Международная правосубъектность

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 17:13, лекция

Описание работы

Субъект международного права - это носитель международных прав и обязанностей, возникающих в соответствии с общими нормами международного права либо предписаниями международно-правовых актов; или лицо (в собирательном смысле), поведение которого прямо регулируется международным правом и которое вступает (может вступать) в международные публичные (междувластные) отношения. Соответственно. международная правосубъектность - юридическая способность лица быть субъектом МП.

Работа содержит 1 файл

междунар право - лекции.doc

— 154.00 Кб (Скачать)

     Вопрос  о правопреемстве в отношении  государственного долга бывшего  СССР регулируется Меморандумом о взаимопонимании  относительно внешнего долга иностранным  кредиторам Союза ССР и его правопреемства от 28 октября 1991 г. между Арменией, Беларусью, Казахстаном, Кыргызтаном, Молдовой, Россией, Таджикистаном, Туркменистаном, Союзом ССР и западными державами из “большой семерки”; Договором о правопреемстве в отношении внешнего долга от 4 декабря 1991 г., а также Соглашением о дополнениях к этому договору от 13 марта 1992 г. В январе 1992 г. Россия взяла на себя общую ответственность за внешний долг бывшего СССР.  

     3. Другие субъекты международного права (помимо государства) в целом ощутимыми отличиями обладают ощутимыми отличительными чертами в правосубъектности.

     В отношении всех народов и наций применим принцип свободного самоопределения. Однако не каждый народ является субъектом международно-правовых отношений. Большинство народов организовано в национальные государства, которые выступают в качестве формы представительства интересов данного народа на внешней арене и выполняют роль субъекта МП. Субъектом международного прав может быть только тот народ (или более узкое понятие - нация), который борется за свое освобождение и, соответственно, -  новую форму государственной организации. Именно поэтому важное значение имеет также факт наличия у данного борющегося народа определенных властных структур, объединенных общим центром, способным выступать от имени нации и народа в межгосударственных отношениях. Практически такими структурами обычно являются вооруженные отряды, но не разрозненные, а имеющие единое командование, которое одновременно выступает и как политическое руководство.

     В то же время существует и другая точка зрения, согласно которой основным носителем суверенитета является народ, который соответственно выступает в качестве субъекта международного права. Из этого выводится утверждение о том, что “все народы и нации могут быть... субъектами международных правоотношений самоопределения”.1 Однако такое утверждение способно обладать не только стабилизирующим, но и дестабилизирующим влиянием на международный правопорядок, что противоречит в своей сути целям и принципам МП.

     В соответствии с межгосударственными  договорами в прошлом устанавливался и ныне предусмотрен специальный международно-правовой статус некоторых политико-территориальных образований - государствоподобных образований. В соответствии с такими международными договорами эти образования наделяются определенными правами и обязанностями и тем самым становятся субъектами международно-правового регулирования. Они способны самостоятельно эти права и обязанности реализовывать, однако их правоспособность определена исключительно межгосударственным соглашением.

     В историческом разрезе к подобного  рода государствоподобным образованиям принадлежали “вольные города”, Западный Берлин, а в современности наиболее яркий пример их дает существование Ватикана и Мальтийского ордена.

     Термин  “вольный город” применяется не только к городам, но и к определенным районам (может также называться свободной территорией или зоной). “Вольные города” и свободные территории создавались для замораживания территориальных претензий, смягчения напряженных отношений между заинтересованными государствами по поводу принадлежности данной территории.

     По  существу эти образования представляют собой государства с ограниченной правоспособностью. Они имеют свою конституцию, высшие органы, гражданство, вооруженные силы оборонительного характера и т.д. На международной арене вольные города представляют либо заинтересованные государства (как, например, в отношении Данцига,  который на внешней арене представляла Польша перед второй мировой войной) или международная организация (свободная территория Триест в 1947-1954 гг. находилась под защитой Совета Безопасности ООН.

     Своеобразный  режим имел Западный Берлин, который  был образован на гребне послевоенных противоречий бывших союзников по антигитлеровской коалиции. Его статус определялся Соглашением между СССР, США, Великобританией и Францией от 3 сентября 1971 г. Он являлся самостоятельным субъектом права, несмотря на то, что находился на территории суверенной ГДР.

     Специальный международно-правовой статус Ватикана - резиденции папы римского в особом районе Рима - ныне определен соглашением 1984 г. между Италией и “святым престолом”. В силу глобального характера католической религии папскому престолу приходится поддерживать широкие международные контакты, в том числе - участвовать в процессе международно-правового сотрудничества. Внешне Ватикан обладает почти всеми атрибутами государства - небольшой территорией, органами власти и управления. О населении Ватикана можно говорить лишь условно: это соответствующие должностные лица, занимающиеся делами католической церкви. Вместе с тем Ватикан - не государство в социальном смысле слова. Скорее он может рассматриваться как административный центр католической церкви.

     Тем не менее Ватикан имеет дипломатические  отношения с рядом государств, которые его признают субъектом международного права.

     Мальтийский орден в Риме, занимающийся благотворительной  деятельностью, был признан суверенным образованием в 1889 г. Он имеет дипломатические отношения со многими государствами, однако ни своей территории, ни населения у ордена нет. Его суверенитет и международная правосубъектность - пример правовой фикции.

     Международные учреждения в качестве субъектов МП подразделяются на международные организации и международные конференции. В настоящее время функционирует более 500 различных международных организации.

     Международное учреждение приобретает свою правосубъектность  с принятием учредительного документа, в котором излагаются цели его создания, основные принципы построения и, соответственно,- тот объем прав и обязанностей, который ему намерены сообщить учреждающие государства.

     Каждая  международная организация вступает в международно-правовые отношения  с государствами-членами и эвентуально - с государствами-нечленами и  другими международными учреждениями. Отношения международной организации с государствами-членами регулируются международным договором - учредительным актом данной организации, а в определенных случаях и другими международными соглашениями.

     Вопрос  о международной правосубъектности физических лиц и транснациональных корпораций в настоящее время находится в состоянии периодически активизирующейся научной дискуссии.  

       

      

       
 

        

       
 
 
 

      


Информация о работе Международная правосубъектность