Телерепортаж как составная часть информационных программ

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2011 в 19:04, дипломная работа

Описание работы

Цель этой работы – проанализировать использование телерепортажа как составной части информационных программ на примере программы телеканала ОНТ «Наши новости».

Задачи, которые мы ставим перед собой: 1) исследовать особенности репортажа как ведущего информационного телевизионного жанра и охарактеризовать его разновидности; 2) рассмотреть особенности речевой композиции репортажа; 3) проанализировать использование жанра телерепортажа журналистами ОНТ.

Содержание

Введение..............................................................................................................3
Глава I. Теория жанра телерепортажа..............................................................6

I.1. Определение и виды жанра...........................................................6

I.2. Особенности работы журналиста над телерепортажем.
Изобразительно-выразительные средства .............................................13

I.3. Структурные элементы телевизионного репортажа………....21

Глава II. Использование телерепортажа в программе «Наши новости» ОНТ……………………………………………………………………………28

Глава III. Языковая композиция телерепортажа…………………………...37

Заключение……………………………………………………………………48

Использованная литература…………………………………………………77

Работа содержит 1 файл

ракицкая диплом.doc

— 248.50 Кб (Скачать)

    Делать  монтаж – выпаривать все лишнее…  Оставив самое важное, заправьте  готовый концентрат конкретными  данными и деталями»8.

    Смонтированный  репортаж, на наш взгляд, тяготеет к  аналитичности. И это неудивительно: запись различных материалов позволяет  делать сравнения, обобщения, выводы.

    Монтаж  предоставляет практически безграничные возможности для композиционного  построения материала. Конечно, существуют определенные правила построения репортаж. Приблизительная схема репортажа выглядит так: вводная часть, содержащая мотивировку темы и описательный рассказ корреспондента; основная часть, которая может включать, помимо рассказа корреспондента, интервью; заключение – итога, оценки произошедшего. Но внутри этой схемы возможно бесконечное множество вариантов. По окончанию события журналист видит его в целом и из разнообразного материала может отобрать самое, по его мнению, важное, самое интересное, продумать эффектное начало, запоминающуюся концовку.

    При проведении непрямого репортажа  у журналиста есть возможность повторной  записи. Но нужно, чтобы это не наносило ущерб естественности. Не нужно просить  участников повторить, воспроизвести событие – это только испортит сюжет.

    При подготовке телерепортажа журналист  широко использует разнообразные изобразительно-выразительные  средства. Рассмотрим их.

    Изобразительно-выразительные  средства телерепортажа. Язык телевидения представляет собой совокупность технических приёмов и изобразительно-выразительных средств.

    Говоря  о языке экрана, необходимо дать определение его базовым элементам.

    Кадр – изображение части пространства, заключённое в рамку экрана. Также используется название «кадрик»; при соотношении этих двух понятий говорят, что кадр состоит из 24 кадриков и длится секунду.

    План – масштаб изображения, которое содержится в кадре. Выделяют следующие виды планов:

  1. Дальний (человек и обстановка).
  2. Общий (человек во весь рост).
  3. Средний (человек до колена).
  4. Поясной (до пояса).
  5. Крупный (голова).
  6. Макроплан (деталь, например, глаза).

    Монтаж – расположение кадров в определенном порядке.

    Выделяют  несколько видов монтажа. Это  деление достаточно условно, налицо взаимодействие и взаимопроникновение разновидностей. Например, технический монтаж в чистом виде почти не встречается. Тем не менее, нижеследующая классификация помогает выделить составные части в едином процессе монтажа телерепортажа. Итак, монтаж бывает:

  1. Технический. Процесс соединения кадров носит механический характер.
  2. Осмысленный – конструктивный монтаж. Его цель – верно воспроизвести движение события. Всегда используется в информационных сюжетах.
  3. Художественный. Связь между кадрами при художественном монтаже не только логическая, но и образная. Журналист может трактовать, объяснять образную связь. Художественный монтаж становится все популярнее и особенно часто применяется в развлекательных и спортивных передачах.

     Художественный  монтаж может быть параллельным. Такая  разновидность монтажа возможна, когда действия сняты в разных местах и в разное время, но кадры показываются как бы врезанными один в другой. Так создаётся ощущение одновременности двух действий, выявляется их взаимосвязь.

     Частный случай параллельного монтажа –  перекрёстный монтаж. Его особенность заключается в том, что события, показанные как параллельные, могут быть не одновременными.

