Трансформация образа женщины в отечественной прессе

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 15:54, дипломная работа

Описание работы

С развитием современного общества и его переходом от индустриального к информационному, на первый план общечеловеческого восприятия выходит понятие, создание, описание и принятие образов. Таких, как правила поведения, стиль жизни, общность морали и равноправие. В этой связи, СМИ, как главный источник информации, обрели новую - менторскую - или даже, лучше сказать, воспитательную функцию. Так или иначе, каждое издание, обращаясь к собственной аудитории, помимо общего информирования, имеет возможность влиять на взгляды, оценки и мнения собственных читателей на те или иные события, факты. Вряд ли стоит доказывать, что пресса уже довольно давно делится не только по специализации, например, для автолюбителей или экономистов, но и по гендерному признаку.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Обзор современной «женской» прессы
1.1. Основные этапы становления женской прессы
1.2. История создания и развития журналов для женщин в России
1.3. Образ женщины в современных российских и западных СМИ
Глава 2. Гендерные стереотипы в современных масс-медиа
2.1. Типология женских журналов
2.2. Критерии отбора контента в женских изданиях
2.3. Образ женщины будущего. Перспективы развития женской прессы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Библиография

Работа содержит 1 файл

cosmo-tajny_zvezd-psiho.docx

— 147.45 Кб (Скачать)

Аудитория этого журнала  аполитична, живет интересами элитной  богемы: презентации, вернисажи, ночные клубы, встречи, поездки. Семейное положение и профессия в данном случае роли не играют (раздел «Статьи» с рубриками «Музыка», «Кино», «Книги», «Мемуары», «Живопись», «Стиль жизни» и др.). Привычные для женской прессы разделы по домоводству и воспитанию детей в структуру данного журнала не включены.

В 1997 г. издатель «Harper's Bazaar» приступил к выпуску журнала «Marie Claire». По концепции он схож с «Cosmopolitan» и «Еllе». Разделы: «Темы номера», «Интервью Marie Claire», «Расследование Marie Claire» (статьи о социальных проблемах женщины, семьи), «Мир культуры», «Личная жизнь», «Мода», «Здоровье», «Салон красоты».

В 1998 г. в России начал  выходить журнал «Vogue», основанный в США в 1892 г.. Издание выходило еженедельно. «Vogue» рассчитан на состоятельную аудиторию, интересующуюся модой и стилем жизни. В 60-е гг. XX в. он превращается в один из самых влиятельных модных журналов, в 70-е гг. становится ежемесячным и позиционирует себя как издание для деловых женщин. Президент «Conde Nast-Россия» в интервью журналу «Эксперт» высказался так, «...Vogue нужен свой потребительский рынок, и этот рынок растет: мы не продаем «пятый оргазм с моим шефом», как другие. Мы продаем вкус» Элемент сладкой жизни // Эксперт. 1998. № 33. С. 49.. Тем самым редакция четко обозначила сферы своих информационных интересов .

В середине 90-х гг. женщины  стали активно проявлять себя в бизнесе. Но в СМИ представлялись в привычных образах: тиражировался  тип женщины-домохозяйки, а пресса в качестве героинь для материалов выбирала актрис, за ними по количеству упоминаний следовали проститутки.

На рынке появлялись и  феминистские журналы, но их доля совсем небольшая. Подобный тип изданий  непопулярен у массового читателя.

В 90-х гг. на рынке печатных СМИ стали появляться женские  профессиональные журналы. Основная их задача - удовлетворить профессиональные интересы читательниц, а также личные, продиктованные местом работы и стилем женщины.

На медиарынке появились и издания религиозной тематики. В 2006 г. вышел православный женский журнал «Славянка». «Из номера в номер журнал рассказывает о высоком предназначении женщины, о женских судьбах, любви, чудесах веры, здоровье, нравственных основах брака, семейных взаимоотношениях, воспитании детей, русских традициях. Нашими постоянными авторами являются батюшки, которые отвечают на простые и сложные вопросы читателей, объясняют, как вести себя в храме, рассказывают о значении Таинств, об истории церковных праздников, о житиях святых и чудотворных иконах» «Славянка» - лучший женский журнал России // Режим доступа: http://www.slavianka.com/about/. Примечательно, что большая часть отечественных женских журналов предпочитает не обращаться к теме религии, что можно объяснить несколькими причинами. Во-первых, в советский период тема религии, православия не затрагивалась отечественной женской периодикой. Во-вторых, аудитория женских журналов многонациональна и, выделять интересы только одной группы верующих неэтично. В-третьих, на российском медиарынке большой популярностью пользовались западные издания, в которой эта тема также не затрагивалась. Российские издатели не считали необходимым затрагивать темы религии в своих изданиях.

