Трансформация образа женщины в отечественной прессе

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 15:54, дипломная работа

Описание работы

С развитием современного общества и его переходом от индустриального к информационному, на первый план общечеловеческого восприятия выходит понятие, создание, описание и принятие образов. Таких, как правила поведения, стиль жизни, общность морали и равноправие. В этой связи, СМИ, как главный источник информации, обрели новую - менторскую - или даже, лучше сказать, воспитательную функцию. Так или иначе, каждое издание, обращаясь к собственной аудитории, помимо общего информирования, имеет возможность влиять на взгляды, оценки и мнения собственных читателей на те или иные события, факты. Вряд ли стоит доказывать, что пресса уже довольно давно делится не только по специализации, например, для автолюбителей или экономистов, но и по гендерному признаку.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Обзор современной «женской» прессы
1.1. Основные этапы становления женской прессы
1.2. История создания и развития журналов для женщин в России
1.3. Образ женщины в современных российских и западных СМИ
Глава 2. Гендерные стереотипы в современных масс-медиа
2.1. Типология женских журналов
2.2. Критерии отбора контента в женских изданиях
2.3. Образ женщины будущего. Перспективы развития женской прессы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Библиография

Работа содержит 1 файл

cosmo-tajny_zvezd-psiho.docx

— 147.45 Кб (Скачать)

Со временем ситуация изменилась. Екатерина II провела реформу образования: поменялся подход к системе обучения для мужчин, появилось первое учреждение для женщин - Институт благородных  девиц. Развитию способствовали и социальные перемены. Если раньше женщина была исключительно хозяйкой и матерью, то в этот период множество дам  стали открывать светские салоны или посещать их. Теперь, чтобы быть модной, женщине было недостаточно владеть иностранными языками, играть на музыкальных инструментах, танцевать  и рукодельничать. Ей нужно было поддержать беседу. Для этого приходилось  постоянно приобретать новые  знания. Это сподвигло Новикова на создание женского журнала «Модное ежемесячное издание, или Библиотека для дамского туалета». В первом номере он писал: «Свободные от упражнений наших часы, посвящаем мы Прекрасному полу, изданием сего Ежемесячного Сочинения. Намерение наше исполнится, когда несколько минут, минут, может быть, праздных при Туалетах наших дам употребляются на прочтение листков наших, и труды наши вознаградятся, когда оные приятны будут Прекрасному полу» Предуведомление // Модное ежемесячное издание, или Библиотека для дамского туалета. 1779. Ч. I. Январь. С. б/н.. Изначально журнал выходил в Санкт-Петербурге, а с пятого номера - в Москве. Издание представляло собой сборник поэтических и прозаических произведений сентименталистского направления, например, журнал познакомил читательниц с отрывком из поэмы «Федра» (1779, ч. I. Февраль) Ж. Расина Семенников В.П. «Модное ежемесячное издание», журнал 1779 г. // Русский библиограф. 1913. № 6.. На страницах публиковались и материалы воспитательного характера. Затрагивались проблемы излишнего подражания западным традициям, отношения со старшими. Новиков стремился, не только развлекать, но и обязательно образовывать.

«Модное ежемесячное издание» сформировал «тематические и  типологические основы женской прессы. В частности, были определены следующие  характеристики женского периодического издания: функционально-целевые особенности - развлечение и воспитание аудитории, тематика - отображение чувственно-эмоциональной  сферы (в том числе любовная тематика), авторский состав - в число авторов  рекомендовалось включать женщин, жанровое разнообразие, оформление» Боннер-Смеюха В.В. Издания для прекрасных дам: женские журналы России. Ростов-на Дону., 2009. С. 12.. Но, к сожалению, вышло всего четыре части по три номера в каждом. Вероятно, это произошло из-за небольшого количества подписчиков.

В 1804 г. в Москве появилось  издание «Журнал для милых, издаваемый молодыми людьми». По сравнению с  материалами Новикова, статьи этого  журнала не несли образовательной  или воспитательной функции. Они  представляли своих читательниц, как  существ лишенных недостатков. И  публиковали для них произведения, восхваляющие их внешность и описывающие  любовные взаимоотношения между  мужчиной и женщиной. Цель издания  состояла в «защите богоподобных созданий» «от злых насмешек критики» Журнал для милых. 1804. Ч. 1. С. 2.. За год  вышло две части по двенадцать номеров, после чего из-за нехватки средств и критики «Журнал  для милых» прекратил свое существование.

