Трансформация образа женщины в отечественной прессе

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 15:54, дипломная работа

Описание работы

С развитием современного общества и его переходом от индустриального к информационному, на первый план общечеловеческого восприятия выходит понятие, создание, описание и принятие образов. Таких, как правила поведения, стиль жизни, общность морали и равноправие. В этой связи, СМИ, как главный источник информации, обрели новую - менторскую - или даже, лучше сказать, воспитательную функцию. Так или иначе, каждое издание, обращаясь к собственной аудитории, помимо общего информирования, имеет возможность влиять на взгляды, оценки и мнения собственных читателей на те или иные события, факты. Вряд ли стоит доказывать, что пресса уже довольно давно делится не только по специализации, например, для автолюбителей или экономистов, но и по гендерному признаку.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Обзор современной «женской» прессы
1.1. Основные этапы становления женской прессы
1.2. История создания и развития журналов для женщин в России
1.3. Образ женщины в современных российских и западных СМИ
Глава 2. Гендерные стереотипы в современных масс-медиа
2.1. Типология женских журналов
2.2. Критерии отбора контента в женских изданиях
2.3. Образ женщины будущего. Перспективы развития женской прессы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Библиография

Работа содержит 1 файл

cosmo-tajny_zvezd-psiho.docx

— 147.45 Кб (Скачать)

1. Усвоение социальных  ролей, ролевого клише по признаку  пола, потребительского поведения.

2. Стимулирование мотивации,  касающейся потребления: увеличение  желания приобретать материальные  блага и стремления к чрезмерному  потреблению.

3. Приобретение общих  знаний о процессе потребления:  расширение знания о возможных  покупках тех или иных товаров,  создание позитивного отношения  к рынку, к магазинам и т.д.

4. Негативное воздействие,  которое препятствует развитию  потребительских навыков: уменьшение  способности реалистически воспринимать  рекламируемые товары.

Читательскую аудиторию  отечественного «Cosmopolitan» составляют главным образом молодые женщины в возрасте до 34 лет (41,6%). 33,8 % аудитории является служащими. Исходя из социальных характеристик аудитории, журнал предлагает материалы, основная цель которых - наладить взаимоотношения в профессиональном коллективе, привлечь внимание сексуального партнера.

Предметно рассмотрим номер журнала за июнь 2011 года

По традиции в качестве приветственного материала читатель видит «Письмо редактора». В нем Аля Баданина раскрывает содержание номера. А именно, предлагает аудитории узнать истории людей, обожающих путешествовать, проанализировать, кем, в первую очередь, себя считает читательница и прочитать статью о том, что не хотеть ребенка в наши дни вполне нормально. Это текст отходит от обычного стереотипного мышления. Получается, что женщина может не быть мамой и женой, а, к примеру, стать путешественницей. И подобное позиция не вызывает у главного редактора отрицания.

Рубрика «книги». Автор: Мария Вуль. Половина полосы отведена под интервью с писателем Гретхен Рубин. Автор объясняет выбор героя материала таким образом: «ее сделал знаменитым «Проект «Счастье»: Гретхен составила четкий план (цель - стать счастливее) и год ставила на себе эксперименты, описывая их в блоге. И радости прибавилось! Записи сложились в книгу-бестселлер» «Cosmopolitan» за июнь 2011. Суперблиц для…Гретхен Рубин. С. 36. . Лид, на мой взгляд, заинтересовывает, как и содержание интервью. На такую книгу хочется потратить деньги. Ее тема, именно в таком формате, не слишком растиражирована.

Помимо интервью на полосе представлены рецензии на четыре книги. Первую обобщенно охарактеризовали - в поисках утраченного (Майкл  Ондатже «В шкуре льва»). Вторую - научные тайны (Джон Уоллер («Правда и ложь в истории великих открытий»). Третью - история путешествий (Сейс Нотебоом «Красный дождь»). Четвертую - о жизни и любви (Нгози Адичи Чимаманда «Половина желтого солнца). Писатели и темы разные, книги не на слуху, поэтому, на мой взгляд, могут заинтересовать читательниц, хотя серьезной литературы не хватает.

