Телерепортаж как составная часть информационных программ

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2011 в 19:04, дипломная работа

Описание работы

Цель этой работы – проанализировать использование телерепортажа как составной части информационных программ на примере программы телеканала ОНТ «Наши новости».

Задачи, которые мы ставим перед собой: 1) исследовать особенности репортажа как ведущего информационного телевизионного жанра и охарактеризовать его разновидности; 2) рассмотреть особенности речевой композиции репортажа; 3) проанализировать использование жанра телерепортажа журналистами ОНТ.

Содержание

Введение..............................................................................................................3
Глава I. Теория жанра телерепортажа..............................................................6

I.1. Определение и виды жанра...........................................................6

I.2. Особенности работы журналиста над телерепортажем.
Изобразительно-выразительные средства .............................................13

I.3. Структурные элементы телевизионного репортажа………....21

Глава II. Использование телерепортажа в программе «Наши новости» ОНТ……………………………………………………………………………28

Глава III. Языковая композиция телерепортажа…………………………...37

Заключение……………………………………………………………………48

Использованная литература…………………………………………………77

Работа содержит 1 файл

ракицкая диплом.doc

— 248.50 Кб (Скачать)

    Появление журналиста в кадре – это не просто демонстрация себя. В стэнд-апе  репортер чаще всего сообщает наиболее важную информацию. Также журналист может объяснить зрителю, что произошло, и указать на место. (Например, такими словами: «За моей спиной тот самый дом, в котором пожар возник раньше всего».)

    Существуют  разные способы записи стэнд-апа. Журналист  может просто стоять на каком-то фоне. Необходимо следить, чтобы задний план имел как возможно большую перспективу (за журналистом ни в коем случае не должна быть сплошная стена). Если есть возможность, то стэнд-ап снимают в гуще событий. На митинге, например, репортерская команда может расположиться где-то в колонне: репортер говорит, а в это время мимо него идут демонстранты.

    В некоторых телевизионных службах  новостей вообще неприемлемы стэнд-апы  с неподвижным корреспондентом. Тогда способ создания стэнд-апа  основывается на движении телерепортера. В таком случае журналист одновременно говорит и идет (бежит). Но и стэнд-ап с неподвижным репортером, и включение с идущим не должны выбиваться из общей картины сюжета по цветности, времени суток, обстановке и месту. Поэтому стэнд-ап снимают одновременно со съемкой самого события.

    Но  далеко не каждое событие настолько  зрелищно, что позволяет записать визуально содержательный стэнд-ап. В таких случаях стэнд-ап может  выполнять функцию композиционного  элемента, с помощью которого в  репортаже происходит переход от одной видеоинформации к другой. (Такую функцию выполняют стэнд-апы-мостики.) Например, в начале репортажа видеоряд повествовал о пожаре. Затем и в тексте и на «картинке» речь идет о последствиях пожара. Переходом в таком репортаже как раз и мог бы стать стэнд-ап-мостик.

    Финальные стэнд-апы выполняют также функцию  подписи репортера под всем сказанным. Журналист говорит последние  фразы, а потом называет себя. Таким  образом, телезритель может еще  раз взглянуть на место, откуда велся  репортаж, и на человека, которого они выслушали.

    Заканчивая  разговор о применении стэнд-апов, стоит  отметить, что на некоторых телекомпаниях  не принято показывать репортеров. Зачастую это компании, в которых  занижено мнение о роли личности журналиста при работе над новостями.

   Подводя итоги сказанному, подчеркнём, что  сегодня телевизионный репортаж не только входит в состав информационных передач, но и составляет их основу. Не будет преувеличением сказать, что  все исследователи телевизионной  журналистики отводят телевизионному репортажу особо важное место в системе жанров в целом и в группе информационных жанров в частности.

   Существует  несколько классификаций телерепортажа  в зависимости от того, какой критерий берётся за основу. Каждая разновидность  жанра отличается характерными чертами, что определяет методологию работы журналиста над материалом.

     При создании телерепортажа журналист  использует изобразительно-выразительные  средства экрана. Они применяются  во всех телевизионных жанрах. Репортаж обладает устойчивым  набором структурных элементов, и журналисту важно знать, какие из них являются обязательными, какие факультативными, и уметь профессионально их компоновать.

   Сравнительно  недавно в теорию белорусской  журналистики пришло слово «стэнд-ап». Это явление заслуживает подробного рассмотрения, и мы вернемся к нему в главе II, говоря о персонификации в программе «Наши новости» ОНТ. 

 

   ГЛАВА II

   ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕЛЕРЕПОРТАЖА 
В ПРОГРАММЕ «НАШИ НОВОСТИ» ОНТ
 

   Отметим, что «Наши новости» – передача нового для нашей страны типа. Создатели канала сделали ставку на приближенный к западному формат программы и её жанров. В то же время ряд особенностей «Наших новостей» принципиально отличают её как от классических западных, так и от белорусских новостных программ.

   Мы  проведём сравнительный анализ репортажей ОНТ и современных репортажей зарубежных журналистов.

