Теоретические основы реализации инвестиционного процесса

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2011 в 11:45, курсовая работа

Описание работы

Указанными целями обусловлены постановка и решение следующих задач: характеристика деятельности инвестиционных фондов; роль инвестиционных институтов в реализации инвестиционного процесса; особенности разрешительного режима деятельности инвестиционных фондов; проблема правовых рисков кредитования инвестиций в основные фонды; общая характеристика негосударственного пенсионного фонда; инвестирование накоплений негосударственными пенсионными фондами; оценка влияния результатов деятельности негосударственных пенсионных фондов на развитие экономических процессов в России и др.

Содержание

Введение 3
Глава I. Теоретические основы реализации инвестиционного процесса 9
1.1. Характеристика деятельности инвестиционных фондов. Роль инвестиционных институтов в реализации инвестиционного процесса 9
1.2. Особенности разрешительного режима деятельности инвестиционных фондов 17
1.3. Проблема правовых рисков кредитования инвестиций в основные фонды 23
Глава II. Анализ деятельности института негосударственного пенсионного фонда за период до 2011 г. 31
2.1. Общая характеристика негосударственного пенсионного фонда 31
2.2. Инвестирование накоплений негосударственными пенсионными фондами. Оценка влияния результатов деятельности негосударственных пенсионных фондов на развитие экономических процессов в России 36
Заключение 48
Список литературы 52

Работа содержит 1 файл

курсовая работа инвестиционные институты2.doc

— 319.50 Кб (Скачать)

     - деятельность в качестве страховщика  по профессиональному пенсионному  страхованию в соответствии с  федеральным законом и договорами  о создании профессиональных  пенсионных систем.

     Перечисленные виды деятельности относятся к исключительной деятельности, которая может осуществляться только специальным субъектом, созданным в качестве негосударственного пенсионного фонда в порядке, определенном главой 2 Закона о НПФ. Фонд создается исключительно для осуществления деятельности по пенсионному обеспечению и страхованию и не может заниматься никакой иной предпринимательской деятельностью.

     Деятельность  фонда по негосударственному пенсионному  обеспечению осуществляется на добровольных началах. Вкладчики имеют право  по своему усмотрению заключать пенсионные договоры в пользу участников с любым  негосударственным пенсионным фондом. Именно пенсионный договор определяет размер и порядок внесения в фонд вкладчиком пенсионных взносов, за счет которых будет осуществляться выплата участнику негосударственной пенсии. Предметом пенсионного договора является осуществление фондом мер по негосударственному пенсионному обеспечению участника, включающих в себя аккумулирование пенсионных взносов, размещение и организацию размещения пенсионных резервов, учет пенсионных обязательств фонда, назначение и выплату негосударственных пенсий участникам фонда.

     Пенсионный договор заключается в письменной форме, существенными условиями которого согласно ст. 12 Закона являются:

     - наименование сторон;

     - сведения о предмете договора;

     - положения о правах и об обязанностях сторон;

     - положения о порядке и об  условиях внесения пенсионных  взносов;

     - вид пенсионной схемы;

     - пенсионные основания;

     - положения о порядке выплаты  негосударственных пенсий;

     - положения об ответственности  сторон за неисполнение своих обязательств;

     - сроки действия и прекращения  договора;

     - положения о порядке и об  условиях изменения и расторжения  договора;

     - положения о порядке урегулирования  споров;

     - реквизиты сторон.

     Пенсионный  договор заключается бессрочно  и может быть расторгнут по решению суда, по желанию вкладчика, а также в случае ликвидации организации-вкладчика либо по вине фонда (прекращение действия лицензии фонда, ликвидация фонда), либо в связи со смертью участника до наступления пенсионных оснований. Прекращение уплаты пенсионных взносов вкладчиком не может являться причиной расторжения пенсионного договора. При расторжении пенсионного договора фонд обязан выплатить вкладчику выкупную сумму или перевести ее в другой фонд.

     Основанием  для осуществления фондом деятельности в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию является заключенный застрахованным лицом и фондом договор обязательного пенсионного страхования. Договор заключается в порядке, определенном главой X.1 Закона о НПФ. Существенными условиями договора об обязательном пенсионном страховании являются предмет договора и информация о застрахованном лице.

     Предметом договора об обязательном пенсионном страховании является осуществление фондом деятельности страховщика по обязательному пенсионному страхованию, включающей аккумулирование и учет средств пенсионных накоплений, организацию их инвестирования, назначение и выплату застрахованному лицу накопительной части трудовой пенсии при наступлении пенсионных оснований, а в установленных случаях осуществление выплаты правопреемникам застрахованного лица.

     Деятельность  фонда в качестве страховщика  по профессиональному пенсионному  страхованию включает в себя аккумулирование средств пенсионных накоплений, инвестирование средств пенсионных накоплений, учет средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, назначение и выплату профессиональных пенсий застрахованным лицам. Профессиональная пенсионная система создается путем заключения договора работодателя с выбранным фондом. После принятия решения о создании дополнительной профессиональной пенсионной системы она становится обязательной и не может быть ликвидирована по решению ее учредителей.

     Профессиональная  пенсионная система должна обеспечивать выплату пенсий, а не единовременных сумм, и координироваться с государственной пенсионной системой в отношении видов пенсий и условий их назначения.

