Трансформация образа женщины в отечественной прессе

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 15:54, дипломная работа

Описание работы

С развитием современного общества и его переходом от индустриального к информационному, на первый план общечеловеческого восприятия выходит понятие, создание, описание и принятие образов. Таких, как правила поведения, стиль жизни, общность морали и равноправие. В этой связи, СМИ, как главный источник информации, обрели новую - менторскую - или даже, лучше сказать, воспитательную функцию. Так или иначе, каждое издание, обращаясь к собственной аудитории, помимо общего информирования, имеет возможность влиять на взгляды, оценки и мнения собственных читателей на те или иные события, факты. Вряд ли стоит доказывать, что пресса уже довольно давно делится не только по специализации, например, для автолюбителей или экономистов, но и по гендерному признаку.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Обзор современной «женской» прессы
1.1. Основные этапы становления женской прессы
1.2. История создания и развития журналов для женщин в России
1.3. Образ женщины в современных российских и западных СМИ
Глава 2. Гендерные стереотипы в современных масс-медиа
2.1. Типология женских журналов
2.2. Критерии отбора контента в женских изданиях
2.3. Образ женщины будущего. Перспективы развития женской прессы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Библиография

Работа содержит 1 файл

cosmo-tajny_zvezd-psiho.docx

— 147.45 Кб (Скачать)

Таким образом, на формирование образа женщины в российских специализированных средствах массовой информации влияет как политика редакций, так и стремление извлечь максимальную прибыль.

С точки зрения перспектив развития женской прессы необходимо, на мой взгляд, учитывать и проблему снижения общего уровня эрудированности  и культуры населения вследствие достаточно спорной реформы образования.

Например, зам. директора  Института мировой экономики  и международных отношений Евгений  Гонтмахер прокомментировал распределение  денежных средств в федеральном бюджете на 2012-2014 годы: «К сожалению, в 2014 году доля ВВП на медицину и образование снижается, то есть денег мы на это будем тратить реально меньше. И это большая проблема. Если мы говорим о модернизации экономики, мы должны вкладываться в работающего человека… Но как мы можем рассчитывать на развитие экономики, если у нас работающий россиянин недолечен и недоучен? Сейчас государственные расходы на здравоохранения порядка 4% ВВП, в развитых европейских странах - 7-8%. По части финансирования образования мы тоже отстаем раза в два. А хотим Европу догнать, хотим чтобы наша экономика к 2020 году стала пятой экономикой мира. За счет чего она должна такой стать? Мы видим бюджет неразвития»«Комсомольская правда». Эксперты о бюджете 2012-2014: «Недоученный и недолеченный человек развивать экономику не сможет». Режим доступа: http://kp.ru/daily/25814.3/2793127/.

Если такая тенденция  оправдается и станет определяющей, то СМИ, в том числе женским  изданиям, придется соответствовать  потребностям аудитории. А значит, как  мне кажется, большинство журналов пойдут по пути наименьшего сопротивления. Таким образом, ухудшится качество языка, станет проще форма подачи материалов, а также снизится уровень  тем, освещаемых в этих изданиях.

Исходя из вышеизложенного, мне представляется наиболее вероятным  следующий сценарий развития российской женской прессы. Журналы специализированной категории типа «Psychologies» со временем могут терять свою аудиторию в силу объективных причин - серьезные темы станут менее интересными читателям, уровень образования которых снижается. А ответы на каждодневные вопросы, которые раньше давало издание «Shape» или «9 месяцев», становится проще и быстрее найти в Интернете.

Журналы элитарной категории, к которым мы отнесли брендовые издания, например, «Cosmopolitan», в силу своей специфики, постараются сохранить тиражи и популярность. При этом им придется в какой-то степени меняться для удержания аудитории. В последнее время наметилась определенная тенденция - освещаемые в журналах темы стали более узкими, рекомендации более детализированными, стиль - более динамичным и интерактивным. На мой взгляд, сохранится и стремление к упрощению языка и тем материалов. Одновременно такие издания продолжат транслировать потребительский образ жизни, для того чтобы не потерять рекламодателей, а значит и прибыль.

