Жанры журналистики в печатных СМИ города Нижневартовска

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 17:10, курсовая работа

Описание работы

Теория журналистики, как любая наука, имеет свои законы и стремится к классификации материала, который изучает. Если зоологи, например, классифицируют животных по классам, видам и подвидам, а языковеды раскладывают по полочкам все составляющие изучаемого языка, то специалисты теории журналистики занимаются разбором журналистских материалов, объединяя их в группы по жанрам.

Содержание

Введение. 3
Глава 1. Разновидности жанров журналистики. 5
Информационные жанры журналистики 6
Аналитические жанры журналистики. 10
Художественно-публицистические жанры. 17
Глава 2 Дополнительные сведения о жанрах журналистики. 23
Жанровые признаки 23
Факторы, определяющие выбора жанра. 24
Межжанровый синтез. 26
Заключение. 28
Список используемой литературы: 30
Приложение 1. 31

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 70.75 Кб (Скачать)

 

НИЖНЕВАРТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ГУМАНИТАРНЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

 

 

Кафедра филологии  и массовых коммуникаций

 

 

 

Швецова Галина Леонидовна

 

 

 

 

Жанры журналистики

 

Курсовая  работа по русскому языку

студентки 3 курса гуманитарного факультета

(отделение  журналистики)

 

 

 

 

 

Научный руководитель

кандидат  филологических наук

доцент Л.Н.Ротова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нижневартовск

2011

 

 

 

Оглавление

Введение. 3

Глава 1. Разновидности жанров журналистики. 5

Информационные жанры  журналистики 6

Аналитические жанры журналистики. 10

Художественно-публицистические жанры. 17

Глава 2 Дополнительные сведения о жанрах журналистики. 23

Жанровые признаки 23

Факторы, определяющие выбора жанра. 24

Межжанровый синтез. 26

Заключение. 28

Список  используемой литературы: 30

Приложение 1. 31

 

 

 

Введение.

Теория журналистики, как любая наука, имеет свои законы и стремится к классификации  материала, который изучает. Если зоологи, например, классифицируют животных по классам, видам и подвидам, а языковеды  раскладывают по полочкам все составляющие изучаемого языка, то специалисты теории журналистики занимаются разбором журналистских  материалов, объединяя их в группы по жанрам.

Нередко приходится слышать мнение о том, что для  журналиста главное – создать  интересный материал, а какого он жанра, не имеет абсолютно никакого значения. Существует и другое суждение: разговор о жанрах журналистики не заслуживает  внимания, так как содержание понятия  «жанр» непрерывно изменяется и усложняется, а сама теория жанров в целом разработана  недостаточно. Это якобы подтверждается тем, что разные исследователи предлагают свой «набор» жанров. Согласиться  с подобными утверждениями нельзя, как минимум, по двум причинам.

Во-первых, тот  тип произведений, который складывается исторически и определяется как  «жанр», существует объективно, независимо от мнений как теоретиков, так и практиков. Вся масса созданных в журналистике произведений распределяется на жанры на основе целого ряда принципов деления. Дело в том, что у каждого конкретного произведения есть состав определенных характеристик. Такие характеристики возникают то ли относительно произвольно (когда автор не задумывается над тем, каким должен быть его текст), то ли в результате специальных творческих усилий автора (когда он заранее определяет, что должно быть отображено в тексте, как именно и с какой целью). Но в любом случае те тексты, которые обладают схожими качествами, можно объединить в отдельные группы.

 Объединение  это может быть произведено  разными исследователями (или  практиками) на самых разных основаниях, в зависимости от того, что  каждый из них считает наиболее  важным объединяющим началом  (именно это порождает разные  представления о жанровой палитре  журналистики). Но, разумеется, более верным будет то объединение, которое основывается на сходстве сущностных (но не второстепенных) признаков публикаций, включаемых в какую-то устойчивую группу. Уже после того как определен объединяющий признак (или признаки), его называют «жанровым признаком», а группу объединенных им публикаций – «жанром».

А во-вторых, точное представление о жанре  помогает профессиональному общению  журналистов. Одно дело, когда редактор издания просит журналиста: «Напишите, пожалуйста, хороший материал об авиации». Совсем другое, если он ему предлагает: «Напишите очерк о летчике-испытателе». В последнем случае журналист, наверное, лучше поймет, какой именно материал хотел бы получить от него редактор.

