Формирование толерантности

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 11:07, курсовая работа

Описание работы

За последние десятилетия Россия пережила кризис идейно-нравственных ценностей: обесценивание значимости духовности привело к развитию негативных явлений практически во всех сферах социальных отношений. Сегодня все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин этому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации, социальное окружение детей, семью все чаще проникают и в школу. При этом следует учитывать, что российское общество сложно по своему социально-классовому и национальному составу.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы толерантности у младших школьников в ОУ
1.1 Психолого-педагогическая характеристика ребенка младшего школьного возраста
1.2 Анализ понятия «толерантность» в научной литературе
1.3 Направления воспитания толерантности у младших школьников в школе
Глава 2. Опытно-поисковая работа по воспитанию толерантности у младших школьников на примере МБОУ - СОШ № 168 г. Екатеринбурга
.1 Анализ деятельности МБОУ - СОШ № 168 по воспитанию толерантности у младших школьников в 168 школе
2.2 Диагностика уровня толерантности у младших школьников
2.3 Комплекс мероприятий по воспитанию толерантности у младших школьников
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

курсова.docx

— 105.77 Кб (Скачать)

Толерантность - интегрированное  качество. Если она сформирована, то и проявляется во всех жизненных  ситуациях и по отношению ко всем людям. В то же время, опыт показывает, что человек может быть толерантным  в отношениях с близкими, знакомыми, но пренебрежительно, нетерпимо относиться к людям другой веры или национальности. В этой связи, на наш взгляд, можно  говорить о межличностной, социальной, национальной толерантности и веротерпимости. Межличностная толерантность проявляется  по отношению к конкретному человеку; социальная - к конкретной группе, обществу; национальная - к другой нации; веротерпимость - к другой вере.

Толерантность - это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность  иметь права и свободы, при  этом, не нарушая прав и свобод других людей. В то же время, толерантность - это не уступка, снисхождение или  потворство, а активная жизненная  позиция на основе признания иного[12].

Толерантность в новом  тысячелетии - способ выживания человечества, условие гармоничных отношений  в обществе. На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности с самых  первых дней обучения. Наиболее точное определение понятие «толерантность»  приобрело в «Декларации принципов  толерантности» генеральной конференции  ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года, толерантность  означает «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур  нашего мира, наших форм самовыражения  и способов проявлений человеческой индивидуальности»[11]

Таким образом, по нашему мнению «толерантность» - это ценность и  социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех граждан  быть различными; обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими  социальными группами; уважении к  разнообразию различных мировых  культур, цивилизаций и народов; готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям[10].

Понятие «толерантность», хотя и отождествляется большинством источников с понятием терпения, имеет  более яркую активную направленность. Толерантность - не пассивное, покорное терпение, а активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя взаимопонимания  между этносами, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды.

 

.3 Направления воспитания  толерантности у младших школьников  в школесоциализация толерантность школьный возраст

 

Воспитание толерантности  в школе у младших школьников представляет собой целенаправленный, планомерно организованный процесс.

Воспитание толерантности  не может и не должно быть эпизодическим, оно даст хорошие всходы лишь в  том случае, когда проблема воспитания толерантности будет решаться ежедневно.

Толерантность включает в  себя: внимание к другим, снисходительность  или прощение, терпение, доверие, умение владеть собой, доброжелательность, умение не осуждать других, эмпатия, умение слушать других[28].

Можно выделить следующие  направления воспитания толерантности  у детей младшего школьного возраста:

) знакомство детей младшего  школьного возраста с принципом  уважения человеческого достоинства  всех без исключения людей;

) понимание детьми младшего  школьного возраста того, что  каждый

человек - уникальная личность (необходимость воспитания у детей  уважение к различиям между людьми);

) понимание детьми младшего  школьного возраста принципа  взаимодополняемости как основной черты различий (каждый должен понять, что их различия могут выступать как дополняющие друг друга элементы, как подарок каждого из них группе в целом);

) понимание учащимися  младшего школьного возраста  принципа взаимозависимости как  основы совместных действий (детей  важно приучить к совместному  решению проблем и разделению  труда при выполнении заданий,  чтобы наглядно показать, как  выигрывает каждый при решении  проблем через сотрудничество);

Ребенок, поступая в школу, входит в мир человеческих отношений, и его позитивная социализация является необходимым основанием для развития в будущем демократического, правового  общества.

