи:

1) создание организационных  и экономических механизмов для повышения востребованности инноваций отечественным производством, обеспечения опережающего развития фундаментальной науки, важнейших прикладных исследований и разработок;

2) совершенствование  нормативно-правовой базы научной,  научно-технической и инновационной  деятельности;

3) адаптация  научно-технического комплекса к  условиям рыночной экономики,  обеспечение взаимодействия государственного  и частного капитала в целях  развития науки, технологий и  техники;

4) рациональное  сочетание государственного регулирования  и рыночных механизмов, мер прямого  и косвенного стимулирования  научной, научно-технической и  инновационной деятельности при  реализации приоритетных направлений  развития науки, технологий и  техники;

5) совершенствование  системы подготовки научных и  инженерных кадров высшей квалификации  в области науки и технологий;

6) поддержка  научных исследований и экспериментальных  разработок в приоритетных направлениях  развития науки, технологи и  техники с учетом мировых тенденций  в этой сфере;

Информация о работе Зарубежная и российская практика государственного регулирования инновационной деятельности