Теоретические основы реализации инвестиционного процесса

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2011 в 11:45, курсовая работа

Описание работы

Указанными целями обусловлены постановка и решение следующих задач: характеристика деятельности инвестиционных фондов; роль инвестиционных институтов в реализации инвестиционного процесса; особенности разрешительного режима деятельности инвестиционных фондов; проблема правовых рисков кредитования инвестиций в основные фонды; общая характеристика негосударственного пенсионного фонда; инвестирование накоплений негосударственными пенсионными фондами; оценка влияния результатов деятельности негосударственных пенсионных фондов на развитие экономических процессов в России и др.

Содержание

Введение 3
Глава I. Теоретические основы реализации инвестиционного процесса 9
1.1. Характеристика деятельности инвестиционных фондов. Роль инвестиционных институтов в реализации инвестиционного процесса 9
1.2. Особенности разрешительного режима деятельности инвестиционных фондов 17
1.3. Проблема правовых рисков кредитования инвестиций в основные фонды 23
Глава II. Анализ деятельности института негосударственного пенсионного фонда за период до 2011 г. 31
2.1. Общая характеристика негосударственного пенсионного фонда 31
2.2. Инвестирование накоплений негосударственными пенсионными фондами. Оценка влияния результатов деятельности негосударственных пенсионных фондов на развитие экономических процессов в России 36
Заключение 48
Список литературы 52

Работа содержит 1 файл

курсовая работа инвестиционные институты2.doc

— 319.50 Кб (Скачать)

     к) инвестиционные паи закрытых паевых инвестиционных фондов, созданных в соответствии с законодательством РФ, допущенные к торгам российскими организаторами торговли на рынке ценных бумаг;

     л) ценные бумаги правительств иностранных  государств с учетом условий, установленных п. 7 указанных Правил: а) иностранное государство является членом Организации экономического сотрудничества и развития; б) эмитенту ценных бумаг присвоен рейтинг долгосрочной кредитоспособности не ниже уровня "BBB-" по классификации рейтинговых агентств "Фитч Рейтингс" (Fitch Ratings) или "Стандарт энд Пурс" (Standard & Poor's) либо не ниже уровня "Baa3" по классификации рейтингового агентства "Мудис Инвесторс Сервис" (Moody's Investors Service). При этом такой рейтинг должен быть присвоен как минимум двумя из указанных рейтинговых агентств;

     м) ценные бумаги международных финансовых организаций, включенные в перечень, утвержденный Федеральной службой  по финансовым рынкам;

     н) акции иностранных акционерных обществ и облигации иностранных коммерческих организаций с учетом условий, установленных п. 8 и 9 Правил;

     о) акции (паи, доли) иностранных инвестиционных фондов с учетом условий, установленных п. 10 Правил.

     Взаимоотношения НПФ и управляющей компании строятся на основании договоров доверительного управления и иных договоров, в зависимости от схемы работы пенсионного фонда на финансовом рынке. В свою очередь, управляющие компании обязаны иметь лицензию на те виды деятельности, по которым она осуществляет операции со средствами пенсионных фондов.

     В настоящее время существует ряд  специфических проблем, касающихся непосредственно специализированных депозитариев и их участия в деятельности негосударственных пенсионных фондов. Одной из таких проблем является значительное отставание в принятии соответствующих законодательных и нормативно-правовых актов. Пенсионные накопления были переведены на счета негосударственных пенсионных фондов 30 декабря 2004 г. и должны были быть переданы в доверительное управление с 1 февраля 2005 г. В то же время типовые формы договоров со специализированным депозитарием и управляющими компаниями были утверждены Постановлением Правительства N 65 только 9 февраля 2005 г.

