Профсоюзы и регулирование трудовых споров

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2012 в 05:50, курсовая работа

Описание работы

Целью моей работы является рассмотрение защитных функций профессионального союза.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: выяснить, что же такое профессиональный союз, зачем такое объединение нужно и что профессиональный союз может сделать в процессе реализации своей защитной функции.

Содержание

С.
Введение 2
Глава I: Правовая природа и основы деятельности профсоюзов 5
Глава II: Профсоюзы и трудовое законодательство 7
§-1 – Участие в создании трудового законодательства и локальном нормотворчестве
7
§-2 – Учет мотивированного мнения профсоюза при расторжении трудового договора по инициативе работодателя

9
§-3 – Надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства
10
Глава III: Профсоюзы и регулирование трудовых споров 17
§-1 – Регулирование коллективных трудовых споров 17
§-2 – Регулирование индивидуальных трудовых споров 19
Глава IV: Гарантии 21
§-1 – Гарантии профсоюзным работникам 21
§-2 – Гарантии деятельности профсоюзов 22
Заключение 25
Библиография

Работа содержит 1 файл

Защита профсоюзами прав работников-ДВГТУ.doc

— 151.00 Кб (Скачать)

План

 
 
 
    С.
Введение   2
Глава I: Правовая природа  и основы деятельности профсоюзов 5
Глава II: Профсоюзы и  трудовое законодательство 7
§-1 – Участие в создании трудового законодательства и локальном  нормотворчестве  
7
§-2 – Учет мотивированного  мнения профсоюза при расторжении трудового договора по инициативе работодателя  
 
9
§-3 – Надзор и  контроль за соблюдением трудового  законодательства  
10
Глава III: Профсоюзы и  регулирование трудовых споров 17
§-1 – Регулирование коллективных трудовых споров 17
§-2 – Регулирование индивидуальных трудовых споров 19
Глава IV: Гарантии 21
§-1 – Гарантии профсоюзным  работникам 21
§-2 – Гарантии деятельности профсоюзов 22
Заключение   25
Библиография   27
Приложение 1   30
Приложение 2   31
Приложение 3   32
 
 
 
 

      Введение

  «Права, предоставляемые  организациям трудящихся и предпринимателей, должны быть основаны на уважении гражданских  свобод, которые сформулированы, в  частности, во Всеобщей декларации прав человека и в Международных пактах о гражданских и политических правах, и что отсутствие этих гражданских свобод лишает любого смысла концепцию прав профсоюзов». 

Извлечение  из  Резолюции  Международной

Организации  Труда о правах профсоюзов и

их  взаимосвязи с  гражданскими свободами

(1970 г.)

 
 

      Пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» гласит: «Каждый, достигший возраста 14 лет и осуществляющий трудовую (профессиональную) деятельность, имеет право по своему выбору создавать профсоюзы для защиты своих интересов, вступать в них, заниматься профсоюзной деятельностью и выходить из профсоюзов»1. Таким образом, профсоюзы создаются трудящимися в первую очередь для защиты или восстановления своих нарушенных прав.

      Целью моей работы является рассмотрение защитных функций профессионального союза.

      Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: выяснить, что же такое профессиональный союз, зачем такое объединение нужно  и что профессиональный союз может  сделать в процессе реализации своей защитной функции.

      Объектом  исследования в работе является деятельность профессиональных союзов по защите трудовых прав работников.

      Предметом исследования – полномочия, пределы, приемы и способы защиты профсоюзами  трудовых прав работников.

      17 июня - 10 июля 1948 г. в Сан-Франциско  Международная Организация Труда  приняла Конвенцию № 87 о свободе  ассоциации и защите права  на организацию, 8 июня 1949 г. в Женеве  – Конвенцию № 98 о применении  принципов права на организацию  и на ведение коллективных переговоров. «Там, где господствует профсоюзный плюрализм, а таких стран в настоящее время подавляющее большинство, реализация положений упомянутых Конвенций МОТ не встречает каких-либо препятствий»2. В число последних государств входит Российская Федерация (РСФСР ратифицировала эти Конвенции 10 августа 1956 г.), «которая соблюдает принципы профсоюзного плюрализма и основные права работника. Об этом свидетельствует действующее трудовое законодательство страны…»3 и, в еще большей степени, новый Трудовой кодекс Российской Федерации.

