Разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Фед

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 13:19, контрольная работа

Описание работы

Майору милиции Яковлеву при увольнении в связи с наступлением предельного возраста пребывания на службе в органах внутренних дел не была выдана трудовая книжка ввиду болезни сотрудника кадрового органа. Через 20 дней после увольнения Яковлев, получая свою трудовую книжку, заметил, что при ее заполнении допущены неоговоренные исправления. Он отказался от ее получения, пока не будут внесены правильные записи.

Содержание

Задача №1. 3
Задача №2 6
Источники трудового права 9
Система трудового права 15
Разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере трудовых отношений. 17
Предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. 19
Список использованной литературы: 23

Работа содержит 1 файл

контрольная ТК.doc

— 132.50 Кб (Скачать)

Рассмотрим  каждый вид юридических источников права:

- нормативно-правовой акт – письменный официальный документ, принятый (изданный) правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный не установление, изменение или отмену правовых норм2; является наиболее распространенным источником трудового права. В Российской Федерации и ее субъектах нормативно-правовые акты издаются в форме конституций, уставов, федеральных конституционных законов, федеральных законов, кодексов, указов президента, постановлений правительства, распоряжений глав региональных администраций и т.д. Согласно п. 2 ч. 1 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации от 13 августа 1997 г. N 1009 нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений; издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается.

- нормативный договор – это соглашение между субъектами социально-трудовых отношений, в результате которого возникает новая норма права; выступает результатом соглашения между равноправными субъектами по поводу регулирования социально-трудовых отношений на том или ином уровне социального партнерства.

- правовой обычай – исторически сложившееся в определенном обществе (или местности) правило поведения, которое взято под охрану государством и обеспечено силой его принуждения. В Российской Федерации обычай признается вспомогательным источником права, законодательство Российской Федерации иногда прямо отсылает к обычаям или допускает их применение. В российских федеральных законах применяются понятия: «обычай делового оборота (ст. 5 ГК РФ), «торговые обычаи» (п.3 с.28 Закона РФ от 07.07.1993г. «О международном коммерческом арбитраже»), «торговые и портовые обычаи» (ст.15 Закона РФ от 07.07.1993г. «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации»), «местные обычаи» (ст.221 ГК РФ), «национальные обычаи» (ст.52 Семейного кодекса РФ).

- судебный прецедент – вынесенное судом по конкретному делу решение, обоснование которого становится правилом, обязательным для всех судов той же или низшей инстанции при разбирательстве аналогичных дел; не является источником права в общепринятом смысле, однако играет существенную роль для правильного понимания и применения закона.4 Постановления Пленума Верховного Суда, обобщая правоприменительную практику судов, дают толкование, как единообразно и правильно применять конкретные нормы трудового законодательства. В ряде случаев они восполняют имеющиеся пробелы и неясности трудового законодательства. Например, важное теоретическое и практическое значение имеет постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», т.к. на Пленуме обсуждались проблемы иерархических коллизий в нормативных правовых актах, регулирующих трудовые отношения; вопросы применения ст. 142 ТК РФ, предусматривающей право работника в случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней приостановить работу; вопросы увольнения работников, работающих в обособленных структурных подразделениях; обоснованность заключения срочных трудовых договоров и др. Система источников трудового права имеет свои особенности, главными из которых являются следующие:

- соотношение единства и дифференциации в правовом регулировании отношений. Это означает, что, с донной стороны, правовое регулирование трудовых и тесно связанных с ними иных отношений происходит как посредством общего (единого) законодательства, так и посредством его сочетания со специальным (дифференцированным) законодательством.

- наличие в системе большого числа международных актов, ратифицированных бывшим СССР и Российской Федерацией (конвенции, акты ООН, рекомендации Международной организации труда).

- обусловленность федеративным устройством РФ, сочетание централизованного, регионального, территориального и локального регулирования.

- наличие большого числа актов специализированного федерального органа исполнительной власти в области труда, занятости и социальной защиты населения – Министерства здравоохранения и социального развития РФ.

- участие в формировании системы источников трудового права работников, профессиональных союзов и работодателей. Такое участие осуществляется через систему социального партнерства путем принятия соглашений и коллективных договоров, а так же иных локальных актов организации.

