Трудовое законодательство и проблемы его совершенствования

Автор: Александров Александр, 30 Ноября 2010 в 09:38, реферат

Описание работы

Законодательство Российской Федерации предоставляет участникам трудовых правоотношений (работодателю, работнику) право улучшить свое положение по сравнению с теми минимальными гарантиями, которые предусмотрены государством. Локальное и индивидуально-договорное регулирование призваны обеспечить субъектам трудовых правоотношений более высокий по сравнению с установленным государством уровень прав и гарантий в сфере труда.

В рыночных условиях интересы работодателя и нанимаемого им работника нередко не совпадают, поэтому возможно их столкновение, связанное с незаконным увольнением, невыплатой заработной платы, компенсацией морального вреда, причиненного незаконным увольнением, переводом на другую работу, отказом от заключения трудового договора.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Цели и задачи трудового законодательства……………………………………..4
2. Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы
трудового права……………………………………………………………………...5
3. Проблемы совершенствования трудового законодательства…………………..7
Выводы………………………………………………………………………….......16
Список использованной литературы………………………………………….......17

Работа содержит 1 файл

Труд зак во и проблемы его соверш.docx

— 35.28 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение……………………………………………………………………………...3

1. Цели  и задачи трудового законодательства……………………………………..4

2. Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы

трудового права……………………………………………………………………...5

3. Проблемы  совершенствования трудового законодательства…………………..7

Выводы………………………………………………………………………….......16

Список  использованной литературы………………………………………….......17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Трудовой  кодекс РФ решил ряд первоочередных задач регулирования социально-трудовых отношений. В то же время, введение достаточно новых, а нередко и неоднозначных  норм, различно толкуемых субъектами трудовых отношений, явилось одной  из причин роста трудовых споров. Трудовой кодекс, как показывает изучение практики его применения, нуждается в дальнейшем совершенствовании, в том числе  и в модернизации порядка рассмотрения трудовых споров.

     Законодательство  Российской Федерации предоставляет  участникам трудовых правоотношений (работодателю, работнику) право улучшить свое положение  по сравнению с теми минимальными гарантиями, которые предусмотрены  государством. Локальное и индивидуально-договорное регулирование призваны обеспечить субъектам трудовых правоотношений более высокий по сравнению с  установленным государством уровень  прав и гарантий в сфере труда.

     В рыночных условиях интересы работодателя и нанимаемого им работника нередко  не совпадают, поэтому возможно их столкновение, связанное с незаконным увольнением, невыплатой заработной платы, компенсацией морального вреда, причиненного незаконным увольнением, переводом на другую работу, отказом от заключения трудового  договора. 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Цели и задачи трудового законодательства 

     Отношение работника с работодателем по использованию его способностей к труду (его рабочей силы) в  общем процессе конкретной организации  представляет собой трудовое отношение.

     Законодательные и иные нормативно-правовые акты, регулирующие трудовые отношения, называются источниками  трудового права, а их совокупность - трудовым законодательством.

     Целями  трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и  работодателей.

     Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование  трудовых отношений и иных непосредственно  связанных с ними отношений по: организации труда и управлению трудом; трудоустройству у данного работодателя; профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя; социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений; участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях; материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда; надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; разрешению трудовых споров; обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами [2]. 
 

2. Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права 

     Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно  связанных с ними отношений в  соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется [1]:

     - трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из настоящего Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права;

     - иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права: указами Президента Российской Федерации; постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти; нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

     Трудовые  отношения и иные непосредственно  связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового  права.

     Нормы трудового права, содержащиеся в  иных федеральных законах, должны соответствовать  Трудовому Кодексу (ТК) [2].

     В случае противоречий между ТК и иным федеральным законом, содержащим нормы трудового права, применяется ТК.

     Если  вновь принятый федеральный закон, содержащий нормы трудового права, противоречит ТК, то этот федеральный закон применяется при условии внесения соответствующих изменений в Кодекс.

     Органы  местного самоуправления имеют право  принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового  права, в пределах своей компетенции  в соответствии с ТК, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

     Трудовым  законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового  права, регулируются трудовые отношения  и иные непосредственно связанные  с ними отношения.

     Трудовое  законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, также  применяются к другим отношениям, связанным с использованием личного  труда, если это предусмотрено ТК или иным федеральным законом.

     Все работодатели (физические лица и юридические  лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно  связанных с ними отношениях с  работниками обязаны руководствоваться  положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового  права.

     В тех случаях, когда судом установлено, что договором гражданско-правового  характера фактически регулируются трудовые отношения между работником и работодателем, к таким отношениям применяются положения трудового  законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

     На  территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством  и иными актами, содержащими нормы  трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без  гражданства, организаций, созданных  или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с  их участием, международных организаций  и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено международным  договором Российской Федерации [4].