В этих условиях, как мне  кажется, популярность универсальных  изданий, пишущих на темы домашнего  хозяйства, взаимоотношений, останется  более или менее стабильной. Ведь основная часть аудитории, читающей о рецептах и семейном благополучии далека от Интернета. В свою очередь, аудитория журналов о жизни известных  персон, к примеру, «Тайны звезд» начнет набирать популярность. Подтверждением этой точки зрения может являться тот факт, что издательский дом  «Bauer Media Group» запустил в сентябре 2009 года еще один журнал, схожий, и, можно сказать, копирующий по тематике издание «Тайны звезд». Его название «Звезды и советы». Тираж: 330 000 экземпляров. Запуск нового издания состоялся, не смотря на финансовый кризис 2008 года. Его концепция звучит следующим образом: «Название журнала «Звезды и советы» и его слоган «Самый лучший журнал для женщин» - четко отражают концепцию и структуру издания. Первая и главная его часть - звездные истории. Вторая - сервисная информация: 100 самых лучших советов каждую неделю! Историями о звездах мы развлекаем читательницу, вызываем ее интерес к журналу, а полезными советами завоевываем ее доверие!» «Звезды и советы». Режим доступа: http://www.bauermedia.ru/ru/women/zis/

Так или иначе, образ жизни  женщины в российской прессе по-прежнему многогранен. Каждое издание старается  не только соответствовать своей  аудитории, но и привить ей свой - особенный - стиль жизни. Это выражается и в правилах ведения домашнего  хозяйства, и во взаимоотношениях с  противоположным полом, и в строительстве  карьеры.

Учитывая вышеизложенное, нельзя однозначно вывести единый, соответствующий всем изданиям, образ женщины в российской женской прессе. Очевидно, что, трансформируясь с годами, он продолжит изменяться под воздействием общественных, социальных и даже политических течений. Соответственно, и женские журналы в будущем сохранят свое разнообразие, при этом, большинство из них постараются подстроиться под веяние времени и интересы аудитории.

БИБЛИОГРАФИЯ:

Ажгихина Н.И. Гендерные стереотипы в современных масс-медиа. М. 1999.

Айвазова С.Г. Контакт  «работающей матери»: советский  вариант // Гендерный калейдоскоп: Курс лекций / Под ред. М.М. Малышевой. -М., 2001.

Альперина С.И. Адаптация  женских иностранных изданий  к российскому медиарынку (На примере журналов «Космополитан» и «Элль». Диссертация на соискание уч. степени к.ф.н. -М., 2003.

Арбатова М. Женская литература как факт несостоятельности отечественного феминизма // Преображение. 1995. № 3.

Берегиня №1. 1998. Январь.

Беспалова А.Г., Корнилов Е.А., Короченский А.П., Лучинский Ю.В., Станько А.И. История мировой журналистики. Москва - Ростов-на-Дону., 2003.

Блохина И. Всемирная история  костюма, моды и стиля. М., 2009.

Боннер-Смеюха В.В. Издания для прекрасных дам: женские журналы России. Ростов-на Дону., 2009.

Боннер-Смеюха В.В. Типологическая характеристика современных российских журналов для женщин // Филологический вестник РГУ. 2000, № 2.

Брандт Г.А. Природа женщины. Екатеринбург, 2000.

Вавилина В.Е. Об идеале современной  женщины // Роль СМИ и пропаганды в нравственном воспитании. М., 1979.

Ваза. 1856. №1,1884.

Ваниш В. Средства массовой информации и пропаганды в оценках женского общественного мнения // Женщины и демократизация: общественное мнение женщин по актуальным социально-политическим вопросам. - М., 1991,

Виноградова Т., Семенов В. Сравнительные исследования познавательных процессов у мужчин и женщин: роль биологических и социальных фактов // Вопросы психологии. 1993. № 2.

Воронина О.А. Свобода  слова и стереотипный образ женщины  в СМИ // Знамя. 1999. № 2.

Воронина Т.П. Информационное общество: сущность, черты, проблемы. - М., 1995.

Ворошилов В.В. Информационный рынок России: проблемы и перспективы: монография / -СПб, 2009;

Гламурный передел. Известия-Медиа: 2001. № 11 (25) 24 декабря;

Головенко А. Женский портрет в интерьере политики., Правда, 1997.03.07.