Ст. 5 Трудового  кодекса РФ определяет, что регулирование  трудовых отношений и иных непосредственно  связанных с ними отношений в  соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством, состоящим из Трудового кодекса РФ, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, а так же иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, такими как: указы Президента Российской Федерации; постановления Правительства Российской Федерации и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти; нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; нормативные правовые акты органов местного самоуправления. Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права. Также согласно ст. 5 ТК РФ определяется иерархичность и соподчиненность нормативных правовых актов:

- нормы трудового права, содержащиеся в федеральных законах, должны соответствовать Трудовому кодексу РФ, в случае противоречий применяются нормы ТК РФ;

-  указы Президента Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК РФ и иным федеральным законам;

- постановления Правительства Российской Федерации не должны противоречить ТК РФ, иным федеральным законам и указам Президента Российской Федерации;

-  нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК РФ, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации и постановлениям Правительства Российской Федерации.

- законы субъектов Российской Федерации не должны противоречить ТК РФ и иным федеральным законам;

-  нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации не должны противоречить ТК РФ, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти;

- органы местного самоуправления имеют право принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Выделяют следующие  критерии классификации источников трудового права: юридическая сила, содержание и целевая направленность, сфера действия. По юридической силе, а соответственно от органов их принимающих  различают:

-  международные акты;

-  Конституция Российской Федерации;

-  Трудовой кодекс Российской Федерации;

-  иные федеральные законы;

-  указы Президента Российской Федерации;

-  постановления Правительства Российской Федерации;

-  акты федеральных органов исполнительной власти;

-  конституции, уставы, законы и иные нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации;

-  акты органов местного самоуправления;

-  локальные нормативные акты.

По содержанию и целевой направленности источники  трудового права следует подразделять на:

-  регулирующие общие вопросы трудового права;

-  регулирующие отдельные вопросы конкретных институтов, входящие в систему трудового права;

-  регулирующие трудовые правоотношения специальных субъектов.

По сфере  действия источники принято подразделять на:

-  федеральные – акты органов РФ;

-  региональные – акты субъектов РФ;

-  территориальные – акты органов местного самоуправления;

-  локальные – акты конкретных организаций: коллективные договоры, правила внутреннего трудового распорядка, положения об оплате труда и т.д.

Особое место  среди источников российского права, в том числе и трудового, занимает Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. В соответствии со ст. 15 Конституции РФ – она имеет  высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Она закрепила ряд положений трудового права принципиального характера. Так ст. 37 Конституции РФ законодательно закрепила свободу труда, запрет принудительного труда, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. Она признала право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку; установила право каждого на отдых. Работающему по трудовому договору, в соответствии с Конституцией, гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Отдельно необходимо выделить международные правовые акты и международные договоры РФ, регулирующие трудовые и иные, непосредственно связанные с ними, отношения. Среди международных правовых актов, регулирующих сферу труда, следует выделить документы (конвенции и рекомендации), принятые Международной организацией труда: они затрагивают широкий круг проблем и даже характеризуются в зарубежной литературе как «Международный трудовой кодекс».

Важнейшее место  среди федеральных законов в  области трудового права занимает Трудовой кодекс Российской Федерации. Будучи основным кодифицированным источником трудового права России, он регулирует, по существу, весь комплекс общественных отношений, который входит в предмет данной отрасли права. Трудовой кодекс Российской Федерации принят Государственной думой 21 декабря 2001 г., подписан Президентом РФ 30 декабря 2001 г. и вступил в силу с 1 февраля 2002 г. Он состоял из 14 разделов, 62 глав и 424 статей. В 2008 г. он дополнен еще одной главой.