     Особенности правового регулирования труда  отдельных категорий работников устанавливаются в соответствии с ТК. На государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и муниципальной службе.

3. Проблемы  совершенствования трудового законодательства 

     Прошедший срок действия Трудового кодекса  РФ показал не только достоинства, но и серьезные недостатки его норм, затрудняющие их правоприменение работодателями и специалистами. В первую очередь  это неполнота и противоречия формулировок многих статей Кодекса, посвященных  заключению, изменению и прекращению  трудового договора.

     Так, ст. 64 ТК РФ, посвященная гарантиям  при заключении трудового договора, запрещает необоснованный отказ  в приеме на работу. Однако Кодекс не дал определения понятия такого отказа, крайне необходимого для правоприменения.

     Статья 61 Кодекса не закрепляет процедуру  аннулирования трудового договора в случае, если работник не приступил  без уважительных причин к работе в недельный срок со дня начала действия договора. Статья 64 ТК РФ не закрепляет легального определения понятия  необоснованного отказа в приеме на работу как прямо запрещенного законом отказа.

     Статья 67 ТК РФ не предусматривает составление  трудового договора более чем  в двух экземплярах при заключении его с лицами, работающими у  работодателей - физических лиц, лицами моложе 15 лет и др. Это необходимо для регистрации или согласования договора с указанными в Кодексе  органами и лицами.

     В ст. 72 ТК РФ не дано четких понятий перевода на другую работу и другой местности, некорректно сформулировано понятие  перемещения как поручение работы на другом рабочем месте, в другом структурном подразделении этой же организации. Однако наименование структурного подразделения согласно ст. 57 Кодекса  является существенным условием трудового  договора и не может быть изменено работодателем в одностороннем  порядке, иначе это будет перевод.

     Серьезный изъян содержит ч. 2 ст. 72 ТК РФ, предусматривающая  увольнение работника в соответствии с п. 8 ст. 77 Кодекса при отсутствии в организации подходящей работы для предоставления ее работнику, нуждающемуся в ней в соответствии с медицинским заключением. Однако последняя норма не закрепляет такого основания прекращения трудового договора. В специальных нормах Кодекса и иных федеральных законах, регулирующих расторжение трудового договора, также отсутствует названное основание. Сказанное означает, что в данном случае прекращение трудового договора будет неправомерным.

     Статья 73 ТК РФ не дает понятия существенных условий трудового договора, и  его приходится заимствовать из ст. 57 Кодекса. Статья 73 ТК РФ также содержит пробел - не указывает последствий  уклонения работодателя от обязанности  письменно уведомить работника  о предстоящем изменении существенных условий трудового договора не менее  чем за два месяца. Статья 74 ТК РФ, закрепляя временный перевод  на другую работу без согласия работника  для замещения отсутствующего работника, не конкретизирует причины его отсутствия. Речь идет именно о временно отсутствующем  работнике, а не о вакансии в штатном  расписании.

     Статья 75 ТК РФ не дает легального понятия  смены собственника имущества организации, дающей право новому собственнику расторгнуть  трудовой договор с руководителем  организации, его заместителями  и главным бухгалтером на основании  п. 6 ст. 77 Кодекса. Правоприменение работодателем  данной нормы порождает трудовые споры о восстановлении на работе, поскольку смена собственника имущества  организации может трактоваться как смена учредителя (учредителей) или участников - акционеров организации.

     По  аналогии с Гражданским кодексом РФ следует заменить понятие смены  собственника имущества организации  на понятие изменения формы собственности, что устранит пробел и возникновение  споров. Данная норма будет однозначно применяться только при смене  формы собственности, т.е. при приватизации государственных и муниципальных  предприятий и учреждений или  национализации частных структур.

     Статья 75 ТК РФ не указывает процедуру прекращения  трудового договора с работником, отказавшимся от продолжения работы в связи со сменой собственника имущества  организации, изменением ее подведомственности (подчиненности) или реорганизацией. Названная статья не закрепила порядка  уведомления работника о данных обстоятельствах и порядка его  увольнения, не называет инициатора прекращения  трудового договора.

     Неясностью  для правоприменительной практики является указание таких оснований  расторжения трудового договора, как соглашение сторон и инициатива работника. Ряд правоведов отмечают, что в трудовой книжке работника, как и в приказе об увольнении, должны указываться соответственно ст. 78 (а не п. 1 ст. 77) и ст. 80 (а не п. 3 ст. 77) ТК РФ. Практика применения аналогичных  норм ранее действовавшего КЗоТ РФ подтверждает изложенное, однако подход бывшего Минтруда и социального  развития РФ свидетельствует об обратном.

Информация о работе Трудовое законодательство и проблемы его совершенствования