     Если  соединение кадров выявляет внутренние связи событий, говорят об ассоциативном  монтаже.

     Журналисты  и операторы телевидения используют междукадровый и внутрикадровый монтаж. Междукадровый монтаж соединяет изображения, снятые с различных точек. Внутрикадровый монтаж осуществляется при съемке с движения одной камерой. Интересный пример внутрикадрового монтажа – съемка «субъективной камерой», когда оператор снимает с плеча, постоянно меняя свое местоположение.

     Ракурс – угол съемок, который образуется оптической осью объектива и плоскостью предмета. Постоянный или меняющийся ракурс определяет особенности видов съемки с движения.

     При панорамировании ракурс меняется – камера поворачивается вокруг своей оси, вертикальной или горизонтальной. Этот вид съемки с движения практически не используется в информационном вещании из-за сложностей при монтаже.

     При проезде, или трэвеллинге, ракурс остаётся неизменным. Проезд может быть вертикальным или горизонтальным.

     При траекторной съемке сочетаются элементы проезда и панорамирования.

     Существуют  также такие приемы, как наплыв, затемнение, вытеснение («двойная шторка»), двойная экспозиция, скольжение («смазка»), расфокусировка. В информационных программах они почти не используются. 
 

 

I.3. СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ  
ТЕЛЕВИЗИОННОГО РЕПОРТАЖА
 

    Телевизионный репортаж предполагает наличие четырех  основных элементов:

    1. Закадровый текст.

    2. Видеоряд.

    3. Синхрон (звуковой фрагмент).

    4. Шумы.

    Рассмотрим  каждый из них подробнее.

    Закадровым  текстом называют текст сообщения, написанный репортером и записанный на пленку в студии.

    Видеоряд – это смонтированные воедино кусочки видеоизображения, планы, отобранные из исходного, отснятого оператором материала.

    Звуковой  фрагмент (синхрон) – это записанный на видеопленку звук, синхронный изображению.

    Шумы – это звук, записанный на пленку, синхронный изображению, который звучит параллельно (интершум) или вместо закадрового текста.

    Кроме четырех основных элементов, телевизионный репортаж, как правило, содержит еще один важный композиционный элемент – подводку, или лид.

    Лид – это первый абзац текста репортажа. В телевизионных репортажах его  называют подводкой – это текст, которым ведущий представляет репортаж, подводит к нему зрителя. Лиды бывают двух видов. Жесткий лид содержит главный факт, на котором и строится репортаж. Телезритель точно знает, о чем последует сюжет. Жесткий лид всегда прямой и конкретизированный. Мягкий лид – это, напротив, неконкретизированная, обобщенная информация, рассуждение или яркая деталь, которая не даёт точной информации.

    В новостях преимущественно используется жёсткий лид.

    Телерепортаж  также может включать в себя так  называемый стэнд-ап – появление  журналиста в кадре.

    Остановимся на некоторых особенностях использования  структурных элементов телевизионного репортажа.

    Закадровый  текст и видеоряд. Телевизионная аксиома: видеоряд и закадровый текст должны соответствовать друг другу. Это обычно не представляет сложностей, если снято достаточно видеоматериала и если речь идёт о конкретном событии, как чаще всего и бывает в телевизионном репортаже. Проблемы возникают, когда в сюжете нужно показать абстрактные идеи. Экономическое положение, рост цен, планы на будущее, социальные тенденции – эти словосочетания не имеют однозначных иллюстраций. В то же время есть множество ассоциативных визуальный образов, которые подходят к абстрактным идеям. Какие из них выбрать, что именно снять и как показать зрителю – вопросы, на которые должны ответить журналист и оператор в каждом конкретном случае. И здесь следует ввести такое понятие, как видеометафора. Вот как оно поясняется:

    «В  печати или на радио автор говорит  некое «затравочное» слово –  например, любовь – и тем самым  «включет» воображение читателя или слушателя… выходят все наши представления о любви и все связанные с любовью образы.

    Но  телевизионное изображение доминирует над нашим воображением. Наши воображаемые картины подавляются более мощными видеокартинками, возникающими перед нашими глазами.

    Когда мы обращаем внимание на экран, телевизионные  изображения становятся доминирующими  видеометафорами для обсуждаемых идей или понятий.