     Отсутствуют также нормативно-правовые акты, регулирующие отчетность специализированного депозитария перед управляющими компаниями, негосударственными пенсионным фондами и Федеральной службой по финансовым рынкам (ФСФР) и ряд других аспектов деятельности, на которые есть ссылки в типовых договорах. Так, в соответствии с типовыми формами договоров доверительного управления средствами пенсионных накоплений и договора со спецдепозитарием ФСФР не установлены порядок расчета рыночной стоимости активов и стоимости чистых активов, в которые инвестированы средства пенсионных накоплений, переданные в доверительное управление управляющей компании; порядок предоставления специализированным депозитарием в негосударственный пенсионный фонд, управляющую компанию и ФСФР информации о стоимости чистых активов, составляющих инвестиционный портфель управляющей компании, и о стоимости чистых активов, составляющих инвестиционный портфель НПФ; порядок и сроки информирования негосударственного пенсионного фонда, управляющих компаний и ФСФР об изменении учредительных документов специализированного депозитария; об изменении численного и персонального состава совета директоров (наблюдательного совета) и исполнительных органов; об изменении численного и персонального состава работников, непосредственно обеспечивающих деятельность специализированного депозитария по обслуживанию пенсионных накоплений; об изменении состава аффилированных лиц.

     До  недавнего времени законодателем  также не были установлены порядок  и сроки представления специализированным депозитарием в ФСФР, НПФ и управляющие компании отчетности о выполнении операций, видах и стоимости ценных бумаг, учитываемых в соответствии с договорами об оказании услуг специализированного депозитария управляющей компании.

     Приказом  Федеральной службы по финансовым рынкам от 16 мая 2006 г. N 06-48/пз-н32 были утверждены формы отчетов управляющих компаний негосударственных пенсионных фондов об инвестировании средств пенсионных накоплений, а также о доходах от инвестирования.

     Представляется, что с целью решения обозначенной проблемы в процессе осуществления  деятельности в качестве специализированного депозитария в сфере негосударственного пенсионного обеспечения необходимо активное участие в разработке законодательной, нормативно-правовой и технологической базы, касающейся инвестирования средств пенсионных накоплений негосударственными пенсионными фондами, всех заинтересованных сторон - самих негосударственных пенсионных фондов, федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, саморегулируемых организаций и непосредственно профессиональных участников рынка ценных бумаг. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

 

     Российская Федерация  согласно Конституции РФ является социальным государством. Развитие рыночной экономики в России повлекло необходимость изменения системы пенсионного законодательства. В нашей стране каждому на основании Конституции (ст. 39) гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законодательством. Государственные пенсии, социальные пособия устанавливаются законом. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

     Мировой опыт показывает, что развитие экономики  является основой высокого уровня жизни  народа только при целенаправленном развитии социальной среды, науки и  образования, внедрении в производство новейших технологий. Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу в качестве главной задачи в области государственного пенсионного обеспечения и обязательного пенсионного страхования определены последовательный рост уровня пенсионного обеспечения населения и финансовая устойчивость пенсионной системы.

     В связи с развитием рыночных отношений  в России с начала 1990-х гг. на определенном этапе появляется необходимость  в финансировании капитальных вложений за счет средств не государства, а  частных лиц. Как известно, наибольшими свободными ресурсами обладает население, но, чтобы их мобилизовать, необходимо иметь развитую систему финансовых посредников, которые бы снизили риски и сделали систему вложения средств максимально простой и понятной.

     Негосударственный пенсионный фонд является особой организационно-правовой формой некоммерческой организации, т.е. не имеет в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяет полученную прибыль между участниками. Целью создания фонда является осуществление им негосударственного социального обеспечения.

     Деятельность  фонда по негосударственному пенсионному  обеспечению осуществляется на добровольных началах. Вкладчики имеют право  по своему усмотрению заключать пенсионные договоры в пользу участников с любым негосударственным пенсионным фондом. Именно пенсионный договор определяет размер и порядок внесения в фонд вкладчиком пенсионных взносов, за счет которых будет осуществляться выплата участнику негосударственной пенсии. Предметом пенсионного договора является осуществление фондом мер по негосударственному пенсионному обеспечению участника, включающих в себя аккумулирование пенсионных взносов, размещение и организацию размещения пенсионных резервов, учет пенсионных обязательств фонда, назначение и выплату негосударственных пенсий участникам фонда.

     Современная пенсионная система Российской Федерации  основана на сочетании принципов  перераспределения (социальной солидарности) и накопления (индивидуальной ответственности). Накопительный элемент в обязательном пенсионном страховании является принципиально новым явлением для отечественной системы социального обеспечения. Несмотря на то что реальное установление накопительной части трудовой пенсии начинается с 2013 г., уже сейчас необходимо искать ответы на вопросы, с которыми неизбежно столкнутся правоприменители в будущем. Одним из проблемных вопросов является правовое регулирование деятельности по инвестированию средств пенсионных накоплений негосударственными пенсионными фондами в Российской Федерации.

