Аграрное право. Ответы

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 20:48, шпаргалка

Описание работы

Ответы на 34 вопроса.

Работа содержит 1 файл

зачет аграрное право.docx

— 161.88 Кб (Скачать)

Задачи, права  и обязанности юрисконсультов колхозов и совхозов были определены в Положении о юридической службе в системе Министерства сельского хозяйства СССР, утвержденном приказом МСХ СССР № 30 от 20 сентября 1972 г. В Постановлении Совета Министров СССР от 22 июня 1972 г. было определено, что для проведения правовой работы в министерствах; исполнительных комитетах областных, городских, районных советов депутатов, а также на предприятиях, в организациях и учреждениях, в зависимости от объема, характера и сложности работы, создавался, как правило, в качестве самостоятельного структурного подразделения юридический отдел (бюро) или вводились должности главного юрисконсульта, старшего юрисконсульта, юрисконсульта22. В Положении о юридической службе в Министерстве сельского хозяйства СССР от 20 сентября 1972 г. также указывалось, что правовую работу в Министерстве сельского хозяйства СССР осуществляют юридические службы различных звеньев системы Министерства сельского хозяйства. Как правило, такие юридические службы создавались при районных сельскохозяйственных управлениях. Юридический отдел при райсельхозуправлении финансировался

за счет отчислений хозяйств, которые обслуживались  юрисконсультами отдела. Некоторые  колхозы и совхозы заключали  договора на юридическое обслуживание с юридическими консультациями коллегии адвокатов.

Обслуживание  хозяйств юрисконсультами при райсельхозуправлениях  и адвокатами в Башкирской АССР производилось  в соответствии с Инструкцией  о порядке юридического обслуживания колхозов, совхозов и межколхозных предприятий, утвержденной Министерством  сельского хозяйства БАССР, Президиумом  Башкирской коллегии адвокатов и  Министерством юстиции БАССР. Выезд  адвокатов и юрисконсультов в  хозяйства производился по ежемесячным  графикам, утверждаемым начальником  райсельхозуправления. Графики в  обязательном порядке должны были направляться в обслуживаемые организации. Ко дню приезда юриста в хозяйство  готовились материалы для составления  претензий и исковых заявлений. При возникновении неотложных юридических  вопросов адвокат или юрисконсульт мог быть вызван в хозяйства и  в другие дни, не предусмотренные  графиком.

В результате поспешно проведенной аграрной реформы в  начале 90-х годов, практически была разрушена налаженная система юридического обслуживания сельскохозяйственных предприятий, а новая к настоящему времени  не создана. Сложившаяся практика правовой работы в сельском хозяйстве исчезла  вместе с материально-техническим  обеспечением производственного, научно-технического и информационного обслуживания аграрных формирований сельскохозяйственных предприятий. Реформированные хозяйства, имея юридическую и экономическую  самостоятельность, вольны сами определять порядок и форму получения  юридической помощи. По данным Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Башкортостан23, в 2001 г. сельскохозяйственные предприятия и организации республики обслуживали 120 юристов. Из них: штатных  юристов хозяйств - 46; юристов при  районных сельскохозяйственных управлениях - 33; юристов работающих в межхозяйственных

объединениях - 16; в иных формах - 17; частных предпринимателей, оказывающих юридические услуги аграрным формированиям - 8.

Основной причиной отсутствия должного количества юристов  и юридических служб на селе видится  в неспособности реорганизованных сельскохозяйственных организаций  найти средства на оплату труда квалифицированного юриста или адвоката. Руководители аграрных формирований не всегда решаются ввести юриста в штаты хозяйства, хотя неплохо осведомлены об экономической  и иной эффективности его деятельности. Государство осталось в стороне  от решения проблемы создания новой системы юридического обслуживания субъектов аграрного предпринимательства. Органы государственного управления на местах пытаются покрыть недостаток юристов в сельскохозяйственных организациях и предприятиях путем возложения ряда обязанностей на штатных юристов администраций районов, что является несоответствием Федеральному закону "Об основах государственной службы Российской Федерации".

Самостоятельной формой юридического обслуживания сельскохозяйственных предприятий й организаций является возложение обязанностей юриста на других специалистов хозяйств, когда они могут выполнять обязанности юрисконсульта независимо от занимаемой должности (экономист-претензионист, экономист по правовой работе).