Православное женское  издание стало предлагать темы, исследовать  проблемы, от которых «отказалась» большая часть массовых журналов для женщин. Кроме того, массовая женская периодика знакомит аудиторию  с весьма ограниченным спектром женских  образов, объединенных стремлением  современниц к достижению успехов  в политике, бизнесе, науке, приближением к параметрам «модной красоты», при  этом о духовном мире женщины в  СМИ не писали.

Однако выпуск подобных изданий  связан с рядом экономических  проблем - в отличие от массовых женских  журналов в его задачу не входит привлечение рекламных капиталовложений.

Журналы для женщины-матери - популярная и распространенная группа изданий на современном рынке  прессы. Основная их задача - помочь женщине  подготовиться к материнству, воспитать  здорового ребенка. Сейчас данный тип  представляют журналы «Лиза. Мой  ребенок», «9 месяцев», «Мама и малыш» и другие.

Ежегодно появляются все  новые женские издания. Одна из причин, по которой аудитория проявляет  к ним повышенный интерес «успешная  реализация данным видом СМИ воспитательной функции. Читатели, определяя модели личного поведения в социуме, в немалой степени используют информацию, предлагаемую женскими журналами». Боннер-Смеюха В.В. Издания для прекрасных дам: женские журналы России [Текст] / Ростов-на Дону, 2009. С. 107.

журнал женщина трансформация  образ

Глава 2. Гендерные стереотипы в современных масс-медиа

2.1 Типология женских  журналов

На российском рынке сегодня  представлено достаточно большое количество изданий, ориентированных исключительно  на женскую аудиторию. Но, не смотря на их схожесть, среди журналов для  женщин есть и различия, причем, иногда довольно существенные. Разницу можно  проследить, например, в формате, информационной политике, форме подачи материалов и возрастной направленности. Поэтому, изучив наиболее известные и широко распространенные издания, я решила разделить их на несколько основных категорий, которые, как мне кажется, хорошо характеризуют как схожесть, так и различия этих изданий:

Универсальные

К данной категории, как следует  из ее названия, я отнесла журналы, которые могут быть интересны  большинству женщин независимо от возраста и социальной принадлежности. Например, «Крестьянка», «Лиза», «Тайны звезд».

«Крестьянку» отличают многолетние  традиции. Журнал, на мой взгляд, обращается к женщинам, которые интересуются домашним хозяйством, кулинарией, воспитанием  детей, здоровьем. Отсутствуют политические и идеологические установки. Женщина  рассматривается как хозяйка, мать и хранительница очага. При этом, мода и косметика не рассматриваются как приоритетные темы - им в "Крестьянке" отводится всего несколько полос.

«Лиза», по моему мнению, ориентируется на женщин-обывательниц, посвятивших себя семейным делам, а  также незамужним, но готовящимся  к семейной жизни. На тех, кто хочет  не только вкусно готовить, следить  за здоровьем, но и ухаживать за своей  внешностью, читать романтические истории, анекдоты. Издание большое внимание уделяет не только информированию и  обучению аудитории, но и ее развлечению. Читательницы и этого издания  далеки не только от политики, идеологии, но и, как правило, от общественных проблем.

«Тайны звезд» - новое  веяние на рынке женских СМИ. Журнал, на мой взгляд, ориентируется на женщин, которые, в первую очередь, интересуются «горячими» новостями, материалами о жизни звезд шоу-бизнеса, кино и эстрады и только потом читают полезную информацию (финансы, право, кулинария, здоровье, мода и т.д.).

Элитарные

Это издания, объединенные по признаку сравнительно высокой розничной  стоимости. К ним я бы отнесла  «Cosmopolitan», «Elle», а также журналы мод, к примеру, «Vogue».

От первой группы их отличает качество полиграфии, содержание, объем  и большое количество рекламы. Эти  издания преимущественно пишут  о различных брендах дорогой  косметики, парфюмерии, одежды. Название типа мотивировано уровнем финансовой обеспеченности читательниц - это женщины  со средним и высоким уровнем  достатка, чье экономическое положение  позволяет покупать дорогостоящую  продукцию.

Специализированные

«Psychologies», «9 месяцев», «Shape» и многие другие. Как видно из их названий - это узконаправленные издания, которые на своих страницах широко освещают одну конкретную тематику и лишь попутно обращают внимание аудитории на иные проблемы и темы.