Недолго выходил и журнал «Кабинет Аспазии» (начал издаваться в 1815 г. в Санкт-Петербурге). Аспазия - жительница Древних Афин, которая часто принимала у себя художников и философов. В этом издании у светской дамы были как положительные качества, так и отрицательные. Редакция пыталась приблизить читательницу к выбранному идеалу, что отразилось на тематике журнала. В нем публиковалась сентиментальная поэзия, афоризмы известных личностей (Платон, Монтескье), древние пословицы, произведения русских поэтов, исторические заметки, биографии успешных женщин: «многие из сих мыслей могут служить наставлением жизни и уроком» От издателей // Кабинет Аспазии. 1815. Кн. 6. С. 73.. Было создано семь книг, после чего журнал закрылся.

Долгожителем женской  прессы стал «Дамский журнал». Он был  создан в 1823 г. князем П.И. Шаликовым. Выходил  десять лет. На его страницах публиковались  поэмы, проза, путевые очерки, письма, рецензии на книги (что было нововведением), светская хроника и новости моды. Причем Шаликов обосновал модный раздел желанием помочь читательницам  сэкономить деньги: «Я имел, приступая  к изданию сего журнала, между  прочим в виду именно сбережения некоторой суммы, издерживаемой на моды достаточными и недостаточными семействами; ибо думал не без основания, что имеющим у себя описание мод с картинкою, нет нужды покупать и заказывать платья и головные уборы у француженок, которые за все берут, как известно, вдесятеро дороже» К читательницам Русского Дамского Журнала // Дамский журнал. 1823. Ч. 1. № 2. С. 120..

Первым изданием, которое  не просто предназначалось женщинам, а именно девушкам появилось в 1850 г. Издателем журнала «Лучи» стала  женщина - А.О. Ишимова, литературный переводчик, бывшая содержательница частного пансионата, издатель журнала для девочек «Звездочка». Журнал развлекал и просвещал. В фаворе был литературный раздел. Немаловажное значение имел и отдел науки. Становится понятно, что Ишимова возлагала большие надежды на женщин, верила, что и они смогут внести большой вклад в науку. Поэтому публиковались статьи по химии, истории и другим наукам. Раздел «Новые книги» содержал рецензии на литературные произведения. Чаще всего это была литература о нравственности и церковные книги. В разделе «Смесь» помещались советы по рукоделию, вкладки - узоры для вышивки и выкройки. Ишимова хотела создавать такой журнал, который «мог бы оказать помощь в формировании высокого образца значения женщины на земле» Нашим читательницам // Лучи. 1850. № 1. С.1. . Но в 1860 г. журнал закрылся.

В 1791 г. вышел первый журнал, в котором помимо модных новостей содержались и переводные сведения о других городах мира. Издание  «Магазин английских, французских и  немецких новых мод с присовокуплением образа жизни, публичных увеселений и времяпровождений в знатнейших городах Европы, приятных анекдотов» просуществовало девять месяцев.

В 1816 г. в Москве под руководством П.Зубова стал выходить «Модный вестник». Были созданы две книги, в каждой - по восемнадцать номеров. Они появлялись на прилавках каждые пять дней.

Вскоре появился и журнал, интересный не только светским дамам. В 1831 г. в Санкт-Петербурге вышел  первый номер журнала «Ваза». Если высшее общество брало в руки издание, чтобы узнать о моде, то прислуга с удовольствием читала раздел «Полезные  сведения» (советы по уборке, стирке).

Издатели-редакторы - Е.Ф. Сафонова, Ж.К. Гедеонова, Б.И. Сестрженцевич-Богуш привлекали читательниц, как и многие другие журналы, подарками. Высылали платки, книги и другие приятные вещицы.

На прилавках также  красовались: «Журнал разного рода шитья и вышивания» (1838-1841 г.), «Гирлянда. Журнал новейших образцов для шитья, вышивания на канве и тамбуре, выкроек и узоров» (1846-1860 гг.), «Магазин женского рукоделия» (1847-1857 гг.)