Рубрика «Кино». Автор: Сергей Степанов. Опубликованы рецензии на картины разных жанров (блокбастер, комедия, политический триллер, мелодрама), подходящие для массовой аудитории. Именно такое кино смотрят и хотят смотреть подавляющее большинство читательниц «Cosmopolitan», именно такие картины идут в кинотеатрах. Но есть и читательницы с другими предпочтениями, которых подобные картины заинтересовать не в силах. Хотелось бы видеть информацию и о серьезных или исторических фильмах. Даже если читательница живет в маленьком городе и не имеет возможности посмотреть ленты в кинотеатре, она могла бы скачать фильм из сети Интернет.

Рубрика «Музыка». Автор: Антон Обозный. Эта рубрика на меня, как на читателя, произвела хорошее впечатление. Мнение автора о музыке показалось необычным и интересным. Материал рассказывает о творчестве молодых зарубежных исполнителей: Адель, Джерси Джей, Клер Магуайр, Кейт Буш. Думаю, большинство читательниц, как и я, уже устали читать об исполнителях, которые давно известны в России. Новая информация, живо и остроумно поданная, нерастиражированные персоны заставили прочитать полосу целиком и не пожалеть о потраченном времени.

Рубрика «Афиша». Автор: Марина Петренко. Подборка разнообразна: представлены фестиваль, музыкальная премия, выставки современного и классического искусства, концерты, спектакли. Но подача оставляет желать лучшего. Текст написан либо очень скучно, либо не оставляет сомнений в том, что он рекламный.

Рубрика «Сайты июня»

Автор Мария Хмеленко подошла к подбору Интеренет-адресов профессионально. Каждая читательница найдет свою ссылку. Здесь есть сайты для девушек с разными интересами:

http://www.stop-list.ru (информация  о честности работодателей) - для  тех, кто ищет работу;

https://easyfinance.ru/ (онлайн-бухгалтерия) - для контроля расходов;

http://www.googleartproject.com/ (виртуальная  навигация по реальным музеям  всего мира) - для любителей искусства.

https://www.clubpenguin.com/ (изучение  английскому детей) - для заботливых  мам или теть.

https://www.babycenter.com/ (сайт для  беременных) - для тех, у кого  в приоритете на данный момент семья.

Рубрика «Взлетная  полоса»

Автор Андрей Захарьев представил биографию писательницы Софии Катениной и артиста балета Артема Овчаренко. Не смотря на то, что содержательная сторона материала низкая, статья наводит на мысль, что главное захотеть и все получится. Данный посыл соответствует концепции журнала и транслирует аудитории правильную установку - установку на успех.

Рубрика «Ты&он»

Статья «Позови меня»  психолога Марии Морозовой. В  материале специалист, я бы сказала, высмеивает желание женщин выходить замуж и убеждает, что незамужние сами отвергают кандидатов. Я согласна с мыслью автора, что стремиться замуж только для обретения статуса  замужней женщины не стоит. Но подача меня, как читателя, несколько озадачила. На мой взгляд, она грубовата: «Муж-призрак - это вон тот молчаливый парнишка из IT, или охранник из гаража, или - помнишь? - офтальмолог из вашей поликлиники. Не помнишь? Не замечала. А стоило бы: если они не беспокоят тебя сейчас, то и в браке много хлопот, скорее всего, вряд ли доставят. Зато статус обеспечат: ты будешь прекрасной и свободной  карьеристкой, как раньше, только со штампом в паспорте» «Cosmopolitan» за июнь 2011. Позови меня. С. 94.. С другой стороны, небанальный подход, нестандартный фразы приковывают внимание. Во многих других изданиях для женщин содержание статьи на эту тему сводилось бы к пошаговому плану завоевания мужчины.

