Международная правосубъектность

Автор: o*******@mail.ru, 25 Ноября 2011 в 13:21, контрольная работа

Описание работы

Субъекты занимают центральное положение в международном праве. Характерные черты международного права определяются особенностями его субъектов. Оно существует для регулирования отношений между суверенными субъектами, для обслуживания их интересов.

Круг субъектов международного права отличается от субъектов внутригосударственного права. Специфика международного права как особой системы права выражается, в частности, и в том, что его субъекты выступают не только адресатами международно-правовых норм, но и их создателями.

Содержание

Введение 3

1 Понятие международной правосубъектности 4

2 Понятие и основные виды субъектов международного права 6

3 Признание субъектов международного права 9

4 Правопреемство государств 15

Заключение 26

Список использованных источников 27

Практические задания 29

Работа содержит 1 файл

МП.контр р docx.docx

— 44.72 Кб (Скачать)

     2) предварительные, или промежуточные  (признание народов или наций  восставшей или воюющей стороной, организаций сопротивления и  правительств в изгнании). Предварительные  виды признания применяются в  ожидании дальнейшего развития  событий, которые могут привести  либо к созданию нового государства  (при признании народа или нации), либо к стабилизации положения  в стране, где власть нового  правительства была установлена  неконституционным путем5.

     Провести  четкую границу между этими видами признания на практике довольно трудно. Например, народ, борющийся за свое освобождение, может быть признан  в качестве воюющей стороны; власть, сместившая предыдущее правительство  с помощью вооруженной силы и  утвердившаяся на большей части  территории страны и признанная воюющей  стороной, может мало чем отличаться от правительства в традиционном понимании и т.д. Многое здесь  определяется конкретной обстановкой, политической прозорливостью признающего и другими обстоятельствами.

     Вопрос  о признании государства возникает  в том случае, если появляется новое  государство в результате объединения  нескольких, либо если на месте одного государства в результате его  распада появляется ряд более  мелких, либо, наконец, если из состава  какого-либо государства выделяется новое.

      Вопрос  о признании государства может  возникнуть и при кардинальном изменении  государственного и общественного  строя в результате революции. Однако на практике в таких ситуациях  чаще прибегают к признанию нового правительства, особенно если революция  не привела к серьезным территориальным  изменениям. Например, после провозглашения в 1949 году Китайской Народной Республики СССР признал правительство КНР, а не саму КНР.

      Признание правительства – признание государствами  нового правительства какой-либо страны, пришедшего к власти неконституционным  путем6.

      Попытки выработать критерии признания правительств, пришедших к власти неконституционным  путем, успеха не имели. Принято считать, что такое признание является обоснованным в том случае, если учитываются следующие обстоятельства:

      деятельность нового правительства поддерживается народом, соответствует его воле;

      правительство осуществляет эффективную власть на территории государства;

      установлен  демократический политический режим, гарантирующий соблюдение основных прав и свобод человека;

      отсутствует вмешательство во внутренние дела государства  при приходе правительства к  власти.

      Поскольку признание правительства может  быть ошибочно истолковано как его  одобрение, некоторые государства  стали придерживаться политики воздержания  от какого-либо официального признания  правительств. Эта политика получила наименование доктрины Эстрады (по имени  сформулировавшего ее в 1930 г. министра иностранных дел Мексики). По существу, как показывает практика, речь идет о молчаливом или подразумеваемом признании, так как в таких ситуациях обычно сохраняются дипломатические отношения или иные формы официальных контактов с новым правительством.

      Вместе  с тем, в 1907 г. министр иностранных дел Эквадора Тобар выдвинул доктрину о непризнании правительств, пришедших к власти революционным путем.

      Признание нации (или народа) как вид промежуточного признания возникло в ходе первой мировой войны, когда страны Антанты  признали, исходя из собственных военных  и политических интересов (с целью  легализации участия чешских, словацких, польских и южнославянских воинских частей в составе вооруженных  сил Антанты), в качестве «союзных»  или «совместно воюющих» наций чехов, словаков, поляков и т.д.

      В период ликвидации колониальной системы  широкое распространение получила практика признания национально-освободительных  движений со стороны, как отдельных  государств, так и межправительственных организаций, прежде всего ООН, которые  предоставили им статус наблюдателей. Своеобразие этого вида признания  состояло в том, что оно давалось не нации или народу как таковым, а именно национально-освободительным  движениям, причем этот термин использовался  для обозначения не самого движения, а организаций, его возглавляющих  и ведущих борьбу (например, Народной организации Юго-Западной Африки - СВАПО). Признание в качестве восставшей или воюющей стороны использовалось в XIX веке и в какой-то степени в первой половине XX века. Точного разграничения понятий восставшей и воюющей сторон не существует. Одна из основных целей такого рода признания - обеспечить возможность защиты интересов признающего на территории, контролируемой повстанцами. Еще в 1823 году Великобритания признала греков, боровшихся против Турции за создание собственного государства, воюющей стороной.

      Таким образом, под международно-правовым признанием понимается признание в  соответствии с международным правом существующими государствами новых  государств или правительств либо других органов, позволяющее установить с  ними официальные или неофициальные, полные или неполные, постоянные или  временные отношения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      4 Правопреемство государств

      Правопреемством государств принято называть переход  с учетом основных принципов международного права и норм о правопреемстве определенных прав и обязательств от одного государства - субъекта международного права к другому7.

      Правопреемство  в международном праве - это смена  одного государства другим в несении  ответственности за международные  отношения соответствующей территории и в осуществлении существовавших к этому моменту прав и обязательств8.