   По  мнению западных исследователей, лучшие репортажи – это репортажи  о людях. «…Люди хотят видеть других людей… Людей интересуют люди»12. Наличие главного героя – один из параметров, по которым оценивают репортаж в США. Компания Би-би-си делает материалы о людях, чьи успехи и проблемы интересны и понятны телезрителям.

   Журналисты  ОНТ следуют этому принципу –  что и позволяет говорить о  новом формате. Почти все репортажи  «Наших новостей» персонифицированные. Будь это репортаж о событии или о проблеме, это обязательно репортаж о человеке. Это несомненное достоинство материалов. Личностный элемент, во-первых, помогает зрителю лучше понять сюжет, а во-вторых, даёт журналисту возможность глубже осветить проблему.

   Но  есть и обратная сторона медали. В репортажах ОНТ слишком много  личного, слишком много героев. Западный репортаж предполагает наличие главного героя – то есть одного человека. А если героев три, что не редкость для «Наших новостей»? Понятно стремление журналистов представить несколько разных мнений, но нужно ли представлять каждого человека и рассказывать о нём? Если в пяти сюжетах будет по три героя, это пятнадцать человек. Пятнадцать людей, совершенно разных и незнакомых зрителю. Скольких из них он запомнит? А главное, обо всех ли хочет знать телезритель? Это уже злоупотребление личным моментом, которое мешает восприятию. Всё хорошо в меру. Вполне уместно чередовать сюжеты о людях с сюжетами без героев. Так, в репортаже Павла Лаврова о железнодорожной аварии («Наши новости», 05-04-05) нет героя, нет рассказа о пострадавшем. Это делает материал более серьезным, официальным, но отнюдь не скучным, и при этом подчёркивает важность события, выделяя его среди остальных репортажей о людях.

   Репортажи на ОНТ отличаются от западных по структуре. Американский исследователь В. М. Кэрролл, анализируя структуру репортажа, выделяет в ней три компонента: введение, собственно репортаж и заключение13. На ОНТ репортажей в полном виде нет: всегда отсутствует заключение. В. М. Кэрролл проводит интересные аналогии: «Введение – это закуска, она возбуждает аппетит перед главным блюдом… Репортаж – это главное блюдо. И подобно главному блюду, он должен содержать разные сбалансированные компоненты и в то же время насыщать… Заключение – десерт. Сладкое блюдо, которое увенчает обед. Приносит чувство удовлетворения»14.

   Репортажи журналистов ОНТ, таким образом, - без десерта. Правда, иногда подводка к следующему сюжету связана с  материалом предыдущего. Но это не заключение, не итог сказанному, а мостик к следующему сюжету. Например, подводка к репортажу Дарьи Мироновой о теннисном матче («Наши новости», 04-04-04) связано с предыдущим материалом: «Настоящий мужчина отличается от всех прочих тем, что совершает настоящие поступки. Белорусские теннисисты продемонстрировали это в матче Кубка Дэвиса с командой России». Такие подводки объединяют разноплановые сообщения и делают программу цельной. Они помогают создать у зрителя впечатление, что всё продумано, всё на своих местах:  ведь сюжеты с подводками-мостиками нельзя поменять местами, нельзя  удалить, не нарушив цельность передачи. Программа воспринимается как система с взаимосвязанными и логически выстроенными элементами.

   Даже  если подводка не связана с предыдущим сюжетом, в «Наших новостях» она информативна и способствует поддержанию зрительского интереса. Журналисты ОНТ избегают подводок, в которых, кроме имени репортёра, нет ничего по теме сюжета, и это несомненное достоинство их репортажей.

    Пример  – подводка к репортажу Алексея Вайткуна о белорусских кавалерах военных наград. Диктор даёт краткую информацию о теме, приводя исторические факты, и представляет репортёра: «75 лет назад в СССР появились два новых ордена – орден Ленина и орден Красной звезды. Ими награждали за особые заслуги перед родиной. Большинство же ныне известных наград, в Советском государстве появились в годы Великой Отечественной войны. О наиболее интересных и редких из них – наш корреспондент Алексей Вайткун». Закадровый текст репортёра развивает тему, не повторяя информацию подводки.

   Отсутствие  заключения – особенность структуры  репортажей на ОНТ, но, на наш взгляд, не недостаток. Это другой, но не худший, вариант организации программы. Поскольку все репортажи на ОНТ  состоят из подводки и собственно репортажа, зритель подготовлен к восприятию материала, организованного именно таким образом. Последние слова репортёра завершают сюжет, вслед за ними ведущий начинает новую тему. И если репортажи в «Наших новостях» структурно неполные, это не значит, что они не дают полной информации или кажутся незаконченными. Просто вывод должен сделать репортёр, а не ведущий, как, например, это сделала гродненский корреспондент ОНТ Светлана Карульская в репортаже «Ветераны поправляют здоровье» («Наши новости», 05-04-05). Рассказав о том, как ветераны отдыхают в санаториях по бесплатным путевкам, журналистка подводит итог: «Сейчас в отделы соцзащиты ветераны за бесплатными путевками почти не приходят. Многие, объясняют специалисты, отдохнули зимой, либо оздоравливаются сегодня. День Победы большинство предпочитает отмечать не в санаторной палате, а в колонне ветеранов».

