Коллективные переговоры и коллективный договор

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 19:37, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение системы правового регулирования порядка проведения коллективных переговоров и заключения коллективного договора.
В свете данной цели можно сформулировать следующие задачи:
дать понятие коллективных переговоров, рассмотреть порядок их ведения;
рассмотреть органы для ведения коллективных переговоров;
дать понятие коллективного договора и общую характеристику его условий;
проанализировать вопросы заключения коллективного договора;
проанализировать содержание и структуру коллективного договора

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1. Общая характеристика и особенности коллективных переговоров. 7
1.1 Понятие коллективных переговоров 7
1.2 Порядок ведения коллективных переговоров 13
1.3 Органы для ведения коллективных переговоров 18
1.4 Урегулирование разногласий, гарантии и компенсации лицам, участвующим в коллективных переговорах 21
2. Понятие, функции, значение коллективного договора 27
2.1 Понятие и значение коллективного договора 27
2.2 Функции коллективного договора 29
3. Порядок заключения, структура и содержание коллективного трудового договора 31
3.1 Стороны коллективного договора. 31
3.2 Механизм заключения коллективного договора 35
3.3 Структура и содержание коллективного трудового договора 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 48

Работа содержит 1 файл

Курсач.doc

— 239.50 Кб (Скачать)

Работодатель обязан создавать  условия, обеспечивающие деятельность представителей работников. Конкретные обязательства работодателя могут  устанавливаться в коллективных договорах, соглашениях.

В этом случае в организации не имеется полномочного по закону (ст. ст. 29 - 31 ТК РФ) представителя работников. Общее собрание (конференция) работников, которое вправе уполномочить иных представителей, не является постоянно действующим органом, а периодичность и порядок его работы (созыва) ТК РФ не названы. Однако наличие другого представителя не может являться препятствием для осуществления профсоюзной организацией своих полномочий.

Работники, не являющиеся членами  профсоюза, имеют право уполномочить орган первичной профсоюзной организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем.

Если коллективный договор, соглашение ранее не заключались, то никаких  временных рамок для направления  стороной соответствующего уведомления о начале переговоров по их заключению ТК РФ не установлено. В случаях перезаключения этих правовых актов уведомление представляется в предусмотренные ими сроки.

Трудовой Кодекс возлагает на представителей стороны, получившей письменное уведомление от другой стороны предложением о начале коллективных переговоров, обязанность вступить в переговоры и определяет для этого максимальный срок - 7 календарных дней со дня получения указанного предложения, направив инициатору проведения коллективных переговоров ответ с указанием представителей от своей стороны для участия в работе комиссии по ведению коллективных переговоров и их полномочий.

Если по истечении указанного срока  сторона уклонилась от коллективных переговоров (например, проигнорировала  обращение, не совершила никаких значимых действий по приготовлению к ним или по их началу и т.п.), то работодатель (его представители) может быть привлечен к ответственности (ст. 54 ТК РФ). При этом следует обратить внимание на то, что для коллективных переговоров на уровне организации их начальный момент определен ТК РФ.

Юридически значимые последствия  имеет правильное определение начального момента коллективных переговоров. С ним связаны не только вопросы  ответственности сторон за несоблюдение норм о социальном партнерстве, но и вопросы действия предоставляемых участникам переговорного процесса гарантий и компенсаций и др.

Днем начала коллективных переговоров  является день, следующий за днем получения  инициатором проведения коллективных переговоров указанного ответа.

Не допускаются ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений от имени  работников лицами, представляющими  интересы работодателей, а также  организациями или органами, созданными либо финансируемыми работодателями, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, политическими партиями, за исключением случаев, предусмотренных Трудовым Кодексом.

Запрещение ведения переговоров  и заключения соглашений и коллективных договоров от имени работников лицами, представляющими работодателя, содержится в Федеральном законе от 12 января 1996 года № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».

Федерацией независимых профсоюзов России (ФНПР) принято решение и  даны рекомендации по организации и проведению единой переговорной кампании2.

Исполком ФНПР счел объективной  необходимостью создание целостной  коллективно-договорной кампании, позволяющей  выстроить четкую систему, направленную на обеспечение эффективной защиты прав и интересов работников и увязанную по единым срокам заключения соглашений и коллективных договоров, единым требованиям, выдвигаемым профсоюзами в период ее проведения, и единым действиям, предпринимаемым в поддержку выдвигаемых профсоюзами требований.

