Формирование и реализация инвестиционной стратегии предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 10:36, курсовая работа

Описание работы

Деятельность любого предприятия, так или иначе, связана с вложением ресурсов в различные виды активов, приобретение которых необходимо для осуществления основной деятельности этой фирмы. Но для увеличения уровня рентабельности фирма также может вкладывать временно свободные ресурсы в различные виды активов, приносящих доход, но не участвующих в основной деятельности. Такая деятельность фирмы называется инвестиционной, а управление такой деятельностью – инвестиционным менеджментом фирмы.

Содержание

Введение. 2
Глава 1. Инвестиционно-инновационная деятельность в рамках стратегического
развития предприятия. 5
1.1. Сущность инвестиционной стратегии предприятия и
актуальность её разработки. 5
1.2. Основные принципы и этапы разработки инвестиционной
стратегии предприятия. 7
1.3. Методы разработки стратегии. 10
1.4. Оценка финансовой состоятельности проекта. 12
Глава 2. Общая характеристика инвестиционной среды предприятия по
выпуску оцинкованной посуды. 17
2.1. Анализ рынка оцинкованной посуды. 17
2.2. Анализ конкурентов и определение конкурентной политики. 17
2.3. Анализ маркетингового комплекса по оцинкованной посуде. 19
Глава 3. Экономическое обоснование инвестиционной политики предприятия
по выпуску хозяйственной посуды из оцинкованного проката. 24
3.1. Идея проекта, исходные данные, и цели создания предприятия. 24
3.2. План производства. 24
3.3. Финансовый план. 27
3.4. Программа инвестирования. 30
3.5. Показатели эффективности проекта. 32
Заключение. 35
Список использованной литературы. 38
Приложения 39

Работа содержит 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 189.08 Кб (Скачать)

     1.2 Основные принципы  и этапы разработки  инвестиционной стратегии 

     В отличие от обычного долгосрочного  планирования, основанного на концепции  экстраполяции сложившихся тенденций  развития, стратегическое планирование учитывает не только эти тенденции, но и систему возможностей и опасностей развития организации, возникновение  чрезвычайных ситуаций, способных изменить сложившиеся тенденции в предстоящем  периоде.

     В основе разработки инвестиционной стратегии  организации лежат принципы новой  управленческой парадигмы — системы  стратегического управления. К числу  основных из этих принципов, обеспечивающих подготовку и принятие стратегических инвестиционных решений в процессе разработки инвестиционной стратегии  организации, относятся:

  • Принцип инвайронментализма. Этот принцип состоит в том, что при разработке инвестиционной стратегии организация рассматривается как определенная система, полностью открытая для активного взаимодействия с факторами внешней инвестиционной среды. Открытость предприятия как социально-экономической системы и его способность к самоорганизации позволяют обеспечивать качественно иной уровень формирования его инвестиционной стратегии.
  • Принцип соответствия. Являясь частью общей стратегии развития организации, инвестиционная стратегия носит по отношению к ней подчиненный характер. Поэтому она должна быть согласована со стратегическими целями и направлениями операционной деятельности организации. Инвестиционная стратегия при этом рассматривается как один из главных факторов обеспечения эффективного развития организации в соответствии с избранной общей стратегией.
  • Принцип инвестиционной предприимчивости и коммуникабельности. Данный принцип заключается в активном поиске эффективных инвестиционных связей по всем направлениям и формам инвестиционной деятельности, а также на различных стадиях инвестиционного процесса.
  • Принцип инвестиционной гибкости и альтернативности. Инвестиционная стратегия должна быть разработана с учетом адаптивности к изменениям факторов внешней инвестиционной среды.
  • Инновационный принцип. Формируя инвестиционную стратегию, следует иметь в виду, что инвестиционная деятельность является главным механизмом внедрения технологических нововведений, обеспечивающих рост конкурентной позиции организации на рынке.
  • Принцип минимизации инвестиционного риска. Практически все основные инвестиционные решения, принимаемые в процессе формирования инвестиционной стратегии, в той или иной степени изменяют уровень инвестиционного риска. В первую очередь это связано с выбором направлений и форм инвестиционной деятельности, формированием инвестиционных ресурсов, внедрением новых организационных структур управления инвестиционной деятельностью.
  • Принцип компетентности. Какие бы специалисты не привлекались к разработке отдельных параметров инвестиционной стратегии организации, ее реализацию должны обеспечивать подготовленные специалисты – финансовые менеджеры.

