Телерепортаж как составная часть информационных программ

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2011 в 19:04, дипломная работа

Описание работы

Цель этой работы – проанализировать использование телерепортажа как составной части информационных программ на примере программы телеканала ОНТ «Наши новости».

Задачи, которые мы ставим перед собой: 1) исследовать особенности репортажа как ведущего информационного телевизионного жанра и охарактеризовать его разновидности; 2) рассмотреть особенности речевой композиции репортажа; 3) проанализировать использование жанра телерепортажа журналистами ОНТ.

Содержание

Введение..............................................................................................................3
Глава I. Теория жанра телерепортажа..............................................................6

I.1. Определение и виды жанра...........................................................6

I.2. Особенности работы журналиста над телерепортажем.
Изобразительно-выразительные средства .............................................13

I.3. Структурные элементы телевизионного репортажа………....21

Глава II. Использование телерепортажа в программе «Наши новости» ОНТ……………………………………………………………………………28

Глава III. Языковая композиция телерепортажа…………………………...37

Заключение……………………………………………………………………48

Использованная литература…………………………………………………77

Работа содержит 1 файл

ракицкая диплом.doc

— 248.50 Кб (Скачать)

   С этого описания начинается репортаж. Его назначение – ввести зрителя  в обстановку действия, сделать его  очевидцем.

   Характерная черта репортажного описания – его  субъективно-эмоциональный характер. Это значит, что «описание даётся не «отстранённо», объективированно, а через восприятие автора, прямо и открыто выявляющего своё «я» рассказчика»30. Но анализ практики репортажей в различных видах СМИ позволяет сказать, что, к сожалению, в телерепортажах это особенность отражается редко. Ею умело пользуются журналисты периодической печати и радио. На наш взгляд, это объясняется двумя причинами. Во-первых, телерепортажи должны быть минимальными по хронометражу и максимально информативными. Во-вторых, если журналист использует стэнд-ап, он уже тем самым выявляет своё «я».

   Исследователи указывают, что «в репортажном описании следует подчеркнуть обилие конкретных деталей; назначение их – показать реальную, подлинную обстановку, в которой совершается действие»31. В телерепортаже разумно уделить внимание звуковым деталям; тем не менее, такой приём используется редко.

   Задача описания – сделать зрителя очевидцем события – обусловливает особенности языка описания, его синтаксиса, лексики. Одна из них – вышеназванная форма авторского «я». Стилисты подчёркивают роль форм настоящего времени, в частности, «настоящего постоянного». Отмечается также репродуктивный характер полных развитых предложений, в которых «картинность, изобразительность создаётся художественно-образной речевой конкретизацией, употреблением деепричастных, сравнительных оборотов, придаточных предложений, второстепенных членов, эпитетов-определений»32. Такие особенности легко выделить в приведённых отрывках: это и сравнительный оборот, и эпитеты, и деепричастные оборот.

   Волновался  так же, как при получении первой награды («Наши новости», 13-04-05) .- Сравнительный оборот.

   В династии Осипянов принято  иметь не только крепкие семьи, но и крепкие хозяйств («Наши новости», 12-05-05). - Эпитеты.

    Хозяйство возрождается заново. Глядя на это, люди стали возвращаться («Наши новости», 12-05-05) . - Деепричастный оборот.

   Специфика «репортажного» описания – в его документальности. Природа жанра требует отказаться от чрезмерно ярких, «беллетристических» средств. «…Неожиданные метафоры, резкие эпитеты, сложные метонимии, сугубо индивидуальные изобразительные средства и новообразования… всё это противоречит природе описания в репортаже»33.

   Описание  обычно открывает репортаж. Затем  оно сменяется повествованием, как  в репортаже Марии Русинович («Наши  новости»,  
12-05-05):

    Ирина Нагибарова перебирает пачку жалоб и  ответов. Этим бумагам  уже три года, а  обещанного, как известно, столько и ждут. Когда-то в её доме была красивая арка. Теперь – забор  и бетонные плиты.- Описание.

         В 1990-е годы  на нежилую арочную  территорию посягнул  бизнес-класс. Но  что им стоит  дом построить,  бизнесмены узнали, когда жилищный  комитет стал строчить  жалобы. Коммунальные  службы стройку  разобрали, на  том арку и оставили.- Повествование.

