Функции и основные формы работы органов местного самоуправления в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 15:35, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение функций исполнительных комитетов различных уровней и местных администраций, анализ и систематизация форм работы органов местного управления. Для достижения данной цели необходимо решить ряд вспомогательных задач таких, как:
 получение представления о сущности местного управления;
 изучение принципов деятельности и задач, стоящих перед местными исполнительными и распорядительными органами;
 уяснение системы, порядка формирования и структуры органов местного управления в Республике Беларусь;
 установление различий между понятиями: компетенция, полномочия и функции местных исполнительных и распорядительных органов;

Работа содержит 1 файл

Функции_и_основные_формы_работы_органов_местного_управления_в_Республике_Беларусь._Бел._Текст.doc

— 254.00 Кб (Скачать)

Итак, все способы совершенствования деятельности органов местного управления, на наш взгляд, можно подразделить на 4 направления:

Первое из них связано с решением вопросов организации работы органов исполнительных комитетов различных уровней и местных администраций.

В развитии данного направления велика роль Директивы Президента республики Беларусь № 2 «О мерах по дальнейшей дебюрократизации государственного аппарата». Этот акт предписывает, во-первых, принять меры, направленные на оптимизацию деятельности органов государственного управления, а также исполнительных комитетов и местных администраций, а во-вторых, оптимизировать отчетно-статистическую деятельность.

В целях реализации первого предписания необходимо руководителям органов местного управления обращать особое внимание на обеспечение ответственного, доброжелательного, внимательного отношения работников к гражданам. По каждому случаю формализма, предвзятого, нетактичного поведения, грубости и неуважения  проводить проверку и при подтверждении соответствующих фактов привлекать виновных к ответственности. [15, п.1]

Кроме того,  Директива указывает на необходимость пересмотра режима работы структурных подразделений и должностных лиц государственных органов, осуществляющих прием граждан и (или) выдачу им справок и других документов. Прием граждан в рабочие дни рекомендовано начинать не позднее 8 часов, завершать не ранее 20 часов, а также осуществлять по субботам и (или) воскресеньям, если это необходимо с учетом количества и специфики обращений. Недопустимо наличие очередей, а также длительное ожидание гражданами приема. В случае систематического возникновения в государственном органе указанных ситуаций, необходимо принимать безотлагательные меры по устранению этих явлений и порождающих  их причин. [15,пп. 1.3, 1.4]

Также данный акт предусматривает внедрение в практику предварительного консультирования граждан конкретным работником (работниками) государственного органа, предварительной записи граждан на прием по телефону или с помощью электронных средств связи, а также карточек обслуживания граждан, в которых указываются время и место обслуживания, должность, фамилия и имя  обслуживающего работника. При изменении согласованного порядка приема соответствующий государственный орган должен уведомить об этом гражданина. [15, п. 1.5]

В целях реализации второго предписания необходимо: сбор первичных статистических даны по формам централизованных государственных статистических наблюдений осуществлять исключительно органами государственной статистики, которые в установленном порядке должны доводить сводные статистические данные до заинтересованных; исключить дублирование статистических показателей в формах централизованных и нецентрализованных государственных статистических наблюдений, а при наличии такого дублирования соответствующие показатели исключить из форм нецентрализованных государственных статистических наблюдений; запретить введение новых форм централизованных и децентрализованных государственных статических наблюдений без согласования с  Межведомственным советом по государственной статистике. [15, пп 2.1, 2.3, 2.4]

Итак, на практике это направление реализуется путем:

                 обеспечения единства всех местных органов государственной власти с четким определением их структуры, функций, полномочий и ответственности;

                 повышения качества подготовки нормативных правовых актов на основе их экспертной оценки, объективного изучения  общественного мнения;

                 сокращения документооборота, реализации новых методов работы с населением по принципу «одного окна», обеспечения высокой оперативности в решении социально значимых проблем населения;

                 реализации принципа социальной справедливости и искоренения бюрократизма в деятельности местных органов исполнительной и распорядительной власти; [1, c.154]

Второе направление рассматривает повышение конкурентоспособности региона в качестве главной задачи государственных и местных органов исполнительной власти.