    …Работая  над видеорепортажем, вы стараетесь создать соответствующие видеометафоры, которые развивали бы ваш сюжет»9.

    Многолетняя практика телевидения создала традиционные, стереотипные метафоры. Например, слово  «старость» часто иллюстрируют кадрами  одиноких пожилых людей, идущих по улице  или стоящих в очереди. Между  тем у журналиста есть широкие  возможности для замены стереотипа на новый, нестандартный образ. Есть пожилые люди, ведущие активный образ жизни, окружённые семьёй и друзьями, и о них тоже можно рассказать. С другой стороны, можно отразить и более печальный взгляд на проблему старости и сделать острый проблемный репортаж.

    Синхрон. Синхрон чаще всего представляет собой элемент интервью в репортаже. Интервью особое: очень короткое, чаще всего состоящее из ответа или части ответа на один вопрос, который чаще всего журналист не задаёт в эфире; интервью, в котором мы видим лишь интервьюируемого. Синхрон можно назвать кратким монологом, хотя в соотнесении с определением интервью как диалогичного, двусоставного жанре это звучит парадоксально.

    В синхроне может и отсутствовать  речь. Например, рёв моторов на соревнованиях по картингу может быть смонтирован как синхрон.

    Если  же синхрон представляет собой интервью, к нему предъявляется ряд требований.

    По  мнению авторов книги «Телевизионный репортаж: Практическое пособие для  профессионалов», интервью в телерепортаже может выполнять одну из двух функций:

    « - качественная функция – интервью знакомит зрителя с мнением, суждением, точкой зрения, способствует раскрытию некоторых внутренних свойств, черт характера человека, дающего интервью;

  • количественная функция- в ходе интервью выясняются некоторые конкретные факты или информация, описывающие или уточняющие события»10.

    Наиболее  эффективно использование интервью, сообщающего качественно новую  информацию. Цифры, статистические данные, подробности репортёр может лаконично сообщить в закадровом тексте.

    Синхрон должен звучать естественно и  убедительно. Это требование, такое  простое на первый взгляд, подчас становится трудновыполнимым. Причина заключается  в том, что в большинстве случаев  интервьюируемый вынужден повторять сказанное.

    «Подготовка рядового интервью для информационного  выпуска включает два этапа: беседу с источником до съёмки, когда интервьюер выясняет обстоятельства дела, и короткий синхрон – сегмент интервью, в  котором источник должен в сжатой форме либо суммировать сказанное, либо представить в яркой форме детали или свой взгляд на событие.

    Второй  этап, или запись синхрона, похож  на перфоманс: камера включена, респондент отвечает на поставленные вопросы… приходится заново говорить о своих впечатлениях»11.

    Как избежать неестественности? Журналист может изменить формулировку отдельных вопросов и поставить новые, уточняющие вопросы. Если вопрос будет неожиданным, респонденту придётся придумывать ответ прямо перед камерой, и вполне возможно, что именно этот фрагмент интервью репортёр сочтёт самым интересным и оставит при монтаже.

    Стэнд-ап. Это модное слово, как, впрочем, и само явление, пришло к нам из американской журналистской практики. Стэнд-апом называют появление журналиста в кадре, в котором обычно задним планом является место событий. Различают стэнд-апы трех видов: начальный, «мостик» и завершающий. Задача стэнд-апа – дать понять зрителю, что репортер находится на месте события. Журналисту не всегда легко сориентироваться в содержании будущего закадрового текста на месте съемок. А текст стэнд-апа непременно должен легко в него вписываться. Поэтому практикующие журналисты советуют записывать несколько вариантов фрагмента «репортер в кадре». Следует учитывать, что чаще всего у журналиста нет возможности переписать стэнд-ап, поэтому его нужно тщательно продумать. Например, не стоит в нем сообщать изменяющиеся цифры или факты: ко времени выхода материала в эфир они могут устареть,  и тогда стэнд-ап придется исключить из репортажа. Текст стэнд-апа должен быть таким же ясным и четким, как и весь текст репортажа. Записывая фрагмент, репортер не должен забывать о языковых нормах. Стэнд-ап должен звучать естественно. Это само по себе трудно, так как голос журналиста при записи на улице и в студии неизбежно звучит по-разному. Но репортёр может сгладить это впечатление, говоря в обычном темпе, с обычными для начитки интонациями.

Информация о работе Телерепортаж как составная часть информационных программ