Во второй половине 50-х  гг. наблюдался повышенный интерес  к женскому вопросу. Подготовка реформы  отмены крепостного права спровоцировала дискуссии о свободе личности, ее возможностях в самоопределении  и самореализации. Неудивительно, что  среди спорных тем оказался вопрос о положении женщины в обществе. Узость интересов дамы не способствовала ни ее собственному развитию, ни развитию семьи, ни развитию общества в целом. Помимо проблемы женского воспитания поднимались вопросы социальной деятельности слабой половины человечества, право на труд, определении роли в воспитании подрастающего поколения. В этот период использование женского труда было редкостью, что можно  объяснить отсутствием полноценной  системы женского образования. В 1858 г. начался прием в «училища для  приходящих девиц» - женские гимназии. В Петербурге появились четыре женских  среднеобразовательных училища, в стране в общей сложности функционировали двадцать пять институтов благородных девиц.

Конец 50-60-х гг. ознаменовался  зарождением отечественного феминизма. Начали организовываться трудовые кружки, дамы требовали открывать больше женских учебных заведений. Женщины  втягивались в общественное производство. «На первых порах речь шла в  основном о, так называемом, «дворянском» и «разночинном» женском пролетариате, т.е. о девушках, из стремительно разорявшихся дворянских семей и представительницах разраставшегося разночинного слоя, вынужденных зарабатывать себе на жизнь  самостоятельным трудом. Именно эти  «благородные девицы» и стали  основательницами женского движения в  целом» Захаров Д.В. Диссертация "Трансформация  образа женщины в средствах массовой информации России в 70-90 гг. XX века на примерах журналов: "Работница", "Крестьянка", "Космополитан". С. 55.. Их занимало все - и проблемы изменявшегося положения женщин, женской солидарности в преодолении трудностей и проблемы общества в целом.

В 1859 г.отставной военный В.А. Кремпин открыл в Петербурге издание «Рассвет» (просуществовал до 1862 г.). Издание позиционировало себя, как журнал наук, искусств и литературы для девиц. Редактор проявлял интерес к таким темам, как положение женщины, расширение ее кругозора, самореализация, что было в новинку. В первом же номере редактор представил образ современной женщины, к которому хотел приблизить и своих читательниц «…на рассвете нового дня для России, подлетает гений к спящей русской женщине и будит ее, указывая на тот путь, по которому она должна идти, чтобы сделаться гражданкою и приготовить себя к высокому долгу, - быть воспитательницею нового поколения» Кремпин В. От редакции // Рассвет. 1859. Т. 1. С. 2. .

Исторические и биографические очерки, зарисовки о знаменитых и  малоизвестных россиянках вошли  в цикл работ о «женской истории». «Рассвет» предлагал ознакомиться с различными науками: физикой, физической географией, астрономией, историей. Большое  внимание уделялось литературе и  литературной критике. Существовали специальные  рубрики «Шведская литература», «Французская литература», «Фламандская литература», «Немецкая литература», где публиковались романы зарубежных писателей, фантастические рассказы. Под  рубрикой «Русские писатели» выходили очерки об отечественных авторах. Был  и отдел библиографии. Его возглавлял Д.И. Писарев в течение года.

В 1861 г. Кремпин решает расширить аудиторию издания и адресует его учащейся молодежи старших классов, родителям, преподавателям и наставникам. В издании была сохранена рубрика «Женский вопрос», где выходили исторические очерки, статьи и беседы, литературная критика и проза. В 1862 г. (т. 14) редакция сообщила, что намерена продолжать выпуск издания, несмотря на то, что не получает никакого вознаграждения, но в том же году журнал закрылся.

В 1866 г. в Санкт-Петербурге начал выходить литературно-общественный журнал «Женский вестник» (до 1868). Официальным  редактором журнала являлся Н. Мессарош. Но на самом деле управляли изданием Н. Благовещенский, редактировавший  ранее «Русское слово», и А. Шеллер, бывший автор «Русского слова», более известный под псевдонимом А. Михайлов. Было представлено два отдела: художественный (беллетристические произведения и статьи) и «Современное обозрение» (критика и библиография, внутреннее обозрение - «Хроника событий нашей обыденной жизни», обозрения отечественных журналов и зарубежных событий). При издании выходило литературное приложение.