     Процесс разработки инвестиционной стратегии  организации осуществляется по следующим  этапам (рис. 1.).

         

Рис. 1.1 Основные этапы процесса разработки инвестиционной стратегии организации

     Стратегическое  управление инвестиционной деятельностью  носит целевой характер, т.е. предусматривает  постановку и достижение определенных целей. Будучи четко выраженными, стратегические инвестиционные цели становятся мощным средством повышения эффективности  инвестиционной деятельности в долгосрочной перспективе, ее координации и контроля, а также базой для принятия управленческих решений на всех стадиях  инвестиционного процесса.

     Стратегические  цели инвестиционной деятельности организации  представляют собой описанные в  формализованном виде желаемые параметры  ее стратегической инвестиционной позиции, позволяющие направлять эту деятельность в долгосрочной перспективе и  оценивать ее результаты. 

     1.3 Методы разработки стратегии 

     К числу наиболее известных и широко применяемых методов разработки стратегии организации относятся SWOT-анализ. Инвестиционный SWOT-анализ заключается  в последовательном изучении внутреннего  финансового состояния организации, в поиске положительных и отрицательных  сторон, а также прогнозировании  предполагаемых возможностей или угроз  со стороны инвестиционной среды. На основании SWOT-анализа строится такая  инвестиционная стратегия организации, которая учитывает сильные стороны  и возможности и компенсирует недостатки, минимизирует при этом угрозы и снижает риск.

     В настоящее время многие крупные  предприятия сталкиваются с проблемой  формирования своей внутренней инвестиционной стратегии, с необходимостью установления четких стандартов подготовки и принятия инвестиционных решений. В условиях, когда финансовые ресурсы ограничены, реализация всех потенциально интересных инвестиционных замыслов оказывается  невозможной. Финансовому менеджеру  приходится решать проблему выбора - из общего списка определять подмножество инвестиционных проектов, удовлетворяющих  критерию реализуемости (достаточность  финансовых и материальных ресурсов), и критерию максимизации стоимости  бизнеса. Следовательно, речь идет об оптимизации  внутреннего инвестиционного портфеля кампании.

     Под инвестиционными проектами в  данном контексте понимаются практически  все формы капитальных вложений, например: закупка нового оборудования, строительство, ремонтные работы, подготовка помещений для сдачи в аренду и пр. В стандартной ситуации денежные потоки являются отрицательными на стадии инвестиций и положительными на стадии реализации продукции или услуг. Обычно, кроме того, каждый из инвестиционных проектов имеет определенное время  актуальности, т.е. его реализация может  быть начата в определенном интервале  дат. Таким образом, с математической точки зрения, задача оптимизации  инвестиционного портфеля сводится, во-первых, к выбору подмножества проектов, подлежащих реализации, и, во-вторых, определению  временного графика их осуществления.

     Важно отметить факт безусловной необходимости  проработки всех вопросов, связанных  с осуществлением инвестиционного  проекта, так как это в значительной степени определяет успех или  неудачу проекта в целом (при  условии, что не будет допущено серьезных  ошибок на следующих стадиях). Недостаточно или неправильно обоснованный проект будет обречен на трудности при  его реализации, независимо от того, насколько успешно будут предприниматься  все последующие действия.

     Структура информации, прорабатываемой в ходе исследований, выглядит следующим образом:

  1. цели проекта, его ориентация и экономическое окружение, юридическое обеспечение (налоги, государственная поддержка и т.п.);
  2. маркетинговая информация (возможности сбыта, конкурентная среда, перспективная программа продаж и номенклатура продукции, ценовая политика);
  3. материальные затраты (потребности, цены и условия поставки сырья, вспомогательных материалов и энергоносителей);
  4. место размещения, с учетом технологических, климатических, социальных и иных факторов;
  5. проектно-конструкторская часть (выбор технологии, спецификация оборудования и условия его поставки, объемы строительства, конструкторская документация и т.п.);
  6. организация предприятия и накладные расходы (управление, сбыт и распределение продукции, условия аренды, графики амортизации оборудования и т.п.);
  7. кадры (потребность, обеспеченность, график работы, условия оплаты, необходимость обучения);
  8. график осуществления проекта (сроки строительства, монтажа и пуско-наладочных работ, период функционирования);
  9. коммерческая (финансовая и экономическая) оценка проекта.

