Анализ правовых проблем в сфере трудового права

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Июля 2011 в 19:45, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы исследования определяется тем, что охрана жизни и здоровья работников - первостепенная задача и государства, и работодателя по отношению к результатам трудовой деятельности, что является общечеловеческим принципом, отвечающим Всеобщей декларации прав и свобод человека, конвенциям и декларациям Международной организации труда, а также соответствует международным обязательствам Российской Федерации, Конституции Российской Федерации.

Содержание

Введение 3

1. Охрана труда как инструмент реализации современного российского трудового права 6

1.1. Структура и содержание охраны труда как комплексного института
российского права 6

1.2. Правовой статус работника в трудовых отношениях 10
1.3 .Защита трудовых прав работников 17

2.Анализ правовых проблем в сфере трудового права 20

2.1. Правовой анализ пробелов ТК РФ по вопросам охраны труда 20

2.2.Проблемы индексации возмещения вреда, причиненного жизни и
здоровью граждан в трудовых отношениях 25

2.3. Проблемы совершенствования законодательства о труде женщин 28

Заключение 34

Библиографический список 37

Работа содержит 1 файл

КУРСОВИК_Трудовое_право.doc

— 242.00 Кб (Скачать)

           Таким образом, у женщин, реализующих право на досрочную пенсию с оставлением выполняемой работы, ограничивается период их трудовой деятельности в неблагоприятных условиях. На многих работах, выполняемых в неблагоприятных условиях, применение труда женщин традиционно вообще запрещается (см. сохраняющий свою силу Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при

 
1 Бердников ММ, Голомолзин А.Н. Нарушения законодательства об охране труда// Справочник кадровика. 2008. N8.-С. 73.

 

выполнении  которых запрещается применение труда женщин, утв. Постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. N 162), то есть ограничение труда женщин на указанных работах осуществляется наиболее кардинальным способом.

        Ограничение труда  женщин на тяжелых работах осуществляется также и путем запрещения применения их труда на работах, связанных с подъемом и перемещением вручную тяжестей, превышающих предельно допустимые для них нормы (часть 2 статьи 253 ТК).

       Помимо  норм законодательства о труде, направленных на охрану здоровья всех работающих женщин, трудовое законодательство включает также специальные нормы права об охране труда беременных женщин, женщин, родивших детей, и нормы о создании им условий для выполнения функции материнства. Такие нормы устанавливаются трудовым законодательством и иными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в связи с психофизиологическими особенностями их организма, характером и условиями труда и другими основаниями. Так, в целях обеспечения благоприятных условий труда для беременных женщин им в соответствии с медицинским заключением и по их заявлению снижаются нормы выработки, нормы обслуживания, либо эти женщины переводятся на другую работу, исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов с сохранением среднего заработка по прежней работе (часть 1 статьи 254 ТК).

        До предоставления беременной женщине другой работы, исключающей воздействие неблагоприятных производственных факторов, она подлежит освобождению от работы с сохранением среднего заработка за все пропущенные вследствие этого рабочие дни за счет средств работодателя (часть 2 статьи 254 ТК).1

 
1 Викторов И.С., Надеждин В.В, Международно-правовые и конституционные нормы и принципы в регулировании трудовых отношений Российской Федерации // Трудовое право. 2007. N 9. -С. 41 - 48.

 

     Закрепленные  в частях 1 и 2 статьи 254 ТК правовые средства обеспечения безопасных условий труда для беременных женщин согласуются с содержанием статьи 5 указанной ранее Директивы Совета Европейского сообщества 92/85/ЕЕС и не нуждаются в кардинальном изменении. Вместе с этим в соответствии с данной статьей Директивы часть 1 статьи 254 ТК можно было бы дополнить положением, допускающим возможность сокращения им продолжительности рабочего времени, что увеличило бы число средств, необходимых для улучшения условий труда этих категорий женщин. Однако многие беременные женщины и женщины, имеющие детей в возрасте до полутора лет, не пользуются предоставленными им законом гарантиями. Боясь потерять рабочее место, они продолжают работать в неблагоприятных условиях до отпуска по беременности и родам и даже до наступления родов либо приступают к такой работе по окончании отпуска по беременности и родам, когда ребенок не достиг еще возраста полутора лет.

       Помимо  создания предпосылок для ограничения  совместительства беременных женщин и  женщин, имеющих детей в возрасте до полутора лет, установление для них  научно обоснованной продолжительности  ежедневной работы заставит работодателя более ответственно относиться также к привлечению их к работе с суммированным учетом рабочего времени. Такой учет вводится для работников в случаях, когда по условиям производства не может соблюдаться ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени и отработка нормы рабочего времени за учетный период (месяц, квартал и другие периоды, не превышающие одного года). При этом продолжительность ежедневной работы указанных категорий женщин никак не регламентируется. Между тем отдельными нормативными актами Союза ССР предусматривались случаи, когда применение для них суммированного учета рабочего времени не допускается.

       Российское  законодательство по вопросу о размере  пособия за время отпуска по беременности и родам в целом согласуется с этими

 

       

международными актами. Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине в размере 100% среднего заработка.

       Вместе  с этим названная статья предусматривает  два исключения из этого правила:

1. Размер   пособия   по   беременности   и   родам   не   может   превышать 
максимальный размер пособия по беременности и родам, установленный 
федеральным   законом   о   бюджете   Фонда   социального   страхования   на 
очередной финансовый год (пункт 2 статьи 11 названного Закона).

