Трансформация образа женщины в отечественной прессе

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 15:54, дипломная работа

Описание работы

С развитием современного общества и его переходом от индустриального к информационному, на первый план общечеловеческого восприятия выходит понятие, создание, описание и принятие образов. Таких, как правила поведения, стиль жизни, общность морали и равноправие. В этой связи, СМИ, как главный источник информации, обрели новую - менторскую - или даже, лучше сказать, воспитательную функцию. Так или иначе, каждое издание, обращаясь к собственной аудитории, помимо общего информирования, имеет возможность влиять на взгляды, оценки и мнения собственных читателей на те или иные события, факты. Вряд ли стоит доказывать, что пресса уже довольно давно делится не только по специализации, например, для автолюбителей или экономистов, но и по гендерному признаку.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Обзор современной «женской» прессы
1.1. Основные этапы становления женской прессы
1.2. История создания и развития журналов для женщин в России
1.3. Образ женщины в современных российских и западных СМИ
Глава 2. Гендерные стереотипы в современных масс-медиа
2.1. Типология женских журналов
2.2. Критерии отбора контента в женских изданиях
2.3. Образ женщины будущего. Перспективы развития женской прессы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Библиография

Работа содержит 1 файл

cosmo-tajny_zvezd-psiho.docx

— 147.45 Кб (Скачать)

В «Коммунистке» была серия  статей о женской прессе, формированию особенностей советского журнала для  женщин. Заявлялось, что роль женских изданий заключалась в помощи партии «по втягиванию миллионов трудовых женщин в государственную работу» Сталь Л. Наша печать и участие в ней работниц и крестьянок // Коммунистка. 1925. №3.С.5.. Для этого аудиторию нужно обучить грамотности. Упростить язык, тогда женщины обучатся и начнут читать и другие издания.

Предполагалось, что как  только это произойдет, женские советские  издания прекратят свое существование  за ненадобностью. Обязательным было наличие  следующих отделов: коммунистического  воспитания, производственной деятельности, жизни зарубежных женщин, отдела восточниц (освещал жизнь жительниц восточных республик), литературного отдела. У «Коммунистки» не было разнообразия жанров, но они ввели в нашу прессу передовую статью и отчет.

Принимая во внимание различия в образе жизни работниц и крестьянок, для них создаются отдельные  издания.

В 1922 г. выходит двухнедельное  иллюстрированное издание отдела по работе среди женщин ЦК ВКП /б/ «Крестьянка». Свою цель редакция описала таким  образом: «агитация среди крестьянок, пропаганда коммунистических идей, внедрение  в сознание крестьянских знаний, необходимых  в их повседневной жизни и работе»  Крестьянка. 1922. № 1-2. Июнь. С.2. . В нем публиковались статьи Н. Крупской, С. Смидович, Ф. Нюриной, партийного деятеля и журналиста И. Флеровского, Н. Семашко.

В 1925 г. в Москве начал  издаваться ежемесячный журнал сельскохозяйственных работниц под названием «Батрачка» (1925-1929). Он являлся органом центрального комитета союза работников земли  и леса СССР. Рассчитанный на наиболее обедневшие и малообразованные слои сельского населения, журнал преследовал  цель приобщения к теории коммунизма всех женщин, несмотря на их низкий уровень  образования и аполитичность. Издание  отличалось крупным шрифтом и  упрощенным стилем текстов.

В 1923 г. возобновился выпуск «Работницы». Несмотря на то, что издание  обращалось к работнице, оно постоянно  касалось тем жизни и быта сельских жителей. В «Работнице» печатались Н. Крупская, Ф. Нюрина, И. Флеров- ский и др.

Как в «Работнице», так  и в «Крестьянке» «господствовал советский стереотип женщины, как  активистки и труженицы (делался  дополнительный акцент на роль образцовой матери)» Захаров Д.В. Диссертация  «Трансформация образа женщины в  средствах массовой информации России в 70-90 гг. XX века на примерах журналов: "Работница", "Крестьянка", "Космополитан», С.5..

