Сущность и финансово-экономическое содержание инвестиций

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 22:22, курсовая работа

Описание работы

Природа инвестиционного процесса. Цели и задачи инвестиционной политики. Особые формы финансирования инвестиционных проектов. Виды инвестиционных ресурсов. Государственное регулирование инвестиционной деятельности.

Работа содержит 1 файл

инвестиции конспект.docx

— 245.48 Кб (Скачать)

Инвестиционный  механизм представляет собой целенаправленно созданную, взаимодействующую совокупность методов и форм, источников инвестиций, инструментов и рычагов воздействия на воспроизводственный процесс на макро- и микроуровнях в интересах расширения действующего производства или авансирования вновь создаваемого производства.

Инвестиционный механизм включает в себя следующие структурные  составляющие:

  • мотивационный блок;
  • ресурсное обеспечение;
  • правовое и методическое обеспечение;
  • организационное обеспечение.

Мотивационный блок обеспечивает взаимодействие конкретного инвестиционного механизма с внешней по отношению к нему экономической и социальной средой, с соответствующими экономическими и хозяйственными механизмами. Мотивационный блок включает в себя исследование, последовательное уточнение и детализацию (до уровня локальных целей или подцелей) всех тех мотивов деятельности и экономических ожиданий, которыми руководствуются потенциальные инвесторы при определении объектов приложения своих ресурсов, которыми они располагают.

Ресурсное обеспечение предусматривает исследование видов и анализа возможных направлений получения инвестиционных ресурсов.

При всем многообразии источников финансирования инвестиций и способов их организации многообразие видов  ресурсного обеспечения в конечном итоге можно свести к трем основным формам:

  • самофинансирование (использование для ведения инвестиционной деятельности внутренних источников финансирования);
  • долговое внешнее финансирование (кредиты и займы);
  • прямые внешние (реальные) инвестиции.

Правовое  и методическое обеспечение и  регулирование как институциональные рамки, регламентирующие инвестиционную конкретном инвестиционном механизме:

  • внутреннее устройство, включающее институциональные (правовые, организационные, политические, этические и др.) установления;
  • расчетные режимы функционирования инвестиционного механизма;
  • исходные условия, из которых возможен переход экономических явлений и объектов в другие, в том числе и в желаемые состояния;
  • возможность замены субъектами инвестиционной деятельности «естественного хода» экономических событий сознательно вырабатываемой линией (поведением).

Организационное обеспечение инвестиционной деятельности включает в себя создание необходимых организационных структур, обеспечивающих действия по инициированию, развитию и контролю за достижением поставленных целей. Планирование и управление занимают особое место в инвестиционных механизмах осуществления различных проектов, обеспечивая проведение детальных расчетов движения инвестиционных ресурсов, формирования потоков наличности, анализа финансового состояния, оценку и реализацию мер по повышению эффективности и устойчивости инвестиционной деятельности.

Необходимыми и взаимосвязанными условиями ведения инвестиционной деятельности в рыночной экономике  являются: наличие свободного капитала (ресурсов) у потенциального инвестора; желание инвестора разместить свободный  капитал на приемлемых условиях (доходность, риск) в отдельных секторах экономики; наличие прибыльных, динамично развивающихся  секторов экономики; правовые условия, способствующие эффективному размещению и движению капитала в прямом (инвестирование) и обратном (вывоз, присвоение прибыли) направлениях.

Сторонами, обеспечивающими  этапы инвестиционной деятельности, являются:

  • инвесторы;
  • инвестиционные посредники;
  • получатели (реципиенты) инвестиций;
  • государство и его отдельные регионы;
  • местные органы самоуправления.

Перечисленные стороны действуют  на различных этапах инвестиционного  процесса, преследуют различающиеся  цели и отражают собственные специфические  интересы, что обусловливает многомерность  инвестиционного процесса. Основным движущим мотивом целенаправленной деятельности сторон, участвующих в  инвестиционном процессе, в рыночных условиях является возможность увеличения совокупной стоимости и получения  субъектами инвестиционной деятельности на этой основе предпринимательских  результатов в своих конкретно-прикладных сферах деятельности. Так, например, инвесторы, как правило, заинтересованы в росте  инвестируемого капитала, получатели инвестиций — в повышении эффективности производства и, соответственно, в получении за счет этого дополнительного объема прибыли. Интересы государства и его институтов заключаются в расширении налогооблагаемой базы и получении больших финансовых средств для решения государственных задач. Только при совпадении в долгосрочной перспективе интересов всех субъектов по всем четырем вышеприведенным условиям инвестиционной деятельности возможно (но не гарантировано) оживление инвестиционных процессов.

Для обеспечения такого согласования необходимо выявление и точная структуризация интересов субъектов инвестиционной деятельности, формирование необходимого баланса интересов и закрепление  его в институциональных нормах. Локальную цель экономического механизма  инвестиционного процесса в этом случае можно сформулировать как  снижение возможного или ожидаемого противоречия экономических интересов  участвующих субъектов.

 5.Инвестиционная политика. Государственное регулирование инвестиционной деятельности

5.1.Цели  и задачи инвестиционной политики

Предпринимательская и инвестиционная деятельность и состояние экономики  в целом в значительной степени  зависят от государственной политики. Своими действиями государство способно существенно затормозить или  ускорить инвестиционные процессы.

Важным рычагом воздействия  на предпринимательскую деятельность субъектов хозяйствования и экономику  страны является инвестиционная политика — одна из составных частей экономической политики государства. При помощи инвестиционной политики государство непосредственно может влиять на темпы и объем производства, ускорение научно-технического прогресса (НТП), изменение структуры общественного производства, решение социальных проблем.

