Коллективные трудовые споры

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 09:45, дипломная работа

Описание работы

Цели и задачи выпускной квалификационной работы:
изучить актуальные теоретические и практические вопросы по теме;
определить субъектов правоотношений, исследовать права и обязанности лиц, участвующих в коллективных трудовых спорах;
– рассмотреть и изучить понятия, причины, общую характеристику и правовую природу коллективных трудовых споров;
– изучить общий порядок разрешения коллективных трудовых споров;
– изучить судебное рассмотрение индивидуальных и коллективных трудовых споров.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….……………….4
1.ПОНЯТИЕ И ФОРМЫ ЗАЩИТЫ ТРУДОВЫХ ПРАВ РАБОТНИКОВ……………………………………………………………………9
1.1 Понятие и правовые основы социального партнерства …..….………..9
1.2 Понятие защиты трудовых прав работников…………………………19
1.3 Правовые формы защиты трудовых прав граждан…………………..26
2. КОЛЛЕКТИВНЫЕ ТРУДОВЫЕ СПОРЫ…………………………..35
2.1Общие вопросы правового регулирования рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров………………………………..36
2.2 Коллективные трудовые споры: понятие, предмет, стороны……..50
2.3 Порядок разрешения коллективных трудовых споров………….53
2.4 Забастовка……………………………………………………………..60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..….……..78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….………….80

Работа содержит 1 файл

диплом.doc

— 468.50 Кб (Скачать)

На время забастовки за участвующими в ней работниками сохраняются место работы и должность. В то же время, поскольку работники не выполняли в это время свои трудовые функции, работодатель освобождается от обязанности выплачивать им заработную плату. Это не касается работников, выполнявших работы по обеспечению обязательного минимума работ (услуг).

В коллективном договоре, соглашении или соглашении, достигнутом в ходе разрешения коллективного трудового спора, могут быть предусмотрены компенсационные выплаты работникам, участвующим в забастовке. [30,C.125]

Определенные гарантии предусмотрены для работников, которые лично не участвовали в забастовке, однако в связи с ее проведением были лишены возможности выполнять свою работу.

Так, в случае подачи ими письменного заявления о начале связанного с забастовкой простоя, его оплата производится в порядке и размерах, предусмотренных ТК РФ для случаев оплаты простоя не по вине работника (см. ст. 157 ТК РФ).

На этот период работодатель имеет право переводить указанных работников на другую работу с соблюдением требований о переводах на другую работу (см. ст. ст. 72.1, 72.2 ТК РФ).

В коллективном договоре, соглашении или соглашении, достигнутом в ходе разрешения коллективного трудового спора, может быть предусмотрен более льготный порядок выплат работникам, не участвующим в забастовке, нежели предусмотренный ТК РФ.

Запрещение локаута

Статья 415 ТК РФ дает определение локаута и устанавливает однозначный запрет на него. Работники не могут быть уволены на любой стадии коллективного трудового спора, включая стадию забастовки (до момента признания ее незаконной - если работники продолжают забастовку вопреки решению суда).

В случае увольнения работников в связи с их участием в коллективном трудовом споре или забастовке они вправе обратиться в суд с иском о восстановлении на работе. Суд, вынося решение о восстановлении на работе, одновременно решает вопрос об оплате вынужденного прогула. Не исключено и вынесение решения о возмещении морального вреда. [33,C.143]

Если же забастовка признана судом незаконной, а работники продолжают бастовать, то к ним могут быть применены меры дисциплинарного воздействия (вплоть до увольнения).

В случае увольнения работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки работодатель или его представители могут быть привлечены к административной ответственности путем наложения административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей (ст. 5.34 КоАП РФ).

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В предлагаемом исследовании, были рассмотрены понятия и способы разрешения коллективных трудовых споров.

И так, можно прийти к выводу, что коллективные трудовые споры, возникают из организационно-управленческих и социально экономических отношений в сфере труда. Основная группа коллективных споров возникает из трудового правоотношения, жалующейся стороной чаще всего являются работники – данные споры носят, как правило, исковый характер. Такие споры рассматриваются в суде.

Действующее законодательство устанавливает особый порядок разрешения коллективных трудовых споров.

Можно подвести итог, что разрешение коллективных трудовых споров – это важнейшая форма самозащиты работниками своих трудовых прав, когда они, считая свои интересы нарушенными, обращаются в юрисдикционный орган.

Также был рассмотрен один из этапов коллективных трудовых споров, такой как забастовка, порядок ее проведения и организации. Порядок проведения забастовок с вступлением в действие нового трудового кодекса получил полное законодательное регулирование. Прежний кодекс законов о труде не содержал в себе норм, регулирующих данный вопрос. Как показывает история забастовочного движения, этот способ разрешения трудовых конфликтов не является лучшим в достижении поставленной цели и, как правило, заводит в тупик.