Вслед за центральной женской  прессой началось формирование местных  журналов для женщин. Отделы ЦК ВКП /6/ открыли в 1922 г. в Новосибирске «Красную сибирячку», в Симбирске  и Ленинграде - периодические издания  под одноименным названием «Работница и крестьянка», в 1923 г. в Туле - «Красную тулячку», в Москве - «Делегатку»; в 1925 г. в Ростове-на-Дону - «Труженицу Северного Кавказа». Одновременно стали выходить издания для женщин на национальных языках: в 1920 г. в Харькове - «Коммунарка Украины», в 1923 г. в Баку - «Женщина Азербайджана», в Тбилиси - «Труженица», в Тифлисе - «Труженица Закавказья» и так далее, «на протяжении периода Советской власти женская пресса активно участвовала в процессе формирования идеологических и политических ценностей, способствовала усвоению женщиной норм советского общества, т.е. служила проводником ее политической социализации» Жукова А.В. Автореферат диссертации "Женская пресса как фактор социализации личности". С. 14..

К концу 20-х гг. в стране выходило 18 женских журналов общим  тиражом более миллиона экземпляров.

Наряду с общественно-политическими  журналами в данный период выходили и периодические издания литературно-общественного  характера, определявшие по-прежнему свою аудиторию одним понятием «домохозяйка». Так как обещанная большевиками «революция быта» произведена не была, то работницы, крестьянки и служащие продолжали вести домашнее хозяйство  и воспитывать детей сами. Экономическая  нестабильность и политика партии корректировали цели и задачи журналов для «домохозяек», меняли социальный портрет аудитории, что влияло на структуру изданий.

В 1922 г., после перерыва, выходит  первый номер «Журнала для женщин». Ежемесячное издание обращалось к хозяйкам, матерям и общественным работницам. Было заявлено, что программа  журнала остается прежней. Но журнал значительно отличался от дореволюционного варианта, утратил публицистическую актуальность, рассуждать о женской  эмансипации он больше не мог, а освещать социалистическое переустройство отказался. Издание стало заполняться материалами  о воспитании, образовании, нравственности, справочными заметками по хозяйству  и домоводству, модными обзорами, литературно-художественными произведениями.

«Журнал для хозяек», возобновленный в 1922 г., обращался к своим бывшим читательницам - средней городской  интеллигенции и новой аудитории - работницам, крестьянкам и женщинам «новой буржуазии». Журнал обещал познакомить  с наиболее экономичными способами  ведения домашнего хозяйства, приготовления  пищи, пошива одежды. «Журнал для  хозяек» состоял из отделов домашнего  хозяйства, модной хроники, рукоделия, кулинарии, медицины, педагогики, художественной литературы. В каждом номере публиковались  статьи на одну из актуальных тем, например, освещались такие вопросы, как падение  уровня жизни населения, жилищная проблема, распространение беспризорности. От публикации материалов, агитировавших  читательниц пополнить ряды пролетариата, а также от описания «героических»  будней советских женщин издание  так же, как и «Журнал для  женщин», отказалось.

Деятельность «Журнала для  женщин» и «Журнала для хозяек»  не соответствовала представлениям партии о назначении женской прессы в социалистическом обществе. Работа изданий была признана контрреволюционной: вместо того, чтобы способствовать сокращению численности неработающих женщин, редакции журналов пропагандировали внутрисемейный быт. В 1926 г. Оргбюро  ЦК ВКП /б/ в Постановлении «Об  очередных задачах партии по работе среди работниц и крестьянок»  настояло на «необходимости борьбы с  влиянием частных изданий типа «Журнал  для женщин», «Журнал для хозяек»», после чего они были закрыты.

Однако в том же году акционерное издательское общество «Огонек» организовало выпуск «Женского  журнала». По замыслу издателей, он адресовался всем женщинам, не принимая во внимание классовые и социальные характеристики читательниц. Основное внимание авторского состава было сосредоточено  на разделах «Рукоделие», «Питание», «Дом и хозяйство», «Мать и ребенок», «Здоровье женщины», «Моды в красках», «Детский уголок».

Если темы моды, домоводства  и педагогики были привычными для  дореволюционных изданий домохозяек, то многие из вопросов публиковались  впервые: «Оплодотворение и наследственность», «Гигиена беременности», «Гигиена послеродового  периода», «Нормальная и ненормальная половая жизнь женщины». Темы, затронутые «Женским журналом», ранее не входили  в перечень дозволенных к широкому обсуждению, но были интересны читательницам.