Статья «Отказал услугу». В материал идет речь о том, как  заставить мужчину выполнять  просьбы. Автор Алексей Караулов описывает ситуации, аргументы мужчины  и тактику поведения женщины. Статья жизненная, советы могут пригодиться  читательницам. Но этот материал говорит  о неравном положении, о приспособленческом поведении женщины. Рисуется образ зависимой домохозяйки, которая в силу своего положения не может поговорить с партнером на равных, а вынуждена прибегать к хитрости, чтобы добиться своего: «Радостно хлопать в ладоши, услышав согласие. Это, кстати, никогда не помешает: как известно, мы млеем от внезапной благодарности»«Cosmopolitan» за июнь 2011. Отказал услугу. С. 116. ; «Он просит помочь ему с плиткой? О`кей, а давай мы вместе съездим на рынок за плиткой, а потом ты все промеряешь! Замешать цемент? А давай ты мне покажешь, как это делается, а дальше я сама. Нет, еще покажи… Угу, почти поняла. А еще раз?... «Cosmopolitan» за июнь 2011. Отказал услугу. С. 117.». На мой взгляд, этот образ не соответствует заявленному образу уверенной, умной и самодостаточной Cosmo-девушки.

Интервью с актрисой Светланой  Хоченковой. Беседу вела Ольга Боровик. Вопросы затрагивают стандартные темы: отдых («что ближе - пляжный отдых или, скажем так, познавательный городской туризм? «Cosmopolitan» за июнь 2011. Интервью. С. 123.»; питание, диеты («Вы ведь еще и мясо не едите. А что у вас теперь в меню?» «Cosmopolitan» за июнь 2011. Интервью. С. 124.); уход за собой («предпочитаете салонные процедуры или все своими силами» «Cosmopolitan» за июнь 2011. Интервью. С. 124.); потребление («я слышала, вы обожаете шопинг?» «Cosmopolitan» за июнь 2011. Интервью. С. 124.; отношения («А мужчины? С приходом известности их стало больше вокруг вас?» «Cosmopolitan» за июнь 2011. Интервью. С. 126.).

Данный материал, на мой  взгляд, не раскрывает личность актрисы. Светлана отвечала на подобные вопросы  тысячу раз, поэтому ответы скучны. Полезных жизненных установок материал не несет.

На одном из снимков  актриса позирует в платье. На фотографии указана фирма-производитель наряда. Происходит формирование потребительских  предпочтений, а не расширение кругозора. Расчет, что читательницы, стремясь походить на актрису, приобретут платье с фотографии.

Спецсекция «Без границ». Серия статей посвящена путешествиям, отдыху. В первом материал - «Попутно замечая» автор Екатерина Бабкова рассказывает, как правильно искать попутчика, дает советы, например: «Обсудите все финансовые вопросы еще на берегу»«Cosmopolitan» за июнь 2011. Попутно замечая. С. 132. . На мой взгляд, если журнал заявляет, что пишет для умной, успешной, то подобные рекомендации слишком просты. По моему мнению в статье недостает полезных фактов, данных, например, перечня самых посещаемых и надежных сайтов по поиску попутчиков. Но, к сожалению, данный вопрос автор обошла стороной.

Рубрика «Твоя  жизнь». Статья «Детский трепет», повествующая о женщинах, которые не хотят иметь детей. Они не осуждаются, но завершение материала таково: «От любви до ненависти один шаг. И от нежелания иметь ребенка до стремления родить его во что бы то ни стало - тоже. Вот увидишь!»«Cosmopolitan» за июнь 2011. Детский трепет. С. 165. На мой взгляд, это говорит о том, что автор Ирина Ковалева не принимает данную позицию, не считает, что решение женщины может быть взвешенным и осознанным, пытается убедить, что время обязательно придет. Данная позиция устанавливает рамки, транслирует стереотипную мысль, что женщина во что бы то ни стало должна стать матерью.

Больше половины номера занимает информация об актуальной одежде, ее сочетаниях, методах корректировки недостатков  фигуры, последние тенденции в  аксессуарах, украшениях, прическах, дизайне, косметические и парфюмерные  новинки, отношения внутри пары, секс.

Из анализа половины номера можно сделать вывод, что темы в большинстве своем банальны и избиты, подачи шаблонны и стереотипны, далеко не все установки соответствуют  образу успешной современной женщины, как об этом заявлено на официальном  сайте издания. Но следует заметить, что яркие материалы в журнале  все же присутствуют. На мой взгляд, включение в номер посредственных материалов и при этом статей с высокой содержательной стороной объясняется желанием угодить наиболее широкой аудитории, а значит обеспечить максимальную доходность.