Например, для журнала  «Psychologies» основная направленность - это различные жизненные ситуации, рассматриваемые с точки зрения психологии. «9 месяцев» - журнал для будущих и нынешних мам, в котором подробно рассматриваются вопросы беременности и родов. «Shape» - издание о здоровом образе жизни, фитнесе и занятиях спортом, правильном питании и диетах.

2.2 Критерии отбора  контента в женских изданиях

Как уже было отмечено выше, женские журналы разных типов  отличаются друг от друга аудиторией, на которую ориентируются при  создании материалов, формой подачи, розничной  стоимостью.

Для того чтобы представлять себе эти различия более конкретно, возьмем по одному изданию из каждой выделенной категории и подробно рассмотрим. Для анализа я решила выбрать три наиболее ярких в  своей группе журнала: «Cosmopolitan», «Psychologies», «Тайны звезд».

Журнал «Cosmopolitan».

Обратимся к сайту журнала. Издание позиционирует себя таким  образом:

«Cosmopolitan - это журнал с очень личностным подходом. Мы обращаемся к каждой конкретной читательнице и стараемся быть максимально приближенными к реальности! Мы понимаем, что у нее есть свои страхи, комплексы и проблемы, но мы в нее верим и стараемся помочь преодолеть любые трудности. При этом мы никогда не настаиваем на каких-то конкретных действиях. Cosmo не создает готовую картинку для подражания, а показывает, какой завтра может стать жизнь, если сегодня приложить немного усилий. Мы предоставляем информацию к размышлению и помогаем полезными советами. Именно поэтому один из наших лозунгов: «Будь разной, будь собой!» Концепция журнала // Режим доступа: http://www.cosmo.ru/about/magazine/conception.php

Структура журнала:

Номера «Cosmopolitan» содержит:

1. Начало журнала состоит  из рубрик, среди которых:

- гость номера: каждый  месяц редакция приглашает известную  персону поучаствовать в создании  журнала: предложить темы, высказать  свое мнение по поводу готовых  статей.

- девушка Cosmo в эту минуту…: советы, которые актуальны именно в данном месяце.

- планета Cosmo: новости шоу-бизнеса, кино и музыки, факты из жизни русских и иностранных звезд, тесты, идеи для выходного дня. 

www.cosmo.ru: на этой странице публикуются анонсы тестов и конкурсов с сайта, опросы, новости всемирной сети.

- горячо!: модные образы  месяца - правильный выбор вещей  и аксессуаров.

- звездный стиль: идеи  макияжа и стиля, о которых  рассказывают известные девушки.

- перед зеркалом: более  10 страниц советов косметологов, визажистов и парикмахеров, парфюмерно-косметические  продукты, тенденции макияжа.

- взлетная полоса: Cosmo открывает новые лица.

2. Постоянные рубрики

- Ты&Он: все об отношениях между мужчиной и женщиной.

- Твоя жизнь: социальные  явления, cosmo-советы, подрубрики «cosmo-адвокат» и «cosmo-опыт».

- Секс&Sex: материалы, посвященные разрешению проблем в сексуальной жизни.

- Твоя карьера: все  о карьерном росте.

- Твое здоровье: диеты,  фитнес, консультации врачей.

- Путешествие: лучшие  места для отпуска в следующем  месяце.

- Мода&Красота: модные съемки, советы модного отдела и независимых профессионалов, репортажи о красоте и интерьерах.

- Cosmo-чтение: конкурс «проба  пера» для читательниц, история  о выдающейся личности в подрубрике «женщина века».

3. Специальные рубрики:

- только в Cosmo: материал, посвященный серьезной актуальной проблеме.

- cosmo-репортаж: с шоколадной  или ювелирной фабрики, из аэропорта  и других любопытных мест.

- cosmo-эксперимент: с реальными  людьми.

4. В некоторых номера  появляются спецсекции, посвященные одной теме, - например, путешествиям, уверенности в себе, музыке и т.д.

Над номерами журнала  работают:

Главный редактор: Аля Баданина. В 2011 г. она сменила на этом посту Елену Васильеву. Елена назначена издателем группы журналов, выпускаемых под брендом Cosmo.

Арт-директор: Екатерина  Нижарадзе.

Заместители главного редактора: Евгения Батурина, Ирина Лобачева.

Ответственный редактор: Елена  Митина.

Директор отдела моды: Анна Рыкова.

Директор отдела красоты: Наталья Шерстюк.

Шеф-редакторы: Елена Мясникова, Эллен Фербеек.

Старший редактор: Юлия Решетова.

Редакторы: Ольга Жилина, Анастасия Красавчикова, Юлия Николаева.