Б.З. Вульфов определил  педагогические средства воспитания толерантности  у детей младшего школьного возраста в школе[8].

К ним относятся: организация  жизнедеятельности детей так, чтобы  одни могли проявить, а другие - увидеть  хорошее в ком-то или чем-то; оказание помощи детям в понимании внешкольной  среды, противоречивости социального  фона их жизни от непосредственного  окружения (семья, приятельские компании) до явлений общественной жизни (социальное расслоение, материальные трудности, общественное настроение). Речь идет о методах  воспитания сознания личности и практико-ориентированной  направленности деятельности[30].

Т.С. Таюрской предложен подход к классификации методов и форм воспитания толерантного поведения детей младшего школьного возраста. Методы воспитания толерантного сознания младших школьников она разбила на три группы:

) методы воспитания толерантного  поведения на уровне сознания (разъяснение, рассказ на этическую  тему, внушение, этическая беседа, диспут, пример);

) методы организации деятельности  и воспитания опыта толерантного  поведения (упражнение, требование, приучение, поручение);

) методы стимулирования  толерантного поведения (поощрение,  наказание).

Формы воспитания толерантного поведения она свела к программным (уроки, тренинги) и внепрограммным (кружки, секции, общественные объединения, клубы). Подобную точку зрения имеют Г.В. Безюлева и Г.М. Шеламова. В русле воспитания терпимости у детей младшего школьного возраста З.И. Равкин, В.Г. Пряникова предполагают ориентацию детей на национальные и общечеловеческие ценности, одним из которых является толерантность[4,29].

Особенности процесса воспитания толерантности как качества личности младшего школьника в школе:

) Целенаправленность.

раскрытие культурных, социальных, экономических и религиозных  источников нетерпимости, лежащих в  основе насилия и принуждения;

предупреждение интолерантности;

организация позитивного  опыта толерантности, то есть опыта  сосуществования разного;

формирование у младших  школьников представления об их правах и свободах и правах и свободах окружающих;

развитие толерантности  как качества личности, как принципа человеческих взаимоотношений;

развитие умений (уважать  достоинство другого человека, его  точку зрения, личное мнение;

вступать в позитивные взаимоотношения с другими людьми;

уважительно относиться к  представителям другой нации, другого  вероисповедания;

конструктивно выходить из конфликтных  ситуаций;

ненасильственно выражать свои чувства и переживания;

строить свое поведение и  деятельность на ненасильственной основе; доверять другому человеку;

выслушать и понять другого.

) Многофакторность, так как  в нем принимают участие различные  объективные и субъективные факторы

) Сложность, которая определяется  совокупным действием многочисленных  факторов.

) Длительность вследствие  того, что формирование толерантности  требует достаточно большого  количества времени.

) Непрерывность, которая  предполагает систематическое регулярное  взаимодействие воспитателей и  воспитанников.

) Двусторонний характер, так как в нем участвуют,  с одной стороны, воспитатели,  с другой - воспитанники, и происходит  двойная связь: от воспитателя  к воспитаннику - прямая связь,  от воспитанника к воспитателю  - обратная связь (субъект-субъектные  отношения).

Особое значение в воспитании младшего школьника имеет личность учителя, а также семейная среда[23,32].

Критерии воспитанности  толерантности как качества личности младшего школьника можно представить  следующим образом.

) Толерантное сознание: знание  о наличии другого, необычного; знание о существовании других  религий, этносов, наций, их  своеобразии.

) Толерантные чувства,  качества и свойства личности: расположенность к другим, снисходительность,  терпение, чуткость, отзывчивость, альтруизм,  терпимость к различиям, доброжелательность, гуманизм, способность к сопереживанию,  миролюбие, чувство собственного  достоинства, чувство солидарности  и единства, вежливость, выдержанность,  деликатность, доброта, заботливость, ласковость, любезность, умеренность,  чувство товарищества.

) Толерантное поведение  как поведение на ненасильственной  основе: позитивная лексика, равноправное  общение, умение доверять, умение  владеть собой, умение не осуждать  других, умение слушать. Это концепция воспитания толерантности у детей младшего школьного возраста, которая включает в себя цель - развитие толерантной личности, и систему взаимосвязанных задач; подходы к воспитанию данного качества у ученика начальной школы (личностно-ориентированный, гуманистический, коммуникативно-диалогический, культурологический, деятельностный, средовой, системный); комплекс принципов; направления деятельности; систему педагогических средств; критерии и показатели сформированности толерантности, а также диагностику сформированности терпимости. Результатом успешной реализации данной концепции является высокий уровень толерантности личности младшего школьника[10,31].