2. Застрахованной женщине, имеющей страховой стаж менее шести месяцев, 
пособие    по    беременности    и    родам    выплачивается    в    размере,    не 
превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты 
труда, установленного федеральным законом, а в районах и местностях, в 
которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к 
заработной плате, - в размере, не превышающем минимального размера 
оплаты труда, с учетом этих коэффициентов (пункт 3 статьи 11 этого же 
Закона).1

        Представляется, что  решение проблемы материального обеспечения безработных женщин в этот период может осуществляться двумя путями: 1) за счет средств Фонда социального страхования России; 2) за счет средств федерального бюджета.

Первый  из предлагаемых вариантов обеспечения  пособиями некоторых женщин на практике уже апробировался. Так, пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 2 июля 1992 г. N 723 "О мерах по социальной поддержке граждан, потерявших работу и заработок (доход) и признанных в

 
1 Викторов И.С., Шалыгин Б.И. Система и полномочия государственных органов, осуществляющих контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства // Трудовое право. 2006. N 11. -С. 49 - 63.

 

установленном порядке безработными" предусматривалось, что женщинам, потерявшим работу и заработок (доход) в связи с ликвидацией организаций, в течение 12 месяцев, предшествующих дню официального признания их безработными, оплата периода отпуска по беременности и родам производится в размере минимального уровня оплаты труда, установленного законодательством, за счет средств Фонда социального страхования. В связи с принятием Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" названный Указ признан утратившим силу. Между тем все женщины, утратившие работу и заработок и признанные в установленный законодательством срок безработными, могли бы обеспечиваться пособиями по беременности и родам за счет средств ФСС РФ, так как за них в период их работы перед увольнением уплачивались взносы на социальное страхование и они приобрели определенный страховой стаж.

         Таким образом, конкретные подходы к решению данной проблемы 
могут найти отражение в комплексе мер, направленных на обеспечение 
охраны материнства и детства, социальную поддержку женщин и лиц с 
семейными обязанностями, которые предусматривалось разработать и 
реализовать общероссийскими объединениями профсоюзов,

общероссийскими объединениями работодателей и  Правительства РФ.

 

Заключение

       Охрана труда - это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия, обеспечивающие оптимальные условия труда.

     Государственное управление охраной труда на территориях  субъектов Федерации осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации в области  охраны труда в пределах их полномочий. Отдельные полномочия по государственному управлению охраной труда могут быть переданы органам местного самоуправления в порядке и на условиях, определяемых федеральными законами и законами субъектов Федерации.

      Трудовой  статус конкретного работника определяется не только правами и обязанностями, установленными в статье 21 Трудового кодекса РФ, которые могут быть обретены посредством заключения трудового договора как основания возникновения трудового отношения. Правда, они могут быть обретены, но не в полной мере реализованы или, как свидетельствует практика, вовсе не определены в должном объеме в этом документе.

      Однако  хотелось бы обратить внимание, прежде всего, на такой аспект, как расположение института охраны труда в Трудовом кодексе РФ. В принципиальном смысле система трудового права обусловлена динамикой развития и значением ее институтов. В связи с этим несколько неоправданно включение раздела "Охрана труда" в раздел X Кодекса. Нормы об обеспечении жизни и здоровья работников (с таким наиболее точным названием) необходимо предусмотреть в Трудовом кодексе РФ в разделе IV, т.е. сразу после института трудового договора - центрального института трудового права России.

 

      

       Статью 216.1 следовало бы исключить из главы 35 "Организация охраны труда" и предусмотреть в главе 57 Кодекса. Как следствие, глава 35 будет содержать только статьи 217 и 218. Предлагаю назвать эту главу "Службы и комитеты по охране труда".

     Вместе  с тем и статья 217 нуждается  в определенном совершенствовании, в частности ее название "Служба охраны труда в организации".

     Согласно  статье 217 в целях обеспечения  соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля над их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

          Федеральный законодатель должен раздел X Кодекса привести в соответствие с основополагающими статьями (5, 6, 8 - 10) ТК РФ, устанавливающими иерархию и систему источников трудового права, а также разграничивающими полномочия между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

       Из  числа норм законодательства о труде  женщин, устанавливающих особенности  правового регулирования их труда, первостепенное значение принадлежит нормам, направленным на охрану труда всех работающих женщин, поскольку они имеют целью обеспечить снижение заболеваемости женщин (профессиональной, производственно - обусловленной, общей -острой и хронической с временной утратой трудоспособности), сокращение производственного травматизма женщин, сохранение их репродуктивного здоровья, увеличение продолжительности жизни и т.д.

         Кроме того, в соответствии со статьей 4 названной  Директивы в части 1 статьи 254 ТК можно было бы дополнительно предусмотреть, что

 

         

оценка  характера вредных производственных факторов и степень воздействия этих факторов на беременных женщин, а также их информирование о результатах оценки возлагается на работодателя. Это позволит беременным женщинам быть более информированными, какой опасности они подвергают собственное здоровье и здоровье будущего ребенка. Такая информация была бы полезной для них и в период кормления ребенка, когда они подлежат дополнительной защите. В частности, женщины, имеющие детей в возрасте до полутора лет, в случае невозможности выполнения прежней работы переводятся по их заявлению на другую работу с оплатой труда по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе до достижения ребенком возраста полутора лет (часть 4 статьи 254 ТК).

Информация о работе Анализ правовых проблем в сфере трудового права