Трансформация образа женщины в отечественной прессе

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 15:54, дипломная работа

Описание работы

С развитием современного общества и его переходом от индустриального к информационному, на первый план общечеловеческого восприятия выходит понятие, создание, описание и принятие образов. Таких, как правила поведения, стиль жизни, общность морали и равноправие. В этой связи, СМИ, как главный источник информации, обрели новую - менторскую - или даже, лучше сказать, воспитательную функцию. Так или иначе, каждое издание, обращаясь к собственной аудитории, помимо общего информирования, имеет возможность влиять на взгляды, оценки и мнения собственных читателей на те или иные события, факты. Вряд ли стоит доказывать, что пресса уже довольно давно делится не только по специализации, например, для автолюбителей или экономистов, но и по гендерному признаку.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Обзор современной «женской» прессы
1.1. Основные этапы становления женской прессы
1.2. История создания и развития журналов для женщин в России
1.3. Образ женщины в современных российских и западных СМИ
Глава 2. Гендерные стереотипы в современных масс-медиа
2.1. Типология женских журналов
2.2. Критерии отбора контента в женских изданиях
2.3. Образ женщины будущего. Перспективы развития женской прессы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Библиография

Работа содержит 1 файл

cosmo-tajny_zvezd-psiho.docx

— 147.45 Кб (Скачать)

Пять лет журнал издавался  нерегулярно. Но с 1677 г. Жан Донно сделал его ежемесячным. Это произошло по настоянию короля Людовика XIV, который потребовал, чтобы журнал выходил раз в месяц, чтобы просвещать умы придворных.

Но придворных больше прельщали  информация далекая от образования. «Особенным успехом у читающей публики  пользовался раздел светской хроники» Беспалова А.Г., Корнилов Е.А., Короченский А.П., Лучинский Ю.В., Станько А.И. История мировой журналистики. Москва - Ростов-на-Дону., 2003. С. 57.. Там публиковались отчеты о балах, рассказы из жизни высшего общества. Кроме этого, публиковались новости о литературных новинках, обзоры моды, к которым прилагались изображения нарядов, их описание, рекомендации, на каких мероприятиях он будет уместен. Обсуждались модные ткани и сочетания цветов.

Журнал был небольшого формата - размером в восьмую долю листа. В первый номере читатели увидели статью о церемонии бракосочетания принцессы Марии-Луизы Орлеанской и испанского короля Карла II. К материалу прилагалась гравюра, изображающая наряд новобрачной, вызывавший восторг дам. Они могли рассмотреть каждую деталь подвенечного наряда. Срок существования издания не определен - сейчас известны лишь несколько его номеров.

Под рубрикой «Письма к  Мадам» де Визе помещал свежие новости  королевского двора и светских кругов. Прагматика де Визе была верной - люди с нескрываемым любопытством обсуждали  сплетни о жизни элиты.

Издание было популярным, но пришлось не всем по вкусу. Многие считали  его изданием для недалеких людей. Например, знаменитый французский моралист Жан де Лабрюйер писал: «стоит ниже полного ничтожества; впрочем, подобных изданий у нас немало. Тот, кто  ухитряется нажить состояние на глупой книге, в такой же мере себе на уме, в какой неумен тот, кто ее покупает; однако, зная вкус публики, трудно порой не подсунуть ей какой-нибудь чепухи». Лабрюйер Ж. Характеры, или Нравы нынешнего века. М.; Л., 1964. С. 43. Хотя, конечно, на его страницах публиковались и достойные произведения, известные и любимые читателями до сих пор. К примеру, в 1696 г. в «Галантный Меркурий» была размещена культовая сказка Шарля Перро «Спящая красавица». Имя автора не значилось под легендарным произведением. Перро не хотел, чтобы его имя ассоциировалось с произведением, написанным (согласно канонам классицизма) в «низком жанре». А вовсе не из-за репутации «Галантного Меркурия». В дальнейшем журнал «Mercure galant» издавал драматург, музыкант журналист и коммерсант Шарль Дюфрени.

Издание явилось прародителем современного глянцевого журнала, хотя и было предназначено скорее для мужчин, чем для женщин.

