Аграрное право. Ответы

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 20:48, шпаргалка

Описание работы

Ответы на 34 вопроса.

Работа содержит 1 файл

зачет аграрное право.docx

— 161.88 Кб (Скачать)

В последние  годы сельскохозяйственное производство было подвергнуто серьезному реформированию. В результате различного рода преобразований аграрных отношений в сельском хозяйстве сложились многоукладность и многообразие форм собственности на землю и средства производства. Законом «О земельной реформе» отменена монополия государства на землю. Сейчас в сельском хозяйстве функционируют государственный, коллективный, кооперативный, акционерный, фермерский и мелкотоварный секторы. Совхозы и колхозы теперь не определяют формы хозяйствования на земле. Были также отменены обязательные поставки сельскохозяйственной продукции и осуществлен переход к закупкам этой продукции для государственных нужд. Определенное развитие получили фермерские хозяйства.

Все эти меры нашли свое концентрированное выражение  Указе Президента РФ от 27 октября 1993 г. «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России».

В 1997 г. был проведен ряд общегосударственных мер, направленных на определение основных направлений  и методов государственного регулирования  агропроизводства. Его содержание - экономическое воздействие государства на производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, включая рыбо- и морепродукты, а также производственно-техническое обслуживание и материально-техническое обеспечение агропромышленного производства. Соответственно но в качестве регуляторов стали» использоваться категории цены налогов, кредитов, бюджета и т.п. Основные направления государственного регулирования нашли свое отражение в Указе Президента Российской Федерации от 16 апреля 1996 г. «О мерах по стабилизации экономического положения и развитию реформ в АПК».

В организационно-правовом смысле агропромышленный комплекс не представляет собой единого целого. В его составе функционирует большое число различных организационных форм коллективного и индивидуального производительного труда: частично сохранились совхозы и колхозы (многие из них приватизированы); создаются региональные (территориальные) ассоциации колхозов; возникают крестьянские (фермерские) хозяйства, арендные, акционерные и совместные сельскохозяйственные предприятия; имеют место многие варианты коллективного огородничества и садоводства, подсобных сельских хозяйств предприятий; можно обнаружить акционерные общества открытого типа, товарищества с ограниченной ответственностью и смешанные агротоварищества и т.п. Не все эти формы пока упорядочены должным образом.

Наиболее урегулирована  сейчас организация и деятельность сельскохозяйственных кооперативов —  организаций, создаваемых сельскохозяйственными  производителями на основе добровольного членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности. Их организационными формами являются производственные или потребительские кооперативы.

Организационно-правовой статус таких кооперативов определяется Федеральным законом «О сельскохозяйственной кооперации» от 8 декабря 1995 г.

2. Органы управления  сельским хозяйством

Наиболее полное представление о  механизме государственного управления агропромышленным комплексом в современных условиях можно получить на основе анализа административно-правового статуса Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ (Минсельхозпрод России). Положение о нем утвреждено Правительством РФ 30 мая 1997 г. Его основные функции состоят в доведении государственной политики и осуществлении управления в агропромышленном комплексе, включая мукомольно-крупяную, комбикормовую, хлебопекарную, макаронную промышленность и элеваторы, в продовольственном обеспечении страны, а также в координации деятельности в названных сферах органов власти.

Минсельхозпрод  России ответствен за продовольственное  обеспечение страны. Соответственно на него возложены: разработка в реализация политики государственного регулирования сельского хозяйства, сферы переработки и производства ресурсов; проведение мер по развитию предпринимательства на основе агропромышленной интеграции и сельскохозяйственной кооперации; проведение аграрных и земельных преобразований; создание организационно-технических и иных условий для функционирования государственного, коллективного, кооперативного, акционерного, фермерского и мелкотоварного секторов сельского хозяйства; разработка и реализация мероприятий по охране окружающей среды и природных ресурсов в порученных отраслях сельскохозяйственного производства (полеводство, животноводство и т.п.), в пищевой и перерабатывающей промышленности.

Минсельхозпрод  России также содействует развитию рыночных отношений, всех форм собственности и хозяйствования; разрабатывает меры по приватизации и демонополизации, по созданию продовольственных оптовых рынков и ярмарок; осуществляет правовое регулирование хозяйственной деятельности в рамках своей сферы деятельности. Оно участвует в разработке и осуществлении ценового регулирования в отраслях сельскохозяйственного производства; оказывает государственную поддержку сельскохозяйственных производителей; осуществляет государстенный контроль за целевым использованием централизованных финансовых, кредитных, валютных и материальных ресурсов. Государственным заказчиком по закупкам и поставкам продукции в продовольственные фонды для федеральных государственных нужд также является Минсельхозпрод России.

В компетенцию  Минсельхозпрода России входит размещение государственного заказа на создание и производство сельскохозяйственной техники; организация экономического и научно-технического сотрудничества в области сельского хозяйства  и продовольствия с зарубежными странами; выдача разрешений на импорт химических средств защиты растений.

Минсельхозпрод  России является специально уполномоченным государственным органом по охране, контролю и регулированию использования  объектов животного мира (вместе с  Госэкологией, службой лесного хозяйства). Оно осуществляет государственное управление охотничьим хозяйством, контролирует его веление, осуществляет надзор за соблюдением правил охоты, выдает Удостоверения на право охоты и разрешения (лицензии) на добычу охотничьих животных. Функции регулировния использования животного мира реализуются через Департамент по охране и рациональному использованию охотничьих ресурсов и его территориальные органы.