Под инвестиционной политикой понимается целенаправленная деятельность государства по обеспечению благоприятных условий для осуществления инвестирования, эффективного использования инвестиционного потенциала страны в целях подъема экономики и решения задач социально-экономического развития.

Государство может влиять на инвестиционную активность с помощью  различных рычагов: кредитно-финансовой и налоговой политики; предоставления различных налоговых льгот предприятиям, вкладывающим средства в реконструкцию  и техническое перевооружение производства; амортизационной политики; создания благоприятных условий для привлечения  иностранных инвестиций; научно-технической  политики и др.

Тесно связана с инвестиционной политикой амортизационная политика государства. Устанавливая порядок  использования амортизационных  отчислений, государство тем самым  регулирует темпы и характер воспроизводства  и, в первую очередь, скорость обновления основных фондов. При разработке амортизационной  политики государство должно придерживаться следующих принципов:

1) нормы амортизации должны  быть дифференцированными в зависимости  от функционального назначения  основных фондов и объективно  учитывать их моральный и физический  износ;

2) амортизационные отчисления  на предприятиях всех форм  собственности и организационно-правовых  форм хозяйствования должны использоваться  только исходя из их функционального  назначения;

3) всем предприятиям должна  быть предоставлена возможность  осуществления ускоренной амортизации;

4) амортизационная политика  должна способствовать обновлению  основных фондов и ускорению  НТП.

Инвестиционная политика взаимосвязана с научно-технической  политикой. В современных условиях, когда Россия теряет свои позиции  в научно-технической области, еще раз следует напомнить, что ускорение научно-технического прогресса является важнейшим фактором подъема экономики и превращения страны в мощное индустриальное государство. Так, выход Японии на самые передовые позиции в мире за сравнительно короткий срок обусловлен в первую очередь тем, что страна в послевоенный период правильно сориентировалась и стала целенаправленно проводить государственную политику по ускорению НТП.

Инвестиционная политика предполагает наличие цели, задач  и механизма их реализации. Цель инвестиционной политики — реализация стратегического плана экономического и социального развития страны, направленного на подъем отечественной экономики и повышение эффективности общественного производства.

Задачи инвестиционной политики зависят от поставленной цели и конкретно  сложившейся экономической ситуации в стране. К ним можно отнести: выбор и поддержку развития отдельных  отраслей хозяйства; обеспечение сбалансированности в развитии отраслей экономики России; обеспечение конкурентоспособности  отечественной продукции; поддержку  развития экспортных производств; реализацию программы жилищного строительства  в стране и др.

Для реализации разработанной  инвестиционной политики необходим  четкий механизм, который предусматривает:

  • создание нормативно-правовой базы для функционирования рынка инвестиций;
  • выбор надежных источников и методов финансирования инвестиций;
  • определение сроков и выбор органов, ответственных за реализацию инвестиционной политики;
  • создание благоприятных условий для привлечения инвестиций.

Кроме государственной инвестиционной политики, различают отраслевую, региональную и инвестиционную политику отдельных  субъектов хозяйствования. Все они  находятся в тесной взаимосвязи  между собой, но определяющей является государственная инвестиционная политика, так как она призвана способствовать активизации инвестиционной деятельности на всех уровнях.

Важную роль в подъеме  экономики и повышении эффективности  производства играет отраслевая инвестиционная политика, которая является составной  частью государственной инвестиционной политики и разрабатывается на уровне отдельных межотраслевых комплексов и отраслей экономики.

Под отраслевой инвестиционной политикой понимается инвестиционная поддержка приоритетных отраслей хозяйства, развитие которых обеспечивает экономическую безопасность страны, экспорт готовой продукции, ускорение НТП и динамизм развития экономики страны на ближайшую и дальнейшую перспективы.

Под инвестиционной политикой предприятия понимается комплекс мероприятий, обеспечивающих выгодное вложение собственных, заемных и других средств в целях обеспечения финансовой устойчивости предприятия. При разработке инвестиционной политики на предприятии ведущими являются следующие принципы: экономическое обоснование инвестиций; нацеленность инвестиционной политики на достижение стратегических целей предприятия; учет инфляции и факторов риска; формирование оптимальной структуры портфельных и реальных инвестиций; ранжирование проектов и инвестиций по их важности и последовательности реализации на основе имеющихся ресурсов; выбор надежных источников и методов финансирования инвестиций. Учет этих и других принципов позволит избежать многих ошибок и просчетов при разработке инвестиционной политики на предприятии.

Грамотная инвестиционная политика предопределяет рост экономики. Увеличение реального капитала общества (приобретение машин и оборудования, модернизация и строительство зданий, сооружений) повышает производственный потенциал  экономики. Инвестиции в производство, в новые технологии способствуют выпуску конкурентоспособной, пользующейся спросом продукции.

Инвестиции необходимы для  расширения и развития производства, недопущения чрезмерного морального и физического износа основных фондов, повышения технического уровня производства, качества продукции конкретного  предприятия и обеспечения ее конкурентоспособности, в конечном итоге — для обеспечения нормального функционирования предприятия в будущем, его стабильного финансового состояния и максимизации прибыли.

Инвестиции способствуют реализации научно-технической и  инновационной политики. Развитие экономического потенциала на современном этапе  происходит в условиях нового витка  научно-технического прогресса. Его  достижения выступают важным фактором укрепления экономической мощи страны. Стремительный научно-технический  прогресс является главной причиной быстрого морального старения оборудования и техники, требует систематического их обновления в короткие сроки. Именно инвестиции в научно-техническое  перевооружение, модернизацию, ввод современных  технологий обеспечивают укрепление экономики  страны.

Информация о работе Сущность и финансово-экономическое содержание инвестиций