Только через 16 лет, в 1693 году, в Лондоне появилось и первое специализированное издание для  женщин - «Дамский Меркурий» («Ladies Mercury»). Не малую роль в появлении английского «Меркурия» сыграл «Меркурий» парижский. Его основателем и редактором был английским издатель и журналист Джон Делтон.

В обращении к читательницам  он высказал уверенность, что его издание даст ответы на самые разнообразные вопросы: о любви, моде, хобби. То есть позиционировал журнал, как издание способное развлечь и помочь в разрешении самых разных ситуаций. До сегодняшнего дня сохранилось и блестящая идея Делтона: «именно в этом издании впервые появилась знаменитая колонка вопросов и ответов, в которой читательницы, приславшие письма в редакцию, обменивались решениями житейских и любовных проблем» Первый "модный журнал" основал мужчина... для мужчин // Режим доступа: http://www.pravda.ru/society/27-06-2010/1037765-magazine-0/. Женские журналы стали неотъемлемой частью в жизни актрис, певиц и светских дам. Издатели разных стран, вдохновившись идеей и осознавших реальные экономические перспективы данного предприятия, стали создавать подобные издания и у себя на родине. Появились немецкий «Gournal des Luxus und des Moden», издававшийся в Веймаре с 1786 по 1827 г., английские «The Lady's Magazine» (1770) и «Gallery of Fashion» (1794), французские «Galerie des modes et costumes francais» (1778), «Cabinet des modes ou les modes nouvelles» (1785), «Journal des Dames et des Modes» (1797). Издания содержали не только тексты, но и большое количество цветных изображений новых туалетов: «иллюстрировали их известные художники, рисунки выполнялись в реалистической манере» Англия - родоначальница журналов мод // Режим доступа: http://www.zemliaki.com/nash-klub/zhenskij-klub/moda/5182-2011-10-14-14-43-11.html. С 1890 г. некоторые журналы начинают печатать фотографии, которые со временем вытесняют гравюры.

Гораздо позже, но и в России появился журнал для женщин. Его  основателем стал Николай Новиков. «Модное ежемесячное издание, или  Библиотека для дамского туалета» увидел свет в 1779 г. Здесь были не только странички  с «модами», но и стихотворения, поэмы, переводная проза, анекдоты. В первом номере была напечатана картинка «Щеголиха  на гулянье», которую можно считать  предшественницей современных фотосессий.

Первым американским «женским изданиям» стал журнал «Godey's Lady's Book» (1830 г.)

Во многих странах женские  журналы стали оказывать столько  сильное влияние на аудиторию, что  их по праву можно считать культовыми. Они оставили значительный след в  истории женской прессы.

Например, легендарный американский Harper's Bazaar. Это культовое издание появилось в 1867 г. Первые его номера печатались в формате газеты. Но со временем стало очевидно, что формат ежемесячного журнала наиболее выгоден для модного издания. На его страницах публиковались образцы французской и немецкой моды. Журнал стал законодателем стиля и путеводителем по миру моды. К примеру, именно он открыл США дизайнера Коко Шанель: «в 1916 году нью-йоркский журнал «Harper's Bazaar» опубликовал первые рисунки моделей мадемуазель Шанель для американской публики» Ласкина Е. Мода 20-х. Десятилетие перемен. /Режим доступа: http://www.casual-info.ru/moda/wardrobe/168/2152/. С 1901 г. издание перешло к ежемесячному циклу. Несмотря на то, что в Европе были и свои модные журналы, он быстро покорил читательниц по обе стороны Атлантики, а затем добрался и до России.

Но наиболее известным  и значимым можно считать, появившийся  в Америке в Нью-Йорке, журнал Cosmopolitan (1886 г.). Издание позиционировало себя, как прессу для представителей высшего общества. Яркий представитель женской прессы сменил нескольких хозяев. Судьбоносным периодом для журнала становится период управление им Вильямом Рэндольфом Херстом. Его владельцем он стал в 1905 г. С подачи Херста издание выходит на новый уровень. «Cosmopolitan» становится настоящим литературным журналом. К сотрудничеству привлекаются такие известные и почитаемые писатели, как Хемингуэй, Моэм, Фолкнер.