В целом под конкурентоспособностью региона следует понимать обусловленное природными, экономическими, социальными, политическими и другими факторами положение региона и способность его отдельных товаропроизводителей побеждать конкурентов на внутреннем и внешнем рынках, позволяющие по социально-экономическому развитию опережать другие регионы и обеспечивать повышение эффективности региона и рост благосостояния его населения в условиях ужесточения конкуренции и открытой экономики. [16, c.119]

              Каждый отдельно взятый регион имеет ряд конкурентных преимуществ – в трудовых, материальных и виртуальных факторах производства, таких как информация, знания, инновации, предпринимательские  способности, в факторах окружающей среды, обеспечивающих эффективность экономики регионального бизнеса.

Профессор А.С. Головачев  приводит следующую классификацию конкурентных преимуществ отдельных регионов:

                 абсолютные, которые связаны с наличием уникальных ресурсов и   производственных возможностей, и относительные, которые обусловлены лучшим по сравнению с другими регионами возможностями или условиями производства и реализации продукции или предоставления услуг;

                 производственные  и инновационно-инвестиционные (по объему, структуре, инновационной активности, инвестиционной привлекательности и эффективности использования всех ресурсов);

                 количественные (доля рынка) и качественные характеристики функций региона, товаров или услуг предприятий;

                 фактические (реализованные) и потенциальные (не используемые в настоящее время) [16, c. 120]

              Очевидно, что конкурентоспособность региона обусловлена его географическим положением и наличием ресурсов, но конкурентные преимущества региона нельзя сводить только к этому. М. Портер отмечает, что национальное процветание не наследуется – оно создается. Оно не вырастает из природных ресурсов, имеющейся рабочей силы, процентных ставок или покупательной силы национальной валюты. Конкурентоспособность региона зависит от способности его экономики вводить новшества и модернизироваться. [16, c. 119]

              Из сказанного выше следует, что национальные программы устойчивого развития лишь задают вектор в совершенствовании деятельности местных исполнительных и распорядительных органов, в то время, как перспективы развития каждого отдельно взятого региона должны разрабатываться с учетом всех факторов, так или иначе влияющих на  конкурентоспособность последнего.

Данная задача может быть успешно решена посредством:

                 расширения хозяйственной самостоятельности, увеличения финансирования и экономических возможностей  местных органов власти в развитии своих территорий;

                 технического перевооружения и модернизации производств, использования современных информационных и инновационных технологий, эффективных механизмов управления предприятиями в интересах населения, создание новых рабочих мест; [1, c. 154]

                 стимулирования производства новой высокотехнологической продукции;

                 снижения издержек производства, обеспечения энерго- и ресурсосбережения;

                 повышения качества выпускаемой продукции, обеспечение ее соответствия международным стандартам;

                 создание условий для экспорта путем развития экспортоориентированных производств [16,c. 125]

Третье направление состоит в формировании высокого уровня политической культуры и сознания граждан, расширении участия трудовых коллективов, профсоюзных, молодежных, женских и ветеранских организаций в управлении делами общества и государства.

Фактически в Республике Беларусь отсутствует единая политическая культура.  Можно говорить о характерной для переходного общества фрагментарности. Преобладает патриархально-подданическая субкультура, носителями которой являются отдельные слои и люди, работающие на государство и зависимые от него. Важнейшей чертой этой культуры является политическая бессубъектность. Вторая субкультура формируется вокруг ценностей, отражающих потребности развития общества. Ее носители – молодежь, предприниматели, интеллигенция.