      Правопреемство - давний институт международного права, который получил весьма широкое  распространение в международной  практике. О нем речь шла в 60-70-е  годы применительно к независимым  государствам, возникшим на месте  бывших колониальных владений западных держав; таких государств насчитывается  около восьмидесяти. Концепция правопреемства применялась также в связи  с преобразованиями общественно-политических укладов таких стран, как Китай, ставший с 1949 года Китайской Народной Республикой; Куба после свержения  в 1959 году диктаторского режима.

      Правопреемство - сложный международно-правовой институт, нормы которого длительное время имели обычно-правовой характер. В современный период нормы правопреемства подверглись кодификации. В 1978 г. была принята Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров, в 1983 г. - Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов. Эти конвенции определяют, что могут применяться только к последствиям правопреемства, а это означает, в частности, что соответствующие территориальные изменения сами по себе не рассматриваются как правопреемство, а являются лишь его основаниями. Вместе с тем из положений о применимости конвенций можно сделать вывод, согласно которому буквальный смысл термина «правопреемство» означает непосредственный и правомерный переход международных прав и обязательств от одного государства-субъекта к другому государству - субъекту международного права.

      Переход прав и обязанностей от одного государства  к другому происходит в случаях возникновения нового государства - субъекта международного права; возникновения нового государства на месте колониального владения государства-метрополии; разделения одного государства на несколько новых государств; объединения нескольких государств в одно государство; отделения от государства части территории и образования на ней самостоятельного государства и т. д.

      Однако  четких норм, регулирующих вопрос о  критериях прекращения существования  государств и возникновения новых, не имеется. Поэтому на практике вопрос о возникновении новых государств решается с учетом конкретных обстоятельств. Если существует неясность в отношении вопроса, возник ли новый субъект международного права, то его лучше всего решать путем соглашения заинтересованных государств, принятия соответствующего акта международной организацией, вынесения решения международным судебным органом. Так, после распада Австро-Венгрии Сен-Жерменский (1919 г.) и Трианонский (1920 г.) договоры определили дальнейшую судьбу Австрии и Венгрии; после Второй мировой войны ООН занималась вопросом о международной личности Израиля и Индии. В начале 90-х гг. в связи с распадом Югославской федерации возникли проблемы определения статуса образовавшихся новых государств.

      Центральным в правопреемстве является вопрос об объеме прав и обязанностей, переходящих от государства-предшественника к государству-преемнику. По этому поводу в науке международного права сложились различные теории:

      1. Теория универсального правопреемства (она получила развитие в XVII—XIX вв. и ярко проявилась в трудах Г. Гроция).

      Согласно  этой теории государство-преемник полностью  наследует международную личность государства-предшественника. Ее разновидностью стала доктрина континуитета (тождественности), представители которой (Пуффендорф, Ваттель, Блюнчли и др.) считали, что все международные права и обязанности старого государства, в том числе все существующие договоры, переходят к наследнику, так как личность государства остается одной и той же. Правовые отношения, которые получало в наследство новое государство, оставались такими же, что были и у государства-предшественника; государство-преемник продолжало оставаться тем же юридическим субъектом, олицетворяющим единство территории, населения, политической власти, прав и обязанностей предыдущего государства. По своей сущности доктрина континуитета, обосновывая идентичность правосубъектности государства, была отрицанием какого-либо правопреемства.

      2. Негативная теория (выдвинута в  начале XX в. и наибольшее обоснование получила в работах английского юриста А. Кейтса). Сторонники данной теории полагали, что континуитет международной правосубъектности государства отсутствует. В связи с этим, когда власть одного государства сменяется властью другого государства, международные договоры предшественника отбрасываются. Разновидностью негативной теории является концепция tabula rasa, в соответствии с которой новое государство начинает свои договорные связи «с чистого листа».

      Эти теории не получили подтверждения в  практике правопреемства. Согласно современным взглядам конкретный объем прав и обязанностей, переходящих от государства-предшественника к государству-преемнику, зависит от многих факторов, которые следует принимать во внимание. Существенное значение имеет суверенная воля государства-преемника, определяющего объем правопреемства согласно своим интересам. Однако это не должно противоречить основным принципам международного права, наносить ущерб остальным государствам и народам. В частности, не может подпадать под правопреемство аннексия.

      Объекты правопреемства:

      права и обязанности, вытекающие из международных  договоров государства-предшественника (правопреемство в отношении международных договоров);

      государственная собственность;

      государственные архивы;

      государственные долги.

      Правопреемство  в отношении международных договоров.

      Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г. установила общее правило, согласно которому новое независимое государство не обязано сохранять в силе какой-либо договор или становиться его участником в силу исключительно того факта, что в момент правопреемства этот договор был в силе в отношении территории, являющейся объектом правопреемства (ст. 16). Однако новое независимое государство может путем уведомления о правопреемстве установить свой статус в качестве участника любого многостороннего договора, который в момент правопреемства государств находился в силе в отношении территории, являющейся объектом правопреемства (ст. 17).

      Государства, возникшие в результате освобождения их народов от колониальной зависимости, как правило, подтверждали участие в многосторонних договорах, которые были связаны с укреплением мира, поддержанием добрососедских отношений, имели гуманитарный характер. Так, Мальта заявила о том, что она продолжает нести обязательства, вытекающие из московского Договора о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой от 5 августа 1963 г., который был ратифицирован Англией, несшей ответственность за территорию Мальты. Алжир в 1960 г. присоединился к четырем Женевским конвенциям о защите жертв войны от 12 августа 1949 г. Некоторые новые независимые государства заявили, что они будут продолжать выполнять свои обязательства по всем многосторонним договорам, в отношении которых были сделаны запросы Секретариатом ООН.

Информация о работе Международная правосубъектность