Индивидуальные трудовые споры и порядок их разрешения

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2011 в 00:19, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования - совершенствование знаний в области трудовых споров и приобретение навыков, которые позволят лучше ориентироваться в трудовом праве Российской Федерации.
Задачи исследования:
1. Теоритически раскрыть сущность трудовых споров;
2. Провести изучения порядка разрешения трудовых споров;
3. Объяснить способы качественного улучшения процесса разрешения
трудовых споров.

Работа содержит 1 файл

основная часть 13.07.11.docx

— 110.79 Кб (Скачать)

     Законодательством предусмотрено два основных органа по рассмотрению индивидуальных трудовых споров:

     — комиссия по трудовым спорам (КТС);

     — районный суд в качестве суда первой инстанции.

     Предметом индивидуального трудового спора  являются права и законные интересы работника, нарушенные, по его мнению, работодателем. В таких случаях заявление о рассмотрении трудового спора подается работником или (в его интересах) от его имени выборным профсоюзным органом. 

     Предметом индивидуальных трудовых споров между  работодателем и работником может  быть обязанность возмещения материального  ущерба организации неправомерным  поведением работника. В таких случаях  заявление (иск) подается работодателем.

     В ст. 382 ТК РФ определены специализированные органы, в чью компетенцию входит разрешение трудовых споров, - это КТС и суд. Сейчас никто не вправе отменить решение КТС, и прокурор может обратиться с жалобой либо в суд, либо в КТС. 

2.1 Урегулирование разногласий до

обращения в орган по рассмотрению

индивидуальных  трудовых споров 
 

     Работник  и работодатель могут урегулировать  возникшие между ними разногласия по указанным вопросам мирным путем посредством прямых переговоров друг с другом, а иногда и с привлечением различных посредников, например социальных партнеров, представителей объединения работодателей, представителей работников и др.

     Работник, кроме того, имеет право для  разрешения подобных разногласий обратиться:

     - в органы государственной власти, как федерального уровня, так и уровня субъектов РФ, органы местного самоуправления, профессиональные союзы, их объединения и иные уполномоченные работниками представительные органы по вопросам охраны труда (ч. 9 ст. 219 ТК РФ);

     - в органы федеральной инспекции труда (ч. 15 ст. 357 ТК РФ);

     - к профсоюзным инспекторам труда (ст. 370 ТК РФ).

     Помимо  этого работник имеет право:

     - отказа от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, до устранения такой опасности (ч. 5 ст. 219 ТК РФ);

     - отказа от выполнения работы, не предусмотренной трудовым договором (ст. 379 ТК РФ);

     - приостановления работы в случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней (ч. 2 ст. 142 ТК РФ).

     Если  же разногласия не урегулированы, об этом заявляется в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, и с этого момента юридически возникает индивидуальный трудовой спор.

     2.2 Рассмотрение трудовых споров в КТС 
 

     По  общему правилу трудовой спор рассматривается  комиссией если работник не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с работодателем. Работник может обратиться в КТС за разрешением трудового спора в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Срок пропущенный по уважительной причине, может быть восстановлен КТС (ст. 386 ТК РФ).

     Комиссии  по трудовым спорам вправе рассматривать  только те споры, которые законом или иным нормативным актом отнесены к их ведению, т. е. подведомственны им.

     Так, КТС подведомственны споры работников: 

     - по поводу соблюдения установленного законом порядка введения и пересмотра норм и нормативов по оплате труда;

     - по вопросам соблюдения работодателем условий труда, обеспечивающих выполнение норм выработки;

     - по оплате труда в случаях невыполнения норм выработки;

     - о причинах невыполнения норм выработки, об обеспечении работодателем нормальных условий для работы;

     - по вопросам оплаты труда при простое и браке продукции;

     - об оплате сверхурочных работ и работ в ночное время, компенсации за работу в выходные и праздничные дни;

     - об оплате труда при выполнении работ разной квалификации, при многостаночном обслуживании, при совмещении профессий (специальностей), при заместительстве (требования рабочих об установлении межразрядной разницы и споры по поводу ее размера не относятся к компетенции КТС. Однако разногласия по поводу оплаты труда при заместительстве им подведомственны);

     - о возврате денежных сумм, удержанных из заработной платы работника (если работник не согласен с вычетом или его размером, трудовой спор по его заявлению рассматривается в КТС);

     - о праве на получение и размере причитающейся работнику премии, предусмотренной системой оплаты труда;

     - о предоставлении ежегодного отпуска установленной продолжительности, об оплате отпуска и о выплате денежной компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении (по общему правилу споры работника с работодателем о праве и продолжительности отпуска без сохранения заработной платы в КТС рассматриваться не могут. В отдельных случаях законом предусмотрена обязанность работодателя предоставлять работникам отпуска без сохранения заработной платы. Отказ работодателя предоставить такой отпуск работник вправе обжаловать в КТС);

     - о выплате вознаграждения за выслугу лет;

     - о наложении дисциплинарных взысканий (кроме споров об увольнении работника за нарушение трудовой дисциплины).

     В КТС рассматриваются споры, связанные  с наложением дисциплинарных взысканий  по правилам внутреннего трудового  распорядка (кроме заявлений некоторых  категорий работников);

     - о выдаче и использовании спецодежды, спец обуви, средств индивидуальной защиты.