Таким образом, опираясь на конвенцию МОТ № 154, можно предложить следующее понятие: коллективные переговоры - это основанные на диалоге (обмене мнениями) представителей работников и работодателей взаимоотношения, результатом которых является выработка проекта коллективного договора, соглашения и их заключение, установление коллективных условий труда, решение других вопросов регулирования трудовых отношений и непосредственно связанных с ими отношений3.

1.2 Порядок ведения коллективных переговоров

 

Отношения при ведении коллективных переговоров, заключении коллективных договоров и соглашений как часть отношений по социальному партнерству непосредственно связаны с трудовыми отношениями, входят в предмет трудового права, а потому регулируются трудовым законодательством.

Коллективные переговоры должны основываться на общих принципах социального партнерства (ст. 24 ТК РФ), среди которых придается особая значимость одному из них - свободе выбора при обсуждении вопросов регулирования социально-трудовых отношений4.

Предмет коллективных переговоров определяется с учетом цели регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений. Трудовой Кодекс не ограничивает стороны в выборе вопросов, обсуждаемых в рамках коллективных переговоров. Их представители, являющиеся участниками переговоров, определяют сроки, место и порядок их проведения.

Основным звеном во всей многоуровневой системе, в рамках которой могут  проводиться коллективные переговоры, является организация (это уровень  конкретного работодателя), в рамках которой заключается коллективный договор и принимаются иные локальные нормативные акты. Только на этом уровне возможно представительство интересов работников не через профессиональные союзы, а в иных формах. За пределами организации при заключении соглашений в коллективных переговорах могут принимать участие только профессиональные союзы. Кодекс четко отдает приоритет такой форме представительства работников, как профсоюзы.

ТК РФ был принят в условиях действия множественности профсоюзов в общественной жизни страны. Данное обстоятельство налагает на работодателей и их представителей обязанность урегулировать социально-трудовые отношения и связанные с ними экономические отношения с неограниченным кругом социальных партнеров по коллективному договору и соглашениям.

Одновременно Кодекс учитывает наличие плюрализма в профсоюзном движении и предусматривает ситуацию с проведением коллективных переговоров при наличии в организации более одного профсоюза и соответственно первичных профсоюзных организаций, объединяющих более половины работников данного работодателя.

В этом случае профсоюзы должны создать  единый представительный орган для  проведения коллективных переговоров  и осуществления в дальнейшем всех процедур, связанных с разработкой  единого проекта коллективного  договора и заключением единого коллективного договора.

В основу формирования такого единого  органа положен принцип пропорционального  представительства в зависимости  от численности членов профсоюза. Каждая профсоюзная организация самостоятельно определяет своего представителя (представителей).

Единый представительный орган  имеет право направить работодателю (его представителю) предложение  о начале коллективных переговоров  по подготовке, заключению или изменению  коллективного договора от имени  всех работников.

Первичная профсоюзная организация, объединяющая более половины работников организации, индивидуального предпринимателя, имеет право по решению своего выборного органа направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников без предварительного создания единого представительного органа.

Однако если ни одна из первичных  профсоюзных организаций или  в совокупности первичные профсоюзные  организации, пожелавшие создать единый представительный орган, не объединяют более половины работников данного работодателя, то право определения профсоюзной организации, которой будет поручено формирование представительного органа, переходит к общему собранию (конференции) работников. Его (ее) решение принимается тайным голосованием.

В случаях, когда такая первичная  профсоюзная организация не определена или работники данного работодателя не объединены в какие-либо первичные  профсоюзные организации, общее  собрание (конференция) работников тайным голосованием может избрать из числа работников иного представителя (представительный орган) и наделить его соответствующими полномочиями.

Главная задача - начать коллективные переговоры, не позволяя представителям работников (в данном случае профсоюзным  организациям) увязнуть в бесконечных спорах по поводу того, «кто из них главнее».

В любом случае за профсоюзными организациями, объединяющими меньше половины работающих или не получившими полномочия от общего собрания (конференции) на формирование представительного органа, остается безусловное право направить своих представителей в состав единого представительного органа на любой стадии до момента подписания коллективного договора.