В 60-х гг. у популярного  некогда издания возникли проблемы с удержанием внимания аудитории. На этот раз поворотным становится сотрудничество Херста с писательницей Хелен Герли Браун. Она предложила позиционировать журнал иначе. Ее идея заключалась в том, чтобы «подогнать» журнал под современных, прогрессивных и молодых читательниц, адресовав его «идущим в ногу» с современной модой» Блохина И. Всемирная история костюма, моды и стиля. М., 2009. С. 205.. Исследователь Кирьянова так охарактеризовала его: «Первым эротическим журналом для женщин стал «Cosmopolitan». Это издание с конца 50-х годов предназначалось для молодых, образованных и зажиточных женщин и придерживалось в то время традиционной для женского журнала формулы редактирования. В 1965 г. находясь под угрозой финансового краха, «Cosmopolitan» резко сменил свое направление в надежде сохранить привязанность своих читательниц, которые первыми оказались в числе тех, кому наскучил пуританизм и домостроевские взгляды на роль женщины, декларируемые всеми без исключения женскими журналами того времени» Кирьянова О.Г. Американский женский журнал "Лейдис хоум джорнэл" как тип массового буржуазного пропагандистского издания. Дис… канд. Филол. Наук. М., 1980. С. 85. .

Об эротичности издательства говорит обложка. «Девушка с обложки» часто сильно обнажает свое тело. Этот ход вновь вывел издание в  лидеры и привлек множество рекламодателей. Соответственно, появились средства для дальнейшего развития.

Вторым по значимости американским журналом можно назвать «Vogue» (1892 г.). Выходя раз в неделю, он сообщал своим читательницам о новостях мира моды. Его влияния нельзя недооценивать. Издание задало вектор развития многим последователям. Изобретением этого журнала стали постановочные съемки, которые в наше время именуются фотосессиями.

Процессы, происходившие  в обществе, заставили Артура Тюрнюра и Гарри Маквикара - основателей легендарного издания - изменить свою маркетинговую политику. И позиционировать Vogue не только, как еженедельник для представителей высшего общества, а как издание для более широкого круга читателей.

Еженедельник состоял  из 16 качественно отпечатанных страниц  ин-кварто. На обложке красовалась  изысканная гравюра. «Цена одного экземпляра -- десять центов -- позволяла человеку со средним достатком приобрести журнал и узнать, что же происходит в обществе» Ты помнишь, как все начиналось…(История журнала «Vogue») // Режим доступа: http://www.glammilk.ru/?p=6462. Журнал заявлял о себе, как о продукте не только сообщающем о последних модных тенденциях, но и экономящем время. На его страницах публиковались сообщения о модных выставках, премьерах театральных постановок, рецензии новинок книжного рынка. Но определенную грань издатели решили не переходить. Претендовать на статус еще и литературного журнала они не стали. Вероятно, причина в непопулярности очерков начинающих авторов. В 60-е гг. XX в. Vogue стал одним из самых влиятельных модных журналов. Добиться этого статуса позволила работа главного редактора Дайаны Врилэнд. Изменилась подача материала. Статьи стали создаваться с прицелом на деловых активных женщин.

Во Франции культовым  стал L'Officiel de la couture - старейший из ныне существующих французских модных изданий. Он появился в Париже 1921 г., а в 1938 г. Произошло одно из важнейших событий: «он стал первым журналом мод, опубликовавшим цветные фотографии» Каминская Н. М. История костюма. М., 1986. С. 78.. стал первым журналом мод, опубликовавшим цветные фотографии. Интерес слабой половины человечества не заставил себя ждать. И это издание заняло видное место среди прессы для женщин. Успех был оглушительным.

В 1937 г. появляется журнал Marie-Claire, посвященный не одной лишь моде, а предлагающий разнообразные рецепты красоты, обсуждающий темы здоровья, публикующий читательскую почту и прочее. Создателем первого номера был Джин Прувост. Каждую среду французские читатели толпились у газетных киосков в ожидании свежего номера. Но в 1942 г. власти немецкой оккупации во Франции приостановили выпуск большинства журналов, среди которых был и Мари Клэр. Издание вновь появился на прилавках только в 1954 г. Но изменилась его периодичность. Теперь он выходил не еженедельно, а ежемесячно. В 1976 г. Прувост передал свое дело дочери Эвелин.

