Телерепортаж как составная часть информационных программ

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2011 в 19:04, дипломная работа

Описание работы

Цель этой работы – проанализировать использование телерепортажа как составной части информационных программ на примере программы телеканала ОНТ «Наши новости».

Задачи, которые мы ставим перед собой: 1) исследовать особенности репортажа как ведущего информационного телевизионного жанра и охарактеризовать его разновидности; 2) рассмотреть особенности речевой композиции репортажа; 3) проанализировать использование жанра телерепортажа журналистами ОНТ.

Содержание

Введение..............................................................................................................3
Глава I. Теория жанра телерепортажа..............................................................6

I.1. Определение и виды жанра...........................................................6

I.2. Особенности работы журналиста над телерепортажем.
Изобразительно-выразительные средства .............................................13

I.3. Структурные элементы телевизионного репортажа………....21

Глава II. Использование телерепортажа в программе «Наши новости» ОНТ……………………………………………………………………………28

Глава III. Языковая композиция телерепортажа…………………………...37

Заключение……………………………………………………………………48

Использованная литература…………………………………………………77

Работа содержит 1 файл

ракицкая диплом.doc

— 248.50 Кб (Скачать)

   И, наконец, еще одна классификация репортажа: событийный, тематический и постановочный. Остановимся на ней подробнее.

    Событийный, тематический и постановочный  репортаж. В основе репортажа, как и многих других жанров, - прежде всего актуальность. Но это актуальность неоднозначная. Это либо единичное событие, либо цепь взаимосвязанных событий, фактов, вырастающих в проблему. Отсюда – два основных типа репортажа: событийный и тематический, который также называют обозренческим или проблемным.

   Журналист, работающий над событийным репортажем, следует за событием. Слово репортёра не организует, не ведёт действие. Такой репортаж требует основательной подготовки: ведь повторить событие не удастся.

   Тематический  репортаж обычно связан с показом  обычного, регулярно происходящего, но важного действия. Событием становится сам факт показа, освещения темы. Здесь журналисту важно найти интересный подход к проблеме.

   В качестве примера можно привести репортажи ОНТ о книге замечаний  и предложений. Книга должна была стать унифицированным документом, фиксирующим мнения потребителей о  качестве продукции и сервиса. В магазинах она появилась 15 апреля. Журналисты ОНТ (Анатолий Ширвиндт, Виктория Байбурина, Татьяна Бажанова и другие) сделали несколько репортажей о ней, причем как до того, как книгу стали использовать, так и после. Объединённые общей темой, репортажи отличались поводом. Это решение о создание книги, ее выход, появление первых записей. Событие определяли журналисты.

   Событийный  репортаж выполняет информационную функцию, а тематический – чаще всего  культурно-просветительскую и социально-педагогическую. Проблемный (тематический) репортаж – мини-исследование. Эта разновидность находится на стыке двух групп жанров: информационных и аналитических.

    Существует  также внутренняя классификация  событийного телерепортажа. В зависимости  от информационного повода выделяют следующие его разновидности:

    1. Ситуативный репортаж (незапланированный, экстренный). Обычно такие репортажи готовят о неожиданных событиях. Это, например, ограбление банка или террористический акт.

    2. Твердый репортаж (запланированный). О том, что такой репортаж будет подготовлен, известно заранее, так как заранее известно о самом событии, оно уже запланировано. Этим событием может быть выставка, судебное заседание, пресс-конференция президента.

    3. Репортаж-предыстория. Такие репортажи содержат рассказ не только о самом событии, но и о его причинах, о событиях, ему предшествующих. Это именно рассказ и о событии, и о его причинах. Если же журналист решает посвятить репортаж только разбору причин какого-либо события, уже всем известного и не нового, такой материал тоже может появиться в эфире, но тогда это уже не событийный репортаж, а тематический.

    4. Комплект – репортаж. Такие репортажи дополняют материал, идущий в выпуске до них. Они позволяют зрителю лучше понять и оценить весь комплекс обстоятельств, связанных с конфликтом, взглянуть на него с разных сторон.

   Несколько отдельно от всех разновидностей жанра  стоит постановочный телерепортаж – явление неоднозначное. Допустимый в журналистике постановочный телерепортаж – это репортаж о смоделированном журналистом событии, «спровоцированной ситуации». Метод часто сочетается с использованием скрытой камеры. Оператор снимает реакцию людей на спроектированное событие, а журналист, комментируя её, поднимает актуальную проблему.