Сегодня, правовое обслуживание аграрных формирований осуществляется в различных формах. Например, при районных сельхозуправлениях создаются межхозяйственные организации по оказанию юридических услуг в виде ассоциаций, учреждений, юридических фирм. Ассоциации и учреждения функционируют за счет взносов организаций и предприятий, желающих получать юридическую помощь. Такие ассоциации создаются только благодаря инициативе и предприимчивости граждан, но далеко не все создаваемые юридические службы могут получить достаточные средства за проделанную работу от обслуживаемых сельскохозяйственных организаций и предпринимателей. При отсутствии штатного или межхозяйственного юриста для юридического обслуживания хозяйства могут в установленном порядке заключать договоры с юри

дическими консультациями коллегии адвокатов. Эта форма особенно была распространена до создания межхозяйственных юридических групп.

Стоит отметить, что с 1967 г. по 1985 г. в структуре  Башкирской коллегии адвокатов функционировали  специализированные управления по координации  деятельности адвокатов, обслуживающих  колхозы и совхозы. Обязанность  по координации деятельности специализированных юридических консультаций возлагалась  на одного из заместителей Председателя Президиума Башкирской коллегии адвокатов, рабочее место которого и кабинет  размещались в Министерстве сельского  хозяйства Республики Башкортостан. Этот положительный опыт сотрудничества адвокатов с аграрным сектором республики в настоящее время забыт.

Создание новой  системы юридического обслуживания субъектов аграрного предпринимательства  в условиях рыночных отношений лучше  всего осуществлять, используя экономические  методы. В настоящее время в  высших учебных заведениях республики не мало готовят специалистов по специальности "юриспруденция", но сельское хозяйство не является привлекательным рынком, где бы реализовывали свои услуги наиболее квалифицированные юристы и адвокаты. Необходимо сделать аграрный сектор экономики привлекательным для юристов. Для этого совсем необязательно искать средства в бюджете на оплату юридических услуг, предоставляемых частными предпринимателями без образования юридического лица, юридическими фирмами, юридическими консультациями, адвокатами. Все они, обслуживая субъекты аграрного предпринимательства, платят налог, составляющий добрую половину всей выручки. Предполагаем, что система юридического обслуживания сельских товаропроизводителей может сформироваться, если законодатели снизят ставки налогов или на некоторое время вообще освободят от их уплаты юристов-предпринимателей, юридические фирмы и адвокатов, работающих в сельской местности и обслуживающих по договорам сельскохозяйственные предприятия, организации и крестьянские (фермерские) хозяйства.

Возрастающая  роль права в регулировании аграрных правоотношений требует от юристов  глубокого знания вопросов технологии аграрного производства, организации  труда. Многие стоящие для решения  правовые задачи в сельскохозяйственном производстве способны разрешить только юристы, прошедшие специальную юридическую  подготовку. Пока же в сельское хозяйство  приходят юристы широкого профиля. В  результате длительным становится период адаптации молодых специалистов в практической работе, так как  конкретная юридическая работа в  сельском хозяйстве требует глубоких знаний особенностей сельскохозяйственного  производства.

Осуществляя правовую работу, юристы обязаны неукоснительно руководствоваться законом. Истинное значение юриста, работающего в сельскохозяйственной коммерческой организации - законными  способами содействовать производственным успехам хозяйства. Грамотная работа юриста способствует успешной защите имущественных интересов хозяйств. Эта юридическая функция состоит  не только в умении юриста взыскивать положенные хозяйству суммы и  недопущении взыскания штрафных санкций с обслуживаемых лиц. В каждом месте работы юрист должен установить такой порядок, при котором  невыгодно было бы нарушать законодательство и договорные обязательства как работникам предприятий, так и контрагентам по хозяйственным договорам. Поэтому основными показателями уровня деятельности юриста являются не только экономическая эффективность правовой работы, определяемая по количеству взысканных сумм, но и состояние законности в обслуживаемых хозяйствах. Обеспечение законности в общественных отношениях, включая и сферу предпринимательской деятельности, происходит различными способами, начиная с правового образования граждан и пропаганды законодательства, кончая применением строгих мер наказания виновных. Однако, одним из основных направлений деятельности юриста, является создание обстановки, при которой нарушения законов были бы невозможны. Практически вся деятельность юриста направлена на предупреждение правонарушений. Чтобы успешно вести эту

работу, юрист  должен уметь выявлять причины и  условия правонарушения. Имея дело с конкретным хозяйством, конкретными  фактами и людьми, выявить причины  и условия правонарушений можно  только в результате систематического анализа разрешаемых дел, допущенных нарушений. Повседневная работа, контакты с людьми, консультации, беседы - все  эти действия также служат целям  устранения и предупреждения нарушений  законодательства. Юрист является образцом соблюдения законов, от него люди ждут защиты своих прав и интересов. Поэтому  успешно выполнить поставленные задачи способен только тот юрист, который  пользуется уважением и доверием людей.