Преодолеть подобный раскол должны помочь:

                 демократизация белорусского общества;

                 расширение культурных контактов и связей;

                 общенациональная идеология;

                 формирование личности как субъекта политики;

                 воспитание у молодежи патриотизма и гражданских качеств.[17, c. 19]

И, наконец, четвертое направление включает ряд методик исследования эффективности местного управления, которые позволяют определить, в какой мере деятельность органов местного управления соответствует провозглашенным общественным целям.

В Республике Беларусь используются следующие формы оценки эффективности деятельности органов местного управления: контрольные комиссии и инспекции, разработка и анализ бюджета, оценка со стороны профессиональных ассоциаций и СМИ, анализ социальных индикаторов и статистических данных, сравнительный анализ, проведение социологических исследований [18, c. 98]

Согласно постановлению Совета Министров Республики Беларусь  от 25 июня2004г. № 759 «О критериях оценки работы руководящих кадров республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных правительству Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома» основными критериями оценки работы руководящих кадров является выполнение:

                 основных целевых показателей параметров прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь, ежегодно утверждаемых в установленном порядке;

                 общих показателей эффективности работы республиканских органов государственного управления, облисполкомов и Минского горисполкома, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь;

                 требований, предъявляемых к деловым и личностным качествам руководящих кадров [19]

На современном этапе в структуре органов исполнительной власти Республики Беларусь есть институты для развития оценочных исследований. При ряде министерств действуют научно-исследовательские институты: НИИ при Министерстве экономики, Министерстве статистики и анализа, НИИ труда Министерства труда и социальной защиты. В НИИ труда действует Аналитический центр мониторинга социально-трудовой сферы, сотрудничающий с Министерством статистики, по результатам мониторинговых исследований представляющий информацию в виде аналитических докладов в ключевые органы государственной власти. [18,c. 98]

 

Таким образом, деятельность органов местного управления, как любой механизм, не является безукоризненной и подлежит постоянному изменению и совершенствованию. Для получения положительного результата такое совершенствование должно быть многоплановым и проходить  по  нескольким направлениям.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, цель нашей работы достигнута, мы достаточно подробно рассмотрели понятия «формы деятельности органов местного управления» и «функции органов местного управления», уяснили их сущность, изучили различные  классификации и ознакомились со способами совершенствования деятельности исполнительных комитетов различных уровней и местных администраций.

Для раскрытия темы нам понадобилось четыре главы. Такая структура поспособствовала наиболее полному раскрытию темы и успешному решению всех поставленных с этой целью задач.

Задача по раскрытию понятия местное управление была решена в первой главе путем детализации и некоторого уточнения приведенного в законе «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» определения. Кроме того, первая глава содержит ряд общих положений о местных исполнительных и распорядительных органах, называет  основные принципы их деятельности, формулирует и группирует задачи, используя различные классификационные признаки.

После раскрытия первого компонента темы мы приступили ко второму, а именно, изучению системы, структуры и порядка формирования органов местного управления. Включение данной главы в структуру работы было направлено на достижение общей цели работы и вызвано необходимостью отграничивать имеющие отличия функции исполнительного комитета от функций местной администрации, а также функции местного исполнительного и распорядительного органа в целом от функций его председателя (главы) и квалифицированных специалистов. Очевидно, что в отсутствии представления о системе и структуре органов местного управления  провести такую градацию не представилось бы возможным.

С целью получения наглядного представления о примерной организационной структуре  исполнительных и распорядительных органов различных уровней  в качестве приложений 1 и 2 к данной главе были представлены схемы с указанием минимального количества штатных единиц в каждом структурном подразделении.

Подготовив почву к рассмотрению непосредственно форм деятельности органов местного управления и их функций и ознакомившись с литературой по данной теме, мы столкнулись с вопросом об идентичности понятий «функции органов местного управления», их «полномочия» и «компетенция». Ответу на данный вопрос посвящена первая часть третьей главы.

Информация о работе Функции и основные формы работы органов местного самоуправления в Республике Беларусь