   Но  в журналистской практике встречаются и другие постановочные репортажи. Журналист, опоздавший на место события, просит участников воссоздать его. Таких репортёров осуждает и высмеивает Г. В. Кузнецов: «Скажем, корреспондент опоздал на пуск нового сталепрокатного цеха. Только что раскалённые слитки металла впервые пронеслись по рольгангам. Опоздавший репортёр принимает решение воссоздать ушедший миг. Он просит строителей ещё раз пробежать вдоль стана, крича «ура» и подбрасывая в воздух свои каски. А уж какая болванка будет двигаться по рольгангу – первая или двадцать первая – как будто не имеет значения: они не отличаются друг от друга. И всё бы хорошо было в репортаже незадачливого корреспондента, если бы ироничные лица и смеющиеся глаза участников этого «спектакля» не выдавали подлог»3.

   «Никогда  не просите участников новостийного сюжета воссоздать события… Обойдитесь без него… Творчески найдите  альтернативу»4, - пишет В. М. Кэрролл. Всегда можно найти другой вариант показа события. Вернее, таких вариантов всегда множество. Опоздание – досадная оплошность, которая часто случается не по вине журналиста, но она может помочь сделать оригинальный репортаж, без надоевших приветственных речей и разрезанных ленточек. Постановочную сцену легко распознать. И нельзя не согласиться с Г. В. Кузнецовым, утверждающим, что такие приёмы подрывают доверие к телевидению5.

   В литературе можно встретить утверждение, что журналист должен быть постановщиком. Но здесь речь идёт о работе над  отснятым материалом, а не проектировании события. Об этом лаконично говорят авторы книги «Телевизионный репортаж»: «Тележурналист должен овладевать мастерством постановщика что необходимо для подготовки каждого сюжета к эфиру»6. 

 

   I.2. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ЖУРНАЛИСТА  
НАД ТЕЛЕРЕПОРТАЖЕМ.  
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА
 

   Особенности работы журналиста над телерепортажем зависят:

  • от информационного повода (в частности, является ли событие запланированным или экстренным);
  • от способа трансляции телерепортажа (репортаж прямой или смонтированный).

   Независимо  от информационного повода работа репортера, ведущего закадровый комментарий, сложна и ответственна. Его задача - прежде всего точно и достаточно подробно проинформировать о событии.

   Репортёру проще работать, если событие заранее  известно, запланировано. В этом случае при подготовке к репортажу у журналиста есть возможность собрать данные о предстоящем событии, написать некоторые заготовки, - например, вопросы для интервью. Большую часть информации тележурналист должен узнавать на месте.

   Но  часто репортеру приходится делать репортаж о событиях случайных, экстренных. Более того, иногда делать это  нужно в прямом эфире, и тогда телерепортер не имеет возможности размышлять над каждым словом, каждой фразой, а потом перечитать свой материал, отредактировать его, исправить. Ведя репортаж, он сталкивается с неожиданными ситуациями и нередко находится при этом в том же положении, что и зритель, который впервые видит материал. Такие репортажи являются одними из сложнейших жанров новостей и называются экстренными новостями. В выпуске новостей они, как правило, идут первыми.

   Остановимся подробнее на особенностях работы журналиста над этим сложным видом репортажа.

    Особенности работы журналиста над  экстренным телерепортажем. Говоря об экстренных новостях, журналисты обычно подразумевают информацию, которая появляется неожиданно и требует скорейшего распространения. В репортажах об экстренных новостях никогда не употребляют слово “вчера”. Экстренные новости - это репортажи о военных действиях, терактах, стихийных бедствиях. Яркий пример - репортажи о терактах в США.

    Экстренная  новость нередко связана с  трагедией. И тогда журналист  может столкнуться с трудностями  при сборе информации. Например, чтобы узнать о подробностях и  причинах пожара, репортёр опрашивает очевидцев. Но они не всегда способны объективно говорить о происшедшем, оценивать событие со стороны. Очевидцы, возможно, расскажут о своих  эмоциях (хотя это для них тоже трудно, но уже психологически), однако прокомментировать его причины и последствия вряд ли смогут.

    Люди  же, виновные в пожаре, едва ли расскажут о его настоящих причинах. Необходимо принимать в расчет личную заинтересованность такого источника информации. Человек не скажет в камеру, что не потушил окурок.

