Трансформация образа женщины в отечественной прессе

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 15:54, дипломная работа

Описание работы

С развитием современного общества и его переходом от индустриального к информационному, на первый план общечеловеческого восприятия выходит понятие, создание, описание и принятие образов. Таких, как правила поведения, стиль жизни, общность морали и равноправие. В этой связи, СМИ, как главный источник информации, обрели новую - менторскую - или даже, лучше сказать, воспитательную функцию. Так или иначе, каждое издание, обращаясь к собственной аудитории, помимо общего информирования, имеет возможность влиять на взгляды, оценки и мнения собственных читателей на те или иные события, факты. Вряд ли стоит доказывать, что пресса уже довольно давно делится не только по специализации, например, для автолюбителей или экономистов, но и по гендерному признаку.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Обзор современной «женской» прессы
1.1. Основные этапы становления женской прессы
1.2. История создания и развития журналов для женщин в России
1.3. Образ женщины в современных российских и западных СМИ
Глава 2. Гендерные стереотипы в современных масс-медиа
2.1. Типология женских журналов
2.2. Критерии отбора контента в женских изданиях
2.3. Образ женщины будущего. Перспективы развития женской прессы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Библиография

Работа содержит 1 файл

cosmo-tajny_zvezd-psiho.docx

— 147.45 Кб (Скачать)

В 1907 г. в Петербурге вышел  первый номер ежемесячного общественно-политического  издания «Союз женщин» (1907-1909 гг.). Инициатива создания политического  журнала принадлежала «Союзу равноправности женщин». «На обложке сообщалось, что он посвящен вопросам, связанным  с борьбою за равноправие женщин и, главным образом, за их избирательные  права, что расценивалось издателями как первый, необходимый шаг на пути к эмансипации» Боннер-Смеюха В.В. Издания для прекрасных дам: женские журналы России. Ростов-на Дону, 2009. С. 30.. Программа «Союза женщин» включала в себя руководящие статьи, статьи по женскому вопросу, хронику женского движения в стране и за рубежом, библиографию литературы по женскому вопросу, разделы «Разные известия», «Справочные известия» и «Смесь». К концу второго года из-за идейных разногласий выход журнала был приостановлен.

В 1914 г. в Петербурге появилось  политическое периодическое издание  ЦК РСДРП «Работница». В редакционную коллегию вошли видные коммунистки  Н.К. Крупская, А.М. Елизарова, К.Н. Самойлова, К.М. Николаева, И. Арманд, Л. Сталь. Издание  «Работница» было знаковым, «первым  большевистским массовым легальным  журналом, ставшим своей целью  защиту интересов женского рабочего движения» Захаров Д.В. Диссертация "Трансформация образа женщины  в средствах массовой информации России в 70-90 гг. XX века на примерах журналов: "Работница", "Крестьянка", "Космополитан". С. 129..

Программа «Работницы» включала несколько разделов: передовая статья по вопросам политики, материалы о  работницах в рабочем движении, условия  труда, охраны женского труда, хронику  рабочего движения, иностранный отдел, материалы о деятельности иностранной  работницы, о семье. Журнал пропагандировал  идеи реорганизации трудового законодательства, организации женских рабочих  масс и присоединения их к социал-демократическому движению. После выхода седьмого номера журнал был приостановлен. В мае 1917 г. выход был возобновлен. С  помощью «Работницы» партия большевиков  начала агитационную деятельность по привлечению на свою сторону женских  масс. Свое воздействие оказывали  и другие женские журналы: «в первые годы строительства советского государства посредствам женских изданий женщины активно вовлекались в сферу политики и управления. Большое внимание в эти годы также уделялось атеистическому воспитанию. Таким образом, разрушение православных традиций влекло за собой изменение взгляда на положение женщины, на ее статус в семье и в целом на уклад жизни Жукова А.В. Автореферат диссертации "Женская пресса как фактор социализации личности". С. 16.».