Горбачев М.С. Перестройка  и новое мышление. М., 1988.

Городникова М.Л. Гендерный фактор и распределение социальных ролей в современном обществе // Гендерный фактор в языке и коммуникации. Иваново, 1999.

Грабельников А.А. СМИ в постсоветской России. - М., 1996.

Грабельников А.А., Пряхин М.Н. СМИ в современном обществе: тенденции развития, подготовка кадров. -М., 1995.

Дамен У. Энне Бурда: Бурда моден - это я! М., 2010.

Дамский журнал. 1823. Ч. 1. № 2.

Дамский мир. 1915. №4.

Деготь Екатерина. От «Бурды»  к «Космополитан»: Главное в женском журнале - не сказать лишнего.// Коммерсант-daily 1997, № 17.

Долой глянцевых монстров! Интервью с Д.Кедриным // Огонек. 1996. № 6.

Друг женщины. 1882. №2.

Есин Б.И. История русской журналистики (1703-1917). - М., 2000.

Женский вестник. 1866/1867. №1.

Женский журнал. 1930. №№ 15,8.

Женское дело. 1917. №6-7.

Женщина. 1907-1908. №1.

Жукова А.В. Женская пресса как фактор социализации личности. Диссертация на соискание уч. степени к.ф.н. -СПб, 1999.

Журнал для милых. 1804. Ч. 1.

Журнал для хозяек. 1914. №1.

Журнал для хозяек. 1916. №3.

Завьялова И. «Еllе» шагает по Москве // Печатный двор. 1997. №3.

Западов А.В. История русской  журналистики XVIII-XIX веков (ч. 1).

Засурский И.И. Масс-медиа второй республики. - М., 1999.

Захаров Д.В. Трансформация  образа женщины в средствах массовой информации России в 70-90 гг. XX века на примерах журналов: «Работница», «Крестьянка», «Космополитан», Диссертация на соискание уч. степени к.и.н. - М., 2004.

Игнатов Н.Г. Мотоков С.И. Роль СМИ в процессе формирования общественного мнения // Вестник МГУ серия Х. 1997.

Из истории русской  журналистики начала XX века. М., 1984.

Иларионова Т.С. Информационные процессы в современной России. - М., 1999.

История мировой журналистики. изд. 3-е доп и исп., - Ростов н/Д., ИЦ « Март», 2003. - 432с.

Кабинет Аспазии. 1815. Кн. 6.

Каминская Н. М. История костюма. М., 1986.

Касьяненко Р. Журналы домохозяек и секретарш // Рекламный журнал. 2001. № 2.

Кирьянова О.Г. Американские женские журналы как тип массовых пропагандистских изданий//Вест. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 1978. №1.

Кирьянова О.Г. Американский женский журнал «Лейдис Хоум Джорнэл» как тип массового буржуазного пропагандистского издания. Автореферат диссертации к.ф.н. - М., 1980.

Коммунистка. 1930. №2.

Корсунская М.В. Динамика взаимодействия СМИ и аудитории: Контент-анализ российской прессы в экстремальной ситуации: диссертация на соискание уч. степени к.с.н. -М., 2006;

Крестьянка. 1922. № 1.

Лабрюйер Ж. Характеры, или  Нравы нынешнего века. М.; Л., 1964.

Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. - М., Аспект Пресс, 2007. - 240 с.

Лазутина Г.В. Профессиональная этика журналиста.- М., Аспект Пресс, 1999. - 208 с.

Липовская О. Женщина как объект потребления // Женское чтение. Дайджест. 1992. № 1.

Лу Мими. Женская печать: эволюция типологической структуры в условиях реформирования общества. Диссертация на соискание уч. степени к.ф.н. - М., 1998.

Лучи. 1850. № 1.

Медиа кит журнала Psychologies 2011.

Мир женщины. 1912. №1.

Модный свет. 1914. №№1, 8.

Наша родословная. История  «Работницы» в лицах и цифрах // Работница. 1989.

Овсепян Р.П. История новейшей отечественной журналистики. - М., 1996.