      Эволюция  трудового кодекса в отношении  профессиональных союзов началась еще  с момента создания первого Кодекса  законов о труде, появившегося в 1918 г., который обозначил и закрепил права профсоюзов. В 1922 г. появился новый КЗоТ, значительно расширивший права профессиональных союзов. В нем профсоюзам была посвящена уже целая глава. В кодексе 1972 года (гл. XV) закреплены основные профсоюзные права, например такие, как право работников на объединение в профсоюзы (ст. 225), права профсоюзов (ст. 226), их полномочия по контролю за соблюдением трудового законодательства и жилищно-бытовым обслуживанием работников (ст. 231), и ряд гарантий их прав и деятельности.

      Новый Трудовой Кодекс РФ, введенный в  действие в 2002 году, еще сильнее расширил полномочия и закрепил роль профессиональных союзов по защите трудовых прав работников. В нем также очень подробно представлены вопросы надзора и контроля за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов о труде (в том числе и общественного, осуществляемого профсоюзами). «Вероятно, эти положения подвергнутся особой критике, но объективные реалии таковы, что и государство, и профессиональные союзы во всех странах выступают гарантами трудовых прав. Игнорировать это обстоятельство нельзя»4. Вышесказанное, несомненно, подтверждает актуальность выбранной мной темы.

      При написании работы в качестве источников я использовал нормативно-правовые акты из области трудового (в первую очередь Трудовой Кодекс РФ) и международного права, а также профсоюзного законодательства (основным из которых является Закон о профсоюзах). Помимо этого мной были использованы комментарии к законодательству, учебная литература, журнальные статьи и ответы профессиональных юристов на задаваемые им в периодических изданиях вопросы. Большую помощь при написании работы мне оказала информационная система «Гарант».

      По  структуре работа состоит из введения, четырех глав, заключения и трех приложений, имеющих практическое значение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Глава I: Правовая природа и основы деятельности профсоюзов 

      Статья 30 Конституции РФ гласит: «Каждый  имеет право на объединение, включая  право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов»5. Согласно ч. 1 статьи 22 Международного пакта о гражданских и политических правах,  который вступил в силу для СССР 23 марта 1976 г., «каждый человек имеет право на свободу ассоциации с другими, включая право создавать профсоюзы и вступать в таковые для защиты своих интересов»6.

      Право на объединение базируется на принципах  добровольности, равноправия членов и других участников объединения, самоуправления, законности, гласности. Наиболее массовыми объединениями являются профессиональные союзы, в которых состоит почти все трудящееся население страны. Во взаимоотношениях с государственными органами, хозяйственными организациями, предпринимателями профессиональные союзы представляют и защищают интересы своих членов в производственной, социально-экономической и культурной областях. Все профессиональные союзы равны перед законом. Добровольность и свобода вступления или пребывания в профсоюзе (как и в любом другом общественном объединении) гарантируются законом.

      Основными правовыми регуляторами деятельности профсоюзов в организациях являются нормы Трудового кодекса РФ, принятого  Государственной Думой 21 декабря 2001 года, одобренного Советом Федерации 26 декабря 2001 года и подписанного Президентом Российской Федерации 30 декабря 2001 года, и Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», принятого Государственной Думой 8 декабря 1995 года и подписанного Президентом Российской Федерации 12 января 1996 года. Закон о профсоюзах устанавливает правовые основы создания профсоюзов, их права и гарантии деятельности, регулирует отношения профсоюзов с органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), другими общественными объединениями, юридическими лицами и гражданами. Также этот закон впервые дает нам легальное определение профсоюза: «профсоюз – добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов»7 (ч. 1 статьи 2).