Из рассмотренных примеров важнейшим и наиболее распространенным на практике основанием признания забастовки незаконной является нарушение процедур разрешения коллективного трудового спора. К числу таких нарушений необходимо отнести:

– не проведены примирительные процедуры до объявления забастовки (ст. 401 – 404 ТК РФ);

– решение о проведении забастовки принято в отсутствие необходимого кворума (ч. 3 ст. 410 ТК РФ);

– за решение о проведении забастовки проголосовали менее половины работников, присутствующих на собрании (конференции) или за утверждение решения о проведении забастовки (при невозможности
проведения собрания, созыва конференции) представительный орган работников собрал недостаточное количество подписей работников (ч. 5 ст. 410 ТК РФ);

– не был обеспечен минимум необходимых работ в организациях, филиалах, представительствах, деятельность которых связана с безопасностью людей, обеспечением их здоровья и жизненно важных интересов общества (ч. 3–8 ст. 412 ТК РФ);

– работодатель не был предупрежден в письменной форме не позднее чем за 10 календарных дней о начале предстоящей забастовки (ч. 8 ст. 410 ТКРФ).

Таким образом, из всех критериев, в соответствии с которыми возможно ограничение прав и свобод граждан, Закон избирает два основных, которые могут служить основанием признания незаконной любой забастовки. При рассмотрении дел о признании забастовок незаконными суду приходится оценивать как факт наличия угрозы основам конституционного строя и здоровью других лиц (не участвующих в забастовке), так и ее реальность.

Важнейшим этапом в развитии законодательства стало принятие Конституции Российской Федерации, статья 37 которой содержит положения, касающиеся права на забастовку. В развитии этого конституционного права порядок и процедуры проведения забастовок установлены гл. 61 Трудового кодекса РФ. Однако и Конституция РФ и Трудовой кодекс РФ определяют право на забастовку только как на способ разрешения коллективных трудовых споров с работодателем, что по сути является ограничением права на забастовку по сравнению с нормами международного права. В старой редакции ТК РФ моментом начала коллективного трудового спора был момент подписания протокола разногласий. Сейчас, коллективный трудовой спор начинается только в момент, когда работодатель откажется удовлетворять требования, выдвинутые на общем собрании коллектива или конференции. Это серьезно затрудняет процедуру начала коллективного трудового спора, так как на предприятиях с большим количеством работников проведение таких собраний единовременно затруднено или невозможно без содействия работодателя.

В Конвенции МОТ №87 «О свободе объединения и защите права на организацию» установлено право работников на забастовку и с другими целями, такими как:

                    решение вопросов экономической и социальной политики и проблем, возникающих на предприятии, непосредственно затрагивающих интересы работников,

                    критика экономической и социальной политики правительства,

                    забастовки солидарности, при условии, что поддерживаемая ими забастовка является законной,

                    признание профсоюза.

Из этого следует, что в международном праве, забастовка является не только способом разрешения трудовых споров с работодателем, но и как средство выражения воли граждан в отношении государственной власти, то есть в качестве механизма прямой демократии (наряду с такими способами прямого волеизъявления граждан как выборы и референдум).

Очевидно, что российская забастовка, проведенная с критикой экономической и социальной политики правительства, в знак солидарности или признания профсоюза не будет считаться с точки зрения законодательства забастовкой, что повлечет за собой дисциплинарную ответственность работников. Таким образом, российские граждане лишены такого демократического института гражданского общества, как политическая забастовка.

Анализ национального законодательства о забастовках и практики его применения показывает, что нормы и статьи, регулирующие проведение забастовки изложены так противоречиво и невнятно, что законную забастовку провести почти невозможно. Об этом свидетельствует и судебная практика, в соответствии с которой 99% забастовок в России признаются незаконными. Приведенный анализ законодательства о забастовках говорит о том, что профсоюзы и представители общественных организаций должны принять все необходимые меры для полноценной реализации права граждан на забастовку. Российское законодательство в этой части должно полностью соответствовать нормам международного права, ратифицированным Российской Федерацией. Очевидно, что неоднозначное толкование статей Трудового кодекса, заведомо приводит к нарушениям работниками порядка разрешения споров и признанию забастовок незаконными. Ситуация ухудшается тем, что работники должны предупредить работодателя о забастовке за десять дней до ее начала. Получив уведомление о предстоящей забастовке, работодатель имеет право обратиться в суд, который, как правило, признает объявленную, но не начатую забастовку незаконной. Такая процедура фактически устанавливает разрешительный, а не уведомительный порядок проведения забастовки.

