Теоретические основы реализации инвестиционного процесса

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2011 в 11:45, курсовая работа

Описание работы

Указанными целями обусловлены постановка и решение следующих задач: характеристика деятельности инвестиционных фондов; роль инвестиционных институтов в реализации инвестиционного процесса; особенности разрешительного режима деятельности инвестиционных фондов; проблема правовых рисков кредитования инвестиций в основные фонды; общая характеристика негосударственного пенсионного фонда; инвестирование накоплений негосударственными пенсионными фондами; оценка влияния результатов деятельности негосударственных пенсионных фондов на развитие экономических процессов в России и др.

Содержание

Введение 3
Глава I. Теоретические основы реализации инвестиционного процесса 9
1.1. Характеристика деятельности инвестиционных фондов. Роль инвестиционных институтов в реализации инвестиционного процесса 9
1.2. Особенности разрешительного режима деятельности инвестиционных фондов 17
1.3. Проблема правовых рисков кредитования инвестиций в основные фонды 23
Глава II. Анализ деятельности института негосударственного пенсионного фонда за период до 2011 г. 31
2.1. Общая характеристика негосударственного пенсионного фонда 31
2.2. Инвестирование накоплений негосударственными пенсионными фондами. Оценка влияния результатов деятельности негосударственных пенсионных фондов на развитие экономических процессов в России 36
Заключение 48
Список литературы 52

Работа содержит 1 файл

курсовая работа инвестиционные институты2.doc

— 319.50 Кб (Скачать)

     В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 31 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» граждане могут отказаться от формирования накопительной части трудовой пенсии через Пенсионный фонд Российской Федерации и выбрать негосударственный пенсионный фонд. Это право в соответствии со ст. 32 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» можно было реализовать начиная с 1 января 2004 г.

     Соответственно  с 2004 г. Пенсионный фонд Российской Федерации  начал осуществлять передачу средств пенсионных накоплений застрахованных лиц в доверительное управление частным управляющим компаниям, государственной управляющей компании и негосударственным пенсионным фондам, допущенным к работе со средствами государственного обязательного пенсионного страхования. В соответствии с заявлениями застрахованных лиц о выборе инвестиционного портфеля (управляющей компании) средства пенсионных накоплений передаются Пенсионным фондом Российской Федерации в доверительное управление управляющим компаниям, отобранным на конкурсной основе. Начиная с 2004 г. к деятельности по обязательному пенсионному страхованию были допущены и негосударственные пенсионные фонды.

     В настоящее время 95% обладателей накопительной  части по умолчанию оставили свои деньги во Внешэкономбанке (государственной управляющей компании). В настоящее время во Внешэкономбанке, которому переданы функции государственной управляющей компании, находится 267 миллиардов рублей. Выбор же в пользу частных управляющих сделали примерно 5% граждан. В результате на сегодняшний день частные управляющие компании управляют средствами пенсионных накоплений в размере 9,3 миллиарда рублей.28

     Необходимо  констатировать: граждане, доверившие инвестирование средств своих пенсионных накоплений частным пенсионным фондам, оказались в выигрыше. В среднем капиталы, помещенные в негосударственные пенсионные фонды, за 2010 г. выросли на 20,7%, более чем в два раза опередив официальный показатель инфляции. При этом будущие пенсионеры, оставившие свои пенсионные накопления в государственной управляющей компании, наоборот, потеряли часть своих сбережений: за 2010 год их будущие пенсии увеличились на 5,7%, и этот рост был моментально уничтожен девятипроцентной инфляцией. Причины столь сильного различия в уровне доходности заключаются в наборе инструментов для инвестиций, которые доступны частным пенсионным фондам и государственной управляющей компании. Для государственной управляющей компании этот набор гораздо меньше. Дело в том, что согласно законодательству государственная управляющая компания имеет право инвестировать полученные от будущих пенсионеров средства только в государственные или ипотечные ценные бумаги, которые обеспечены гарантией России. Однако эти способы инвестирования не относятся к числу самых выгодных, что и подтвердили финансовые результаты 2010 г. Между тем, около 95% населения по тем или иным причинам выбирает именно государственную управляющую компанию.29