В младшем школьном возрасте происходит дальнейшее обогащение эмоциональной  сферы ребенка и ее развитие в  сторону все большей осознанности, сдержанности, произвольности. В данном возрасте значительные изменения происходят в волевой сфере личности. В  целом в волевых поступках  учащихся начальной школы большую  роль играют чувства, которые не редко  становятся мотивами поведения. Развитие воли и чувств на этом этапе происходит в постоянном взаимодействии. В процессе обучения и воспитания волевые качества младшего школьника совершенствуются. Дети начинают проявлять целеустремленность, решительность, настойчивость, выдержку, самообладание, дисциплинированность[7].

Межличностные взаимоотношения  младших школьников первоначально  развиваются как функционально-ролевые  отношения между учащимися. В  основе оценок лежат характеристики роли ученика, а не его личности. В 3 - 4 классах с накоплением опыта  дети больше начинают подмечать внеролевые характеристики - доброту, честность, товарищество. Дети данной возрастной группы уже могут считаться с желанием окружающих, согласовывать с другими свои интересы, взаимодействовать, проявляя умение слушать, отстаивать свое мнение. Они способны относиться к другому, проявляя требовательность и поддержку; способны правильно оценить успехи и неудачи. В процессе взаимоотношений у детей младшего школьного возраста проявляются половые различия. Девочки в этом возрасте более робки, сдержанны, исполнительны, "требовательны к себе и окружающим, чаще теряются в новой ситуации, а мальчики более независимы, свободны и раскованны. Мальчики в этом возрасте избегают девочек, не принимают их в "свои" игры. Девочки, в свою очередь, испытывают недоверие к мальчикам, но проявляют к ним интерес[10,14].

Учитывая специфику младшего школьного возраста, все существующее многообразие педагогических средств  воспитания толерантности у детей  данной возрастной группы можно систематизировать  в четыре основные группы и представить  следующей классификацией.группа: объекты материальной и духовной культуры.

) Устное народное творчество: пословицы; загадки; скороговорки; детские народные песни; русские  народные сказки (сказки о животных, волшебные сказки, бытовые сказки); былины; мифы; легенды.

) Художественная литература: поэзия, проза.

) Наглядные средства воспитания: натуральные объекты (традиционные  национальные костюмы, головные  уборы; предметы народного декоративно-прикладного  искусства; предметы быта); изображения  (картины, иллюстрации, рисунки,  таблицы, фотографии); объемные наглядные  средства воспитания (модели, макеты, муляжи, панорамы); символические и  графические средства воспитания (карты, схемы, графики, планы); технические средства воспитания (аудиальные: грамзаписи, магнитные  записи, лазерные аудиозаписи, радиопередачи;  визуальные: диафильмы, диапозитивы,  диафильмы, транспаранты; аудиовизуальные: кинофильмы, видеофильмы, телепередачи, аудиовизуальные компьютерные программы).группа: специально организованная педагогом деятельность воспитанников.

) Игра: ролевая игра, деловая  игра, русские народные игры, национальные  игры народов мира.

) Учебно-познавательная деятельность.

) Общение: непосредственное, формальное, неформальное, демократическое.

) Трудовая деятельность: общественно полезный труд, художественно-эстетический  творческий труд[14].группа: методы  воспитания:

) Методы формирования  сознания личности: рассказ, объяснение, разъяснение, внушение, увещевание, этическая беседа, диспут, личный  пример.

) Методы организации деятельности  и формирования опыта общественного  поведения: упражнение, поручение,  приучение, требование, воспитывающие  ситуации.

) Методы стимулирования  поведения и деятельности: соревнование, поощрение, и в наименьшей степени  наказание

) Активные методы социально-психологического  развития: тренинг толерантности  (упражнения на самопознание и  развитие толерантности к своей  личности; упражнения и игры, направленные  на развитие толерантного взаимодействия с другими людьми; групповая дискуссия как метод обсуждения проблем толерантного взаимодействия); арттерапия в активной форме (рисуночная терапия, библиотерапия, музыкотерапия, сказкотерапия, куклотерапия); игропрактика (ролевая игра, деловая игра, групповая игротерапия); театрально-игровая деятельность (психодрама (биодрама, кукольная драматизация), театрализация)[10].группа: формы воспитательной работы.

Информация о работе Формирование толерантности