     Примером  профессиональной пенсионной системы  является система негосударственного пенсионного обеспечения работников образования Российской Федерации, осуществляемая в целях повышения уровня пенсионного обеспечения и заинтересованности в результатах труда. Профессиональное пенсионное обеспечение осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и положением о профессиональной системе на основании договора о негосударственном пенсионном обеспечении, заключаемого работодателями системы образования Российской Федерации и самими работниками с негосударственным пенсионным фондом. Предусмотрено осуществление негосударственного пенсионного обеспечения работников образования в трех видах:

     - обязательное негосударственное  пенсионное обеспечение, которое  регулируется действующим законодательством  в области дополнительного пенсионного  обеспечения;

     - обязательное пенсионное страхование  (накопительная часть трудовой  пенсии), которое регулируется действующим  законодательством;

     - добровольное негосударственное  пенсионное обеспечение, которое  регулируется вышеуказанным положением, отраслевым тарифным соглашением и действующим законодательством в области дополнительного пенсионного обеспечения.

     Финансирование  негосударственного пенсионного обеспечения  должно осуществляться на основе накопительного принципа за счет пенсионных взносов  работодателей системы образования, работников, а также дохода, полученного от размещения пенсионных резервов.

     Фонд  после получения лицензии на осуществление  деятельности по пенсионному обеспечению  и пенсионному страхованию имеет  право осуществлять деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению. Негосударственное пенсионное обеспечение представляет собой дополнительное пенсионное обеспечение, осуществляемое негосударственными пенсионными фондами. Негосударственное пенсионное обеспечение является необязательным, дополнительным по отношению к государственному и осуществляется в форме дополнительных пенсионных систем отдельных организаций и в форме личного пенсионного обеспечения граждан, производящих накопление средств на свое дополнительное пенсионное обеспечение в негосударственных пенсионных фондах.

     Негосударственное пенсионное обеспечение осуществляется на основании заключенных договоров  негосударственного пенсионного обеспечения. Этот договор представляет собой  соглашение между фондом и вкладчиком фонда, в соответствии с которым вкладчик обязуется уплачивать пенсионные взносы в фонд, а фонд обязуется выплачивать участнику (участникам) фонда негосударственную пенсию.

     Фонд  может осуществлять деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению  независимо от других видов деятельности - обязательного пенсионного страхования или профессионального пенсионного страхования.

     Право на осуществление деятельности в  качестве страховщика по обязательному  пенсионному страхованию у фонда  возникает после получения лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию, регистрации в Федеральной службе по финансовым рынкам (ФСФР) страховых правил, регистрации в ФСФР России в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию.

     Деятельность  фонда по обязательному пенсионному  страхованию осуществляется на основании  договора об обязательном пенсионном страховании, заключаемого между фондом и застрахованным лицом. По этому  договору фонд обязан при наступлении  пенсионных оснований осуществлять назначение и выплату застрахованному лицу накопительной части трудовой пенсии или выплаты его правопреемникам. Фонды осуществляют деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию независимо от осуществления деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению и по профессиональному пенсионному страхованию. Деятельность по негосударственному пенсионному страхованию и негосударственному пенсионному обеспечению не зависят друг от друга. Однако на момент подачи в ФСФР России заявления о намерении осуществлять деятельность по обязательному пенсионному страхованию в качестве страховщика фонд должен иметь, как уже упоминалось выше, опыт работы по осуществлению негосударственного пенсионного обеспечения не менее двух лет (ст. 36.1 Закона).

     Деятельность  фонда в качестве страховщика  по профессиональному пенсионному  страхованию не зависит от деятельности фонда по негосударственному пенсионному обеспечению и по обязательному пенсионному страхованию и может осуществляться отдельно. Деятельность по профессиональному пенсионному страхованию осуществляется фондом в соответствии с заключенным договором о создании профессиональной пенсионной системы.

2.2. Инвестирование накоплений негосударственными пенсионными фондами. Оценка влияния результатов деятельности негосударственных пенсионных фондов на развитие экономических процессов в России

 

     Современная пенсионная система Российской Федерации  основана на сочетании принципов перераспределения (социальной солидарности) и накопления (индивидуальной ответственности). Накопительный элемент в обязательном пенсионном страховании является принципиально новым явлением для отечественной системы социального обеспечения. Несмотря на то что реальное установление накопительной части трудовой пенсии начинается с 2013 г., уже сейчас необходимо искать ответы на вопросы, с которыми неизбежно столкнутся правоприменители в будущем. Одним из проблемных вопросов является правовое регулирование деятельности по инвестированию средств пенсионных накоплений негосударственными пенсионными фондами в Российской Федерации.

     Инвестирование  средств пенсионных накоплений (а  также инвестиционный доход, получаемый за счет этих накоплений) является одним из источников увеличения той части пенсионного капитала, из которой впоследствии будет финансироваться накопительная часть пенсии.

     Правовое  регулирование инвестирования средств  пенсионных накоплений негосударственными пенсионными фондами в Российской Федерации осуществляется на основе Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации».25 Данный Федеральный закон, как указано в его преамбуле, устанавливает правовые основы отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, предназначенных для финансирования накопительной части трудовой пенсии, определяет особенности правового положения, права, обязанности и ответственность субъектов и участников отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, а также устанавливает основы государственного регулирования контроля и надзора.

     Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 111-ФЗ в ст. 2 предусмотрена система нормативно-правовых актов, в своей совокупности образующих законодательство об инвестировании средств пенсионных накоплений. Данная система выглядит следующим образом: Конституция Российской Федерации; Гражданский кодекс Российской Федерации; Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации»; федеральные законы, регулирующие отношения в сфере обязательного пенсионного страхования (например, Федеральный закон от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»26, Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»27); другие федеральные законы; нормативные правовые акты Российской Федерации (в случаях, предусмотренных федеральными законами); нормы законодательства РФ об инвестициях и инвестиционной деятельности (применяются к отношениям по инвестированию пенсионных накоплений в части, не противоречащей Федеральному закону от 24 июля 2002 г. N 111-ФЗ); международные договоры Российской Федерации.

Информация о работе Теоретические основы реализации инвестиционного процесса