Кроме отделов выходили рубрики  «Юридическая консультация», «Почтовый  ящик», «Библиография», «Письма читательниц». В «Юридической консультации» публиковались  ответы на вопросы читательниц, которые  чаще всего были связаны с семейным и трудовым законодательством. «Декрет  о браке, подписанный сразу после  революции, предоставил населению  возможность свободного регистрирования  и расторжения семейных отношений. Это имело и негативные последствиям: отказам отцов от выплаты алиментов, имущественные споры при разводе, рождению внебрачных детей» Боннер-Смеюха В.В. Издания для прекрасных дам: женские журналы России. Ростов-на Дону, 2009. С. 53.. Сталкиваясь с такими проблемами, женщины не знали, как себя вести и что делать. Нехватка юридической информации ощущалась и в профессиональной сфере.

Довольно близким по тематике рубрике «Юридическая консультация»  был раздел «Беседы с читательницами». В них шла речь о свободе  женщины, предоставленной ей законодательством, о новых образах женщины и  семьи.

С 1928 г. в журнале происходят функционально-тематические изменения. Под давлением партийных структур изменяется тематика журнала, от освещения  ряда вопросов, например, таких, как  беседы о любви, правах женщин, издание  отказывается. Постепенно авторы журнала  начинают все больше внимания уделять  политической и производственной тематике, аргументируя это тем, что многие читатели хотят , чтобы журнал превратился в «культурно-бытовой, общественный, помогающий разбираться в общественно-политических вопросах» Женский журнал. 1928. №6.С.31.. начинают публиковаться очерки, репортажи и фоторепортажи. В все же в 1930 г. издание закрыли.

Типологическая унификация женской прессы неминуемо вела к  тематической схожести изданий. На страницах  женской периодики 20-х гг. выделилось несколько главных тем. Во-первых, тема женского равноправия, что советская власть предоставила женщине свободу и сделала ее равноправной (статья М. Куйбышева «Что дала крестьянке октябрьская революция» Крестьянка. 1922. № 6. С. 11. ). Во-вторых, тема коммунистического воспитания женщины и ее политического образования. А. Коллонтай писала, что задачи женорганизаторов «воспитание работниц и крестьянок в духе коммунизма» Коммунистка. 1920. № 6. С.3. . В-третьих, рост женского пролетариата (например, «Как живут транспортницы?» Работница. 1927. № 20. С. 9.. В-четвертых, тема роли женщины в сельском хозяйстве («За подъем сельского хозяйства» Коммунистка. 1920. № 6. С.8 .

Интересы, мешавшие аккумулировать физическую и духовную энергию граждан  в производственной сфере, подлежали  нейтрализации. В обществе перестал поощряться индивидуализм, атрибуты внешней  красоты, ее идеалы рассматривались  как несущественные, свойственные буржуазному  сообществу. Мода, косметика, украшения  подвергалось осуждению. Личная жизнь  женщины перестала быть предметом  общественного обсуждения, пресса писала о труженице, жившей интересами социалистического  производства, для нее заботы о  семье отходили на второй план. После  того, как стал очевиден тот факт, что форма семьи сохранится с  привычным хозяйственным укладом, периодические издания стали  публиковать материалы по домашнему  хозяйству, признав не лишними «советы  по домоводству, по правильному питанию, по кулинарии, шитью и рукоделию». Во второй половине 20-х гг. в них  появились рубрики для хозяек, политическая периодика «некоммунистическим» темам отводила последнюю страницу, наиболее распространенными они  стали в «Работнице», где выходили под специальными рубриками «Полезные  советы», «Кулинария», «Шитье».

В 1936 г. открылся журнал «Общественница» (1936-1941), он адресовался женам хозяйственников, инженеров и техников тяжелой  промышленности. В нем было два  блока. Первый - для женщин-общественниц - состоял из политических и экономических  материалов о внешнеполитической жизни, писем о деятельности общественниц, портретных очерков о соотечественницах  и исторических очерков, материалов о задачах общественниц и производственных буднях страны, рекомендуемой литературы для чтения. Во вторую часть входили  материалы о ведении домашнего  хозяйства, оформлении интерьера, об уходе  за внешностью, о моде и рукоделии, медицинские и кулинарные советы, статьи о воспитании детей, детские  рассказы и стихотворения.

