Единство и дифференциация норм трудового права

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 20:28, курсовая работа

Описание работы

Тема нашего исследования не является новой. Подобные проблемы существовали и
в советский период российской истории; многие авторы уделяли внимание этой теме
в своих работах по трудовому праву. К их числу можно отнести С.А Иванова, Ю.П.
Орловского, Е.Наумова, В.А.Сафонова, А.М. Куренного и других1. Что
касается данной работы, то наша цель состоит в рассмотрении проблемы единства и
дифференциации норм трудового права в нескольких аспектах. Что касается
единства, это :
· проблема обеспечения единства законодательства, создаваемого
на уровне РФ и ее субъектов.
· проблема обеспечения соответствия российского трудового
законодательства нормам международного права.

Содержание

Введение.................................стр.3-4

Глава
1:Понятие единства и дифференциации..............стр.4-7

#1 Понятие единства......................стр.4-6
#2 Понятие дифференциации..................стр. 6-7

Глава 2: Единство норм трудового права.................стр.7-15


Глава 3: Дифференциация норм трудового права............стр.15-24


Заключение..............................стр.24-25

Список
использованной литературы.................стр.26-27

Работа содержит 1 файл

Дальневосточный государственный университет.doc

— 156.00 Кб (Скачать)

женщин на подземных физических работах в горнодобывающей промышленности и на

строительстве подземных сооружений было запрещено Постановлением Совета

Министров СССР от 13 июля 1957 г. N 83916. Ныне запрещено обучение и

прием на работу женщин в качестве трактористок, машинистов, водителей  грузовых

автомашин согласно Постановлению Верховного Совета РСФСР от 1 ноября 1990 г.

17.  В части 1 статьи 37 Конституции  закреплено право на свободный  труд,

причем каждый  имеет право  свободно распоряжаться своими способностями  к труду,

выбирать род деятельности и  профессию18. Однако более миллиона

женщин в промышленности, строительстве, на транспорте и 

     13. Конституция РФ. 1993. Статья 19

     14. Кодекс законов  о труде // Сборник кодексов. М., 1997

     15. Бюлл. Госкомтруда  СССР, 1978, №12, С. 317

     16. СП СССР, 1957, №8,ст.81

     17. Ведомости РСФСР, 1990, №24, ст.287

     18. Конституция РФ. 1993. Статья 37

     связи подвергаются  профессиональному риску, работая  в условиях, не отвечающих

нормам охраны и безопасности. Нередко  женщины, имеющие несовершеннолетних

детей, привлекаются к сверхурочным работам, их можно встретить и на рабочих

местах с вредными  условиями19. Существуют две точки зрения по

поводу решения этой проблемы. Одни ученые видят решение в единовременном

переводе женщин с данного вида работ и категорическом запрещении использования

их труда в этой сфере. Аргумент – сохранение здоровья женщины. Другие считают,

что необходимо снять категорический запрет на применение труда женщин

детородного возраста на тяжелых, вредных  и опасных работах. Довод –  возможность

реализации женщинами своих прав на участие в общественном производстве, тем

более в нынешних условиях феминизации  бедности и нищеты. Одновременно

предлагается разработать специальную  программу мер, стимулирующих предприятия  к

улучшению условий труда работников, в том числе женщин, за счет улучшения

технологии. Мы придерживаемся второй точки зрения, т.к. несмотря на очевидную

необходимость защиты здоровья женщины, нужно не забывать о реальной ситуации в

стране. Чтобы поддерживать приемлимый уровень благосостояния российской семьи,

необходимы заработки обоих  трудоспособных членов семьи: мужа и  жены. К

сожалению, на этом фоне усиливается  дифференциация в цене их труда и, женщины

оказываются в неравном положении  в сфере занятости и трудоустройства20

. Подобная дискриминация, неизбежная в любой стране, переживающей кризис,

заставляет женщин в ущерб своему здоровью смиряться неблагоприятными условиями 

    

 

 

 

     19. Самарина О. Необходимо  уравнять не только права, но  и возможности женщин

и мужчин на рынке труда // Человек и труд. 1998. №2. С.47

     20. Ржаницына Л. Женский  труд: дискриминация усиливается  // Человек и труд.