     В настоящее время негосударственные  пенсионные фонды являются слабыми  участниками рынка. 63% негосударственных  пенсионных фондов имеют низкие объемы собственного имущества, которые не превышают 1,4% в общей доле имущества, поэтому они ограничены в возможности получения высокого инвестиционного дохода и полноценного развития в условиях конкуренции с фондами-миллиардерами. Рынок частного пенсионного страхования является крайне неоднородным, на нем доминируют несколько десятков крупных игроков, которые подавляют более мелких участников. Так, на сегодняшний день, по информации Федеральной службы по финансам и рынкам, из 289 негосударственных пенсионных фондов у 41 фонда собственное имущество превышает 500 миллионов рублей. У 29 фондов из них собственное имущество превышает 1 миллиард рублей и составляет 92,7% от собственного имущества всех фондов. Совокупность средств пенсионных резервов этих 29 крупнейших фондов в сумме составляет более 288,9 миллиарда рублей, или 93,9% от суммы пенсионных резервов всех НПФ. Таким образом, на рынок негосударственных пенсионных фондов существенно влияют всего 10 процентов крупных организаций от их общего числа.

     Практически у всех негосударственных пенсионных фондов, входящих в группу крупных, наблюдается положительная динамика по показателю «пенсионные резервы» - средства, предназначенные для исполнения фондом обязательств перед участниками в соответствии с пенсионными договорами. Это позволяет предположить, что именно из этой группы фондов будет формироваться основной состав претендентов на участие в обязательном пенсионном страховании и профессиональных пенсионных системах.

     В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» негосударственный пенсионный фонд - это особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения; деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и договорами об обязательном пенсионном страховании; деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию в соответствии с федеральным законом и договорами о создании профессиональных пенсионных систем.

     Пункт 2 этой же статьи Федерального закона от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ закрепляет, что деятельность фонда по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда осуществляется на добровольных началах и включает в себя аккумулирование пенсионных взносов, размещение и организацию размещения пенсионных резервов, учет пенсионных обязательств фонда, назначение и выплату негосударственных пенсий участникам фонда. Деятельность фонда в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию включает в себя аккумулирование средств пенсионных накоплений, организацию инвестирования средств пенсионных накоплений, учет средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, назначение и выплату накопительной части трудовой пенсии застрахованным лицам. Деятельность фонда в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию включает в себя аккумулирование средств пенсионных накоплений, инвестирование средств пенсионных накоплений, учет средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, назначение и выплату профессиональных пенсий застрахованным лицам и регулируется федеральным законом.

     В соответствии с Федеральным законом от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ сторонами договора об обязательном пенсионном страховании являются: страхователь (физическое или юридическое лицо, обязанное перечислять страховые взносы на формирование накопительной части трудовой пенсии) и застрахованные лица (физические лица, заключившие договор об обязательном пенсионном страховании). Источники выплаты накопительной части пенсии - пенсионные накопления, которые формируются за счет страховых взносов и доходов от инвестирования накопительной части трудовой пенсии. Пенсионные накопления передаются в доверительное управление по договору, заключаемому на один год между НПФ и управляющей компанией. Неотъемлемой частью такого договора является инвестиционная декларация, которая определяет требования к целям инвестирования, составу и структуре инвестиционного портфеля управляющей компании. Основные требования к структуре инвестиционного портфеля содержатся в ст. 36.15 Федерального закона от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ. Пенсионные накопления могут быть размещены в государственные ценные бумаги, акции российских эмитентов, созданных в форме открытых акционерных обществ, ипотечные ценные бумаги. В частности, ст. 36.15 Федерального закона от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ гласит, что структура инвестиционного портфеля фонда должна удовлетворять следующим основным требованиям: максимальная доля одного эмитента или группы связанных эмитентов в инвестиционном портфеле фонда не должна превышать 5%, за исключением государственных ценных бумаг Российской Федерации; депозиты в кредитной организации (кредитных организациях, входящих в одну банковскую группу) и ценные бумаги, эмитированные этой кредитной организацией (кредитными организациями, входящими в одну банковскую группу), не должны в сумме превышать 10% инвестиционного портфеля фонда; максимальная доля в инвестиционном портфеле фонда ценных бумаг, эмитированных аффилированными лицами фонда, управляющей компании, специализированного депозитария и актуария, не должна превышать 5%; максимальная доля в инвестиционном портфеле фонда акций одного эмитента не должна превышать 10% его капитализации; максимальная доля в инвестиционном портфеле фонда облигаций одного эмитента не должна превышать 10% совокупного объема находящихся в обращении облигаций данного эмитента, за исключением государственных ценных бумаг Российской Федерации; максимальная доля в инвестиционном портфеле фонда ценных бумаг одного эмитента не должна превышать 15% капитализации данного эмитента, за исключением государственных ценных бумаг Российской Федерации, а также не должна превышать 15% выпуска ценных бумаг субъекта Российской Федерации. Максимальная доля в инвестиционном портфеле фонда денежных средств в рублях и иностранной валюте на счетах и депозитах в кредитных организациях не должна превышать 20%. Максимальная доля в инвестиционном портфеле фонда средств, размещенных в ценные бумаги иностранных эмитентов, не должна превышать 20%.