Формирование  представлений о жанровых особенностях журналистики имеет весомую практическую значимость, так как оно дает возможность (прежде всего начинающему журналисту) осознанно ориентировать себя в  той или иной познавательной ситуации на создание вполне конкретного типа текста, в наибольшей мере «приспособленного» для адекватного освещения заинтересовавшего  аудиторию и издание явления.

Целью данной работы является сбор и анализ информации касающейся жанров журналистики их функция, особенностях, взаимосвязи, истории развития и области применения. и последующие анализ и структуризация полученной информации. В дальнейшем ее смогут использовать студенты обучающееся по специальности журналистика и связь с общественностью для подготовки к практическим занятиям по жанрам журналистики, так как на данный момент литературы по данному вопросу не хватает.

 

Глава 1. Разновидности жанров журналистики.

Одним из ключевых понятий в журналистике, как и любом виде творческой литературной деятельности, является понятие жанра (от фр. "Genre" - вид). Журналистика имеет несколько отличную от литературоведения типизацию жанров, что объясняется теми специфическими задачами, которые журналистика решает в процессе своего функционирования и особенностями ее исторического развития. Следует понимать, что исходя корнями из литературного творчества, журналистика, тем не менее, всегда стояла особняком от беллетристики и критики, в чем-то смыкаясь с ними в некоторые периоды, но развиваясь как явление параллельно.

Понятие жанра используется в основном в двух значениях:

1.Для указания рода литературы - в широком смысле (драма, лирика, поэзия);

2. Для обозначения родовых разновидностей  произведений, вида литературы (рассказ, повесть, роман, очерк, эссе).

Жанр в общем смысле это тип, особая форма отображения реальной действительности, имеющий характерные  для нее особенности. Жанры никогда  не были изобретены, они возникли в  ходе утилитарно - исторического литературного процесса как самостоятельное явление.

Исторически сложилась также система  жанров, обусловленная теми реальными  и объективными процессами и явлениями, которые лежат в основе форм и  способов отображения действительности. Писатель К. Федин писал по поводу жанров: "Всякое содержание может  быть выражено единственным в присущей ему форме. Следовательно, содержание и есть то основное, что становится основой для выделения различных  жанровых групп. Отнесение того или  иного произведения к определенному  жанру может происходить только при условии соответствия его  определенным жанровым признакам, которые с достаточной степенью допущения определяют формальную принадлежность".

Жанры отличаются друг от друга методом литературной подачи, стилем изложения, композицией и даже просто числом строк. Условно их можно разделить на три большие группы: информационные, аналитические и художественно-публицистические (см. приложение 1).

Информационные жанры  журналистики:

 

Новость, то есть сообщение, содержащее информацию, ранее неизвестную аудитории. Сущность любой новости образует факт — нечто, имевшее место во времени и пространстве. Важнейшие требования, предъявляемые к информационному сообщению:

• оперативность;

• актуальность;

• фактическая  точность;

• понятность для аудитории сути сообщения;

• краткость  информации.

Всем этим требованиям соответствует жанр заметка. Она несёт в себе классическое триединство: все факты в ней (предполагается, что они есть) объединены одной темой, фиксируется одномоментное состояние процессов, происходящих в действительности, и точно обозначено место действия. Идеально, когда все три компонента заметки сконцентрированы в двух-трех фразах, открывающих текст. Такой зачин в заметке называется лидом. Лид — фактологическая основа заметки, ее смысловой центр, определяющий структуру текста: изложив суть факта, репортер затем расширяет информационное поле материала, дополняя его новыми сведениями — цифрами, цитатами, ссылками на источники полученной информации.

Заметка может  иметь фактологическую информацию, основанную на достоверной информации, а может быть вероятностного характера, когда включает в себя предположение или ряд предположений о будущем (прогноз) или прошлом (гипотеза). В случае наличия многих предположений по одному вопросу, то каждое из них является версией.

Заметка может  иметь жанровые разновидности:

Событийная (это основной поток заметок), описывающая факты, явления, всё происходящее;

Анонс, где  даётся превентивная информация о предстоящих мероприятиях (постановки, кинофильмы, фестивали и др.);

Аннотация, информирующая о состоявшемся явлении;

Мини-рецензия – это оценочная заметка о книге, кинофильме, пьесе и др.

Блиц-портрет, дающий краткие первичные сведения о человеке для получения первого  представления;

Мини-обозрение  кратко описывает совокупность событий, явлений, действий;

Мини-история  часто публикуется под фотографиями, распространена в изданиях для семейного чтения;

Мини-совет  обычно даёт краткие рекомендации рыболовам, садоводам, домохозяйкам и т.д.