1998. №5 С.28

     труда. По результатам  обследования ИЭ РАН в настоящее  время 46% безработных

женщин согласны на любую работу ( в 1992 – 1994 годах их было менее 10% ). При

этом женщины предъявляют очень  скромные требования к условиям труда  и его

оплате. Индивидуальные и коллективные права таких слоев населения, как женщины,

бесспорно, относятся к числу  « забытых » прав. Неуправляемый  переход России к

рыночным отношениям привел к таким  широко известным негативным явлениям, как

«феминизация безработицы», «феминизация бедности»21. Реакция

общества пока одна – возрастание  числа независимых женских организаций. Ныне

число таких организаций по всей России превысило четыре сотни. Однако их

деятельность и активность во многом сдерживается тем, что они не имеют  под

рукой необходимой нормативной  базы и в первую очередь международных  документов

в этой области.  В январе 1995 года было принято постановление Совета Министров

РФ « Концепция улучшения  положения женщин в России », где  показано, как плохо

обстоит дело с положением женщин. Например, женщины недостаточно представлены в

органах государственной власти, наблюдается  дискриминация женщин при приеме на

работу. По последним данным, 62% безработных – женщины; они получают в среднем

на 1/3 зарплаты меньше, чем мужчины. По данным Госкомтруда, среди безработных

женщин большинство (62,5% на конец 1995 г.), а в ближайшие два года улучшения

положения женщин на рынке труда не произойдет. Наиболее слабозащищенные

категории женщин: имеющие малолетних детей или детей инвалидов, одинокие

родители, выпускницы образовательных  учреждений, не имеющие опыта работы,

женщины предпенсионного возраста, жены военнослужащих, проживающие в военных

     21.Панкратов И. Ф.  Международные конвенции и декларации  о правах женщин и

детей. Сбоник универсальных и региональных международных документов //

Государство и право. 1997. №2. С.117

     городках, оказываются  на рынке труда в наиболее  сложном положении и с низкой

конкурентоспособностью. Увеличивается  непрерывно также продолжительность

безработицы женщин. Высвобождение  и безработица женщин затронули  в большинстве

случаев не работниц неквалифицированного ручного труда, а женщин специалистов и

служащих. В составе безработных  с вузовскими дипломами женщин 69%, а со средним

специальным образованием  74%. Почти 40% всех безработных женщин это

специалисты и служащие. Среди безработных  одиноких родителей 90% женщин, а

среди многодетных родителей 77% женщин22. В нашей стране необходимо

обеспечить выполнение положений  ратифицированной нами конвенции о  ликвидации

всех форм дискриминации в отношении  женщин 1979 года, а также требований,

вытекающих из Европейской конвенции  о защите прав и основных свобод23

.

2. Труд молодежи. Современные условия  жизни в России сделали актуальной  проблему

трудоустройства молодежи. Вопросы  занятости молодежи актуальны не только для

Москвы, России, стран с переходной экономикой, но и для промышленно-развитых

капиталистических стран. На сегодняшний день молодежная безработица колеблется

в последних от 20 до 40 процентов  от общего количества всех безработных24

. законодательство включает целый  ряд норм, которые бы закрепили  право молодежи

на труд и гарантии его осуществления. В КЗоТ труду молодежи посвящена глава 12.

     Академией труда и  социальных отношений выявлено, что среди вузовских 

     22. Проблемы женской  безработицы в России. Материал  федеральной службы

занятости, с.с.2,3

     23.Горшкова С.А. Российское  законодательство и европейская конвенция прав

человека и основных свобод. Обзор  материалов научно-практической конференции  в

ИГП РАН // Государство и право. 1997. №5. С.93

     24.Наумова Е. Труд  молодежи. Зарубежный опыт. М., 1996

     выпускников трудоустроилось  только 53 процента опрошенных, из них довольны

работой 62 процента, а зарплата устраивает только каждого четвертого »25

. Заботы о трудоустройстве, в  том числе молодежи возложены  на службу занятости.