Работая по предупреждению правонарушений, юрист участвует  в разработке и принятии локальных  нормативных правовых актов, присутствует при принятии решений главными руководящими органами предприятий и организаций, проверяет законность принятых без  его участия решений, распоряжений, приказов. Работа юриста по предупреждению правонарушений заключается также  в соответствующих формах реагирования на результаты проверок и обнаруженных фактов нарушения законодательства. При этом форма реагирования юриста может быть письменной и устной. Реагирование юриста в письменном виде обычно происходит в виде составления  письменного заключения с изложением конкретных фактов выявленных нарушений с указанием нарушенных норм законодательства и предложений по искоренению и недопущению подобных правонарушений. Как правило, реагируя на обнаруженные факты правонарушений, юрист подготавливает проект приказа, распоряжения или решения об устранении нарушений и наказании виновных.

Устное реагирование юриста на нарушения законодательства сводится к его выступлениям на заседаниях органов управления сельскохозяйственных организаций, а также в специальных  выступлениях самого юриста перед населением. Используя опыт своей работы и  сложившуюся практику применения норм законодательства в суде и других правоприменительных и правоохрани

тельных органах, юрист своим устным выступлением может сделать очень многое для пропаганды законодательства и предупреждения правонарушений.

В условиях развития рыночных отношений в обществе люди остро нуждаются в правовой информации. Поэтому сегодня, когда доступ к  получению квалифицированной юридической  помощи у большинства граждан  ограничен из-за недостатка средств  на оплату юридических услуг, практикующие юристы должны больше внимания уделять  пропаганде законодательства при помощи средств массовой информации, активно  участвовать в радио и телепередачах, выступать перед населением, читать лекции. Не исключено, что на сегодняшний  момент эту работу приходится делать многим юристам практически бесплатно.

25. Договорные отношения  в сельском хозяйстве

Договор является основной формой закрепления экономических  взаимоотношений между сельскохозяйственными  и любыми другими коммерческими  организациями.

Договорные отношения  сельскохозяйственных коммерческих организаций (предприятий) определяют такие сферы  их деятельности, как приобретение оборудования, техники, строительных материалов и иных материально-технических  средств, сбыт сельскохозяйственной продукции, межхозяйственное сотрудничество, землепользование и аренда земель, инвестиционный процесс, участие в фондовом рынке, страхование, перевозки и иные направления  хозяйственной деятельности.

Все большее  значение при определении условий  каждого конкретного договора имеет  соглашение сторон, что закреплено в ст. 421 ГК РФ в качестве принципа свободы договора как основополагающего  начала договорного права

Появились договоры о доверительном управлении (гл. 53 ГК РФ), договоры аренды предприятий, договоры об управлении, если функции  исполнительного органа акционерного общества передаются по договору коммерческой организации или индивидуальному  предпринимателю-управляющему.

В условиях перехода агропромышленного комплекса, в  том числе системы заготовки  и реализации сельскохозяйственной продукции, на рыночные начала все более  заметную роль играют новые, не применявшиеся  прежде виды договоров, и в первую очередь фьючерсные сделки, заключаемые  на продовольственных биржах.

Произошли изменения  в сфере реализации сельскохозяйственной продукции. Так утвердился плюрализм  организационно-правовых форм реализации сельскохозяйственной продукции. Система  договорных связей сельскохозяйственных коммерческих организаций (предприятий) может быть представлена как единство трех групп договоров. Это общегражданские  договоры (купля-продажа, поставка, аренда имущества, подряд на капитальное строительство  и т.п.); договоры, специфические для  сельскохозяйственного сектора  экономики (производственно-техническое  обслуживание сельскохозяйственных предприятий, аренда сельскохозяйственных земель, договоры на использование мелиорированных  земель и т.д.); договоры, опосредующие внутрихозяйственные и трудовые отношения в сельскохозяйственных коммерческих организациях (предприятиях). 

26. Договоры в сфере  реализации сельскохозяйственной  продукции.

Информация о работе Аграрное право. Ответы