Отмечу некоторые материалы  данного номера, которые представляются мне интересными и полезными  для читательниц:

1. Спецсекция «Без границ». Статья «Полет фантазии». Автор Татьяна Косилова рассказывает, как можно провести время в аэропорту в ожидании своего рейса. Даны четкие рекомендации («Амстердамский аэропорт Скипхол…Ежедневно открыты художественные выставки, все желающие могут прокатиться на винтажном самолете» «Cosmopolitan» за июнь 2011. Полет фантазии. С. 138. ). К этой информации прилагаются Интеренет-адреса аэропортов Европы, Азии, США.

Статья «Поехала крыша». Марина Пантелеева подробно рассказывает, что такое кемпер («дом на колесах») и как можно на них путешествовать. Автор сообщает об их видах, стоимости проката, необходимых документах, сайтах по поиску единомышленников. Полезная и небанальная статья.

Материал «Мир тесен». Опубликованы истории людей, которые сделали  путешествия своим образом жизни, превратили хобби в работу. Данный материал сам по себе не оказывает  существенную помощь при самостоятельной  подготовке к отдыху в другой стране. Но в нем указаны ссылки на блоги и сайты героев, где аудитория журнала может прочитать подробные рассказы о маршрутах, ценах, условиях. В тексте не делается различий между мужчиной-путешественником и женщиной-путешественницей. В своих возможностях они равны, что говорит о самодостаточности читательницы, на которую рассчитан данный материал.

2. Рубрика «Твоя жизнь». Статья «Естественный отбор». Автор Екатерина Канищева рассказывает о трех экофермах Подмосковья. Описывает людей, их создавших, уклад, услуги, развлечения. На мой взгляд, после прочтения этой статьи, читательницы вполне могут отправиться отдыхать на одну из них, то есть попробовать новый и необычный вид досуга, получить новые впечатления.

3. Рубрика «Дневники». Алина Фаркаш записала для читательниц историю молодой женщины. Ее неумением отказать в помощи пользовались родственники, друзья и знакомые. Далее следует рекомендация психолога и отчет о результатах работы специалиста с героиней. Материал учит решать конкретную проблему и транслирует мысль, что если возникают сложные ситуации, то ничего страшного в том, чтобы обратиться к специалисту, нет. На мой взгляд, это правильный подход.

4. Рубрика «Твоя карьера».

Статья «Работу достала». Материал содержит истории людей, которые  своей настойчивостью или смекалкой  устроились на работу, а также комментарии HR-специалиста (сотрудника отдела кадров). Задумка статьи интересна, но, на мой  взгляд, можно было бы включить в  нее больше полезной информации.

Материал «Учет и контроль». В статье опубликована история восхождения  по карьерной лестнице Ирины Шутовой (финансовый директор крупной компании). Даются правильные установки: «К нам  предъявлялись серьезные требования… Было много командировок, работа в выходные. В общем, хорошая профессиональная школа…Необходимо постоянно развиваться! Мир меняется, и эти перемены нужно анализировать, понимать и реагировать на них» «Cosmopolitan» за июнь 2011. Учет и контроль. С. 219.. Советы: «работа должна быть увлекательной. Нельзя тратить минимум 8 часов каждый день на то, что тебе не интересно…Необходим сильный стимул…На работе необходимо трудиться».

Материалы о карьере очень  важны для женщины в современном  мире. Вызывает сожаление тот факт, что из 338 страниц только 10 страниц (5 материалов) посвящены работе. При этом полезными и интересными являются всего 2 статьи.

Из множества статей актуальными  и нешаблонными оказались лишь некоторые. Как мне кажется, журнал становится более простым, рассчитанным на максимально  широкий круг читателей. Публикациям  о товарах и услугах отводится  большая часть номера. Керол Сарлер, ведущий обозреватель газеты Daily Mail, сравнивает издание со «старым сквалыгой, который давно продался рекламодателям». «Раньше - библия для либерально настроенных барышень, сейчас пишет только о сексе и является просто оскорблением современным женщинам», - говорит она» Известия. The Independent: "Космополитен" - для веселья феминистски настроенных дам? 28 ноября 2007 год. Режим доступа: http://www.izvestia.ru/news/331114..

Информация о работе Трансформация образа женщины в отечественной прессе