Открывались модные журналы  «Костюм и пальто» (1935-1942), «Модели  сезона» (1936-1941), «Моды» (1937-1941).

Реклама, способствовавшая в дореволюционный период экономическому развитию прессы, в советский период не получила широкого распространения. В 30-е гг. произошло значительное снижение использования рекламы, затем  она практически исчезает из периодики, но, тем не менее, отличительные черты  рекламы в женской прессе успели сформироваться.

В советской рекламе были продолжены традиции, заложенные в  дореволюционный период, в частности, для достижения максимального эффекта  в процессе убеждения ссылались  на авторитетное лицо. Но если раньше в  его качестве выступал опытный профессионал, то теперь рекламировать продукт  могла известная личность.

Реклама в изданиях размещалась  не только на рекламных станицах, но и в середине журнала. Информация коммерческого характера выходила преимущественно в виде объявлений, но также публиковалась и в  виде таблиц, при помощи которых  было удобно представлять многочисленные сведения о продаже товаров, осуществлявшейся государственным почтово-посылочным предприятием «Универпочта».

В советской рекламе использовались и новые приемы привлечения внимания и убеждения:

1. Адресная направленность. Текст включал обращение к конкретному покупателю («Работницы, общественницы! Организуйте массовую работу с детьми. Выписывайте на 1930 год журнал «Организуйте детвору» Работница. 1930. №7; Женский журнал. 1930. №12..

2. Политизированность. Помимо названия товара и услуги подчеркивалась их актуальность в социалистическом государстве, доказывалось, что они помогут быстрее приобщиться к нормам новой жизни («Строители социализма должны быть здоровыми людьми.... Зубной порошок «Дентин») Женский журнал. 1930. №№ 15,8..

В связи с началом Великой  Отечественной войны в системе  женских журналов произошли структурные  и типологические изменения. Большая  часть из них приостановила свою деятельность, на протяжении всего  военного периода издавались только «Работница» и «Крестьянка», что  свидетельствовало об особом внимании правительства к женскому населению. Темы военных событий и жизни  тыла стали основными, журналисты писали о женщинах-партизанах, танкистах, летчиках и др., публиковалась фронтовая  переписка, письма жен и матерей. Не менее важным считалось освещение  деятельности работниц и крестьянок, находившихся в тылу и обеспечивавших фронт продовольствием и оружием.

После окончания Великой  Отечественной войны в стране началось интенсивное восстановление промышленного комплекса. Для обеспечения  максимального идеологического  воздействия на аудиторию требовалось  проведение восстановительных мер  в области средств массовой информации. В стране вновь открывались женские журналы: в 1946 г. - украинская «Советская женщина», белорусская «Работница и крестьянка», в 1950 г. - казахский «Сталинский путь», «Женщина Узбекистана», в 1951 г. - «Женщина Азербайджана», «Женщина Киргизии», «Женщина Молдавии», в 1952 г. - «Женщина Советской Латвии», литовская «Советская женщина».

В 1945 г. при содействии Антифашистского  комитета советских женщин и Всесоюзного  центрального совета профсоюзов появился журнал «Советская женщина». Издание, выходившее с периодичностью 6, а  позже 12 раз в год на русском, английском, немецком и французском (затем на 15 языках), было адресовано как отечественной, так и зарубежной аудитории. «Советская женщина» занялась формированием идеологии  советской женщины и пропагандой  ее образа среди иностранных читательниц. По структуре издание повторяло  модель общественно-политического  журнала для женщин и содержало  следующие отделы: экономики и  политики, зарубежной жизни, культуры и искусства, педагогики, домоводства  и моды, литературы. Отличительной  чертой нового иллюстрированного издания  стало появление отдела «Женское движение», куда вошли рубрики «В Антифашистском комитете советских  женщин» и «Хроника международного женского движения».

Информация о работе Трансформация образа женщины в отечественной прессе