«Женский вестник» стал первым женским изданием, поднявшим вопрос о положении работницы. Рассказывалось о низкой оплате, тяжести работы и ее негативного влияния на работницу. Вышла только первая часть, вторую запретила  цензура. Журналисты стали опасаться  публиковать статьи о женском  вопросе. Отсутствие актуальной информации привело к закрытию журнала в 1868 г.

Следующий женский литературно-общественный журнал вышел только в 1882 г. В Москве появилось ежемесячное издание  «Друг женщины» (существовал до 1884 гг.). Его возглавила М. Богуславская. «Друг женщины» поставил перед собой  задачу публиковать работы авторов-женщин, в которых описывались проблемы и успехи женского населения в  различных отраслях. Свою читательскую аудиторию редакция видела среди  современниц, занимавшихся трудовой деятельностью  и обязательно верующих.

В 1894 г. в Санкт-Петербурге открылся журнал «На помощь матерям» (выходил до 1904 гг.). Программу женского педагогического журнала разработали  его издатель и редактор А. П. Пешкова-Толиверова и соредактор, преподаватель математики и эксперт по учебной части Санкт-Петербургской городской комиссии по народному образованию, В. П. Воленс. Основной целью издания было обучение женщин детской педагогике. В нем публиковались статьи о детском воспитании и образовании, библиография педагогической и детской литературы, практические указания по уходу за детьми и их обучению, обзоры игр, физических упражнений, сообщения и отчеты о деятельности родительских кружков, детских яслей и садов. Постоянными авторами материалов стали педагоги и врачи. Журнал выходил девять раз в год.

Женщинам также предлагались журналы мод, домоводства, рукоделий. В Петербурге выходили «Русская хозяйка» с подзаголовком «домоводственный журнал» (1861-1862), «Модный магазин» (1862-1883), «Русский базар» (1863-1866), «Новый русский базар» (1867-1894), «Модный свет» (1868-1883), «Модные выкройки» (1872-1882), «Моды и рукоделия» (1875-1880), «Женский труд» (1880-1882), «Вестник моды» (1885-1916), «Венский шик» (1899-1908), «Модный курьер» (1900-1910), «Иллюстрированный журнал белья и рукоделия» (1901-1907) и др. В Москве в 1860 г. появился «Монитер. Журнал для дам и девиц, посвященный женскому хозяйству, рукоделиям, модам» (1860-1861). Некоторые из изданий возглавляли женщины, например, «Модный свет» в 1873 - 1881 гг. редактировала Ю.П. Померанцева, «Женский труд» - С. Малышева и А.К. Буринская, «Парижскую моду» - С. И. Шишнарева.

В начале века женский вопрос стали обсуждать в другом ключе. Если до 1905 г. феминистское движение выступало  за предоставление права на образование  и расширение сферы женского труда, его деятельность была сосредоточена  в артелях, кружках, объединениях и  т.д., то по мере нарастания революционного кризиса происходили изменения. Теперь женщины требовали политической равноправности. Возросла степень политической активности представительниц буржуазно-интеллигентских  кругов, они участвовали в митингах, забастовках.

В 1904 г. в Петербурге был  открыт «Женский вестник» (1904-1917). Данное издание не являлось продолжением «Женского  вестника», издававшегося в 1866-1868 гг., а выходило под одноименным названием. Его возглавила одна из участниц женского движения, врач М. И. Покровская. «Женский вестник» создавался как литературно-общественный журнал. Однако в 1905 г. его редакция выступила инициатором создания «Прогрессивной женской партии», которая  была учреждена в 1906 г., а издание  после этого превратился в  ее политический орган. Во главе партии стала М.И. Покровская. Журнал взял на себя задачу по формированию теоретической  программы отечественного женского движения, ведению агитации за установление равноправия мужчины и женщины  в семье, обществе, содействия объединению  женского населения с целью улучшения положения представительниц различных социальных сословий. Издание включало в себя отделы «Внутреннее обозрение», где были представлены материалы об актуальных проблемах и развития женского вопроса в стране, «Иностранное обозрение», в котором публиковались работы о зарубежном женском движении, «Литературное обозрение» и «Библиография». Для освещения событий, как отечественного женского вопроса, так и зарубежного, была введена рубрика «Известия и факты, касающиеся женщин. Журнал выходил тринадцать лет.

Информация о работе Трансформация образа женщины в отечественной прессе