Значительны функции  и полномочия Департамента ветеринарии Минсельхозпрода России. В его функции входит организация деятельности ветеринарной службы РФ по предупреждению болезней животных, осуществлению контроля за выпуском полноценных и безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и по обеспечению защиты населения от болезней, общих для человека и животных. В его систему входят научно-исследовательские ветеринарные институты, ветеринарные лаборатории, противоэпизоотические отряды и экспедиции, зональные управления. Департамент разрабатывает и реализует федеральные целевые программы по предупреждению и ликвидации карантинных и особо опасных болезней животных; охраняет территорию Российской Федерации от заноса заразных болезней животных из иностранных государств; определяет перечень карантинных и особо опасных болезней животных. Начальник Департамента — Главный государственный ветеринарный инспектор России — назначается Правительством РФ.

В составе Минсельхозпрода  России действует также Департамент  животноводства и племенного дела, на который возложены функции  специального уполномоченного государственного органа по управлению племенным животноводством. Департамент и его местные  органы (управления), в частности, осуществляют лицензирование в сфере своей деятельности.

Названные департаменты в своей деятельности руководствуются  законами РФ «О ветеринарии»; «О племенном  животноводстве»; «О животном мире».

В системе Минсельхозпрода  России действует также и ряд  крупных производственных объединений: акционерная компания «Рязанский картофель»; акционерная корпорация «Росхлебопродукт»; Российская корпорация по виноградарству и винодельческой промышленности и т.п.

Контрольные пакеты акций этих объединений находятся  в федеральной собственности.

В субъектах  Федерации функционируют управления (главные управления, комитеты, министерства) сельского хозяйства.

Регулирование и лицензирование промышленного  рыболовства и рыбоводства, установление категорий рыбохозяйственных водоемов, надзор за безопасным плаванием рыбопромыслового флота общее руководство деятельностью государственных администраций морских (речных) рыбных портов и контроль за ними — функции Государственного комитета РФ по рыболовству. Он также контролирует использование, воспроизводство и охрану биологических ресурсов (рыбы, другие водные животные и растения) и развитие рыбного хозяйства.

Функции государственного регулирования и межотраслевой  координации по вопросам рационального  использования земельных ресурсов и охраны земель, ведения земельного кадастра, землеустройства сейчас осуществляют Государственный земельный комитет РФ, а также частично Государственный комитет РФ по строительной, архитектурной и жилищной политике.

3. Государственный  контроль и надзор

В агропромышленном комплексе действуют ряд специализированных контрольно-надзорных органов.

Государственная хлебная инспекция при Правительстве  РФ (Росгосхлебинспекция) — федеральное государственное учреждение, осуществляющее контроль за качеством, сохранностью, рациональным использованием и безопасностью зерна и продуктов его переработки, семян масличных культур, комбикормов и сырья для его производства; проводит сертификацию качества зерна и продуктов его переработки, производимых и перемещаемых внутри страны и при экспортных операциях1.

В ее составе: региональные управления, их лаборатории и хлебоинспекционные пункты в хлебоприемных и зерноперерабатыва-ющих организациях, в морских и речных портах, на железнодорожных пограничных станциях.

Росгосхлебинспекция осуществляет государственный контроль за соблюдением норм выхода и качества продукции, вырабатываемой из зерна, находящихся в федеральном и региональных фондах, а также в государственном резерве; осуществляет лицензионную деятельность в порученной сфере; контролирует соблюдение стандартов и технических условий на зерно; проводит экспертизу оценку качества зерна и продуктов его переработки; контролирует качество комбикормов; инспектирует организации, производящие зерно и зернопродукты (отбирает пробы, проверяет вес поступающих и отгружаемых на транспорт продуктов и т.п.).

В ее полномочия входит: регламентация порядка деятельности лабораторий и территориальных  подразделений; дача обязательных предписаний  об устранении выявленных нарушений; запрещение или приостановление отгрузки продукции и ее реализации, если она не отвечает стандартам; приостановление или аннулирование лицензий.

Государственный ветеринарный надзор — система контроля за соблюдением юридическими и физическими лицами независимо от их подчиненности и формы собственности планов противоэпидемических мероприятий, ветеринарных правил при производстве, хранении и реализации продуктов животноводства.

Государственную ветеринарную службу возглавляет Департамент  ветеринарии Минсельхозпрода России. В ее систему входят управления ветеринарии  в субъектах Федерации; ветеринарные врачи.

Должностные лица государственной ветеринарной службы осуществляют проверки поднадзорных мясокомбинатов и молокозаводов; проводят ветеринарно-санитарную аттестацию производства; лицензируют ввоз и вывоз возбудителей инфекционных болезней. Они вправе предъявлять требования о проведении противоэпидемических и ветеринарно-санитарных мероприятий; приостанавливать или запрещать производство и реализацию продуктов животноводства; налагать административные взыскания на нарушителей ветеринарного законодательства; принимать решения об отчуждении продуктов животноводства (или их изъятии) при ликвидации очагов опасных болезней животных (убой) и т.п.

Нормы КоАП предусматривают административную ответственность за административные правонарушения в сельском хозяйстве, за нарушения ветеринарно-санитарных правил.

6. государственная  поддержка сельскохозяйственных  товаропроизводителей

7. правовой режим  земель сельскохозяйственного  назначения

Рассмотрим основные понятия нового земельного кодекса  РФ:

«Статья 1. Основные принципы земельного законодательства

1. Настоящий  Кодекс и изданные в соответствии  с ним иные акты земельного  законодательства основываются  на следующих принципах:

1) учет значения  земли как основы жизни и  деятельности человека, согласно  которому регулирование отношений  по использованию и охране  земли осуществляется исходя  из представлений о земле как  о природном объекте, охраняемом  в качестве важнейшей составной  части природы, природном ресурсе,  используемом в качестве средства  производства в сельском хозяйстве  и лесном хозяйстве и основы  осуществления хозяйственной и  иной деятельности на территории  Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю;

Информация о работе Аграрное право. Ответы