      Определение профессионального союза, данное в статье 2 Закона о профсоюзах, показывает две функции профсоюзной организации: представительство и защита социально-трудовых прав и интересов членов профсоюза. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Глава II: Профсоюзы и трудовое законодательство 

§-1 – Участие в создании трудового законодательства и локальном  нормотворчестве
 

      По  Конституции РФ 1993 г. профсоюзы не обладают правом законодательной инициативы.

      Вместе  с тем профсоюзы могут защищать социально-трудовые права и интересы, принимая непосредственное участие в процессе нормотворчества и законотворчества в указанной сфере. Отстранение их от участия в этом процессе приводит к негативным последствиям. Ввиду того, что органы законодательной власти не могут без участия профсоюзных органов объективно учитывать те или иные интересы работников, акты, принятые без участия профсоюзных органов, зачастую на практике подвергаются конструктивной, но, к сожалению, запоздалой критике.

      Все же необходимо отметить, что законотворческие механизмы у профессиональных союзов есть. Статья 11 Закона о профсоюзах гласит: «Проекты законодательных актов, затрагивающих социально-трудовые права работников, рассматриваются федеральными органами государственной власти с учетом предложений общероссийских профсоюзов и их объединений (ассоциаций). Проекты нормативных правовых актов, затрагивающих социально-трудовые права работников, рассматриваются и принимаются органами исполнительной власти, органами местного самоуправления с учетом мнения соответствующих профсоюзов. Профсоюзы вправе выступать с предложениями о принятии соответствующими органами государственной власти законов и иных нормативных правовых актов, касающихся социально-трудовой сферы»8.

      Из  этих положений видно, что Закон  устанавливает определенный механизм согласования с профсоюзами принимаемых решений в социально-трудовой сфере. Хотя на практике данные положения будут сопряжены со многими трудностями, поскольку эти законодательные положения потребуют организации новых взаимоотношений между профсоюзами и законодательными органами, Правительством РФ и другими органами исполнительной власти, законодательными и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления. Несомненно, для решения этой проблемы необходимо проявлять инициативу именно профессиональным союзам. В то же время «законодательные и исполнительные органы власти также заинтересованы в том, чтобы обеспечить реализацию Закона в интересах стабильности общества, социального мира»9.

      Кроме того, профкомы организаций и представители  вышестоящих органов профсоюзов принимают участие в нормотворчестве, активно готовя проекты коллективных договоров и социально-партнерских соглашений, «которые своей нормативной частью могут значительно (при должной активности в этом профсоюзов) повышать по сравнению с законодательством уровень условий труда работников»10 (поскольку статья 2 Закона РФ «О коллективных договорах и соглашениях» указывает, что представителям работников при заключении коллективных договоров  могут являться (и как правило являются) «органы профессиональных союзов и их объединений, уполномоченные на представительство в соответствии с их уставами…»11. В приложении 1 приведен пример оформления титульного листа коллективного договора, составленного в войсковой части, из которого видно, что не только профком войсковой части, являющийся представителем трудового коллектива, подписывает данный документ наряду с администрацией, но он также согласовывается с отраслевым обкомом профсоюзов (в данном случае с обкомом профсоюзов ВМФ).

      Также профкомы организаций участвуют в создании локальных нормативных актов работодателем путем высказывания в письменном виде своего мнения (примером таких актов являются Правила внутреннего трудового распорядка, Положения о премиальной системе заработной платы и о премировании по итогам работы предприятия за год и др.).

      Порядок учета мнения профкома при принятии работодателем локальных нормативных  актов, содержащих нормы трудового  права, предусмотрен в статьях 371 и 372 Трудового кодекса РФ. В крайних  случаях, когда согласие по спорным  вопросам между работодателем и профсоюзом не достигнуто, при выявлении органом Гострудинспекции нарушения работодателю выдается предписание об отмене указанного локального акта, обязательное для исполнения. Таким образом, действия работодателя по принятию им локального нормативного акта определенным образом ограничены, если он не учел законное мнение профкома по его проекту. 

Информация о работе Профсоюзы и регулирование трудовых споров