    Очевидцы  трагедии находятся в шоке, и журналист  должен хорошо подумать, прежде чем задать хотя бы один вопрос хотя бы одному человеку, и проявить немалый такт. Проводя видеосъёмку чрезвычайного происшествия, журналист и оператор берут на себя огромную ответственность. О том, что нельзя снимать и показывать страшные кадры увечий, смертей, говорилось не раз. Но есть и другие ситуации, в которых оператор при съёмке, а журналист при монтаже должен делать осознанный и ответственный выбор. Наверняка и сейчас многие помнят кадры, показанные в новостях АТН, трагедии на Немиге. Лицо потрясённой девушки лучше всяких слов говорило о том, что чувствовали люди, присутствовавшие там. Но как отнеслась девушка к тому, что миллионы людей видели её в тот момент?

    Освещение экстренной новости требует от телерепортёра  максимальной оперативности. Телевизионным журналистам необходимо присутствовать на месте события в то время, когда оно происходит, а не уже произошло. По возможности надо приехать к ключевому моменту и за короткое время успеть сделать очень многое. Успеть собрать информацию о событии, составить из нее связный текст, начитать его на камеру, заснять самые яркие (с учётом требований профессиональной этики и культуры), захватывающие кадры. При съемке экстренных репортажей все это делается одновременно, и репортер решает на месте, когда оператору снимать планы места события и происходящего действия, а когда записывать интервью с очевидцами. Поэтому журналист должен уметь быстро распланировать свою работу и работу оператора на месте съемок. Хотя эти планы очень часто приходится менять уже по ходу съемок, и вот почему.

   При съемке экстренных репортажей практически  всегда невозможно снять все так, как предполагалось изначально, и  репортер должен предвидеть, может  ли конкретное событие приобрести неожиданный  поворот. Там, где делают новости, вообще ничего нельзя с абсолютной точностью просчитать заранее. Поэтому журналист должен уметь быстро реагировать на все происходящее вокруг и так же быстро менять «тактику съемок». Он должен всегда помнить, что бывают ситуации, когда неожиданный поворот событий ломает все составленные планы.

    Например, репортерская команда выезжает на съемку сюжета о первом весеннем дожде. Выпускающий  редактор считает, что этот репортаж входит в число «необязательных  новостей», на работу отводится немного  времени, а режиссер говорит о том, что материал должен быть минимальным по хронометражу. Корреспондент и оператор договариваются о подготовке художественного репортажа. Оператор рассчитывает снять несколько планов людей под зонтиками, крупный план капель на листьях, на асфальте. Но дождь перерастает в стихийное бедствие. Вместо кадра с капелькой на листике репортерская команда снимает потоки грязной воды. Корреспондент собирает информацию о нанесенном ущербе и жертвах. Материал готовится как репортаж-катастрофа. Выпускающий редактор и режиссер также меняют планы: сюжет о ливне выйдет в эфир в начале программы новостей и станет главным событийным репортажем выпуска.

   Способ  трансляции телерепортажа также  обуславливает особенности подготовки материала.

   Особенности работы тележурналиста над прямым и смонтированным репортажем. Особые требования предъявляются к композиции прямого репортажа.

   Может показаться, что понятие «композиция» неприменимо к прямому эфиру, ведь журналист не влияет на ход  события, а лишь отражает его. Но такое мнение ошибочно. Вот что пишет об этом Ю. А. Летунов: «в любой передаче должен быть внутренний сюжет, фабула, развитие мысли или события, та драматургия, которая захватывает слушателя. Если нет этого, аморфное нагромождение даже самых интересных фактов не увлечет его… В любом жанре… присутствуют традиционные элементы композиции: завязка, кульминация, развязка. Передача может начаться с развязки… вперед может быть вынесена кульминация, и, наконец, передача может иметь спокойное, последовательное развитие, но всегда в ней должна быть внутренняя драматургия»7.

   Журналист всегда должен помнить, что к прямому  эфиру, содержащему максимально  оперативную информацию о важном событии, зрители проявляют повышенный интерес.

   Монтаж  репортажа – не просто техническое совмещение кусков записи. О его сущности образно сказал Э. Фихтелиус: «Процесс монтажа можно, пожалуй, сравнить с приготовлением концентратов. На основе свежих, качественных продуктов готовится бульон, в который добавляются специи и, возможно, овощи. Избыток воды выпаривается до тех пор, пока не останется лишь концентрат бульона, который позже процеживается и заправляется вкусовыми добавками.

Информация о работе Телерепортаж как составная часть информационных программ