В женской периодике возник новый тип - массовый литературно-общественный журнал. Благодаря ему женские  издания стали общедоступными. Отличительными особенностями данного типа были ориентированность на познавательную, развлекательную, дидактическую функции, большой объем иллюстративного материала. Издания имели схожую структуру, которая включала разделы литературы, моды, домоводства, рукоделий и рубрик, рассчитанных на массовый интерес. Тематика последних освещала сферы жизни, с которыми наиболее часто соприкасалась женщина: социальную, семейную, культурную, педагогическую, религиозную.

Первый массовый женский  журнал стал издаваться в Санкт-Петербурге в 1907 г., он назывался «Женщина». Его  редактором-издателем была С.3. Богельман. Вначале было выбрано двенадцать главных тем, в соответствии с ними разработаны две модели издания. Каждая делилась на шесть частей, имела отдельную нумерацию и собственное название. Мини-журналы, представлявшие по существу тематические разделы, выходили под общей обложкой. Первый вариант издания состоял из «Женского мира» (проза и поэзия), «Женщины-хозяйки» (полезные советы по домоводству), «Женщины-гражданки» (информационные заметки и статьи по женскому вопросу), «Женщины-врача» (популярные медицинские статьи и советы), «Детского мира» (рассказы, сказки и игры для детей), «Последних мод» (рисунки одежды с прилагающимися выкройками и описанием моделей). Во второй вошли «Женщина-мать» (рассказы о детях, статьи о воспитании), «Женщина-жена» (материалы о жизни супругов), «Домашний стол» (меню для семьи и рецепты), «Цветы, овощи и плоды» (материалы об уходе за комнатными растениями, приусадебным участком), «Домашняя энциклопедия» (различные советы) и «Домашние животные» (заметки по ветеринарии). Позже авторы отказались от подобной формы выпуска издания, вместо мини-журналов стал выходить единый номер с рубриками: «Литературный альбом» (проза и поэзия), «Театральный альбом» (театральные рецензии, биографические очерки об известных драматургах, кинематографистах, новости из жизни актеров театра), «Юмористический альбом» (анекдоты), «Исторический альбом» (материалы о женщинах, оставивших значительный след в истории), «Женская жизнь в России» (информация об отечественном феминистском движении), «Женщина в новых ролях» (сообщения о новых женских профессиях), «Права женщин» (статьи в поддержку равноправия женщин), «Женщины всех стран» (очерки о жизни зарубежных женщин, статьи о женском вопросе за границей), «Матерям о детях» (педагогические статьи и советы), «Домашнее хозяйство» (советы домашним хозяйкам), «Рукоделие» (выкройки, рисунки для вышивания), «Домоводство» (кулинарные рецепты), «Мода» (рисунки и описание моделей одежды), «Женщина и спорт» (статьи о пользе спортивных занятий, комплексы упражнений).

Большое внимание уделялось  оформлению. Тексты сопровождали рисованные и фотоиллюстрации. В журнале  «Женщина» действовал отдел бесплатных приложений. Традиция рассылки «подарков» (книг, модных аксессуаров и др.) с  целью увеличения читательской аудитории  была заложена отечественной прессой  еще в XIX в., и данный «журнал использовал  этот прием, адресуя своим подписчицам  такие издания, как «Афоризмы  о женщинах», «Женская лира», «Домашний  стол», «Домашняя энциклопедия», «Самоучитель кройки» и др.»

В том же 1907 г. в Санкт-Петербурге под редакцией графини А.З. Муравьевой начал выходить еще один женский  ежемесячный журнал «Дамский мир» с  подзаголовком «журнал мод». Он публиковал новости моды с рисунками и  выкройками, материалы о гигиене, зарисовки об известных женщинах, принадлежавших к высшему обществу, актрисах, рассказы и романы, театральную  хронику. Постепенно добавились такие  разделы, как «Светская хроника» и «Женское движение», «Письма о  воспитании», «Дамский и детский  спорт», кулинария, рукоделие и другие. Большая часть объема номера отводилась моде (рубрика «Хроника моды»), светской хронике, сообщениям о балах, карнавалах, празднествах, свадьбах, новостям музыки и театра («Московская хроника» и «В городе и свете»), кулинарии.