Нормы Трудового  кодекса имеют приоритетное значение по сравнению с нормами текущего законодательства. Если нормы текущего законодательства ступили в противоречие с нормами ТК РФ, они признаются недействительными. Наряду с Трудовым кодексом РФ, являющимся кодифицированным актом общего значения, среди источников трудового права получили широкое распространение кодифицированные нормативные акты (федеральные законы), относящиеся к комплексному правовому регулированию в рамках отдельных институтов этой отрасли. К их числу можно отнести Основы законодательства Российской Федерации об охране труда от 06 августа 1993 г., Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. Среди подзаконных источников трудового права ведущую роль играют указы Президента Российской Федерации. Они обязательны для исполнения на всей территории России. Характерной особенностью указов Президента РФ является то, что они имеют высшую юридическую силу среди нормативных актов органов государственного управления. Постановления Правительства Российской Федерации как источники трудового права издаются во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ. Они представляют собой акты исполнительной власти РФ, носящие подзаконный характер. В отличие от указов Президента РФ как источников права, принимаемых единолично, постановления Правительства – акты коллегиального органа, поскольку Правительство состоит из Председателя Правительства, его заместителей и федеральных министров.2 Постановления Правительства РФ обязательны к исполнению на всей территории России всеми ее гражданами. В системе источников трудового права постановления Правительства занимают весьма заметное место. Они, по существу, охватывают весь круг общественных отношений, составляющих предмет трудового права. Обычно постановления Правительства принимаются во исполнение законов РФ и указов Президента РФ в целях конкретизации, уточнения и реального проведения в жизнь, но будучи нормативными актами, принятыми в развитие действующего законодательства, они не теряют своего значения как источника трудового права.

Особо следует  выделить значение постановлений Правительства РФ как источников трудового права, регулирующих условия труда отдельных категорий работников и устанавливающий посредством утверждения специальных Положений юридический статус отдельных органов и категорий работников.

 

Система трудового  права

Система трудового права - это совокупность правовых норм, сгруппированных в институты в зависимости от специфики общественных отношений, составляющих предмет данной отрасли.

Вся система  отрасли трудового права делится  на две части: Общую и Особенную. В Общую часть входят нормы, распространяющиеся на все общественные отношения, которые определяют принципы и задачи правового регулирования, основные трудовые права и обязанности работников, разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Общая часть не содержит институтов, т.к. в ней представлены нормы, имеющие общий характер регулирования труда. К Общей части трудового права относятся положения Конституции РФ по указанным вопросам труда, нормы разд. I Трудового кодекса РФ "Общие положения" и разд. II "Социальное партнерство в сфере труда".

Особенная часть  отрасли выстраивается по институтам как совокупности однородных групп  правовых норм. Современная система  трудового права России включает в себя следующие институты:

- трудоустройства (объединяет нормы, регулирующие отношения, связанные с поиском гражданами подходящей работы). Этот институт открывает Особенную часть отрасли;

- трудового договора (здесь сгруппированы нормы о понятии, видах трудового договора, порядке приема на работу, переводах, увольнении). Институт трудового договора является центральным институтом отрасли;

- рабочего времени, времени отдыха;

- оплаты труда; гарантийных, компенсационных выплат;

- дисциплины труда;

- материальной ответственности сторон трудового договора;

- охраны труда.

К институтам, регулирующим отношения, тесно связанные с  трудовыми, относятся:

институт профессиональной подготовки и повышения квалификации на производстве;

рассмотрения  трудовых споров;

надзора (контроля) за соблюдением трудового законодательства.

Структура Трудового  кодекса РФ в основном построена  в соответствии с системой отрасли  трудового права. Но есть некоторые  несовпадения и отличия. Так, в Кодексе  выделены в отдельные главы специальные нормы о труде женщин (гл. 41); несовершеннолетних работников (гл. 42); о гарантиях и компенсациях работникам, совмещающим труд с обучением (гл. 26). Эти специальные нормы сами по себе, в отрыве от соответствующих общих норм, не представляют самостоятельных институтов. Льготы, указанные в них, относятся к институту охраны труда, а по рабочему времени - к институту рабочего времени и времени отдыха. Не является самостоятельным институтом и гл. 22 "Нормирование труда", поскольку она связана главным образом с институтом оплаты труда. Специальный разд. XII ТК РФ "Особенности регулирования труда отдельных категорий работников" также не выступает самостоятельным институтом отрасли, т.к. содержит специальные нормы, которые относятся соответственно к различным институтам (к трудовому договору, рабочему времени и др.), а в отрыве от общих норм не могут являться самостоятельными институтами.

Информация о работе Разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Фед