   Наблюдается смена строя речи. План настояшего времени сменяется планом прошедшего, предназаначенного для рассказа о прошлом, о событиях, фактах. В данном отрывке преобладают глаголы совершенного вида. Они обозначают действия, которые совершаются одно за другим, и носят динамичный характер. В таком значении глаголы совершенного вида употреблены и в следующем репортаже:

   Здесь 5 специальных вагонов  грузового поезда, в каждом из которых  находилось около 50 тонн щебня, сошли с рельсов и опрокинулись («Наши новости»

   Глаголы прошедшего времени совершенного вида могут иметь и общее значение результата в настоящем, как, например, в следующем репортаже

   В хозяйстве «Витекс» зерновые посеяли раньше запланированного. Управились меньше, чем за неделю. Этому способствовала четкая организация труда и жёсткая дисциплина. Уже сегодня появились первые молодые зеленые всходы…

   Новый хозяин закупил современную технику, отремонтировал мастерские. А еще здесь отстроили заново сельскую автозаправочную станцию («Наши новости», 12-05-05).

   В ещё одном примере значение результата подчёркивается во второй части сложного предложения:

   Из  двух зубров, которых  примет минский зоопарк, пока что определён  только один – годовалый  зубрёнок Вася. Его  в Беловежскую  пущу привезли из Гродненской области, и он сейчас проходит период адаптации к  новой обстановке («Наши новости», 23-04-03).

   Глаголы совершенного вида прошедшего времени  характерны для повествования, но часто  встречаются и глаголы несовершенного вида. Обычно именно они передают действия, происходящие в одной временной плоскости и имеющие статичный характер. В таком значении они употреблены в репортаже Ксении Бондарчик («Наши новости»,  
12-05-05):

   В 2005 году адресную социальную помощь в Минской  области уже получили около 3 тысяч многодетных  семей. Почти 2 миллиона рублей составили государственные пособия семьям воспитывающих несовершеннолетних.

   Описание  и повествование почти всегда присутствуют и выразительно проявляются  в репортажах. Более того, часто  можно выделить абзац-описание или  абзац-описание, как в приведённых примерах. А вот абзац-рассуждение в современном телерепортаже почти не встречается. Кроме того, автор нередко не не даёт свою оценку события или явления. Это можно объяснисть тем, что рассуждение представляет собой «отступление от главной линии репортажа»34, а репортаж, как жанр прежде всего информационный, такого отступления не всегда требует. Поэтому правомерно говорить скорее об элементах рассуждения, которые носят факультативный характер. Рассуждение, если оно присутствует, обычно завершает репортах.

   Для рассуждения характерны формы «настоящего постоянного» времени. Из них наиболее распространены предложения с именными сказуемыми со значением оценки. Вот последний абзац репортажа Татьяны Бажановой от 18-04-05:

   Современная книга замечаний  и предложений – не просто коллекция жалоб, это хороший инструмент, который учит взаимной культуре поведения. Конечно, наивно думать, что с понедельника все дружно начнут уважать друг друга. Но пусть лучше человеку неискренне улыбнутся, чем искренне нахамят.

   Последние предложения репортажа содержат ярко выраженную авторскую оценку.

   Элементы  рассуждения можно найти и  в начале репортажа. Распространённый приём – журналист ставит риторический вопрос, а затем даёт развёрнутый  ответ, который становится мостиком к основной части репортажа.

   Курить  или нет? Ответ  на этот вопрос, сегодня  – во Всемирный  день здоровья –  можно было получить прямо на остановке  в столице. Весьма нетрадиционным способом избавиться от сигареты, хотя бы на время, курильщикам  помогали участники молодежной акции («Наши новости», 07-04-05).

   Можно также выделить такие черты рассуждения, как синтаксический параллелизм, анафора. Но это общие особенности ораторской, публицистической прозы. В журналистской  практике они практически не встречаются, и даже стилисты, отмечая теоретическую возможность использования этих приёмов, ссылаются на единичный пример или вообще не приводят примеров.

    Итак, очевидно, что, несмотря на эволюцию репортажа, речевая композиция этого жанра  сохранила устойчивые черты.

   Для телерепортажа характерно сочетание глагольных форм настоящего и прошедшего времени. Они могут выступать в синонимичной синтаксической функции. В то же время каждая из форм имеет свой круг значений, свои функции и свои средства выражения. Некоторые из них широко применяются, как, например, традиционные глагольные формы «настоящего репортажа» и «настоящего постоянного». Другие (именительный представления, номинативные предложения), хотя и придают тексту яркость, образность, экспрессивность, сегодня, к сожалению, встречаются редко и фактически остались принадлежностью советских репортажей.