Она стремится всеми силами заполнить  нишу, которая образовалась в результате

свертывания работы по профориентации подростков в школах, кризиса системы

профессионально технического образования, отмены обязательного распределения

выпускников вузов, техникумов и др., выполняя многие функции, ранее

осуществлявшихся другими ведомствами и структурами26. На наш взгляд,

для решения проблемы трудоустройства  молодежи необходимо обратить внимание на

опыт в этой области других стран, тем более что Россия стремиться подчинить

правовую систему международным  нормам и стандартам. «Правительства этих стран

принимают законы, разрабатывают специальные  программы, направленные на

улучшение ситуации с трудоустройством молодежи. Поскольку предприниматели  часто

считают невыгодным нанимать молодежь, особенно неквалифицированную,

правительства пытаются компенсировать часть расходов по привлечению новых

работников с помощью различных  субсидий и соглашений о заработной плате. Обычно

молодые люди получают заработную плату, не достигшую минимального уровня, часто

называемую пособием. Например, в соответствии с Программой трудового опыта в

Ирландии, предпринимателей поощряют к приему в качестве дополнительного

персонала молодежи, не имеющей опыт работы. В течение шестимесячного периода

каждый молодой человек получает не облагаемое налогом пособие. Это  пособие им

выплачивают предприниматели, которым  в свою очередь, эта 

     25. Наумова Е. Труд  молодежи. Зарубежный опыт. М., 1996

     26.Жилкина Т. Работа  и учеба. Выпускник –98. М., 1998

     сумма компенсируется  Национальной службой трудовых  ресурсов27. В

России тоже делаются попытки улучшения  ситуации. «Молодежная практика» - одно

из направлений работы органов  Федеральной государственной службы занятости

населения Российской Федерации с  безработной молодежью, зарегистрированной в

службе занятости, по созданию возможностей для ее трудоустройства и повышения

конкурентоспособности на рынке труда(положение  об организации временной

занятости безработной молодежи – "Молодежная практика"28 ). К

сведению, только в прошлом году в территориальные структуры  Комитета обратилось

около 81 тыс. юношей и девушек до 30 лет, 41 процент которых составили

несовершеннолетние. Многие из них  трудоустроились уже при первом посещении,

прочие нашли временную работу29. Но при нынешнем постоянно

меняющемся рынке труда этого  недостаточно. Учитывая специфику ситуации,

неподготовленность к труду  молодежи, Комитет разрабатывает  и применяет новые

интересные и перспективные  направления работы с ними. Что  же предлагает комитет

молодым?

     1) Профессиональная  ориентация подростков

     2) Социально-трудовая  адаптация подростков

     3)"Молодежная практика".

     Кроме перечисленных  выше мер, органы государственной  власти проводят

различные консультации по проблеме занятости молодежи. Опрос экспертов,

специализирующихся на организации  временной занятости учащихся

     27. Наумова Е. Труд  молодежи. Зарубежный опыт. М., 1996

     28. Утв. Приказом ФСЗ  РФ от 22.11.94. №150 ( в ред. Приказа  ФСЗ РФ от 24

января 1996. №18)

     29. Жилкина Т. Служба занятости – молодым. Выпускник –98. М., 1998

     (проведенный по заказу  Комитета труда и занятости  центральным Институтом

труда Министерства труда и социального  развития РФ), выявил различные точки

зрения на эту проблему. Все без  исключения опрошенные эксперты оценивают

занятость подростков в свободное  от учебы время в целом, как  явление

положительное, подчеркивая не только ее важность в решении материальных проблем

семьи, но и роль в социально-трудовой адаптации учащихся. Что касается

отрицательных моментов вторичной занятости, то лишь четвертая часть опрошенных

специалистов наряду с общей  позитивной оценкой работы подростков видит в этом

явлении и негативные черты. В основном отмечается, что вторичная занятость

может наносить вред учебе30. Для решения проблемы трудоустройства

молодежи и обеспечения ее трудовых прав нужны объединенные усилия

представителей законодательной  и исполнительной властей, молодежных

организаций, службы занятости, ученых и преподавателей в интересах  формирования

правовой базы труда молодежи, защиты ее прав и интересов. Важно развивать

материально-техническую базу предприятий  и учреждений, использующих труд детей,

разработать научно-методические основы трудового воспитания и организации  труда

детей в новых условиях, готовить соответствующие кадры31.

     3.Труд инвалидов,  участников Великой Отечественной  Войны, работников в период

блокады Ленинграда 1941 – 1944 гг. В отношении  « блокадников » и участников ВОВ

использован сам факт работы в период Великой 

     30. Васильева Т. Мнение экспертов о временной занятости населения. М., 1997

     31. Плоткин М., Ширинский  В., Дармодехин С. Труд детей  – итоги

социологического исследования. М., 1997. / Труд детей: где и когда он полезен

// Человек и труд. 1998. №9. С.39

     Отечественной Войны как основание для признания особых услуг перед

государством32. При этом ни сфера  труда, ни настоящее  состояние

здоровья не имеют значения. Что  касается  инвалидов Великой Отечественной

войны и инвалидов по другим причинам, то им предоставлен ряд льгот,

обусловленный ограниченной дееспособностью. Участие в войне, безусловно, дает

определенные преимущества в части  объема этих льгот. Например, инвалиды ВОВ

получают две пенсии: по инвалидности и по старости. Так, размер пенсии по

старости составляет  от  55  до  75  процентов  заработка  в  зависимости от

продолжительности трудового стажа, а пенсия по инвалидности составляет 75

процентов заработка при полной инвалидности ( 1 и 2 группы ) и 30 процентов

заработка при частичной инвалидности ( 3 группы )33. Численность

инвалидов, зарегистрированных в органах  социальной защиты населения, за

последние 5 лет увеличилась на 56,8% и составила на 1 января 1997 года - более

6,2 млн. человек. Сотни, тысячи  инвалидов могут и хотят работать, не желая быть

Информация о работе Единство и дифференциация норм трудового права