В 1910 г. в Москве под редакцией  Л.М. Родионова и при участии  И.И. Попова появилось «Женское дело». На рынке прессы был представлен  очередной новый периодический  орган, освещавший «все стороны жизни  женщины у нас и за границей», в нем предполагалось сообщать о  положении работающих и учащихся женщин, их достижениях в науке, искусстве, профессиональных отраслях. Интересы домашней хозяйки отражались в разделах моды, рукоделия, кулинарии. В нем  было две части. Первая включала материалы на политические, социальные, исторические темы; вторая - информацию о моде, домоводстве, рукоделии, этикете, литературные произведения, позже они слились в единый номер с рубриками «Вести и факты» (новости, касающиеся женского вопроса), «Московские вести», «Заграничная жизнь», «Театр и музыка» и «Хозяйственный отдел».

В 1912 г. в Москве начался  выпуск издания «Журнал для хозяек», аналогичного тематико-типологической модели «Женского дела» и «Женщины». Через год редактор-издатель этого  двухнедельного иллюстрированного  периодического органа А. В. Лобанов  решил расширить его название, и читателям был предложен  «Журнал для хозяек и Женская  жизнь». В названии издатель хотел  отразить мысль, что цель издания  «практическая помощь женщине в  деле ведения ею домашнего хозяйства  и семейного устройства» и  «разностороннее освещение женской  жизни, как личной, так и общественной во всех ее проявлениях» Журнал для  хозяек. 1914. №1. С.1..

В том же году в Москве был открыт двухнедельный «Мир женщины», его редактор - А.Г. Галачьев, издатель - В.Г. Галачьев. Внутреннюю структуру журнала представляли литературный, общественный, педагогический, модный и хозяйственный разделы.

В 1914 г. в Москве начал  издаваться «Журнал для женщин», посвященный общественной жизни  и домоводству. Первую часть составляли статьи по вопросам морального и семейного  положения, хроника женского движения, материалы о детском воспитании, педагогике, литературные произведения. Редактировал иллюстрированное издание X.Т. Цветков.

Типологический анализ данных журналов показывает, что они затрагивали  не только семейно-бытовые вопросы, но и бщественно-политическую проблематику. «В результате гармоничного сочетания этих двух тематических направлений обеспечивалась успешная реализация программной концепции, полностью соответствовавшей образу женщины начала XX столетия, который значительно отличался от женского идеала XIX в. Стремительно разворачивавшиеся политические события коренным образом меняли портрет семьи и положение женщины. В русле социальных перемен активизировалось отечественное феминистское движение. Сторонники женской эмансипации путем организации митингов, акций, обращений к правительству настаивали на установлении политической и гражданской равноправности» Боннер-Смеюха В.В. Издания для прекрасных дам: женские журналы России. Ростов-на Дону., 2009. С. 35.. Все большее количество соотечественниц начинали получать профессиональное образование, устраивались на работу, интересовались социально-политической ситуацией. В стране стали выходить специальные женские политические издания.

Изменение общественного  образа современницы влекло за собой  преобразование ее личной жизни. Неофициальные  разводы, экономическая независимость  от мужа, свободная любовь, мать-одиночка - вопросы, волновавшие аудиторию, но редко освещавшиеся в прессе. Потому в прессе стали обсуждаться и  вопросы личного характера.

Особенность женских журналов сказалась в отражении таких  событий, как первая мировая война, Февральская революция. Летом 1914 г. в изданиях произошли изменения, касавшиеся тематики, а в некоторых  из них - и структуры. Регулярно стали  выходить материалы с хроникой военных  действий.

Рабочие места, освобождавшиеся  в результате мобилизации мужчин, занимали женщины. Журналы сообщали о повышении значения участия  женщины в медицине, педагогике, промышленности, сельском хозяйстве  и других областях.