 

Репортаж  — один из самых эффективных жанров публицистики, поскольку соединяет в себе преимущества оперативной передачи информации с ее анализом. Само понятие возникло в первой половине XIX в. и произошло от латинского слова “reportare”- передавать, сообщать. Первоначально это были публикации о судебных заседаниях, парламентских дебатах и т.п. Позднее эти материалы стали называться отчётами, а репортаж превратился в любимый жанр журналистов. «Королём репортёров» называли у нас в стране, как его ласково называли, дядюшку Гиляя, то есть В.А. Гиляровского, автора многочисленных рассказов о мрачных трущобах московского Хитрова рынка, о страшном событии на Ходынском поле и др.

Стержнеобразующий жанровый элемент репортажа – это отражение события в том виде, в каком оно происходило на самом деле. Основу повествования составляет последовательное описание события. В сочетании с наглядностью, то есть воспроизведением деталей и подробностей, последовательность описания создает эффект присутствия репортера на месте события. Эффект присутствия — не имитационный прием, а реальное доказательство того, что публицист описывает событие, лично им наблюдаемое.

События в  репортаже не инсценируются (как  иногда принято думать), а

воспроизводятся во всей их полноте. Иными словами, репортаж — публицистический жанр, дающий наглядное  представление о событии через  непосредственное восприятие автора —  очевидца или участника события.

Специфика интервью как жанра заключается в том, что в его тексте внешне главенствует точка зрения не автора, а собеседника  журналиста. Это не означает, что  голос публициста в интервью не слышен: во-первых, ход самой беседы искусно  направляется журналистом (содержание и структура общения жестко подчинены  задачам, решаемым автором), а во-вторых, демонстрация точки зрения собеседника  по обсуждаемому вопросу подразумевает, предполагает, выявляет (иногда — прямо, иногда — косвенно) и позицию корреспондента. Искусство интервью заключается в том, что аудитория всегда получает возможность соотнести взгляд публициста с взглядом его собеседника.

Формы интервью различны: беседы, диалоги, монологи, полилоги, анкеты... Но все это многообразие в сущности своей подчиняется двум важнейшим задачам: выявить точку зрения собеседника по обсуждаемому вопросу (вопросам) и рассказать о собеседнике, создать его психологический портрет. В основе текста лежит высказывание собеседника — его живая речь, отражающая особенности мышления говорящего. Чрезвычайно важно эти особенности уловить

и зафиксировать. Высказывание может быть зафиксировано  как оперативный отклик на только что случившееся событие  (экспресс-интервью, микро-интервью). Но это может быть и развернутый монолог — ответ на заранее сформулированный и переданный собеседнику вопрос. Это может быть беседа-диалог, в которой обе стороны выступают равноправными участниками, обсуждая волнующие их события.

Блиц-опрос. В отличие от интервью, где один человек отвечает на много вопросов, в блиц-опросе один и тот же вопрос задаётся многим людям для получения общей картины отношения общества к затрагиваемой теме.

Вопрос-ответ. Типичный жанр для семейного чтения. В нём соединяется вопрос читателя и ответ на него журналиста или  специалиста в интересующей области.

Некогда отчёт  относили к сугубо информационным материалам. Сегодня некоторые специалисты  включают его в число жанров аналитических. Учебники прежних лет предметную сторону отчета видели в действии, выраженном в слове: текст писал  журналист, побывавший на сессии совета, на собрании, на конференции. При этом допускалось, что описание события  во всей его полноте возможно не только в строго последовательной, хронологической форме, но и в  форме "комплектации" отдельных  смысловых узлов (тематический и  аналитический отчет). Однако главной  жанровосодержащей приметой отчёта полагалось строго документальное изложение происходящего.

Сегодня отчёт, заметно теснимый другими жанрами, старается сохранить свое место  в прессе, широко используя элементы корреспонденции (картинки с натуры), репортажа (эффект присутствия), статьи (система рассуждений автора), комментария (описание факта с последующим его анализом). Расширилась и предметная основа отчета — "Спорт-экспресс" публикует отчёты о матчах, турнирах, соревнованиях; в "Известиях" нередки отчёты, связанные с проведением общероссийских акций (например, кампании за возвращение дезертиров в свои части);

Информация о работе Жанры журналистики в печатных СМИ города Нижневартовска