     КТС не вправе рассматривать споры по вопросам:

     1) установления норм выработки  (норм времени), норм обслуживания (нормативов численности), должностных  окладов и тарифных ставок, изменения  штатов; 

     2) исчисления, назначения и выплаты пособий по государственному социальному страхованию и пенсий, исчисления трудового стажа для назначения пособий и пенсий;

     3) исчисления трудового стажа для предоставления льгот и преимуществ, когда законодательством установлен иной порядок рассмотрения этих споров (исчисление стажа для выплаты вознаграждения за выслугу лет, определение размеров ставок заработной платы, должностных окладов и др.);

     4) восстановления на работе лиц, уволенных по инициативе работодателя;

     5) предоставления и распределения жилой площади, а также удовлетворения бытовых нужд работников;

     6) признания перевода незаконным;

     7) отказа в приеме на работу;

     8) лиц, работающих у работодателей, — физических лиц;

     9) лиц, считающих, что они подвергались дискриминации.

     Кроме того, комиссии не могут рассматривать  трудовые споры и по некоторым другим вопросам, когда в соответствии с действующим законодательством установлен иной порядок их рассмотрения.

     Если  неясно, подведомствен спор КТС или  нет, вопрос должен быть рассмотрен на заседании комиссии.

     Помимо  КТС всей организации на основании  ст. 384 ТК РФ «по решению общего собрания работников комиссии по трудовым спорам могут быть образованы в структурных подразделениях организации». В комиссиях по трудовым спорам структурных подразделений организаций могут рассматриваться индивидуальные трудовые споры в пределах полномочий этих подразделений.

     Большинство споров из трудовых правоотношений по применению трудового законодательства рассматривается в общем порядке, т. е. начиная с КТС, и, если КТС в десятидневный срок не рассмотрела спор, работник вправе перенести его разрешение в суд. Такой общий порядок установлен ст. 390 ТК РФ, а для суда еще и ГПК РФ.

     Обращение в КТС не лишает работника права  на судебную защиту (ст. 391 ТК РФ). 
 
 
 

2.2.1 Порядок избрания КТС 
 

     Комиссии  по трудовым спорам образуются из равного  числа представителей работников и  работодателя (ст. 384 ТК РФ) по инициативе работников или работодателя. 

     Представители работодателя назначаются в комиссию руководителем организации. Представители  работников избираются общим собранием работников организации или выдвигаются в качестве делегатов представительным органом работников с обязательным утверждением на общем собрании работников организации.

     Целесообразно в состав комиссии по трудовым спорам выделять не менее 2-3 представителей от каждой стороны. Это предотвращает нарушение сроков рассмотрения заявлений работников при отсутствии на работе одного из членов комиссии и обеспечивает проведение заседаний КТС в правомочном составе ее представителей.

     Тот или иной представитель может  быть досрочно отозван стороной, его  выделившей. В этом случае он должен быть заменен другим представителем. Следует выделять в состав КТС лиц, имеющих опыт работы с кадрами, знающих трудовое законодательство и вопросы заработной платы.

     Комиссия  по трудовым спорам избирает из своего состава председателя, заместителя  председателя и секретаря. КТС организации имеет свою печать.

     Техническое обслуживание КТС (делопроизводство, подготовка и выдача выписок из протоколов заседаний  и пр.) осуществляется работодателем. Своим приказом работодатель назначает работника, на которого возлагается техническое обслуживание комиссии. Как правило, такие работники назначаются без указания срока их работы по обслуживанию КТС.

     Комиссия  рассматривает трудовые споры только по заявлениям работников. Работодатель не вправе обращаться в КТС за разрешением  трудового спора.

2.2.2 Порядок рассмотрения

трудовых  споров в КТС 
 

     Заявление работника в КТС подлежит обязательной регистрации (ст. 387 ТК РФ). С момента  обращения работника в КТС  исчисляется и срок рассмотрения спора. Это заявление должно быть рассмотрено в течение десяти календарных дней со дня его поступления. Закон не устанавливает специальной формы заявления в КТС Отказ в приеме заявления возможен только в том случае, если трудовой спор уже рассматривался в КТС и по нему было принято то соответствующее решение либо стороны не пришли к соглашению.

     Закон не устанавливает кому конкретно подается заявление (председателю КТС, секретарю или любому члену КТС) и как регистрируется.

     О времени и месте заседания  КТС работник и представитель работодателя извещаются заранее, как правило, в письменной форме.

     Спор  должен рассматриваться в присутствии  работника, подавшего заявление, или  уполномоченного им представителя. В случае неявки работника рассмотрение спора откладывается, при вторичной неявке КТС может вынести решение о снятии вопроса с рассмотрения. Правда, это не лишает работника права подать заявление о рассмотрении трудового спора повторно, но в пределах срока, установленного ТК РФ. Если работник или его представитель по уважительным причинам не могут присутствовать на заседании КТС и обратились, поэтому поводу с письменным заявлением, спор может быть рассмотрен и в отсутствие самого работника или уполномоченного им представителя.

     Рассмотрение  спора начинается либо с заявления  работника, либо докладом председателя КТС или кого-либо из членов комиссии. Затем заслушиваются участники спора, при необходимости - свидетели и специалисты. По требованию комиссии руководитель организации обязан представить в установленный срок необходимые документы. 

Информация о работе Индивидуальные трудовые споры и порядок их разрешения