Что касается остальных процедур, предусмотренных Трудовым кодексом РФ, то, по мнению Комитета по Свободе объединения МОТ, возможности использования забастовки в России существенно ограничены по сравнению с другими странами и принципами Свободы объединения.

В заключении можно сделать вывод, что основная цель дипломной работы достигнута, были рассмотрены и изучены понятие, виды, правовая природа и общий порядок разрешения коллективных трудовых споров. А некоторые из примеров правоприменительной практики доказывают, что с течением времени трудовое законодательство претерпевало изменения, но требует совершенствования по поводу рассмотрения коллективных трудовых споров, в частности такого этапа, как забастовка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

 

     Законодательные  и  нормативные  правовые  акты:

1.            Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Гарант Эксперт, 2012.

2.            Всеобщая декларация прав человека (Принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года) // www.un.org

3.            Конвенция Международной Организации Труда №111 о дискриминации в области труда и занятий (Женева, 4 июня 1958 г.) // «Библиотечка Российской газеты». – Выпуск №22–23. – 1999 г.

4.            Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изм. и доп. от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 1 января 1990 г., 6 ноября 1990 г., 11 мая 1994 г.) // Бюллетень международных договоров. – Март 2001 г. – №3. Гарант Эксперт, 2012.

5.            Конвенция №154 Международной организации труда «О содействии коллективным переговорам» (принята в г. Женеве 19.06.1981 на 67-ой сессии Генеральной конференции МОТ) Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда 1957 1990. Т.П. – Женева: Международное бюро труда, 1991. С. 1935–1938 (вступила в силу 11.08.1983 г.). Россия ратифицировала Конвенцию (ФЗ от 01.07.2010 №138-ФЗ). Гарант Эксперт, 2012.

6.            Конвенция №98 Международной Организаций Труда «О применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров» (Женева, 1 июля 1949 г.) // www.trudsud.ru/ru/docs/legislation/.

7.            Всеобщая декларация прав человека. // Российская газета. Материал опубликован: 10 Дек 1998 года. Гарант Эксперт, 2012.

 

8.            Рекомендация №92 Международной организации труда «О добровольном примирении и арбитраже» (принята в г. Женеве 29.06.1951 на 34-ой сессии генеральной конференции мот). / infopravo.by.ru

9.            Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. №197-ФЗ (ТК РФ) // Российская газета – Федеральный выпуск №2868 от 31 декабря 2001 г. Гарант Эксперт, 2012.

10.       Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. №195-ФЗ // Российская газета – Федеральный выпуск №2868 от 31 декабря 2001 г. Гарант Эксперт, 2012.

11.       Федеральный закон «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» №175-ФЗ от 23 ноября 1995 г. (в ред. Федеральных законов от 06.11.2001 №142 – ФЗ, от 30.12.2001 №196 – ФЗ) // Российская газета. Гарант Эксперт, 2012.

12.       Федеральный закон от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (с изменениями от 18 декабря 2006 г., 20 апреля 2007 г., 22 июля 2008 г., 17 июля 2009 г., 18 июля 2011 г.) // Российская газета. Гарант Эксперт, 2012.

13.       Федеральный закон от 17.07 1999. №181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской федерации» // СЗ РФ. 1999. №16 // Российская газета. Гарант Эксперт, 2012.

14.       Федеральный закон от 12 января 1996 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» // Российская газета от 20 января 1996 г. №12. Гарант Эксперт, 2012.

15.       Федеральный конституционный закон №3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» с изм. на 30 июня 2003 г. // Российская газета от 30.05.2001 №3-ФКЗ. Гарант Эксперт, 2012.

16.       Федеральный закон от 20 ноября 1990 г. №340–1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» // Российская газета. Гарант Эксперт, 2012.

17.       Федеральный закон от 01.05.1999 N 92-ФЗ "О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально - трудовых отношений" Российская газета. Гарант Эксперт, 2012.

18.       Закон РФ от 11.03.1992 N 2490-1 "О коллективных договорах и соглашениях" утратил силу // Гарант Эксперт, 2012.

19.       Федеральный Закон от 12.011996 года N 10-ФЗ «О профессиональных союзах их правах и гарантиях деятельности» // Гарант Эксперт, 2012.

20.       Федеральный закон от 01.05.1999 N 92-ФЗ "О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально - трудовых отношений"// Гарант Эксперт, 2012.

21.       Федеральный Закон «Об объединениях работодателей» от 27 ноября 2002 года N 156-ФЗ // Гарант Эксперт, 2012.

22.       Закон Кировской области «О социальном партнерстве в Кировской области» от 06.11.2003 № 202-ЗО  // Гарант Эксперт, 2012.

23.       Закон РФ от 11.03.1992 N 2490-1 "О коллективных договорах и соглашениях"// Гарант Эксперт, 2012.

Информация о работе Коллективные трудовые споры