Предуведомление // Модное ежемесячное  издание, или Библиотека для дамского туалета. 1779. Ч. I. Январь. С. б/н

Прохоров Е.П. Искусство  публициста. -- М., 1984

Прохоров Е.П. Введение в  теорию журналистики. - М., МГУ. 2005.

Прохоров Е.П. Исследуя журналистику. - М, РИП-холдинг, 2006. - 202с.

Работница. 1930. №7.

Рассвет. 1859. Т. 1.

Свитич Л.Г. Социология журналистики: методология, методы, направления и результаты исследований. -М., 2010;

Семенников В.П. «Модное  ежемесячное издание», журнал 1779 г. // Русский библиограф. 1913. № 6.

Стыкалина О.С. К истории создания журналов для детей А.О. Ишимовой «Звездочка» и «Лучи»// Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2002. № 6.

Суковатая В.А. Бизнес-леди: миф и реальность // Социс. 2002. № 11.

Тайны звезд № 24. 2011. Июнь.

Татаринова Л.Е. История  русской литературы и журналистики XVIII века. М., 2001.

Твой стиль. 1993. № 2- 3.

Тертычный А.А. Социальное познание в журналистике: методология, методы, методика. Монография. -М., 2009;

Федотов А. Сколько изданий прокормит Москва // Среда. 1998. № 4-5;

Федотова Л. Массовая информация: стратегия производства и тактика  потребления. - М.,1996.

Федотова Л. Социология массовой коммуникации: теория и практика. - М., 1993.

Хвостов М. Женщина накануне новой эпохи. М., 1905.

Шелястина В.О. Женские журналы Франции 80 - х годов // Вест. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 1986. № 1.

Щепилова Г.Г. Реклама в СМИ. История, технологии, классификация. -М, 2010.

Элемент сладкой жизни // Эксперт. 1998. № 33.

Ямпольская Р.М. Типологические особенности журналов для женщин. - М., 1998.

Ямпольская Р.М., Серкова А.С. 10-летие деятельности в России издательского концерна «Бурда»// Вестник МГУ, серия Журналистика. 1998, № 6.

Cosmopolitan. 2011. Июнь.

Cosmopolitan. 1997. Май.

Psychologies № 62. 2011. Июнь.

Интернет источники:

Звезды и советы // Режим  доступа: http://www.bauermedia.ru/ru/women/zis/

Комсомольская правда // Эксперты о бюджете 2012-2014: «Недоученный и недолеченный человек развивать экономику не сможет». Режим доступа: http://kp.ru/daily/25814.3/2793127/

Славянка - лучший женский  журнал России // Режим доступа: http://www.slavianka.com/about/

Англия - родоначальница журналов мод // Режим доступа: http://www.zemliaki.com/nash-klub/zhenskij-klub/moda/5182-2011-10-14-14-43-11.html

Донская казачка Елена  Лазарева издаёт журнал «ELLE» // Режим  доступа: http://www.russkayamoda.com/2010/10/08/donskaya-kazachka-izdet-zhurnal-elle/

Известия. The Independent: «Космополитен» - для веселья феминистски настроенных дам? 28 ноября 2007 год. Режим доступа: http://www.izvestia.ru/news/331114.

Ласкина Е. Мода 20-х. Десятилетие перемен. /Режим доступа: http://www.casual-info.ru/moda/wardrobe/168/2152/

Медиа кит // Режим доступа: http://www.cosmo.ru/about/magazine/conception.php

Медиа кит. // Режим доступа: http://www.bauermedia.ru/UserFiles/Media%20Mall/Presentations/ZiS&TZ-kit.pdf

Новая политика. Режим доступа: http://www.novopol.ru/-v-rossii-milliona-chelovek-nahodyatsya-za-chertoy-bed-text104334.html

Первый «модный журнал»  основал мужчина... для мужчин // Режим  доступа: http://www.pravda.ru/society/27-06-2010/1037765-magazine-0/

Сайт журнала «Тайны звезд»// Режим доступа: http://www.bauermedia.ru/ru/women/tz/

Ты помнишь, как все  начиналось…(История журнала «Vogue») // Режим доступа: http://www.glammilk.ru/?p=6462


Информация о работе Трансформация образа женщины в отечественной прессе