   Не  утратили своего значения особенности  описания, повествования и рассуждения. Это в первую очередь касается употребления временных форм: преимущественно  «настоящего репортажа» в описании, прошедшего времени в повествовании, «настоящего постоянного» в рассуждении.

   Описание  и повествование в современном  телевизионном репортаже размещаются  произвольно, хотя с описания чаще начинается репортаж. Элементы описания и повествования  могут чередоваться, но часто можно выделить сверхфразовое единство-описание или повествование. Для рассуждения такая ситуация не характерна. В чистом виде рассуждение сегодня не встречается, есть только отдельные предложения или даже части предложений. Элементы рассуждения обычно размещаются в конце телерепортажа.

   Таким образом, традиционная речевая композиция имеет важное значение для современного репортажа. Классическая схема, выработанная советскими исследователями, используется как основа репортажа. И хотя разнообразные сочетания традиционных форм и элементов создают бесчисленное множество новых схем, тем важнее изучать элементы и их сочетания, чтобы правильно и в то же время творчески строить репортаж.

 

   ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

   Структура жанров современной телевизионной журналистики подвижна и изменчива. Репортаж – один из немногих жанров, который неизменно занимает в ней в прочное место, играя ведущую роль.

   За  годы истории репортажа разносторонне  разработана теория жанра. На наш  взгляд, особенно важно то, что рассмотрены его стилистические особенности. Безусловно, исключительно ценны советы и рекомендации практиков, исследования журналистов, касающиеся классификации репортажа, его места среди жанров телевизионной журналистики. Но это – взгляд изнутри. Стилисты же, филологи представляют как бы мнение постороннего, а потому более объективного наблюдателя. Это тот взгляд, которого порой не хватает практикующим журналистам, чтобы систематизировать свои знания и навыки.

   Тележурналистам, безусловно, важно знать особенности  жанра репортажа и уметь использовать теоретические знания. Вместе с тем, важно не замыкаться на существующих схемах и не бояться нового. С изменением жанра меняется и его теория. Как теоретикам, так и практикам журналистики следует замечать и фиксировать, анализировать новые тенденции. Отталкиваться от существующих наработок, но именно отталкиваться, чтобы развивать и совершенствовать теорию жанра, основываясь на современной практике.

   Идеального, единого для всех времен, программ и журналистов репортажа не существует. А значит, всегда есть, что менять и есть к чему стремиться. Телеканал, который сделал ставку на перемены и, беремся утверждать, выиграл – ОНТ. Создатели программы сознательно отошли от классического репортажа. Телерепортажи журналистов ОНТ тяготеют к художественным жанрам, примыкают к зарисовке. Корреспонденты широко используют персонификацию, прежде всего, включая в телевизионный репортаж такой структурный элемент, как стэнд-ап, а также показывая событие «через героя», пошли по западному пути, но при этом отстояли индивидуальность. По сравнению с зарубежными репортажами материалы журналистов ОНТ теряют в информативности, и это, на наш взгляд, их существенный недостаток. Цель новостной программы, прежде всего, – информировать, сообщать. Репортажи журналистов ОНТ интересны, но, на наш взгляд, органично смотрелись бы и в информационно-развлекательной программе, выполняя рекреативную функцию. В то же время, такой формат новостей отражает новые тенденции в развитии жанра.

   Новости, как и любой другой вид творчества, подвержены влиянию времени, моде. Но жанр репортажа в информационном вещании менее всего подвержен такому влиянию. Те или иные репортажные формы, известные или новые их разновидности всегда будут присутствовать в информационных программах ТВ. И если поставить вопрос: что ждет репортаж? – ответ на него определит сама сущность жанра, а сформулируют современные теоретики:

   «Репортажное  ТВ – вершина журналистского мастерства. Репортаж неисчерпаем, как сама жизнь, a репортажность в природе ТВ. Поэтому теория и практика телерепортажа будут развиваться с течением времени, ставя и решая всё новые проблемы.

   Каждое  последующее репортёрское поколение, опираясь на опыт предшественников, осваивая известные приёмы и технологию, будет  идти дальше, делать собственные открытия, развивать традиции и предлагать новые решения»35. 

Информация о работе Телерепортаж как составная часть информационных программ