   Репортажи на ОНТ длиннее, чем это принято  в западной практике. В. М. Кэрролл приводит такие данные: «Репортажи с введением и заключением бывают от 50 секунд (редко короче) до 2:30 (иногда даже длиннее), это зависит от телестанции, где вы работаете. В среднем длина репортажа от 1:15 до 1:30»15. Максимум продолжительности западного телерепортажа близок к минимуму белорусского. Хронометраж репортажа в «Наших новостях» обычно составляет около двух – трёх минут.

   Но  необходимо ли столь подробно и рассматривать  тему в информационной программе? Цель новостной передачи – сообщать, информировать. Наиболее важные события  могут быть прокомментированы в  информационно-аналитических или аналитических программах. На наш взгляд, сюжеты «Наших новостей» часто неоправданно затянуты. А некоторые из них и вовсе не отвечают названию жанра репортажа. Так, материал Дарьи Белоусовой-Петровской («Наши новости», 14-04-05) был объявлен ведущим как репортаж. На самом деле это зарисовка или мини-очерк о Непале. После продолжительного рассказа о стране с использованием архивных видеоматериалов журналистка говорит несколько слов о мероприятии с участием непальцев, живущих в Беларуси. Возможно, такой материал имеет право на существование, хотя, на наш взгляд, после зарисовки ответы на вопросы что, где и когда зрителя уже не интересуют. Но это ни в коем случае не репортаж. Пусть телерепортажи составляют основу новостных программ, это не значит, что каждый сюжет, прозвучавший в эфире, может быть отнесен к жанру репортажа.

   Отдельные сюжеты в «Наших новостях» перенасыщены мелкими элементами. Например, репортаж Валерии Луцковой о конкурсе сварщиков  от 12-05-05 состоит из множества микрофрагментов. Несколько предложений закадрового текста сменяются синхроном, и наоборот. Сюжет получился раздробленным.

   Вот что советуют американские исследователи: «Не следует делать включения  ради самого факта включения… Всякий раз старайтесь решить способствует ли включение интервью развитию сюжета, или же отвлекает внимание слушателя»16.

   Если  включение не нужно, не оправданно, от него лучше отказаться. Короткий, но цельный, информативный материал лучше стандартного набора закадровый текст – синхрон – текст  – стэнд-ап.

    Персонификация в репортажах журналистов ОНТ. Персонификация – значит олицетворение, представление в лицах. Какое лицо у репортера – такова, значит, и его телекомпания. Это, пожалуй, самый важный, но не единственный аспект персонификации.

    По  мнению  Г. В. Кузнецова, «вот что еще важнее: каких героев, какие лица мы выберем для олицетворения идеи своего спецрепортажа»17. Автор предлагает «найти в каждом регионе двух-трех человек, чьи судьбы, чья сегодняшняя жизнь олицетворяли бы жизнь страны (города).

   Сегодня мы можем наблюдать общую тенденцию – постоянный рост уровня персонификации на телевизионных каналах. Остальные тенденции – как бы побочные, они являются закономерным результатом этой, главной. Вот некоторые из них.

   «Качественное совершенствование программ, расширение их тематического и жанрового диапазона влечет за собой приход на телевидение новых людей, а не только «телевизионных», уже достаточно примелькавшихся лиц» (В. В. Егоров). Это болезненный процесс, ошибки и неудачи неизбежны. Автор предлагает использовать конкурсную систему подбора кадров, начав с тех, кто выступает в кадре, чтобы привлечь журналистов из печати, информационных агентств, радио, иновещания.

   По  этому пути пошел канал ОНТ. Известно, что ведущие ОНТ, - в основном, не журналисты. На мой взгляд, это вполне объяснимо. Ведь качества, которые зрители считают самыми важными для телеведущих, -  компетентность, чувство юмора и наличие своего стиля. Необязательно быть журналистом, чтобы ими обладать.

   Другая  тенденция – использование новых  приемов персонификации. И не всегда удачное. Вспомним выпуски «Наших новостей» первых двух лет работы ОНТ.  Вспомним, в частности, голоса корреспондентов – они были абсолютно разными, и, услышав репортёра буквально пару раз, его было легко узнать по голосу. Но у некоторых журналистов ОНТ были заметные дефекты дикции. Корреспондент Ольга Долгая слегка картавила, у Егора Найдовича этот недостаток был еще более очевиден. Вряд ли это было случайностью: слишком жесткий отбор был на ОНТ, и из сотен кандидатов можно было выбрать людей с хорошей дикцией. Напрашивается вывод, что руководство канала сознательно взяло несколько таких людей. С одной стороны, это может показаться неважным, ведь главное сам материал. Но с другой, журналисты аудиовизуальных СМИ и особенно журналисты новостных передач – самых популярных, самых рейтинговых – должны говорить правильно, должны нести культуру правильной речи, в том числе правильного произношения. На ОРТ, РТР, НТВ – каналах, где работают профессионалы, - корреспондентов с дефектами дикции мы не услышим.

Информация о работе Телерепортаж как составная часть информационных программ