Корреспондент: Анна Ступенькова.

А также старший дизайнер, дизайнер, продюсер-постановщик фотосъемок, продюсер отдела моды, редактор отдела моды, координатор отдела моды, редактор отдела красоты, ассистент отдела красоты, старший фоторедактор, фоторедактор, старший контрольный редактор, контрольный редактор, менеджер редакции.

Cosmopolitan в мире

«Журнал имеет 55 изданий, которые  выходят в более чем 100 странах  мира,в том числе: США - 2 982 000 экземпляров, Великобритания - 456 500 экземпляров, Франция - 350 000 экземпляров, Италия - 255 000 экземпляров, Китай - 221 000 экземпляров, Мексика - 300 000 экземпляров, Бразилия - 292 000 экземпляров» Cosmopolitan в мире // Режим доступа: http://www.cosmo.ru/about/magazine/geo.php.

Рис. 1 Аудитория журнала:

Средний ожидаемый тираж  по году - 900 000 экземпляров. Тиражи. Режим  доступа: http://www.cosmo.ru/about/magazine/circulation.php

РРисунок 2 // Режим доступа: http://www.cosmo.ru/about/magazine/circulation.phpисунок 2

Под брендом Cosmo выходят:

РРисунок 3 Под брендом Cosmopolitan // Режим доступа: http://www.cosmo.ru/about/magazine/brand.phpисунок 3

Реклама

На своем сайте издание  разместила данные о рекламе и  аргументы в пользу выбора рекламодателями  именно «Cosmopolitan»:

1. Рекламу, размещенную  в COSMOPOLITAN, видят миллионы.

На сегодняшний день читательская аудитория журнала составляет около 3 500 000 читателей

2. Наши читательницы в  состоянии купить рекламируемый  товар.

Читательская аудитория COSMO

(доход СС+)

По сравнению с другими  женскими журналами Cosmopolitan имеет наибольшее количество состоятельных читательниц.

Cosmopolitan……3 444 660 / 1 347 050

Glamour…………1 421 120/625 660

Elle……………….597 250 / 274 100

Vogue……………414 820 / 213 030

3. Рекламе в COSMO доверяют

72% наших читательниц обязательно  купят товар, который увидели  в журнале.

4. Ваш продукт видят  активные потребители.

- 100% читательниц Cosmopolitan следят за собой и регулярно ходят по магазинам, интересуются новинками в мире моды, красоты.

5. Реклама вашего продукта  на страницах журнала - это  очень выгодно.

СРТ (стоимость  рекламы на 1000 читателей, $)

МОСКВА РОССИЯ

Cosmopolitan - 21,39 Cosmopolitan - 6,82

Glamour - 26,68 Glamour - 7,74

Еlle - 79,23 Elle -25,45

Vogue - 68,93 Vogue - 34,23

Marie Claire - 95,60 Marie Claire - 46,80

6. Мы творчески подходим  к пожеланиям наших клиентов, предлагая каждому из них уникальные  рекламные возможности!» Рекламодателям // Режим доступа: http://www.cosmo.ru/about/magazine/advertising.php

На сайте издания представлены макеты полос. Презентованы рекламные  возможности, то есть варианты, каким  образом может располагаться  реклама на страницах «Cosmopolitan»: обложка, образец аромата, плотная вставка, вложение в обложку, закладка на рекламной странице, пробный образец, приклеенный на рекламную страницу, рекламная брошюра, интеграция рекламного макета в редакционный материал. Ниже представлены примеры расположения рекламы:

Средства массовой информации не только отражают, но и формируют  положительные или отрицательные  гендерные стереотипы, они создают общественное мнение, ролевые модели, образ мыслей, отношение к прошлому, настоящему и будущему. Ранее СМИ транслировали «упрощенный» вариант общественного порядка, при котором женщине отводилось всего два полюса: либо домработницы-матери, либо модели-игрушки (сексуальный объект). Но журнал «Cosmopolitan» позиционирует себя, как журнал для модной, красивой, образованной и успешной женщины. Женщины, которая достаточно зарабатывает, чтобы приобретать дорогие товары, путешествовать, получать и улучшать свое образование, открывать свое дело, носить модную дорогую одежду, пользоваться лучшей косметикой и парфюмерией. Стоит заметить, что потребление дорогих товаров возводится в культ. Данная позиция, на мой взгляд, связана с привлечением рекламодателей. При этом редакция транслирует читателям желательные и нежелательные потребительские ориентации:

Информация о работе Трансформация образа женщины в отечественной прессе