     Вышеприведенная структура в целом соответствует  структуре бизнес-плана инвестиционного  проекта. Последний блок из приведенного перечня - коммерческая оценка - имеет  ключевое значение для принятия решения  о состоятельности инвестиционного  проекта.

     Смысл общей оценки инвестиционного проекта  заключается в представлении  всей информации о последнем в  виде, позволяющем лицу, принимающему решение, сделать заключение о целесообразности осуществления инвестиций. В этом контексте особую роль играет финансово-экономическая  оценка.

     Общих критериев коммерческой привлекательности  инвестиционного проекта два. Кратко их можно обозначить как "финансовая состоятельность" (финансовая оценка) и "эффективность" (экономическая  оценка). Оба указанных подхода  взаимодополняют друг друга. В первом случае анализируется ликвидность (платежеспособность) проекта в ходе его реализации. Во втором - акцент ставится на потенциальной способности проекта  сохранить покупательную ценность вложенных средств и обеспечить достаточный темп их прироста.  

     1.4. Оценка финансовой состоятельности проекта

      

     Основная  задача, решаемая при определении  финансовой состоятельности проекта - оценка его ликвидности. Под ликвидностью понимается способность проекта (предприятия) своевременно и в полном объеме отвечать по имеющимся финансовым обязательствам.  С позиции бюджетного подхода, ликвидность означает неотрицательное сальдо баланса поступлений и платежей в течение всего срока жизни проекта. Отрицательные значения накопленной суммы денежных средств свидетельствуют об их дефиците. Нехватка наличности для покрытия всех имеющихся расходов в каком-либо из временных интервалов фактически означает банкротство проекта и, соответственно, делает недостижимыми все возможные последующие "успехи".

     Решение проблемы обеспеченности проекта финансовыми  ресурсами в процессе его осуществления  имеет исключительное значение. Не менее важной задачей является также  согласование графика погашения  задолженности с возможностями  проекта по генерации собственных  оборотных средств.

     Оценка  финансовой состоятельности инвестиционного  проекта основывается на трех формах финансовой отчетности, называемых в  литературе "базовыми формами финансовой оценки":

  1. отчет о прибыли;
  2. отчет о движении денежных средств;
  3. балансовый отчет.

     Структура базовых форм обеспечивает возможность  проследить динамику развития проекта  в течение всего срока его  жизни по каждому интервалу планирования. При этом могут быть рассчитаны самые  различные показатели финансовой состоятельности, проведена оценка ликвидности, выполнен анализ источников финансирования проекта. Унифицированный подход к представлению  информации гарантирует сопоставимость результатов расчетов для различных  проектов и вариантов решений.

     Все три базовых формы основываются на одних и тех же исходных данных и должны корреспондироваться друг с другом. Каждая из форм представляет информацию о проекте в законченном  виде, но со своей, отличной от двух других, точки зрения.

     В процессе своего осуществления инвестиционный проект должен обеспечивать достижение двух главных целей бизнеса: получение  приемлемой прибыли на вложенный  капитал и поддержание устойчивого  финансового состояния. Анализ того, насколько успешно будут решаться эти задачи, а также сопоставление  между собой различных проектов и вариантов расчетов с различными наборами исходных данных, может быть выполнен с помощью коэффициентов  финансовой оценки.

     На  основе информации, содержащейся в  базовых формах финансовой оценки, могут быть рассчитаны десятки коэффициентов, которые могут быть разбиты на три основные категории:

  1. показатели рентабельности;
  2. оценки использования инвестиций;
  3. оценки финансового состояния.

     В приложении а представлены некоторые из наиболее часто используемых коэффициентов. Приводимый набор не является ни исчерпывающим, ни обязательным. Однако он может помочь оценить инвестиционный проект с достаточной полнотой.

     Коэффициент рентабельности общих активов [ROA] показывает, каким является уровень отдачи общих  капиталовложений в проект за установленный  период времени.

     Второй  показатель - рентабельность инвестированного капитала [ROIC] - аналогичен первому. Исключение из знаменателя расчетной формулы  краткосрочных обязательств призвано сгладить колебания, связанные с  изменениями в текущей хозяйственной  деятельности.

Информация о работе Формирование и реализация инвестиционной стратегии предприятия