     Максимальная  доля в инвестиционном портфеле фонда  прочих видов разрешенных активов  определяется Правительством Российской Федерации.

     В частности, п. 2 Постановления Правительства РФ от 30 июня 2003 г. N 37930 установлено, что максимальная доля следующих классов активов в инвестиционном портфеле негосударственного пенсионного фонда, осуществляющего обязательное пенсионное страхование, должна составлять:

     а) государственные ценные бумаги субъектов  Российской Федерации - 40 процентов;

     б) облигации российских эмитентов (помимо облигаций, выпущенных от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации): облигации, выпущенные от имени  муниципальных образований, - 40%; облигации российских хозяйственных обществ: в 2008 г. - 50%, в 2009 г. - 60%, в 2010 г. - 70%, с 2011 г. - 80%;

     в) акции российских эмитентов, являющихся открытыми акционерными обществами: в 2008 г. - 40%, в 2009 г. - 45%, в 2010 г. - 55%, с 2011 г. - 65%;

     г) ипотечные ценные бумаги, выпущенные в соответствии с законодательством  Российской Федерации об ипотечных  ценных бумагах, - 40%.

     Пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 30 июня 2003 г. N 379 установлено, что доли активов в инвестиционном портфеле негосударственного пенсионного фонда, осуществляющего обязательное пенсионное страхование, определяются в процентах от его стоимости (в рублях), рассчитанной исходя из суммы средств на счетах и депозитах в кредитных организациях и рыночной стоимости ценных бумаг, составляющих соответствующий инвестиционный портфель. Рыночная стоимость ценных бумаг, составляющих инвестиционный портфель, сформированный за счет средств, переданных Пенсионным фондом Российской Федерации в доверительное управление управляющей компании, рассчитывается в соответствии с п. 7 ст. 12 Федерального закона «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации». Рыночная стоимость ценных бумаг, составляющих инвестиционный портфель негосударственного пенсионного фонда, осуществляющего обязательное пенсионное страхование, рассчитывается в соответствии со ст. 36.14 «Обязанности управляющей компании, осуществляющей инвестирование средств пенсионных накоплений» Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах». В настоящее время Порядок определения рыночной стоимости активов и стоимости чистых активов, в которые инвестированы средства пенсионных накоплений, утвержден Постановлением ФКЦБ от 18 февраля 2009 г. N 04-6/пс.

     В случае нарушения требований к максимальной доле определенного класса активов  в структуре инвестиционного  портфеля из-за изменения рыночной или оценочной стоимости активов  и (или) изменения в структуре имущества эмитента управляющие компании обязаны скорректировать структуру активов в соответствии с требованиями к структуре инвестиционного портфеля фонда в течение шести месяцев с даты обнаружения указанного нарушения.

     Расчет  величины инвестиционного портфеля фонда проводится по рыночной стоимости.

     Правилами размещения средств пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов и контроля за их размещением, утвержденными  Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2007 г. N 6331, в п. 5 установлено, что пенсионные резервы НПФ могут составлять:

     а) денежные средства, включая иностранную  валюту, размещенные на банковских счетах и в банковских депозитах с учетом условия, установленного п. 11 Правил (банковские депозиты и депозитные сертификаты российских банков могут составлять пенсионные резервы фонда при условии, что банк является участником системы страхования вкладов);

     б) государственные ценные бумаги Российской Федерации;

     в) государственные ценные бумаги субъектов  Российской Федерации, допущенные к  торгам российскими организаторами торговли на рынке ценных бумаг;

     г) муниципальные облигации, допущенные к торгам российскими организаторами торговли на рынке ценных бумаг;

     д) депозитные сертификаты российских банков;

     е) акции российских открытых акционерных  обществ, допущенные к торгам российскими  организаторами торговли на рынке ценных бумаг;

     ж) облигации российских хозяйственных  обществ, допущенные к торгам российскими  организаторами торговли на рынке ценных бумаг;

     з) ипотечные ценные бумаги, выпущенные в соответствии с законодательством  РФ об ипотечных ценных бумагах и допущенные к торгам российскими организаторами торговли на рынке ценных бумаг;

     и) инвестиционные паи открытых и интервальных паевых инвестиционных фондов, созданных  в соответствии с законодательством  РФ;

Информация о работе Теоретические основы реализации инвестиционного процесса