Первичная профсоюзная организация, единый представительный орган либо иной представитель (представительный орган) работников, наделенные правом выступить с инициативой проведения коллективных переговоров в соответствии с частями второй - четвертой статьи 37, обязаны одновременно с направлением работодателю (его представителю) предложения о начале указанных коллективных переговоров известить об этом все иные первичные профсоюзные организации, объединяющие работников данного работодателя, и в течение последующих пяти рабочих дней создать с их согласия единый представительный орган либо включить их представителей в состав имеющегося единого представительного органа.

Если в указанный срок данные первичные профсоюзные организации  не сообщат о своем решении  или ответят отказом направить  своих представителей в состав единого  представительного органа, то коллективные переговоры начинаются без их участия. При этом за первичными профсоюзными организациями, не участвующими в коллективных переговорах, в течение одного месяца со дня начала коллективных переговоров сохраняется право направить своих представителей в состав единого представительного органа. В случае, когда представителем работников на коллективных переговорах является единый представительный орган, члены указанного органа представляют сторону работников в комиссии по ведению коллективных переговоров.

Кодексом предусмотрен аналогичный механизм определения представителей работников на других уровнях проведения коллективных переговоров и подписания соглашений (за пределами организации) - на уровне РФ, ее субъектов, отрасли, территории.

Разница, однако, в том, что при  отсутствии договоренности между различными профсоюзами о создании единого представительного органа для ведения коллективных переговоров право на ведение коллективных переговоров предоставляется профсоюзу (объединению профсоюзов), объединяющему наибольшее число членов профсоюза (профсоюзов) т.е. наиболее представительному профсоюзу, объединению профсоюзов).

В соответствии с установленным  порядком ведения коллективных переговоров  их участники и другие лица, связанные  с их ведением, обязаны не разглашать ставшие им известными сведения, относящиеся к охраняемой законом тайне - государственной, служебной, коммерческой и иной (ст. 37 ТК РФ).

Ведение коллективных переговоров  невозможно без полной и достоверной  информации представителей сторон о  финансово-экономическом положении организации, отрасли, региона и т. д., о перспективах их развития, положении работников, условиях их труда.

Поэтому ст. 37 ТК обязывает стороны  предоставлять друг другу имеющуюся  у них информацию, необходимую  для ведения коллективных переговоров. Каждая сторона запрашивает (в письменном виде) необходимую ей информацию. Другая сторона не позднее 2 недель со дня получения запроса должна эту информацию предоставить.

Организационные вопросы (сроки, место  и порядок проведения коллективных переговоров) определяются представителями сторон, являющимися участниками этих переговоров (ч. 8 ст. 37 ТК). Ими же решаются вопросы материально-технического обеспечения работы комиссий, процедуры их заседаний. Названные и другие вопросы решаются либо на первом заседании комиссии, либо по предварительной договоренности сторон (в заключаемом ими соглашении), либо в положениях о соответствующих комиссиях5.

Таковы общие правила ведения  коллективных переговоров для всех уровней социального партнерства.

1.3 Органы для ведения коллективных переговоров

 

Для обеспечения регулирования  социально-трудовых отношений, ведения  коллективных переговоров и подготовки проектов коллективного договора, соглашений, их заключения, а также для организации  контроля за выполнением коллективного договора и соглашений на всех уровнях на равноправной основе по решению сторон образуются комиссии из наделенных необходимыми полномочиями представителей сторон.

Основными задачами Комиссии являются:

- ведение коллективных переговоров  и подготовка проекта генерального соглашения между общероссийскими объединениями профессиональных союзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ;

- содействие договорному регулированию  социально - трудовых отношений  на федеральном уровне;

- проведение консультаций по вопросам, связанным с разработкой проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ в области социально - трудовых отношений, федеральных программ в сфере труда, занятости населения, миграции рабочей силы, социального обеспечения;

- согласование позиций сторон  по основным направлениям социальной  политики;

- рассмотрение по инициативе  сторон вопросов, возникших в  ходе выполнения генерального  соглашения;

- распространение опыта социального  партнерства, информирование отраслевых (межотраслевых), региональных и иных комиссий по регулированию социально - трудовых отношений о деятельности Комиссии;

Информация о работе Коллективные переговоры и коллективный договор