В 1945 г. выходит новый французский  журнал Elle. В переводе с французского «она». Издание основали Пьер Лазарефф (Pierre Lazareff) и его жена «донская казачка по происхождению, Елена Лазарева - Элен Гордон-Лазарефф» Донская казачка Елена Лазарева издаёт журнал «ELLE» // Режим доступа: http://www.russkayamoda.com/2010/10/08/donskaya-kazachka-izdet-zhurnal-elle/. В 1945 г. на французских прилавках появился тонкий еженедельный журнал, напечатанный на не очень хорошей бумаге. Не смотря на это, он стал очень популярным. Элен Гордон-Лазарефф знала, какой журнал нужен женщинам и как вернуть им вкус к жизни, работе, семье, моде после безрадостных военных лет. На обложке журнала впервые появились начинающая модель Брижит Бардо. Модельеры Кристиан Диор и Андре Курреж тоже во многом обязаны Элен своей славой.

И еще одно популярное издание, сыгравшее важную роль в развитии женских изданий - «Burda moden». Его история началась с основания Энне Бурда в 1949 г. издательства журналов в Оффенбурге. Уже в январе 1950 г. в Германии вышел первый номер: «Энне хотела назвать его Favorit. Номер был уже в печати, когда одно венское издательство вдруг заявило претензию на это название. Нужно было срочно принимать решение. Замена названия с Breuer Moden на Anna Moden не устраивала Анну: «Это вызывало ассоциацию со скучающей домохозяйкой". В конце концов она остановила свой выбор на варианте Burda Moden» Дамен У. Энне Бурда: Бурда моден - это я! М., 2010. С. 49.. Очень быстро журнал вошел в число самых популярных журналов для любительниц шитья в мире.

В конце XIX, начале XX вв. журналов для женщин становится все больше. Наряду с прославленными популярными  изданиями, появлялись журналы с  небольшим тиражом - самые известные  из них «Gazette du Bon Ton», «Le Trait parisien», «Art Gout Beaute». Некоторые были рассчитаны на модную публику, к примеру, «Vaniti Fair» (1913 г.), издающийся и по сей день. Другие предназначались домохозяйкам и рукодельницам. Среди них «Le Petit Echo de la mode (1880 г.), «le Jardin des Modes» (1923 г.), «Modes et Travaux» (1919 г.).

Прогресс женской прессы можно связать с бурным развитием  культуры, образования, что увеличило  аудиторию. Технический прогресс уменьшил стоимость изданий, упростил и доставку номеров. Эти факторы благотворно  сказались на всей индустрии. Женские  журналы превратились в популярный и доступный тип СМИ. Чем больше разрасталась аудитория, тем больший  интерес к женским изданиям проявляли  рекламодатели. Денежные вливания позволили  журналам развиваться.

1.2 История создания  и развития журналов для женщин  в России

Появление прессы для женщин связано с «екатерининской эпохой». В это время в России происходили  существенные перемены как в культурной, так и в общественной жизни. Дворяне увлеклись изучением музыки, живописи, литературы в связи с отменой обязательной службы для представителей их сословия. Развивалась и журналистика. Появилась частная периодика, например, «Трудолюбивая пчела» (1759 г.) А.П. Сумарокова. В начале 60-х выходят множество литературных журналов («Полезное увеселение»), сатирическая периодика («Всякая всячина»), музыкальные журналы («Музыкальные увеселения»), детские издания («Детское чтение для сердца и разума») и многие другие. Увидела свет и пресса для женщин. В 1779 г. Н.И. Новиков выпустил первый номер журнала «Модное ежемесячное издание, или Библиотека для дамского туалета». Появлению подобного издания ранее мешал низкий уровень образования. Немаловажной причиной являлось и то, что количество образованных мужчин в разы превышал процент грамотных женщин.

Информация о работе Трансформация образа женщины в отечественной прессе