В начале XX в. появились новые женские журналы мод, домоводства и рукоделия: в Москве стали выходить «Ворт» (1905-1913), «Домашняя портниха» (1906-1908), «Парижанка» (1908-1910), «Женский мир» (1909-1911) и др., в Санкт-Петербурге - «Дамский мир» (1907-1916), «Белье и вышивки» (1909-1916), «Моды для всех» (1910- 1914). Благодаря развитию полиграфического производства в них значительно улучшилось оформление, издания стали выходить с цветными иллюстрациями.

Формирование массовой женской  периодики было напрямую связано  с развитием рекламы. Ее история  началась со второй половины XIX в. Именно тогда некоторые издания «для дам» стали размещать обозрения, знакомившие с ассортиментом  магазинов, представляя последние  модные направления. Реклама размещалась  на специальных «рекламных» страницах  в начале и в конце номера. Среди  постоянных рекламодателей были владельцы  предприятий, фабрик, клиник, издательств, магазинов, использовали рекламу и  редакции самих журналов. Причем рекламировали  они не только собственную прессу, но и различные курсы по домоводству и рукоделию, семейные и детские поездки, организованные ими же.

По форме подачи коммерческой информации в женской прессе выделялись два вида рекламы: рекламные объявления и рекламные таблицы. Последние  позволяли наглядно представить  ассортимент товаров, доставляемых по почте, и их стоимость.

На данном этапе в дамской  прессе было сформировано несколько  женских образов, совпадающих с  устоявшимися и общепринятыми в  обществе идеалами. Во-первых, это образ  красивой ухоженной дамы, чей наряд  соответствовал последним модным тенденциям. Популяризировались определенные товары и услуги (модная одежда, украшения, косметика, косметические процедуры  и т.д.), выбирая которые, аудитория  стремилась соответствовать обозначенному  идеалу. Во-вторых, получил широкое  распространение образ опытной  домохозяйки. Реклама продуктов  питания, литературы по кулинарии, домоводству, рукоделию, материалов для ручного  труда. В-третьих, посредством рекламирования литературы (художественной, по воспитанию детей, популярной медицине, домоводству) был создан образ грамотной женщины, использовавшей книги и прессу в  целях расширения собственного кругозора, повышения знаний в определенных сферах своей жизни. И, в-четвертых, в дореволюционной рекламе появился образ работающей, экономически независимой  женщины. Приблизиться к нему можно  было, получив профессиональное образование  на курсах, в школах, реклама которых  публиковалась в женских журналах.

Революция 1917 г. ознаменовала смену политического режима, пресса и литература стали одним из основных средств коммунистической партии в  управлении государством. После издания  Декрета о печати выпуск издательской продукции был взят под контроль РКП /б/. Женская периодическая печать советского периода явилась одной из составляющих системы партийной прессы. В своем развитии она исключила традиции дореволюционной периодики для женщин и установила собственные типологические модели изданий, характерные для тоталитарного общества. Советский женский журнал должен был отличаться от дореволюционного. Согласно представлениям о классовом составе советской республики, пресса адресовалась работницам, крестьянкам, партийным и общественным деятельницам, но в действительности данная аудитория не могла стать активным потребителем печатной информации: большая часть рабоче-крестьянского женского населения была неграмотной. Цели и задачи периодики определялись программной политикой партии, то есть еще до выхода в свет женские издания позиционировались как общественно-политические.

В 1920 г. в Москве орган  отдела ЦК РКП /б/ по работе среди работниц и крестьянок приступил к выпуску  журнала «Коммунистка» (1920-1930 гг.). Вначале  издание рассылалось бесплатно  женотделам партийных комитетов, комсомольским  организациям, профсоюзам. С 1923 г. в  связи с переходом отечественной  прессы на принцип самоокупаемости  редакция начала привлекать к числу  его постоянных подписчиков членов областных, губернских, окружных и уездных  женотделов, членов женкомиссий, руководителей женских кружков. Авторский состав журнала представляли активные деятели революционного движения, члены коммунистической партии: Н. Крупская, Л. Сталь, С. Смидович и другие.

Информация о работе Трансформация образа женщины в отечественной прессе