     Инвестирование  средств пенсионных накоплений (а  также инвестиционный доход, получаемый за счет этих накоплений) является одним  из источников увеличения той части  пенсионного капитала, из которой  впоследствии будет финансироваться  накопительная часть пенсии.

     Учитывая  рост заработной платы, будут возрастать абсолютные суммы страховых взносов на накопительную часть трудовых пенсий, а если управляющие компании будут постоянно получать большие доходы, это дополнительно обеспечит существенное повышение уровня пенсионного обеспечения. В настоящее время пенсии определялись по старому законодательству и стали почти одинаковыми для всех пенсионеров. Но в будущем в связи с большей дифференциацией в оплате труда при расчете пенсий по новому пенсионному законодательству произойдет громадный разрыв в их размерах.

     Практика  показывает, что незначительная передача населением средств в негосударственные  пенсионные фонды связана, во-первых, с непониманием законодательства по этим вопросам; во-вторых, с недостаточной  защищенностью средств пенсионных накоплений; в-третьих, с наличием психологического фактора недоверия к негосударственным организациям (все еще помнятся «финансовые пирамиды»).

     Возможно, объединение всех актов Правительства  РФ, принятых по вопросам формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений, в одно Постановление «О порядке формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений накопительной части трудовой пенсии» будет способствовать лучшему пониманию населением сути нового законодательства, способствующего увеличению размера трудовой пенсии.

     В некоторых странах при негосударственных  пенсионных фондах организованы предприятия, куда и вкладываются средства пенсионных накоплений. На этих предприятиях имеют  возможность работать и пенсионеры. Пенсионные фонды могут осуществлять действенный надзор за деятельностью предприятий. Может быть, стоит провести опыт создания таких предприятий и в нашей стране? Целесообразно для негосударственных пенсионных фондов в законодательном порядке установить передачу в доход государства пенсионных накоплений умерших застрахованных лиц, у которых не имелось наследников.

     Неплохо было бы принять федеральный закон, в котором предусмотреть не только нормы о финансировании выплат накопительной  части трудовой пенсии за счет средств пенсионных накоплений, но и возможность различных вариантов получения их пенсионерами. В печати поднимался вопрос о принятии пенсионного кодекса. Однако учитывая не только значительное количество актов пенсионного законодательства, но и детальное регулирование его институтов, целесообразнее принять кодифицированные акты по отдельным институтам пенсионного законодательства.

     Усилия  по проведению пенсионной реформы, несомненно, окупятся, и будет решена ее основная задача - увеличение стоимости пенсионных накоплений и повышение размера трудовых пенсий населения.

     Основной  задачей в области пенсионного  страхования является последовательный рост уровня пенсионного обеспечения  и финансовая устойчивость пенсионной системы. В настоящее время суммы  страховых взносов не в полной мере обеспечивают расходы Пенсионного фонда на выплату страховой части трудовых пенсий, и на эти цели направляются средства, образовавшиеся в результате превышения поступлений платежей единого социального налога на выплату базовой части трудовой пенсии.

     В связи с этим совершенствование  правового регулирования отношений  в механизме формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений трудовых пенсий приобретает большое значение в реализации ст. 7 Конституции РФ. В течение нескольких лет проводится пенсионная реформа. Законодательство об инвестировании средств пенсионных накоплений в Российской Федерации является комплексным.

     Юридические риски, которые следует принять во внимание при решении вопроса об участии кредитной организации в инвестиционном проекте, подразделяются на законодательные и правоприменительные. Законодательные или нормативные риски связаны с качеством действующих в зоне активности инвестора правовых актов. Чем нормативный материал проще и понятнее, тем легче инвестору ориентироваться в нем и выбрать оптимальную линию поведения.

     Состояние законодательства об инвестициях и, прежде всего, его определенность, являются одним из ключевых факторов, входящих в понятие инвестиционной привлекательности экономики. Необходимо отметить, что в этом смысле положение не может быть признано удовлетворительным. 

Информация о работе Теоретические основы реализации инвестиционного процесса