Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 11:07, курсовая работа
За последние десятилетия Россия пережила кризис идейно-нравственных ценностей: обесценивание значимости духовности привело к развитию негативных явлений практически во всех сферах социальных отношений. Сегодня все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин этому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации, социальное окружение детей, семью все чаще проникают и в школу. При этом следует учитывать, что российское общество сложно по своему социально-классовому и национальному составу.
Введение
Глава 1. Теоретические основы толерантности у младших школьников в ОУ
1.1 Психолого-педагогическая характеристика ребенка младшего школьного возраста
1.2 Анализ понятия «толерантность» в научной литературе
1.3 Направления воспитания толерантности у младших школьников в школе
Глава 2. Опытно-поисковая работа по воспитанию толерантности у младших школьников на примере МБОУ - СОШ № 168 г. Екатеринбурга
.1 Анализ деятельности МБОУ - СОШ № 168 по воспитанию толерантности у младших школьников в 168 школе
2.2 Диагностика уровня толерантности у младших школьников
2.3 Комплекс мероприятий по воспитанию толерантности у младших школьников
Заключение
Список использованной литературы
Толерантность - интегрированное
качество. Если она сформирована, то
и проявляется во всех жизненных
ситуациях и по отношению ко всем
людям. В то же время, опыт показывает,
что человек может быть толерантным
в отношениях с близкими, знакомыми,
но пренебрежительно, нетерпимо относиться
к людям другой веры или национальности.
В этой связи, на наш взгляд, можно
говорить о межличностной, социальной,
национальной толерантности и
Толерантность - это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей. В то же время, толерантность - это не уступка, снисхождение или потворство, а активная жизненная позиция на основе признания иного[12].
Толерантность в новом
тысячелетии - способ выживания человечества,
условие гармоничных отношений
в обществе. На сегодняшний день
возникает необходимость
Таким образом, по нашему мнению «толерантность» - это ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех граждан быть различными; обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами; уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов; готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям[10].
Понятие «толерантность», хотя
и отождествляется большинством
источников с понятием терпения, имеет
более яркую активную направленность.
Толерантность - не пассивное, покорное
терпение, а активная нравственная
позиция и психологическая
.3 Направления воспитания
толерантности у младших
Воспитание толерантности в школе у младших школьников представляет собой целенаправленный, планомерно организованный процесс.
Воспитание толерантности не может и не должно быть эпизодическим, оно даст хорошие всходы лишь в том случае, когда проблема воспитания толерантности будет решаться ежедневно.
Толерантность включает в себя: внимание к другим, снисходительность или прощение, терпение, доверие, умение владеть собой, доброжелательность, умение не осуждать других, эмпатия, умение слушать других[28].
Можно выделить следующие направления воспитания толерантности у детей младшего школьного возраста:
) знакомство детей младшего
школьного возраста с
) понимание детьми младшего школьного возраста того, что каждый
человек - уникальная личность (необходимость воспитания у детей уважение к различиям между людьми);
) понимание детьми младшего школьного возраста принципа взаимодополняемости как основной черты различий (каждый должен понять, что их различия могут выступать как дополняющие друг друга элементы, как подарок каждого из них группе в целом);
) понимание учащимися
младшего школьного возраста
принципа взаимозависимости
Ребенок, поступая в школу, входит в мир человеческих отношений, и его позитивная социализация является необходимым основанием для развития в будущем демократического, правового общества.
Б.З. Вульфов определил педагогические средства воспитания толерантности у детей младшего школьного возраста в школе[8].
К ним относятся: организация жизнедеятельности детей так, чтобы одни могли проявить, а другие - увидеть хорошее в ком-то или чем-то; оказание помощи детям в понимании внешкольной среды, противоречивости социального фона их жизни от непосредственного окружения (семья, приятельские компании) до явлений общественной жизни (социальное расслоение, материальные трудности, общественное настроение). Речь идет о методах воспитания сознания личности и практико-ориентированной направленности деятельности[30].
Т.С. Таюрской предложен подход к классификации методов и форм воспитания толерантного поведения детей младшего школьного возраста. Методы воспитания толерантного сознания младших школьников она разбила на три группы:
) методы воспитания
) методы организации
) методы стимулирования
толерантного поведения (
Формы воспитания толерантного
поведения она свела к
Особенности процесса воспитания толерантности как качества личности младшего школьника в школе:
) Целенаправленность.
раскрытие культурных, социальных, экономических и религиозных источников нетерпимости, лежащих в основе насилия и принуждения;
предупреждение
организация позитивного опыта толерантности, то есть опыта сосуществования разного;
формирование у младших школьников представления об их правах и свободах и правах и свободах окружающих;
развитие толерантности как качества личности, как принципа человеческих взаимоотношений;
развитие умений (уважать достоинство другого человека, его точку зрения, личное мнение;
вступать в позитивные
взаимоотношения с другими
уважительно относиться к представителям другой нации, другого вероисповедания;
конструктивно выходить из конфликтных ситуаций;
ненасильственно выражать свои чувства и переживания;
строить свое поведение и деятельность на ненасильственной основе; доверять другому человеку;
выслушать и понять другого.
) Многофакторность, так как
в нем принимают участие
) Сложность, которая
) Длительность вследствие
того, что формирование
) Непрерывность, которая
предполагает систематическое
) Двусторонний характер,
так как в нем участвуют,
с одной стороны, воспитатели,
с другой - воспитанники, и происходит
двойная связь: от воспитателя
к воспитаннику - прямая связь,
от воспитанника к воспитателю
- обратная связь (субъект-
Особое значение в воспитании младшего школьника имеет личность учителя, а также семейная среда[23,32].
Критерии воспитанности толерантности как качества личности младшего школьника можно представить следующим образом.
) Толерантное сознание: знание о наличии другого, необычного; знание о существовании других религий, этносов, наций, их своеобразии.
) Толерантные чувства,
качества и свойства личности:
расположенность к другим, снисходительность,
терпение, чуткость, отзывчивость, альтруизм,
терпимость к различиям,
) Толерантное поведение
как поведение на
В младшем школьном возрасте
происходит дальнейшее обогащение эмоциональной
сферы ребенка и ее развитие в
сторону все большей
Межличностные взаимоотношения
младших школьников первоначально
развиваются как функционально-
Учитывая специфику младшего
школьного возраста, все существующее
многообразие педагогических средств
воспитания толерантности у детей
данной возрастной группы можно систематизировать
в четыре основные группы и представить
следующей классификацией.
) Устное народное творчество:
пословицы; загадки;
) Художественная литература: поэзия, проза.
) Наглядные средства воспитания:
натуральные объекты (
) Игра: ролевая игра, деловая игра, русские народные игры, национальные игры народов мира.
) Учебно-познавательная
) Общение: непосредственное, формальное, неформальное, демократическое.
) Трудовая деятельность: общественно полезный труд, художественно-эстетический творческий труд[14].группа: методы воспитания:
) Методы формирования сознания личности: рассказ, объяснение, разъяснение, внушение, увещевание, этическая беседа, диспут, личный пример.
) Методы организации
) Методы стимулирования
поведения и деятельности: соревнование,
поощрение, и в наименьшей
) Активные методы социально-